12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Перфилова Ольга Анатольевна1702
Россия, Омская обл., г.Калачинск
Материал размещён в группе «Педагоги-психологи»
0

Взаимодействие с детьми с ТМНР: режим дня

Программа работы педагога-психолога

«Взаимодействие с детьми с ТМНР: режим дня»

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка

Программа «Взаимодействие с детьми с ТМНР: режим дня» имеет социально-психологическую направленность.

В России более 2-х миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья, из них около 700 тысяч - дети - инвалиды. К основным видам патологии относятся психические заболевания (более, 30%). К сожалению, даже успешно обучаясь в специальных коррекционных школах, они не смогут избавиться от этих заболеваний. Многое в нашей стране сделано для воспитания, образования и коррекции детей с ментальными нарушениями. Но повзрослев, окончив школу, в которой подросток успешно социализировался в течении 9 лет, он оказывается в домашней обстановке, со своей семьёй, но без привычного окружения сверстников, нахождение в котором позволяло подростку двигаться вперед, к большей социализации. Через некоторое время наступает момент, когда подросток начинает терять навыки и умения, которым обучался в школе. Поэтому грамотное сопровождение и обучение родителями подростков с тяжелыми нарушениями развития, позволяет поддерживать их психическую и физическую активность, не только препятствуя снижению умственных способностей и утрате сформированных навыков, но и способствуя развитию интереса к активной самостоятельной жизни, к взаимодействию с окружающими людьми.

Разработанная программа «Взаимодействие с детьми с ТМНР: режим дня» является педагогически целесообразной для категорий семей воспитывающих детей с ТМНР, так как эти дети как никто другой нуждаются в создании специальных условий и регулярном соблюдении режима дня.

Актуальность программы. Актуальность данной программы определяется тем, что основным условием успешного развития ребенка с ТМНР, является грамотное сопровождение ребенка от рождения, что включает в себя продуманный и правильно организованный распорядок дня, принцип системности и постоянность единых требований к ребенку.

Программа «Взаимодействие с детьми с ТМНР: режим дня» направлена на повышение качества взаимодействия в повседневной жизни семей, воспитывающих детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР), через включение в их повседневную жизнь системы соблюдения режимных моментов.

При проведении встреч с семьями воспитывающих детей с ТМНР учитываются социально-педагогические характеристики и индивидуально-типологические особенности семей.

Программа ориентирована на освоение родителями практических и теоретических навыков продуктивного взаимодействия с детьми с ТМНР, с целью поддержки психической и физической активности ребенка, способствуя развитию его интереса к активной самостоятельной жизни, к взаимодействию с окружающими людьми.


1.2 Цель и задачи программы

Цель программы. Повышение качества взаимодействия в повседневной жизни семей, воспитывающих детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР), через включение в их повседневную жизнь системы соблюдения режимных моментов.

Задачи.

1. Выявить степень самостоятельности ребенка с ТМНР (в повседневной жизни: самообслуживание, социально-коммуникативная сфера).

2. Повысить уровень родительской компетенции воспитывающих детей с ТМНР в целях развития способностей и возможностей, а именно развития собственной активности несовершеннолетнего, развитие коммуникативных способностей ребенка, навыков самообслуживания.

3. Способствовать раскрытию ресурсов родителей, воспитывающих детей с ТМНР, путем организации их деятельности в разработке индивидуальных планов «Режим дня».

Целевая группа. Семьи, воспитывающие детей с ТМНР.


1.3 Планируемые результаты освоения программы

Принятие своего ребенка. Установление эмоциональных отношений и готовности к взаимодействию со своим ребенком, через включение в их повседневную жизнь системы соблюдения режимных моментов направленных на развитие способностей и возможностей подростка, а именно развития собственной активности несовершеннолетнего, развитие коммуникативных способностей ребенка, навыков самообслуживания

Формой подведения итогов освоения программы является практикум для родителей.


1.4. Формы занятий

диагностика

дискуссия, круглый стол

видеопросмотр

круглый стол, практическая работа

Форма общения - свободная. Участники вырабатывают и принимают правила взаимодействия. После каждой встречи проводится короткое обсуждение её результативности.


1.5. Условия реализации программы

Программа рассчитана на 12 часов.

Срок реализации – 3 дня, 4 часа в день.

На занятиях задействованы родители (законные представители, близкие люди) воспитывающие детей с ТМНР.

Методические средства, используемые на занятиях

групповая дискуссия - способ организации общения участников группы, который позволяет сопоставить противоположные позиции, увидеть проблему с разных сторон;

анализ ситуаций, стимулирует к опыту других, стремление к приобретению теоретических знаний для получения ответов на обсуждаемые вопросы;

информирование - это психологическое вмешательство, при котором ведущий подсказывает и помогает участникам, если они сталкиваются с трудностями, предоставляет им обратную связь и поддерживает их в процессе взаимодействия;

практика - применение полученных знаний к решению практических задач, умение использовать теорию на практике;

диагностические процедуры (анкета, беседа и т.д.) используются как средство получения участниками новой информации о себе и о своих детях.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Содержание программы

Занятие 1

Тема. Диагностика.

1.Знакомство. Обсуждение и принятие правил работы.

2. Вводная беседа.

3. Анкетирование.

4. Беседа по результатам анкетирования. Обратная связь.

Занятие 2

Тема. Проект «Смогу жить сам».

Вебинар «Обучение навыкам самостоятельного проживания подростков с РАС и ТМНР». https://yandex.ru/video/preview/15580679888223700325

Дискуссия, важность соблюдения режимных моментов в течении дня. Выявление проблем по несоблюдению режимных моментов с разных сторон.

Обратная связь.

Занятие 3

Тема. Я могу. Я сделаю. Я знаю, как это сделать.

1.Самостоятельная работа «Я могу. Я сделаю. Я знаю, как это сделать».

2.Упражнение «Родительские установки».

3. Практическая работа. Составление режима дня на неделю (озвучивание разработанных планов).

4.  Упражнение «Письмо о счастье».

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ


3.1.Учебно – тематический план

п/п

Тема. Цель.

Кол-во часов

Методы / Формы

Диагностика.

 Цель. Выявить степень самостоятельности подростка с ТМНР в повседневной жизни, по направлению самообслуживание и социально-коммуникативная сфера.  

4

Круглый стол

Анкетирование/беседа


Проект «Смогу жить сам».

Цель. Ознакомление с режимом дня (формой работы) в учебно-тренировочной квартире.

4

Видеопросмотр

Дискуссия

Я могу. Я сделаю. Я знаю, как это сделать.

Цель. Раскрытие ресурсов родителей, в разработке индивидуальных планов режима дня в семье.

4

Дискуссия

Мини-тренинг

Практикум

ИТОГО:

12



Календарно-учебный график

Срок реализации программы

Учебный период

Место занятий

Объём программы

2022-2023 год

3 дня в неделю

кабинет педагога-психолога

часов в неделю


3.3 Организационно-педагогические условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение программы:

проектор, компьютер;

канцелярские принадлежности;

наглядные пособия;

бланки опросника на каждого

Помещение для работы должно позволить расставить стулья для участников по кругу. При небольших группах (5-8 человек) для обсуждения определённых тем.







4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Кислякова Ю.Н. Формирование социально-бытовой компенсации у детей с тяжелой формой интеллектуальной недостаточности. Мн.: НИО. 2005.

2. Материалы Санкт-Петербургского Института раннего вмешательства.

3. Модель деятельности Центра содействия семейному воспитанию по сопровождению детей и подростков с выраженными ментальными нарушениями, кровных и замещающих семей особого ребенка/Под ред. – Семья Г.В., Шпитальская И.Ю., Романова Е.А. – М.: ЛОГОМАГ, 2017.

4. Обучение навыкам самостоятельного проживания подростков с РАС и ТМНР. https://yandex.ru/video/preview/15580679888223700325

Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционноразвивающего обучения и реабилитации: Пособие для педагогов и родителей / С.Е. Гайдукевич, В. Гайслер, Ф. Готан и др.; Науч. ред. С.Е. Гайдукевич. 2-е изд. - Мн.: УО «БГПУ им. М. Танка», 2008. -144 с.: ил.

5. Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Информационно-методический сборник для специалистов/Под редакцией А.Л. Битовой, директора РБОО «Центр лечебной педагогики», О.С. Бояршиновой, канд. биол. наук. - Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 2017.: Москва, 2017.

6. Романова Е.А., Зоводилкина О.В., Караневская О.В., Фадина А.К., Андреева С.В. Методические рекомендации по созданию специальных условий для организации образования воспитанников детских домовинтернатов системы социальной защиты, в том числе в рамках инклюзивного образования. – Федеральный ресурсный центр по развитию системы комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, с тяжелыми множественными нарушениями развития. – Псков, 2018

7. Чебарыкова С.В., Евтеева Н.В., Пантелеева Е.А., Залога Н.Ф «Мы сможем жить сами!»: учебно-методическое пособие. / авт.-сост.:.-Хабаровск : КГАОУ ДПО ХК ИРО, 2021.
















Приложение 1

Уважаемые родители!

Ф.И ребенка ________________________________________________________

Ваше ФИО_____________________________________________

Как Вы оцениваете уровень самостоятельности Вашего ребенка в повседневной жизни дома? (отметьте в таблице).

Деятельность

Оценка степени самостоятельности

Требуется постоянная помощь

Часто нуждается в подсказке и помощи

Иногда нуждается в подсказке и помощи

Полность самостоятельный

Ориентировка в ближайшем окружении





Самообслуживание





Приготовление пищи





Уход за вещами





Уборка и ремонт помещений





Ведение финансовых расчетов





Посещение общественных мест





Досуг













Опубликовано в группе «Педагоги-психологи»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.