Публикация «Взаимодействие с родителями детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования»
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Е. А. Кошеляева
«Воспитывающий должен сам обладать
умом, большим самообладанием,
добротой, высокими нравственными воззрениями».
(М.И. Драгоманов).
Инклюзивное образование — это новая, активно развивающаяся область в модернизации Российского образования, которая предполагает обучение детей с особыми образовательными потребностями (ООП), ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательных школах. Внедрение инклюзивного образования позволяет детям с ООП и ОВЗ приобрести навыки саморазвития, самосовершенствования и социализации.
Задача учителя в процессе внедрения инклюзивного образования в общеобразовательные учреждения — сформировать процесс обучения таким образом, чтобы ликвидировать различные барьеры, осуществить оптимальную поддержку всех обучающихся и помочь максимально раскрыть потенциал каждого из учеников. Для этого необходимо научиться ставить адекватные цели и задачи, осуществлять контроль и поддержку обучающихся с ООП и ОВЗ на каждом этапе достижения поставленных целей и задач.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.12 инклюзивное образование – это обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в современных общеобразовательных учреждениях совместно со здоровыми детьми или в специально созданных классах. В нашем образовательном учреждении постепенно создаются условия для реализации модели инклюзивного образования.
В наше время много семей, которые воспитывают детей с ограниченными возможностями здоровья. Зачастую это еще и неполные семьи, где один из родителей оставляет семью, не выдерживая всех тягот и бремени, которое легло на семью. Семьи сталкиваются с серьезными проблемами: они воспринимают болезнь ребёнка как трагедию всей жизни, несовпадение ожидаемого и реального, имеют множество эмоциональных проблем, и как следствие снижение уровня самооценки.
В семьях детей с отклонениями в развитии может преобладать один из неправильных вариантов воспитания.
Работая в начальной школе, часто сталкиваешься с тем, что родители не видят проблем у своего ребёнка, необъективно относятся к состоянию его психического развития. Здесь важно помочь в формировании адекватной оценки психологического состояния ребёнка, формирование адекватного представления об общественных процессах и месте «особых» людей в структуре общества.
Иногда в семьях возникает комплекс вины по отношению к своему ребенку, имеющему недостаток в здоровье и отклонение в развитии. Поэтому формируется определенный стиль родительского отношения – гиперопека. Родители ограждают ребенка от всевозможных проблем и трудных ситуаций, потакают его желаниям. В результате возникает искажение личностного развития ребенка (эгоизм, упрямство, безучастность, капризность). В этой ситуации в процессе работы учителя и родителей важно обратить взор и внимание их на скрытые и реальные возможности ребёнка, поставить соответствующие педагогические установки и вместе работать над ними, помочь избавиться от комплекса вины и неполноценности себя и своей семьи.
В другом случае к ребёнку с проблемами родители иногда относятся с неприятием, тем самым отягощая имеющийся у ребёнка психофизический дефект. Этих родителей необходимо убеждать, что только любовь их к их детям творит чудеса, ласка, внимание и сочувствие необходимы для плавного продвижения в развитии. У родителей необходимо попробовать изменить взгляд на свою проблему – воспринимать ее не как «крест», а как «особое предназначение», раскрыть собственные творческие возможности.
Наиболее эффективным в детско-родительских отношениях является стиль, когда родители принимают своего ребенка таким, какой он есть, оценивая его, не завышая и не занижая требований. Всё это способствует формированию у ребенка личностных установок, адекватной самооценки, и благоприятных прогнозов на будущее.
В работе с такими семьями следует найти возможность оказать квалифицированную поддержку, создать комфортную психологическую среду для ребенка, а также условия для самореализации родителей. В связи с тем, что родители детей-инвалидов часто неадекватно оценивают возможности своего ребенка, нужно при общении с ними соблюдать не только профессионализм, но и тактичность, гибкость, культуру общения, психологическую грамотность, желание работать с такой семьей.
Огромная проблема для семьи - это обучение детей с ОВЗ.
Сейчас активно обсуждается тема инклюзивного образования. Поэтому ведется поиск эффективных путей вовлечение родителей (воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья) в образовательный процесс. Таким образом, взаимодействию с такими семьями уделяется большое внимание. Развитие ребенка с особыми образовательными потребностями в большой степени зависит от благополучия его семейной ситуации, от «правильного» участия родителей в его физическом и нравственном становлении. Суть взаимодействия учителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в «развитии» ребенка, в раскрытии его лучших качеств, чтобы адаптировать и подготовить его к самостоятельной жизни. Именно поэтому усилия родителей и учителя должны быть объединены.
Принципы организации работы учителя с детей с ОВЗ:
принимать учащихся с ОВЗ, как и других детей в классе (не показывать, что он «особенный»);
включать их в одинаковые виды деятельности, но ставить разные задачи;
вовлекать учеников в коллективные формы обучения;
использовать и другие формы коллективного участия - совместные проекты, конкурсы, викторины, смотры знаний и т.д., то есть вовлекать в творческую «жизнь» класса и школы.
Чтобы дети справлялись со «школьной жизнью» им необходима помощь не только педагога, но и родителей.
В результате перед учителем встают следующие задачи:
Привлечь родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе.
Оказать социально - педагогическую поддержку семьям в вопросах воспитания, обучения, развития детей с ОВЗ.
Повысить правовую, педагогическую компетентность родителей.
Обучить родителей эффективным способам взаимодействия со своим ребенком.
Организовать совместную деятельность учреждения и родителей по укреплению здоровья детей.
Оптимизировать отношения между семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ и социумом.
Направления работы педагогов с родителями детей с ОВЗ:
психолого-педагогическое просвещение родителей (родительские университеты; конференции и др.);
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (дни открытых дверей; открытые уроки и внеклассные мероприятия и др.);
участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом (участие родителей класса в работе родительского комитета и др.).
Таким образом, взаимоотношения ребенка с родителями, родительская позиция по отношению к нему оказывают существенное влияние на развитие личности ребенка. В этой связи огромное значение приобретает целенаправленная работа учителя по оптимизации отношений родителей и детей.
К сожалению, в данный момент, учитывая наши социально-экономические условия и уровень общественного сознания, инклюзивное образование в России носит пока экспериментальный характер. Конечно, за последние годы многое изменилось, родителям детей с ОВЗ стало жить проще, государство стало во многом помогать, но очень хочется, чтобы инклюзивное образование поднялось на ступеньку выше.
Список источников
Федеральный закон от 29.12.2012 No273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Акимова О. И. Инклюзивное образование как современная модель образования // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии. – М.: Издатель: Московский городской психолого-педагогический университет, 2011. – с.10-11
Григорьева Г. Ф. Дети должны учиться вместе / Г. Ф. Григорьева. - (Качественное образование). - (Стандарты и пути) // Национальные проекты. - 2009 - N12 -С. 70-71.
Кузьмина О.С. К вопросу о подготовке педагогов к работе в условиях инклюзивного образования // В мире научных открытий. 2014. №5.1 (53). С. 365-371
Рожков А.И. Деятельность федерального методического центра в процессе сопровождения инклюзивного профессионального образования / А.И. Рожков [и др.] // Проблемы современного педагогического образования. 2016. №53 – 11. С. 34-39
Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru