12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Добрынина Елена Вадимовна1456
Россия, Чувашская респ., Чебоксары
Материал размещён в группе «Логопеды школ, садов и центров»
6

Статья «Индивидуальная работа по речевому развитию детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования»



Добрынина Е.В.,

учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад №122»

г.Чебоксары

Индивидуальная работа по речевому развитию

детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования


Презентация к статье
PPT / 9.64 Мб

Тезисы

-Эффективная реализация включения ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательного учреждения практически невозможна без специализированного психолого-медико-педагогического сопровождения, стратегия которого определяется специалистами ТПМПК и ПМПк.

-Специфические задачи речевого развития решаются одновременно с формированием основных видов детской деятельности.

-Задачи индивидуальной коррекционно-развивающей работы по развитию речи должны максимально полно отражать психолингвистическую модель языка, т.е. при их постановке необходимо учитывать:

речевую активность ребёнка;

мотивационный план речевой деятельности;

характер речевого материала.

-Основные задачи индивидуальной работы по развитию речи в инклюзивной группе:

I уровень речевого развития: пробуждение у ребенка речевой активности как важнейшего условия овладения речью, интереса к предметному миру и человеку;

II уровень речевого развития: развитие коммуникативной функции речи;

III-IV уровни речевого развития: развитие коммуникативно-регулирующей функции речи (овладение разными видами коммуникативных высказываний).

-Формы НОД и совместной деятельности, в ходе которых можно решать задачи индивидуальной коррекционной работы:

процесс живого общения с ребенком по поводу бытовых, игровых и познавательных интересов;

сюжетно-ролевые и театрализованные игры;

рисование, лепка, конструирование, ручной труд;

занятия по развитию речи по принципу моделирования коммуникативных ситуаций;

формирование элементарных математических представлений;

физическое воспитание;

музыкальное воспитание.

-Технология индивидуальной работы по речевому развитию детей с ТНР в инклюзивной группе опирается на:

взаимосвязь речи и мелкой моторики;

взаимосвязь речи и мышления;

структуру дефекта ребенка с речевой патологией;

современные педагогические технологии.

-Требования к технологии индивидуальной работы по речевому развитию детей с ТНР в инклюзивной группе:

Технологии индивидуальной работы по речевому развитию детей с ТНР в инклюзивной группе включает в себя:

-Су – джок терапию:

Систематический массаж и разнообразные игры с шариками и кольцами су-джок позволяют:

нормализовать мышечный тонус (что особенно важно для детей с различными двигательными расстройствами, детским церебральным параличом, минимальной мозговой дисфункцией);

активизировать межполушарное взаимодействие, синхронизировать работу обоих полушарий мозга;

стимулировать речевые области в коре головного мозга;

повысить энергетический уровень ребенка, развить тактильную чувствительность;

развить познавательную и эмоционально-волевую сферы ребенка.

-Изоритмику:

Это целый комплекс игровых упражнений для развития мелкой моторики пальцев рук, которые сопровождаются проговариванием соответствующих рисунку стихотворных четверостиший. При этом очень важно, чтобы речь и движение пальцев рук совпадали.

Использование в процессе НОД по развитию речи игровых изоритмических упражнений даёт положительные результаты: 

у детей развивается способность замечать характерные особенности предметов;

закрепляются знания о цвете, форме, величине;

появляется свободная ориентировка на листе бумаги;

подготавливается рука к письму;

формируются произвольное внимание, речеслуховая память, творческое воображение, художественный вкус;

развивается мелкая моторика пальцев, ритм правильного дыхания, что способствует развитию связной речи детей.

-Блоки Дьенеша и палочки Кюизенера:

Логические блоки и палочки помогут развить различные типы мышления у ребенка, раскроют его потенциал к решению упражнений и заданий. Если ежедневно применять для занятий фигуры или блоки Дьенеша и палочки Кюизенера, то у ребенка сформируется оперативная память и умение характеризовать свойства любого предмета.

При сопровождении конструктивных действий речью (короткие стихи А.Барто и др.) развивается речеслуховая память, формируется ритм правильного дыхания, отрабатывается четкость произношения звуков.

-Массаж пальцев карандашами:

С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястье, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны.

Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие ребенка, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук.

Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.

-Методику В.В.Цвынтарного «Играем пальчиками – развиваем речь».

Технология индивидуальной работы по речевому развитию детей с ОВЗ отражена в карте:

 

Карта индивидуальной работы в группе по речевому развитию ребенка. 

Звуки [л], [л’].

Технологии

Содержание

Су-джок

Мы делили апельсин. Много нас, а он один!

Эта долька для ежа, Эта долька для чижа,

Эта долька для утят, Эта долька для котят,

Эта долька для бобра, Ну, а волку - кожура.

Он сердит на нас - беда! В домик прячемся - сюда!

Изоритмика

Мы волну рисуем смело,

Потом две линии умело.

Палубу для корабля,

Ну и мачта, чтоб была.

Паруса – вот тут и там.

Мчит кораблик по волнам.


 


 


 

Блоки Дьенеша

Головой кивает слон,

Он слонихе шлёт поклон.

Палочки Кюизинера

Из чудесных палочек всем на удивление

Выложим сказочного быстрого оленя.

 

 

 

 

Массаж карандашами

«Вертолёт» Возьми тонкий карандашик

тремя пальцами. Покрути его.
Пусть он вращается быстро-быстро, как винт вертолёта!
Отправляется в полет. Наш красавец

вертолёт!

Играем пальчиками-

развиваем речь

Лодка.

Лодочка плывет по речке,

Оставляя на воде колечки.


 

Список использованной литературы:

1. Блоки Дьенеша для самых маленьких. –М.: ООО «Корвет», 2010.

2. На златом крыльце сидели. Альбом для подготовки к школе. –М.:Стрекоза, 2008.

3. Семаго Н.Я. Инклюзивный детский сад: деятельность специалистов. –М.: ТЦ, 2012.

4. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками – развиваем речь. –М.: Лань, 1997.

Опубликовано в группе «Логопеды школ, садов и центров»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.