Статья «Индивидуальная работа по речевому развитию детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования»
Пояснительная записка к презентации
Добрынина Е.В.,
учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад №122»
г.Чебоксары
Индивидуальная работа по речевому развитию
детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования
Презентация к статье
PPT / 9.64 Мб
Тезисы
-Эффективная реализация включения ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательного учреждения практически невозможна без специализированного психолого-медико-педагогического сопровождения, стратегия которого определяется специалистами ТПМПК и ПМПк.
-Специфические задачи речевого развития решаются одновременно с формированием основных видов детской деятельности.
-Задачи индивидуальной коррекционно-развивающей работы по развитию речи должны максимально полно отражать психолингвистическую модель языка, т.е. при их постановке необходимо учитывать:
речевую активность ребёнка;
мотивационный план речевой деятельности;
характер речевого материала.
-Основные задачи индивидуальной работы по развитию речи в инклюзивной группе:
I уровень речевого развития: пробуждение у ребенка речевой активности как важнейшего условия овладения речью, интереса к предметному миру и человеку;
II уровень речевого развития: развитие коммуникативной функции речи;
III-IV уровни речевого развития: развитие коммуникативно-регулирующей функции речи (овладение разными видами коммуникативных высказываний).
-Формы НОД и совместной деятельности, в ходе которых можно решать задачи индивидуальной коррекционной работы:
процесс живого общения с ребенком по поводу бытовых, игровых и познавательных интересов;
сюжетно-ролевые и театрализованные игры;
рисование, лепка, конструирование, ручной труд;
занятия по развитию речи по принципу моделирования коммуникативных ситуаций;
формирование элементарных математических представлений;
физическое воспитание;
музыкальное воспитание.
-Технология индивидуальной работы по речевому развитию детей с ТНР в инклюзивной группе опирается на:
взаимосвязь речи и мелкой моторики;
взаимосвязь речи и мышления;
структуру дефекта ребенка с речевой патологией;
современные педагогические технологии.
-Требования к технологии индивидуальной работы по речевому развитию детей с ТНР в инклюзивной группе:
Технологии индивидуальной работы по речевому развитию детей с ТНР в инклюзивной группе включает в себя:
-Су – джок терапию:
Систематический массаж и разнообразные игры с шариками и кольцами су-джок позволяют:
нормализовать мышечный тонус (что особенно важно для детей с различными двигательными расстройствами, детским церебральным параличом, минимальной мозговой дисфункцией);
активизировать межполушарное взаимодействие, синхронизировать работу обоих полушарий мозга;
стимулировать речевые области в коре головного мозга;
повысить энергетический уровень ребенка, развить тактильную чувствительность;
развить познавательную и эмоционально-волевую сферы ребенка.
-Изоритмику:
Это целый комплекс игровых упражнений для развития мелкой моторики пальцев рук, которые сопровождаются проговариванием соответствующих рисунку стихотворных четверостиший. При этом очень важно, чтобы речь и движение пальцев рук совпадали.
Использование в процессе НОД по развитию речи игровых изоритмических упражнений даёт положительные результаты:
у детей развивается способность замечать характерные особенности предметов;
закрепляются знания о цвете, форме, величине;
появляется свободная ориентировка на листе бумаги;
подготавливается рука к письму;
формируются произвольное внимание, речеслуховая память, творческое воображение, художественный вкус;
развивается мелкая моторика пальцев, ритм правильного дыхания, что способствует развитию связной речи детей.
-Блоки Дьенеша и палочки Кюизенера:
Логические блоки и палочки помогут развить различные типы мышления у ребенка, раскроют его потенциал к решению упражнений и заданий. Если ежедневно применять для занятий фигуры или блоки Дьенеша и палочки Кюизенера, то у ребенка сформируется оперативная память и умение характеризовать свойства любого предмета.
При сопровождении конструктивных действий речью (короткие стихи А.Барто и др.) развивается речеслуховая память, формируется ритм правильного дыхания, отрабатывается четкость произношения звуков.
-Массаж пальцев карандашами:
С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястье, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны.
Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие ребенка, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук.
Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.
-Методику В.В.Цвынтарного «Играем пальчиками – развиваем речь».
Технология индивидуальной работы по речевому развитию детей с ОВЗ отражена в карте:
Карта индивидуальной работы в группе по речевому развитию ребенка.
Звуки [л], [л’].
Технологии |
Содержание |
Су-джок |
Мы делили апельсин. Много нас, а он один! Эта долька для ежа, Эта долька для чижа, Эта долька для утят, Эта долька для котят, Эта долька для бобра, Ну, а волку - кожура. Он сердит на нас - беда! В домик прячемся - сюда! |
Изоритмика |
Мы волну рисуем смело, Потом две линии умело. Палубу для корабля, Ну и мачта, чтоб была. Паруса – вот тут и там. Мчит кораблик по волнам.
|
Блоки Дьенеша |
Головой кивает слон, Он слонихе шлёт поклон. |
Палочки Кюизинера |
Из чудесных палочек всем на удивление Выложим сказочного быстрого оленя.
|
Массаж карандашами |
«Вертолёт» Возьми тонкий карандашик тремя пальцами. Покрути его. вертолёт! |
Играем пальчиками- развиваем речь |
Лодка. Лодочка плывет по речке, Оставляя на воде колечки. |
Список использованной литературы:
1. Блоки Дьенеша для самых маленьких. –М.: ООО «Корвет», 2010.
2. На златом крыльце сидели. Альбом для подготовки к школе. –М.:Стрекоза, 2008.
3. Семаго Н.Я. Инклюзивный детский сад: деятельность специалистов. –М.: ТЦ, 2012.
4. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками – развиваем речь. –М.: Лань, 1997.