Доклад «Взаимодействие семьи и школы в современной социально-образовательных ситуациях»
Назначение социально-педагогической работы школы – социальная защита ребенка, оказание ему социальной и педагогической помощи, организация его обучения, реабилитация и адаптация ребенка в обществе.
Основное назначение социальной работы – это установление взаимодействия между личностью ребенка и обществом для совершенствования адаптации детей с проблемами в развитии в общество.
Основной задачей социального педагога школы является социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребенка, установления связей и партнерских отношений между семьей и школой.
Целью социальной работы является - социальная защита воспитанников школы, их развитие, образование, воспитание человека, способного к максимальной реализации своих потребностей и потенциальных возможностей в социуме.
Комплектование и структура школы.
За все эти годы оранизационно-педагогическая структура не претерпела
изменений – это: школьное отделение, дошкольно-социальное отделение.
Отделения |
Учебный год |
||
2010-2011 |
2011-2012 |
2012-2013 |
|
Школьное |
114 учащихся |
126 учащихся |
133 учащихся |
Дошкольные группы |
30 воспитанников |
30 воспитанников |
30 воспитанников |
Социальная группа |
8 воспитанников |
8 воспитанников |
7 воспитанников |
Социальный педагог всегда отстаивает права своих учащихся и воспитанников, выступает в качестве эксперта в постановке «социального диагноза», определяет методы допустимого компетентного педагогического вмешательства в решении их проблем. Деятельность социального педагога не ограничивается рамками своего образовательного учреждения.
Составление социальных паспортов класса классными руководителями играет огромную роль. Эффективная работа с обучающимися также способствует взаимодействию и информационному обмену классного руководителя и социального педагога, что позволяет комплексно и всесторонне работать с детьми.
Сведения об изменении социального состава учащихся
СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ ШКОЛЫ
№ |
Социальное положение семьи |
2010-2011 уч.год |
2011-2012 уч.год |
2012–2013 уч.год |
|||||||||
Шк отд |
Дош отд |
Соц гр |
Всего |
Шк отд |
Дош отд |
Соц гр |
Всего |
Шк отд |
Дош отд. |
Соц гр. |
Всего |
||
Всего воспитанников |
114 |
30 |
8 |
152 |
126 |
30 |
8 |
164 |
133 |
30 |
7 |
170 |
|
1. |
Инвалиды |
51 |
9 |
8 |
68 |
50 |
10 |
8 |
68 |
54 |
17 |
6 |
77 |
2. |
Многодетные |
16 |
6 |
- |
22 |
19 |
4 |
- |
23 |
21 |
7 |
- |
28 |
3. |
Малообеспечен |
- |
- |
- |
- |
3 |
- |
- |
3 |
1 |
- |
- |
1 |
4. |
Сложная жизненная ситуация |
11 |
1 |
1 |
13 |
14 |
2 |
- |
16 |
12 |
- |
- |
12 |
5. |
Неполные семьи |
26 |
7 |
2 |
35 |
26 |
6 |
2 |
34 |
36 |
10 |
1 |
47 |
6. |
Опекаемые и сироты |
2 |
1 |
- |
3 |
3 |
- |
- |
3 |
6 |
1 |
- |
7 |
7. |
Мать одиночка |
1 |
1 |
- |
2 |
6 |
- |
1 |
7 |
6 |
2 |
1 |
9 |
8. |
Внутришкольн.учет |
- |
- |
- |
- |
2 |
- |
- |
2 |
- |
- |
- |
- |
9. |
ОДН УВД |
2 |
- |
- |
2 |
2 |
- |
- |
2 |
- |
- |
- |
- |
10. |
Родители инвалиды |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
- |
- |
1 |
11. |
Дети без попечения родителей |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
12. |
Дети КМНС |
- |
- |
- |
- |
2 |
- |
- |
2 |
2 |
- |
- |
2 |
Большая работа ведется по профессиональной ориентации. Для профессиональной ориентации подростков актуальным являются: предоставление информации об особенностях выбора профиля обучения и возможных путях продолжения образования по выбранной профессии, формирование оптимистического отношения к своему профессиональному будущему; воспитание уважительного отношения к разным видам профессионального труда, как социально равноценным.
Социальный педагог на протяжении нескольких лет работает в тесном контакте с МАУ МУК «Эврика». С учетом выявления интереса ребят и их родителей ведется просветительская работа о значимости полученных трудовых навыков. Ежегодно выпускники школы продолжают обучение в МАУ МУК «Эврика», получая профессии повара и слесаря по ремонту автомобилей. В этом учебном году 2 выпускника ( Салтыкова Яна и Творогов Валерий) собираются продолжить свое обучение в МАУ МУК «Эврика», а Ахмедшин Алексей переезжает на постоянное место жительства в Подмосковье.
Сведения о выпускниках МБОУС (К) ОШ №18
за период с 2009г. По 2012 уч. Год
Учебный год |
Количество учащихся, получивших основное образование |
Учащиеся, продолжающие обучение в МУК «Эврика» |
2010 – 2011 гг. |
6 чел. |
4 чел. |
2011 – 2012 гг. |
5 чел. |
4 чел. |
2012 – 2013 гг. |
3 чел. |
2 чел. |
Опираясь на социальный паспорт школы можно сказать следующее, что социальным педагогом ведется системная работа по профилактике правонарушений. Социально-профилактическая профилактика и коррекция – способствует современному выявлению и предупреждению фактов отклоняющегося поведения учащихся, формированию потребностей в ведении учащимися здорового образа жизни, проводим профилактическую работу с учащимися, состоящими на учете в школе, отделе по делам несовершеннолетних при городском отделе полиции, повышаем уровень правовой культуры учащихся и родителей.
Для достижения положительных результатов в своей деятельности социальный педагог:
Руководствуется Законом «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, нормативными актами, федеральными законами «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений среди несовершеннолетних», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
Поддерживает тесные связи с родителями;
Изучает социальные проблемы учащихся и воспитанников;
Ведет профилактическую работу с детьми из неблагополучных семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
Осуществляет социальную защиту детей из семей группы риска: многодетных, опекаемых, неполных, малообеспеченных и т.д.;
Проводит патронаж опекаемых и неблагополучных семей.
Прежде чем рассмотреть работу социального педагога с семьей, следует вспомнить типы семей, с которыми работает социальный педагог –это многодетная, опекунская, с детьми-инвалидами, неблагополучная.
Никто не сможет нам поведать больше о своём ребёнке, чем его родители. Поэтому работу следует начинать с семьи. Необходимо посетить семью, ознакомиться с домашним микроклиматом, выяснить родительский стиль воспитания, есть ли у ребёнка в квартире личное пространство, обязанности, взаимоотношения между членами семьи. Очень важно, чтобы родитель доверял наставнику своего ребёнка. Только тогда можно создать дружную команду (учитель - родитель - классный руководитель - социальный педагог) и построить воспитательный маршрут, чтобы помочь ребёнку.
Социальный педагог при работе с семьей выступает в роли советника, который информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей. Дает педагогические советы по воспитанию детей, информирует о существующих методах воспитания, в отдельно взятых семьях, разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье, защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей ( алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям.
В этом учебном году социальный педагог дважды принимала участие в судебном заседании по защите прав ребенка учащегося 4 «б» класса Петренко Вячеслава.
На базе школы постоянно действует совет по профилактике правонарушений, социально-психологическая служба школы сотрудничает с комиссией по делам несовершеннолетних города, отделом опеки и попечительства УО, отделом семьи и ребенка Управления социальной защиты населения, ОДН УВД.
Не остаются без внимания дети – опекаемые, в нашей школе таких 6.
Дети проживающие под опекой (попечительством)
2010 – 2011 |
класс |
2011-2012 |
класс |
2012-2013 |
класс |
1Аманов Салават |
6 «б» |
1.Аманов Салават |
7 «б» |
1.Аманов Салават |
8 «б» |
2.Сидорук Игорь |
9 «б» |
2.Потапова Наталья |
Подгот. класс |
2.Сторожук Максим |
4 «в» |
3.Бурмистров Кирилл |
4 «б» |
3.Бурмистров Кирилл |
5 «б» |
3.Бурмистров Кирилл |
6 «б» |
4.Васильев Павел |
9 «б» |
|
4. Бойко Дарья |
Подгот класс. |
|
5.Боговский Даниил |
Подгот класс. |
5. Демин Андрей |
1 «а» |
||
6.Потапова Наталья |
ДСО «Радуга» |
6. Якупова Ильвина |
1 «б» |
Традиционными стали посещения опекаемых семей и заполнение актов жилищных условий. Опекаемые учащиеся воспитываются в семьях опекунов, которые заботятся о воспитании, обучении, подготовке общественно-полезной деятельности, поддерживают тесную связь с социальным педагогом, классным руководителем, воспитателем и другими специалистами школы.
Взаимоотношения в их семьях доброжелательные, школьными принадлежностями, одеждой и обувью по сезону обеспечены.
Год от года не уменьшается число детей подлежащих социальной защите и пристальному вниманию социальных педагогов. Учащиеся и воспитанники ДСО (социальная группа «Росинка») получают материальную помощь согласно положению о порядке расходования средств фонда всеобуча.
В целом распределение материальной помощи по годам выглядит следующим образом
Фонд всеобуча за 2011 год |
||||||
Категория детей |
I квартал II квартал |
III-IV квартал |
||||
Дети инвалиды |
11 чел х 2000=22000 |
11 чел х 2000=22000 |
||||
Опекаемые сироты |
1 чел х 3000=3000 |
1 чел х 2000=2000 |
||||
ИТОГО: 25000 тысяч рублей 24 000 тысячи рублей |
||||||
Фонд всеобуча за 2012 год |
||||||
Категория детей |
I квартал |
II квартал |
||||
Дети инвалиды |
6 чел х 3000=18000 |
1 чел х 4000=4000 2 чел х 3000=6000 |
||||
Опекаемые сироты |
1 чел х 3000=3000 |
1 чел х 5000=5000 |
||||
Малообеспеченные |
1 чел х 3500=3500 |
1 чел х 5000=5000 |
||||
ИТОГО: 25000 тысяч рублей 20 000 тысяч рублей |
||||||
Фонд всеобуча за 2013 год |
||||||
Категория детей |
I квартал |
|||||
Дети инвалиды |
7 чел х 3000=21000 |
|||||
Опекаемые сироты |
2 чел х 4000=8000 |
|||||
Малообеспеченные |
1 чел х 3000=3000 |
|||||
ИТОГО: 32000 тысячи рублей |
Учащимся Демиденко Анне, Петраковой Ирине, Сторожук Максиму, Кубышкину Андрею, Кубышкину Михаилу была оказана благотворительная помощь от сотрудников ООО «Газпром добыча Ямбург» в рамках акции волонтерского движения «Акция Добра». Детям была приобретена зимняя одежда и обувь.,
Учащиеся Плотников Станислав, Кенжибаева Бурулкан, Манапов Марат, Гприч Антон, Порядин Глеб получили благотворительную материальную помощь от Филиала Ханты-Мансийского банка города Новый Уренгой в виде банковской карты с суммой денежных средств в размере 3000 тысяч рублей.
В целях укрепления здоровья детей, обеспечения качественного и сбалансированного питания учащихся и воспитанников, в школе организованно бесплатное горячее питание, из расчета стоимости и возрастной категории.
Для учащихся групп продленного дня трехразовое питание. Для учащихся, не посещающих ГПД одноразовое питание.
Для детей дошкольного отделения пятиразовое питание, согласно среднесуточных норм питания на одного ребенка.
В школе функционирует столовая, которая имеет необходимое технологическое оборудование. Эстетическое и санитарное состояние соответствует предъявляемым санитарно – эпидемиологическим требованиям.
Дети дошкольного отделения питаются в группах в специально отведенных обеденных зонах, дети социального и школьного отделений – в столовой, по графику, утвержденному директором учреждения.
Меню разнообразное, отличается чередованием мясных и рыбных блюд, свежих овощей в вареном или сыром виде, а также в консервированном виде. На завтрак дети получают в основном молочные каши, запеканки и макаронные изделия, свежие фрукты.
В системе комплексного сопровождения детей с проблемами в развитии, немаловажное значение имеет летний оздоровительный отдых. Ежегодно на базе нашей школы работает летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей. Учитывая заболеваемость нашего контингента детей, их отдых, оздоровление в домах отдыха и детских оздоровительных лагерях может осуществляться только в сопровождении родителей.
В 2012-2013 учебном году были выделены путевки по линии социальной защиты населения нашим учащимся: Петраковой Ирине, Бурмистрову Кириллу, Лищенко Владимиру, Кенжибаевой Бурулкан дети оздоровились в окружном реабилитационном центре для детей с ограниченными возможностями в санатории «Большой Тараскуль».
Нерешённых проблем остаётся много. Работу необходимо продолжать. Ведь детство не бывает безоблачной порой, беззаботным временем. Оно полно острых чувств, нерешённых загадок, страхов, надежд и опытов, смятения. Детство драматично, но драма обычно не заметна для нас, взрослых. И только когда с ребёнком происходит что-нибудь необыкновенное, мы, взрослые, начинаем догадываться, что у ребёнка есть скрытая от нас душевная жизнь.