Поурочный план. Физика, 11 класс. Мякишев Г.Я, Буховцев Н.Н., Чаругин В.М. – М.: Просвещение, 2014., 2 ч. в неделю
Урок 1/1
Тема: Взаимодействие токов.
Цели урока: ∙ повторение, углубление и систематизация имеющихся у учащихся сведений о магнитных явлениях и магнитном поле;
∙ формирование научного мировоззрения учащихся, акцентируя внимание о материальности магнитного по-ля на основе рассмотрения действия магнитного поля на заряды и токи;
∙ воспитывать сознательное отношение к учебе и заинтересованность в изучении физики.
Оборудование: Компас, две катушки, два штатива, источник тока, две мягкие изолированные телефонные провода или станиолевые ленты, шарик на нити, катушка со стальным сердечником.
Ход урока:
Оргмомент.
Сообщение учащимся учебного плана по физике 11 класса по 2-х часовой сетке.
Изучение нового материала.
Общие сведения по теме «Магнитное поле»: количество уроков – 5, в т.ч. контрольных работ – 1, коллоквиум – 1. На коллоквиум необходимо сдать разноуровневый тест по теме «Магнитное поле» с учетом уровня подготовки. Всего предлагаются задания по вариантам 1-4 в трёх уровнях сложности:
Варианты тестов в классе распределяет учитель, согласовав уровень теста с учащимися индивидуально.
Повторение:
∙ Фалес Милетский – отец античной науки, магнетизм (IV в. до н. э.).
∙ Лукреций Кар, философская поэма «О природе вещей» (I в. до н. э.)
∙ Компас – первое практическое применение магнитов.
Основной материал:
∙ Взаимодействие проводников с электрическим током.
∙ Магнитное поле.
∙ Индикаторы магнитного поля:
а) магнитная стрелка – исследование магнитного поля Земли.
б) проводник с током – гальванометры.
в) свободно движущиеся электрические заряды – кинескопы телевизоров.
∙ Взаимодействие магнита и электрического тока.
∙ Свойства магнитного поля.
Демонстрации:
∙ Взаимодействие двух параллельных токов.
∙ Действие магнитного поля тока на магнитную стрелку.
∙ Отсутствие действия магнитного поля тока на висящий наэлектризованный маятник.
Закрепление материала.
Разбор вопросов (для сравнения электростатического и магнитного полей):
∙ Что является источником:
а) электростатического поля? (покоящиеся электрические заряды)
б) магнитного поля? (движущиеся электрические заряды – электрический ток)
∙ При помощи чего передается взаимодействие:
а) электрических токов? (магнитным полем одного тока на другой ток; магнитными силами)
б) электрических зарядов? (электрическим полем одного заряда на другой заряд; электрическими силами)
∙ Что является индикатором:
а) электростатического поля? (электрические заряды)
б) магнитного поля? (движущиеся электрические заряды – электрический ток)
Подведение итогов урока.
Домашнее задание: § 1. Контрольные вопросы 1,2.
Приступить к выполнению разноуровневого теста по теме «Магнитное поле» к коллоквиуму.
© Рахматуллин Радик Акрамович, МАОУ «Александровская СОШ» с. Александровка Александровского района Оренбургской области, 2017
© www.radik.web-box.ru, 2017