Взаимодействие учителя и обучающихся на уроках литературного чтения по ФГОС НОО.

1
0
Материал опубликован 10 March

Взаимодействие учителя и обучающихся на уроках литературного чтения по ФГОС НОО.


Романова Елена Александровна , учитель начальных классов

МОУ СОШ 4, г.Комсомольск -на - Амуре.


Образовательный процесс в начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей и формирование способности учащихся к самообразованию. Приоритет начального общего образования - развитие личности через формирование универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные, личностные и коммуникативные).

Развитие коммуникативных умений происходит на материале учебников всех предметных линий посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль .

Литературное чтение в начальной школе один из важнейших предметов, формирующих основы личностного развития ребёнка, его читательские способности и коммуникативные навыки. Введение ФГОС НОО определило новые подходы к организации образовательного процесса, акцентируя внимание на деятельностной природе обучения и активной роли ученика. В этих условиях особую значимость приобретает взаимодействие между учителем и обучающимися, которое становится ключевым фактором достижения образовательных целей.

t1741567733aa.jpg

ОСтрелка вправо 2 сновные формы учебной коммуникации.

МСтрелка вправо 3 онологические формы речевой коммуникации:
Выступать с готовой заранее речью
, выступать с неподготовленной речью, рассказывать, пересказывать, спрашивать и задавать вопросы, сообщать, докладывать, отвечать на вопросы, аргументировать, ассоциировать, критиковать, доказывать и опровергать, защищать и доказывать своё мнение.
Диалогические формы речевой коммуникации
:
Учебная беседа учителя и ученика
, учебная беседа в парах, учебная беседа в группах, дискуссия, дебаты, переговоры, ответы на вопросы, ролевая игра, театрализация, блиц-турнир, учебный ринг, заседание клуба, защита проекта.

Особенности взаимодействия учителя и обучающихся на уроках литературного чтения.

Личностно-ориентированный подход

ФГОС НОО предполагает создание условий для личностного развития обучающихся, что требует от учителя учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка. Взаимодействие на уроках литературного чтения должно быть построено таким образом, чтобы: поддерживать интерес к процессу чтения; учитывать уровень читательской грамотности каждого ученика.

Использование интерактивных методов обучения

Современные уроки литературного чтения в рамках ФГОС НОО должны быть насыщены интерактивными методами, которые позволяют вовлечь обучающихся в активный образовательный процесс. Эффективными приёмами являются:

1)Чтение с остановками. Учитель читает текст вслух, делая паузы для обсуждения или прогнозирования дальнейшего развития сюжета.

2)Ролевая игра. Ученики могут примерить на себя роли персонажей произведения, что способствует более глубокому пониманию текста.

3)Дискуссии. Организация обсуждений по прочитанному тексту развивает навыки аргументации и критического мышления.

Формирование коммуникативных навыков

Одной из задач уроков литературного чтения является развитие устной и письменной речи . Для этого важно активно включать учеников в диалог с учителем и одноклассниками.

Примеры заданий:

- составление вопросов к тексту;

- пересказ с элементами творчества ;

- написание небольших сочинений или отзывов на произведения.

Использование современных технологий

Интерактивные доски, планшеты и образовательные платформы расширяют возможности в организации взаимодействия с детьми. Например, использование мультимедийных презентаций помогает визуализировать сюжет, а электронные викторины стимулируют интерес к текстам.




Развитие эмоциональной сферы

Чтение художественной литературы играет важную роль в формировании эмоционального интеллекта детей. Можно использовать:

1)выразительное чтение с обсуждением чувств героев;

2)обсуждение моральных дилемм, затронутых в произведении;

3) творческие задания.

Рекомендации для учителей

Начинайте урок с мотивации. Например, задайте вопрос или продемонстрируйте иллюстрацию, которая вызовет интерес к теме.

Используйте разнообразные форматы работы. Чередуйте индивидуальную, парную и групповую работу для развития навыков сотрудничества.

Обратная связь. Проводите рефлексию в конце урока, чтобы ученики могли оценить свои успехи и высказать свои впечатления.

Развивайте творческий потенциал. Предлагайте задания, требующие нестандартного подхода (например, придумать продолжение истории или альтернативный финал).

Успешное применение описанных подходов способствует формированию у обучающихся не только читательской грамотности, но и общей культуры, что является важнейшей целью начального образования.


Список литературы

Ахтырская Елена Николаевна Особенности уроков литературного чтения в рамках реализации ФГОС НОО // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2015. №12 (57). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-urokov-literaturnogo-chteniya-v-ramkah-realizatsii-fgos-noo

Кот Тамара Алексеевна ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №68-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnye-formy-i-metody-obucheniya-mladshih-shkolnikov-v-kontekste-prepodavaniya-distsipliny-literaturnoe-chtenie-v-nachalnoy

Штербова Л. В. Формирование коммуникативных УУД на уроках чтения в начальной школе по ФГОС // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. 2017. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnyh-uud-na-urokah-chteniya-v-nachalnoy-shkole-po-fgos



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.