12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Марина Королева212
3

Взаимодействие в педагогическом общении: сущность, приёмы, проблемы.

ОГБПОУ «Рязанский колледж культуры»
Школа педагогического мастерства








Взаимодействие в педагогическом общении:

сущность, приёмы, проблемы.













Преподаватель общеобразовательных дисциплин
Королёва М.Н.



Шацк
20
20





Тема: Взаимодействие в педагогическом общении: сущность, приёмы, проблемы.



Актуальность: Проблема взаимодействия и сотрудничества весьма актуальна сегодня и обусловлена рядом причин: социальными изменениями, состоянием массовой педагогической практики, поисками и находками передовых преподавателей.
Совместная работа учащихся имеет ряд явных преимуществ: возрастание объема материала, усваиваемого учащимися, глубина понимания, экономия времени, уменьшение дисциплинарных трудностей в процессе обучения, увеличение удовольствия у учащихся от учения, рост сплоченности коллектива, развитие коммуникативных и организационных навыков и др.
Отсутствие навыков общения, взаимодействия и сотрудничества приводит к потере интереса, снижению мотивации. Общение в педагогической работе выступает средством решения учебных задач, социально-психологическим обеспечением воспитательного процесса и способом организации взаимоотношений преподавателя и студента. Педагогическое общение выступает как одно из главных средств педагогического воздействия.
Именно в процессе общения с другими людьми молодое поколение усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает умениями и навыками, формирует свое сознание и самосознание, вырабатывает убеждения, идеалы и т.д.
В наши дни проблема педагогического общения изучается с точки зрения целого ряда наук: философии, социолингвистики, психолингвистики, социальной психологии, педагогики и педагогической психологии, каждая их которых рассматривает ту или иную грань, хотя в целом это комплексная проблема. Проблема развития навыков общения достаточно актуальна, над ней работали многие отечественные и зарубежные психологи: Л. Фейербах, М.М. Рыбников, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.А. Брудный, Б.П. Парыгин, Г.М. Андреева и др.
Общение преподавателя со студентами должно вызывать радость постижения, жажду деятельности, содействовать «социально - психологической оптимизации образовательно-воспитательного процесса» (А.А. Леонтьев).
Много мудрых советов относительно педагогического общения дал В.А Сухомлинский. Подчеркивая, что воспитание словом - самое слабое и наиболее уязвимое место современной школы. В.А. Сухомлинский требовал от учителя мастерского владения им: «Каждое слово, сказанное в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым, целеустремленным.
Современная педагогика и практика работы лучших учителей доказали, что эффективное обучение сегодня, причем обучение радостное, трудное, но победное, возможно только на позициях педагогики сотрудничества.
Педагогическое общение как социально - психологический процесс характеризуется такими функциями: познание личности, общей информацией, организация деятельности, обмен ролями, сопереживание, самоутверждение.


Цель: создание условий для совершенствования знаний о педагогическом общении, её сущности, приёмах и проблемах.
Задачи:
1. закрепить представления педагогов о понятиях «педагогическое общение», «педагогическая этика», «педагогический такт», «культура речи»;
2. способствовать определению норм общения педагогических работников;
3. содействовать сплочению коллектива;
4.
рассмотреть приемы оказания коммуникативной поддержки при общениииосновные причины, препятствующие установлению оптимального педагогического общения между преподавателем и студентами;
5.способствовать формированию благоприятного психологического климата в коллективе.
Предварительная работа:
1. Распечатать 2 карточки с описанной ситуацией;
2.распечать высказывания разных авторов о моральных ценностях;
3. изготовление лепестков двух (белого и жёлтого) цветов;
4. оформление презентации для занятия.
Материал:
1. проектор с мультимедийным оборудованием;
2. столы, стулья по количеству участников;
3. лепестки, на которых будут писать;
4. приложение 1;
5. Приложение 2.

Ход занятия:

Упражнение «Встреча».

Цель: создать благоприятный психологический климат в коллективе.

Расслабьтесь, сядьте свободнее, спокойно подышите несколько минут.

Представьте, что в настоящий момент вы находитесь у себя дома или в том месте, где обычно отдыхаете, где вам особенно уютно и хорошо. Вы внутренне готовитесь к встрече, важной для вас. Вы сосредоточены и внимательны к самим себе.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Эпиграфом к нашему занятию я выбрала педагогическую аксиому: « Можно быть профессором в области своего предмета, но если нет взаимоотношений между педагогом и учащимися, результатов образования не будет». Тема нашей встречи - «Взаимодействие в педагогическом общении: сущность, приёмы, проблемы». Мы собрались, чтобы немного пообщаться и вспомнить,какое место в нашей профессиональной деятельности занимает педагогическое общение, т.к. преподаватель постоянно включён в широкий диапазон взаимоотношений с учащимися, коллегами и родителями.


Для начала вспомним, что такое педагогическое общение?

Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его ( в процессе обучения и воспитания), имеющее определённые педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также и другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися”.

Алексе́йАлексе́евич Лео́нтьев (1936- 2004) -
советский и российский лингвист, психолог

На личном опыте мы убедились в том, что эффективному общению способствует психологический климат.
Нашу сегодняшнюю встречу мне хочется начать именно с разговора о психологическом климате. Что мы понимаем под этим словосочетанием?

Психологический климат - это межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.

В одном климате растение может расцвести, а в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал и свои возможности.

Строительство психологического климата, сплоченности коллектива – это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.

Какой психологический климат можно назвать благоприятным?

Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, уважения, заботы о каждом, доверия и требовательности. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение.

Попробуем настроить благоприятный психологический климат?

Упражнение «Улыбка».

Цель упражнения: создание положительного эмоционального настроя на собеседника.

Вспомним слова из песни:

От улыбки станет всем теплей - 
И слону и даже маленькой улитке... 
Так пускай повсюду на земле, 
Будто лампочки, включаются улыбки! 
Посмотрите друг на друга, на меня, в окошко, и пусть наши улыбки настроят нас на благоприятную беседу.

Анализ упражнения:

Признайтесь: получать улыбки коллег намного приятнее, чем видеть кислые, недовольные лица?

С психологическим климатом в нашем коллективе всё в порядке, так что спокойно можем перейти к следующему вопросу.

Антуан де Сент-Экзюпери говорил о единственной подлинной роскоши – роскоши общения. («Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения».Из романа «Земля людей» (1939г.)

Вспомните старинное придание. Великий мудрец Эзоп, попавший волею судьбы в рабство к лидийскому царю Крезу, вынужден был прислуживать у него на пиру. И, когда подвыпивший Крез, попросил Эзопа принести для гостей самое лучшее угощение, которое есть во дворце, мудрец принес ему язык.

«Почему это блюдо самое лучшее?»- спросил удивленный царь.

«Что может быть прекраснее языка, передающего чувства?! Что может быть ценнее языка, дарящего нам знания?! Что может быть возвышеннее языка, говорящего слова любви?!» – ответил Эзоп.

Тогда царь, решивший проверить находчивость Эзопа, потребовал принести самое худшее блюдо, которое только есть в царстве. Эзоп не сдвинулся с места и вновь протянул царю блюдо с языком.

«Но почему?!», - воскликнул Крез.

«Что может быть отвратительнее языка, который лжет, что может быть грязнее языка сквернословия, что может быть в мире более гнусного, чем язык клеветы и навета?!» – ответил мудрец.

Эта мудрость, дошедшая до нас через тысячелетия, свидетельствует о том, что общение бывает как созидательным, этичным, так и разрушительным. Она нам говорит о том, что словом можно возвысить и унизить человека, о том, что слово может врачевать или убить. Вот почему проблема педагогической этики общения является центральной в нашей профессии.

Задание:
Цель:
настроить коллектив на творческую работу.

Давайте попробуем придумать слова с каждой из данных букв:
Э – элегантность
Т – тактичность
И – искренность
К – креативность
А – актуальность


Как вы уже догадались, речь пойдёт об этике.

Особенности, принципы, содержание профессиональной педагогической морали изучает профессиональная педагогическая этика.

Педагогическая этика -это совокупность нравственных норм поведения педагога, а также определённых правил взаимоотношений и взаимодействия педагога с учащимися, коллегами, родителями.

Это те нормативные нравственные позиции, которыми необходимо руководствоваться педагогу в процессе общения с учащимися, коллегами, родителями.

Гуманистическая педагогика во все времена в качестве исходной этической нормы называла любовь к детям.

Попробуем перечислить те этические качества, которые наши студенты больше всего ценят в педагогах:

1.Тактичность.

2.Доброту.

3.Справедливость.

4.Понимание проблем учащихся.

5.Желание оказать помощь в освоении учебного материала.

6.Общительность.

7.Добросовестность.

8.Трудолюбие.

9.Сдержанность.

10.Веру в познавательные способности студента.

11.Терпение.

12.Требовательность.

Но главное, чем дорожит воспитанник,- это душевная щедрость, искренность и сердечность отношений.

Педагогическая этика каждого конкретного педагога зависит от:

1.Общей культуры педагога.

2.Культуры его общения.

3.Нравственной зрелости и воспитанности педагога.

4.Правильного понимания своего места в профессии и в УВП, а также своей ответственности

перед учащимися, коллегами, родителями, обществом.

5.От личностных качеств (чувства собственного достоинства, порядочности, уважения к другим и т.д.).

Центральное место в педагогической этике занимает педагогический такт.

Педагогический такт (буквально «прикосновение»)- это мера педагогически целесообразного воздействия педагога на учащихся, умение устанавливать продуктивный стиль общения.

Педагогический такт исключает крайности в общении.

К.Д. Ушинский писал: «В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая все дело в шутку; ласковость без приторности; справедливость без придирчивости; доброта без слабости; порядок без педантизма, и, главное,- постоянная разумная деятельность».

Тактичный человек во взаимоотношениях с другими людьми внимателен, осторожен. Он старается вести себя в коллективе так, чтобы ни неосторожным словом, ни легкомысленным поведением никому не испортить настроение, тем более - не обидеть, не унизить.

Нетактичный преподавателькак бы специально подбирает неуместные шутки, грубые намеки, оскорбительные слова,- и портит настроение своим воспитанникам. Ученики не любят таких учителей.

Тактичного человека характеризуют такие черты, как вежливость, умение понять другого человека, приветливость, смекалка, сообразительность, уважение чужого мнения, выдержка, уравновешенность, чувство юмора.

Именно эти черты необходимо развивать в себе педагогу. И к студентам нужно обращаться так же вежливо и с таким же уважением, как и ко взрослым, только еще более внимательно и бережно.

Педагогический такт по-другому можно ещё определить как уважение к человеческому достоинству ребёнка. И, конечно, такт напрямую связан с чувством меры. Теряется чувство меры – нарушается педагогический такт.

Педагогический такт проявляется и востребован буквально на каждом шагу, во всех формах взаимодействия педагога и учащихся.

Также одним из важнейших элементов в педагогическом общении является культура речи сотрудников. Требованиях к речи педагога: правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство, уместность.Мы всегда должны помнить, что собственное достоинство и честь педагога, достоинство и честь студентов, коллег - важнейшая ценность педагогического общения.
Задание: Я вам раздам перечень мыслей разных авторов на тему морали. Взяв за
основу одно из высказываний, вспомните пословицы и поговорки о вежливости, нравственности, добре.(Приложение 1)


Всё у нас в порядке и с психологическим климатом, и с этикой, культурой, тактом. Настало время рассмотреть основные психолого-педагогические приемы обучения, чтобы педагогическое общение было оптимальным.

В настоящее время необходимо осуществить переход от информационно-объяснительного обучения студентов к деятельному, развивающему. Важными становятся не только усвоенные в колледже знания, но и способы усвоения, мышления и учебной деятельности, развитие познавательных сил и творческого потенциала студента. А этого можно добиться только при условии демократичности методов обучения, раскрепощения студентов, разрушения искусственных барьеров между преподавателями и студентами.
Развивающее обучение предполагает переход от типичной для традиционного обучения схемы «услышал - запомнил - пересказал» к схеме «познал путем поиска вместе с преподавателем и товарищами - осмыслил - запомнил – способен оформить свою мысль словами - умею применить полученные знания в жизни».

Рассмотрим приемы оказания коммуникативной поддержки при общении:

1. оказание своевременной помощи в подборе адекватной лексики, в верном построении высказываний;
2.пояснение смысла коммуникативных норм в конкретной ситуации общения;
3. обучение (прямое и косвенное) коммуникативным приемам, технике выступления и общения;
4. положительная критика (если она необходима) поведения студента в диалоге с преподавателем;
5. демонстрирование вербальными и невербальными средствами заинтересованного внимания к студентам, поддержка их стремления к участию в диалоге с преподавателем;
6. оперативное предоставление студентам возможности «оправдать нетерпение поднятой руки»;
7. предоставление студентам возможности сориентироваться в ситуации, «собраться с мыслями». Приемы инициирования встречной учебно-познавательной активности студентов включают в себя:
8.непосредственное побуждение студентов к активному взаимодействию с преподавателем на занятии;
9.мотивацию поощрения студентов за проявленную инициативу;
10.критику собственных ошибок в качестве показа эталона отношения к ним;
11.«игровая провокация» («Что-то Петя недоверчиво улыбается при твоем ответе.Докажи ему, что ты действительно прав...»).

Было бы всё легко и просто: выучил приёмы и твори! Однако в педагогическом общении есть немало проблем. На современном этапе наиболее распространенными являются пять причин, препятствующих установлению оптимального педагогического общения между преподавателем и обучаемыми:

1.педагог не считается с индивидуальными особенностями студента, не понимает его и не стремится к этому;

2.студент не понимает своего преподавателя и потому не принимает его как наставника;

3. действия преподавателя не соответствуют причинам и мотивам поведения студента или сложившейся ситуации;

4. преподаватель высокомерен, задевает самолюбие студента, унижает его достоинство;

5. студент сознательно и упорно не принимает требований преподавателя или, что еще серьезнее – всего коллектива.

Сейчас попробуем применить эти приёмы и разрешить предложенные ситуации, учитывая при этом вышеназванные проблемы.

Ролевая игра “Сюжеты ситуаций”. (Приложение 2)
Инструкция: Я даю вам 2 карточки с описанной ситуацией. Проводите групповое обсуждение и предложите своё решение проблемы.

1. Не сидеть с Ивановым!

Начало урока. Преподаватель заходит в кабинет и видит, что Петров и Иванов, которым она запретила сидеть за одной партой, снова сели вместе. Марья Ивановна просит Петрова пересесть и написать у себя на лбу: «Не сидеть с Ивановым!”. На следующий день Марья Ивановна заходит в аудиторию и видит, что Иванов и Петров сидят за разными партами, а на лбу у Петрова красным маркером написано: “Не сидеть с Ивановым!”. Следуют громкие объяснения преподавателя, что так делать нельзя, замечание и поход к директору.

Оценка ситуации и собственное решение.

2. Сидоров, прекрати хамить!

1-ый курс. Начало урока. Студенты ещё не угомонились, преподаватель призывает к спокойствию, шум понемногу стихает. Один студент продолжает обмениваться репликами с товарищами, вертеться. Преподаватель делает ему замечание: “Сидоров, перемена закончилась!”, тот замолкает с ироническим “всё, молчу, молчу”, но через минуту снова начинает “буянить”. Преподаватель снова делает замечание. Так повторяется несколько раз. В ответ на очередное замечание Сидоров говорит: “Тамара Васильевна, подождите вы со своим Тургеневым, я тут, может, общенациональные проблемы решаю”. Преподаватель вскипает: “Так, или ты немедленно прекратишь ёрничать, или пойдёшь к завучу!” “Сдаюсь, сдаюсь!” – с усмешкой отвечает Сидоров. Преподаватель объясняет материал, потом обращается к группе: “Что непонятно, какие у вас есть вопросы?” Сидоров поднимает руку.

Да, Сидоров.

Тамара Васильевна, а можно я ноги на парту положу?

Аудитория оживляется.

Сидоров, прекрати хамить!

Да вы не нервничайте, нервные клетки, говорят, не восстанавливаются. Я же просто спросил – нет, так нет, сказали бы спокойно.

Немедленно перестань, ты что, русского языка не понимаешь!!!

Я хочу получить прямой ответ на прямой вопрос. У нас, между прочим, свободное государство…

Оживление в аудитории возрастает.

Сидоров!!! – преподаватель срывается на крик, – немедленно вон из аудитории!”

Сидоров закидывает ноги на парту и безмятежно улыбается. Преподаватель подходит, берёт его за локоть: “Быстро выходи!” Тот вырывается: “Руками меня трогать не рекомендую!” Преподаватель в слезах выходит из кабинета.

Оценка ситуации и собственное решение.


Как раз настало время вспомнить этический кодекс педагога.

В отношениях с родителями:

Отношения  преподавателей с  родителями  не  должны оказывать влияния на оценку личности и достижений студентов;

          Социальный статус родителей не должен влиять на отношение к студентам;

   В общении с родителями недопустимо обсуждение студентов группы и их родителей.

В отношениях со студентами:

Преподаватель в своей работе не должен унижать честь и достоинство студентов ни по каким основаниям, в том числе по признакам возраста, пола, национальности, религиозных убеждений и иных особенностей.

          Преподаватель должен адекватно  оценивать  деятельность и поведение студентов.

В отношениях с коллегами:

6. Проявление взаимовыручки, поддержки, открытости, доверия и уважительного отношения;

7. О своих коллегах говорят либо хорошо, либо очень хорошо.   Не стоит   ни  с  кем  обсуждать профессиональные и личностные качества коллег.

Колледж – не место для сплетен;

8. Любая критика, высказанная в адрес другого преподавателя, должна быть объективной и обоснованной. Таким  образом, соблюдение   педагогического этикета, такта, культуры речи помогают    укреплению    авторитета педагога, способствует благоприятному психологическому климату в студенческом и педагогическом коллективе.


Рефлексия

Вы наверняка согласитесь со мной, что одна из самых сложных проблем современного образования – проблема педагогического общения.
А сейчас подытожим наши знания. На белых лепесточках напишите профессиональные и личностные качества педагога и попробуйте выявить критерии эффективности общения: Попробуем составить формулу педагогического общения. Посмотрим, какой цветок у нас получится.

Практическая работа “Формула педагогического общения”

Терпимость, доброжелательность, чуткость, уравновешенность, сострадание, общечеловечность, ум, благородство, культура, знания, профессионализм, любовь к детям, дисциплинированность, склонность к творчеству, коммуникабельность, активность, разносторонние интересы, организаторские способности, увлеченность, интеллигентность, чувство юмора, умение слушать, доброта, тактичность, справедливость, порядочность и т.д.



На красных лепесточках напишете ошибки общения преподавателя со студентами(причины, приводящие к разладу):

Неумение правильно сформулировать цель, неумение учитывать в работе с людьми их индивидуальные особенности, неумение слушать, бестактность, грубость, неправильная стимуляция поощрением и наказанием, неверное отношение к критике, эмоциональная несдержанность, черствость, мелочная обидчивость, злопамятность, неумение ждать, торопливость в принятии решений.
(Собираю из лепестков цветок)
Упражнение «Убежище».
Цель: Снятие напряжения и усталости у педагогов. (Музыкальный фон.Сергей Чекалин, «мелодия из прошлого»)


Устроитесь удобнее на стульях, примите расслабленную позу и закройте глаза. Представьте себе, что у вас есть надежное убежище, в котором вы можете укрыться в любой момент, когда пожелаете. Совсем необязательно, чтобы это место реально существовало. Например, это может быть хижина в горах или лесная долина, о которой никто, кроме вас, не знает. Мысленно опишите себе это безопасное место. Вы можете там отдыхать, слушать музыку или беседовать с другом. Пофантазируйте, чтоб можно было сбросить напряжение и отдохнуть.

Учитесь управлять собой.
Во всём ищите добрые начала.
И, споря с трудною судьбой,
Умейте начинать сначала,
Споткнувшись, самому вставать,
В себе самом искать опору
При быстром продвиженье в гору
Друзей в пути не растерять…
Не злобствуйте, не исходите ядом,
Не радуйтесь чужой беде,
Ищите лишь добро везде,
Особенно упорно в тех, кто рядом.
Не умирайте, пока живы!
Поверьте, беды все уйдут:
Несчастья тоже устают,
И завтра будет день счастливый!


От всей души благодарю за благоприятный психологический климат, педагогический такт, культуру речи, активную работу и внимание!





Л и т е р а т у р а:

1. Леонтьев, А.А. Педагогическое общение / А.АЛеонтьев. - 1979. 6. Мальцев,
B.C. Ценности и ценностные ориентации личности [Электронный ресурс] /
B.C. Мальцев. - М.: Лаборатория 
книги, 2012. - 134 с.
2.Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении.М.:1987.

3.Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии.М.:1998.

4.Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика.М.-1997.
5. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М.:1983.
6. Синица И.Е. Педагогический такт и мастерство учителя. М.:1983.
7.
Этика: Уч. пос. / Сост. С.Г.Колбовская; Под ред. Т.А.Степановой. Ярославль: Ин-т разв.образов., 2001



12


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.