12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Виноградова Нелля Миркадамовна122
Учитель физической культуры МБОУ СОШ №9, пед.стаж 37 лет,высшая категория.
Россия, Московская обл., Чехов
0

Методические указания и рекомендации «Взаимосвязь формирования рациональной осанки с упражнениями силовой направленности на уроках физической культуры в начальной школе», (1-4 класс)

Взаимосвязь формирования рациональной осанки с упражнениями силовой направленности на уроках физической культуры в начальной школе (1-4 класс).

В младшем школьном возрасте необходимо обеспечить всестороннее развитие физических качеств ребенка, преимущественно силовых, координационных и скоростных способностей. Также необходимо достижение работоспособности, позволяющей выполнить нормативы комплекса ГТО 1 и 2 ступени. Формирование рациональной осанки в различных условиях двигательной деятельности является необходимым условием всего физического воспитания начальной школы. Учитывая возрастные особенности развития двигательного аппарата в младшем школьном возрасте(7-11) лет не следует форсировать развитие собственно силовых способностей. Основные задачи на первых этапах должны состоять в том, чтобы обеспечить оптимальную степень гармоничного развития всех мышечных групп, содействовать образованию достаточно прочного «мышечного корсета», укрепить дыхательную мускулатуру, воздействовать на группы мышц, которые без применения физических упражнений развиваются особенно замедленно (как известно, у детей относительно слабо развиты мышцы живота, мышцы задней поверхности бедра, отводящие мышцы верхних конечностей, приводящие мышцы нижних конечностей. Все это необходимо учитывать в методике применения силовых упражнений (дозирование их, определение силовых нормативов). Для воспитания силовых способностей у школьников начальной школы используют разнообразные средства: гимнастические ОРУ ( с набивными мячами и с отягощениями) и с сопротивлением партнера, упражнения на гимнастических снарядах (подтягивания, подъемы), акробатические упражнения (стойки, «мост» и другие), статические упражнения (удержание определенной позы), игры. Для развития физического качества «сила» применяются упражнения и скоростно-силового характера (например, бег группами из И.П. упор лежа в различных вариантах), силового характера из других видов спорта (например, броски баскетбольного мяча в кольцо, подача и передача волей -больного мяча через волейбольную сетку с дальних расстояний). Предусматривается и использование силовых упражнений в естественных условиях (на открытых спортивных площадках, на местности)---броски, метания, многоскоки на песке, бег в воде, бег в гору и т.д. Для направленного развития отдельных мышечных групп широко применяются локальные силовые упражнения. Специальное внимание следует уделять упражнениям для дыхательных мышц, в том числе дыхательным упражнениям с сопротивлением, а также ходьбе, бегу и другим упражнениям циклического характера с глубокими дыхательными движениями. На протяжении всего младшего школьного возраста не следует включать в занятия упражнения, связанные с максимальными и вместе с тем продолжительными мышечными напряжениями, в частности с длительным сохранением статических поз. В то же время необходимо постепенно воспитывать у детей способность к мышечным усилиям, в том числе и статическим, но кратковременным, которые исключают длительную задержку дыхания, «натуживание». В занятиях с детьми младшего школьного возраста следует уделять особое внимание упражнениям, укрепляющим крупные мышечные группы (спины и живота), от развития которых

во многом зависит правильная осанка. Например: И.П. лежа на животе, руки за головой; 1 -приподнять голову, плечи от пола, 2—вернуться в И.П. 10 повторений. Или: лежа на спине, руки за головой, ноги с опорой на стопы, согнуты в коленях. 1-приподнять голову и плечи от пола, выполняя выдох. 2-вернуться в И.П. выполняя вдох. 10 повторений. Многие упражнения можно рассматривать одновременно и как силовое упражнение, и как упражнение для формирования правильной осанки. Например: И.П. лежа на животе, стопы слегка разведите, их передние части прижмите к полу. Поставьте руки по обеим сторонам нижней части груди. Продолжая вытягивать ноги назад, поднимите голову. Выпрямите руки и поднимите туловище вверх. Держите бедра низко, выдвиньте грудь вперед между руками. Вытяните позвоночник вверх и отведите плечи назад, следя за тем, чтобы они не сутулились, запрокиньте голову, чтобы посмотреть вверх. Оставайтесь в этой позе 20-30 секунд, дыша ровно, затем согните руки и опуститесь. 3-4 раза. Это упражнение хорошо подойдет для осанки. Выполним немного по-другому. Выполним все то же самое, запрокинем голову и вернемся в И.П. Повторить 8-10 раз. Упражнение становится упражнением с силовой направленностью. Силовые упражнения, которые я даю детям начальной школы и они с удовольствием их выполняют. 1. «планка» (держать 30 секунд). 2.упор лежа (держать 30 секунд). 3. из «планки» поочередно выпрямляя руки переходить в упор лежа, затем поочередно сгибая руки переходить в «планку». 6-8 повторений. 4. И.П. упор лежа.1) достать левой рукой носок правой ноги; 2) И.П.3) достать правой рукой носок левой ноги, 4) И.П. 6-8 повторений. 5. И.П. упор лежа.1) вытянуть вперед левую руку, 2) И.П.,3) вытянуть вперед правую руку, 4) вернуться в И.П. 6.И.П. упор лежа. 1) приподнять левую ногу вверх , 2) опустить левую ногу и вернуться в И.П.,3) приподнять правую ногу вверх, 4) опустить правую ногу и вернуться в И.П. 7.И.П. упор лежа. 1) оставшись на левой руке сделать разворот вправо, правую руку поставить на пояс, 2) вернуться в И.П.,3) оставшись на правой руке сделать разворот влево, левую руку поставить на пояс, 4) вернуться в И.П. В упражнениях 6,7 -8 повторений. 8.сгибание и разгибание рук в упоре лежа, приподняв левую ногу, затем правую ногу. 9.И.П.упор лежа 1) левую руку и левую ногу влево одновременно, 2) правую руку и правую ногу вправо,3) вернуть левую руку и левую ногу в И.П., 4) вернуть правую руку и правую ногу в И.П. Повторить 8 раз. 10.передвижение в упоре лежа приставными шагами влево на расстояние 10-15 м, затем вправо на то же расстояние, выполнив между передвижениями наклоны с касанием пальцев и ладонями пола. 11.И.П. «мост» из положения лежа, «держать» 20 -30 секунд. 12.И.П. «мост». Передвижение в положении «мост» на расстояние 3-4-5 м. 13.И.П. «мост». 1) приподнять левую руку, 2) вернуть левую руку в исходную позицию, 3) приподнять правую руку, 4) вернуть правую руку в исходную позицию. 5)-8) то же выполнить с левой и правой ногой. Опуститься на спину. Поворот на живот. Выполнить упражнение, лежа на животе. Затем вернуться на спину и повторить упражнение заново.

Осанка. Осанка выражается внешне в привычной для каждого человека манере сохранять вертикальное положение тела. Иными словами, это комплекс качеств и навыков, обеспечивающих выгодную для жизнедеятельности общую позу и положение тела в пространстве. Формирование рациональной осанки, ее закрепление и совершенствование предусматривается в числе важных задач физического воспитания, особенно в детском возрасте. Гармоническое физическое развитие и полноценное здоровье связаны с правильной осанкой. Для нормального функционирования организма правильная осанка имеет также большое значение. Она является одним из свойств телесной красоты человека и в какой-то мере выражает внешне его поведенческие черты. Таким образом, рациональная осанка имеет эстетическое и этическое значение. Управление процессом формирования и закрепления навыка рациональной осанки, а также предупреждение и исправление возможных нарушений ее составляют один из существенных разделов уроков физического воспитания прежде всего начальной школы. Первая задача в процессе воспитания осанки заключается в формировании и последующем закреплении навыка рациональной «основной стойки». Эта задача решается в единстве с освоением техники жизненно важных двигательных действий (ходьбы, бега) и воспитанием физических качеств, особенно таких как, как сила и гибкость. Формирование рациональной осанки и профилактика ее нарушений неотделимы от всестороннего укрепления мышц тела, обеспечения нормальной подвижности основных звеньев двигательного аппарата. Воспитание осанки поэтому практически сливается с рядом сторон физического воспитания. Лишь со значительной условностью можно выделить то, что относится к специальным мерам по формированию, закреплению правильной осанки. В занятиях с детьми младшего возраста должно действовать правило: каждый урок начинать с «выравнивающих» упражнений и контроля за осанкой. Упражнения для осанки не должны быть утомительными. Их нужно разнообразить и по возможности делать интересными. Для формирования правильной осанки также можно прибегать к статическим упражнениям, выполняя которые обучаемый должен соблюдать рациональную «принудительную» позу. Упражнения для укрепления мышц спины, брюшного пресса, косых мышц живота, локальные упражнения на растягивание, висы на гимнастической стенке----все это является эффективными средствами формирования правильной осанки. Целесообразное построение процесса занятий физическими упражнениями в соответствии с принципами оптимального варьирования нагрузок и чередования их с отдыхом---решающие условие в методике воспитания осанки. На первом этапе формирования навыка правильной осанки необходимо создать достаточно ясное представление о ней и практически «прочувствовать» ее. Наряду с известными методами объяснения и демонстрации в этих целях прибегают, в частности, к статическим упражнениям, выполняя которые обучаемый должен соблюдать рациональную позу, «принудительно» заданную с помощью соответствующих ограничителей («мост из положения лежа»). По мере освоения основных элементов рациональной позы прямостояния целесообразно вводить контрастные задания «на осанку». Они могут состоять, например, в том, чтобы перейти из положения приседа в группировке или расслабленного наклона вперед в положение основной стойки, соответствующее требованиям рациональной осанки. Разнообразные эффективные средства воспитания осанки предоставляет гимнастика во всех ее видах. Особенно широко применяются для формирования и закрепления навыка рациональной осанки строевые, порядковые а также элементарные «общеразвивающие» упражнения, значительная часть которых специально предназначена для этой цели (упражнения для освоения положений тела, упражнения, избирательно воздействующие на отдельные мышечные и связочные группы,---упражнения для укрепления мышц спины, брюшного пресса, косых мышц живота, локальные упражнения на растягивание и т.д.). Многие позы йоги можно применять для формирования правильной осанки. Например: Герой, откинувшись назад, Воин, Гора, Труп, Треугольник, Горизонт, Собака и другие. Развитию силовых качеств и формированию правильной осанки у ребенка хорошо поможет ритмическая гимнастика. Это упражнения для мышц шеи, рук, плечевого пояса, всевозможные наклоны, потягивания, упражнения для стоп, шаги классической аэробики. Подбор упражнений, вся система движений и поз обеспечивают последовательную проработку всех основных мышечных групп, фасций, связок, сухожилий и могут рассматриваться как «мягкое», наиболее физиологическое механическое и рефлекторное воздействие на внутренние органы и на главные нервные центры, рефлекторно связанные с ними. Очень важно выводить все линии рук, удерживать в правильном положении подбородок, плечи, разворачивать правильно колено, удерживать колено в прямом угле в выпаде, бедра в «плие» выводить параллельно стопам. Ритмическую гимнастику можно применять в подготовительной части урока, в основной части урока, или в разных частях урока на одном уроке. Что касается уроков физической культуры в начальной школе хорошо совмещать ритмическую гимнастику с другой тематикой (например, воспитание силы, гибкости). Сила аэробики поможет найти освобождение от волнения, обычно сопровождающего умственные и физические занятия. Аэробика развивает самообладание. На уроках физической культуры для устойчивого внимания детей и в качестве релаксации необходимо играть с детьми в подвижные игры. Не надо забывать о правильном дыхании. Дыхательные упражнения контролируют не только прохождение воздуха, но также физическую и психическую энергию. Вдох короткий и резкий, выдох продолжительный через рот. В результате усиливается внутреннее тканевое дыхание и повышается усвояемость кислорода тканями.

Вывод: на уроках физической культуры в начальной школе хорошо сочетаются силовые упражнения с упражнениями для формирования правильной осанки. Есть упражнения, которые одновременно можно отнести и к силовым, и к упражнениям на осанку. Хорошо, если эту направленность уроков совмещать с подвижными играми, ритмической гимнастикой, так как хорошие положительные эмоции благоприятно повлияют на результат.

Учитель физической культуры МБОУ СОШ№9

Виноградова Нелля Миркадамовна

г.Чехов Московская область. 2018-2019 учебный год.

Для характеристики понятий и обоснования необходимости развития силовых качеств и формирования правильной осанки я воспользовалась учебником для институтов (академий) физической культуры: «Теория и методика физического воспитания». Под общей ред. Л.П. Матвеева и А.Д.Новикова. М., «Физкультура и спорт».1976.
спортзал
JPG / 3.89 Мб

Дата проведения: 25 февраля 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.