"Я патриот своей Родины"
Краевое государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Лесозаводская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
Программа
«Патриотическое воспитание детей с ОВЗ».
Внеурочная деятельность.
для учащихся 3 класса
«Я- Патриот своей Родины».
Разработана учителем начальных классов
Н.Ю. Ионовой
КГОБУ «Лесозаводской КШИ»
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка…………………………………………………………………
2. Цель и задачи ………………………………………………………………………….
3. Формы и методы работы .………………………………………………………….
4.Содержание программы:
а) направление работы;
б) ожидаемые результаты;
в) система оценки достижений результатов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и формы контроля.
г) перспективный комплексный план мероприятий по патриотическому воспитанию.
5.Материально-техническое обеспечение.
Пояснительная записка
Программа разработана в связи с ведением ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья (для учащихся с умственной отсталостью) разработана с учетом особенностей учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Рассчитана на учащихся 3 класса.
Актуальность данной программы:
В настоящее время воспитание патриотизма –это достаточно сложная задача, так как в последнее время в обществе утрачивается традиции патриотического сознания.
Эта программа является отличной возможностью воспитывать чувство гордости за свой народ, армию, Родину, вызвать желание быть похожих на смелых и отважных воинов своей страны.
Патриотическое воспитание обучающихся является одной из основных задач образовательной организации, а особенно в коррекционной школе, так как дети с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) – это сложный своеобразный контингент.
Дети, которые испытывают трудности в обучение, как правило плохо ориентированы во многих вопросах. Обращает внимание на себя бедность их жизненного опыта, недостаточная осведомленность, в вопросах касающихся своей семьи, собственной личности. Обучающиеся не могут рассказать о составе семьи, месте работе родителей и характере их деятельности – это объясняется дефицитом общения детей с ограниченными возможностями со взрослыми. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья характеризуются значительным снижением критичности и самокритичности, повышенной внушаемостью. В связи с этим могут попасть под отрицательное влияние, не понимая необходимости сопротивления ему. Нарушение самокритичности в значительной степени затрудняет возможность их самовоспитания, которое требует не только правильной и осознанной самооценки, но и волевых усилий для преодоления собственных недостатков. Для таких детей характерны и значительные нарушения, в развитие воли. В процессе воспитания школьников с ОВЗ должны сочетаться настойчивая работа по формированию у них личностных качеств, а также с коррекционной работой направленной на исправление недостатков и характеризующих их качеств и поведения. Недостаток речи и мышления, нарушения эмоционально – волевой сферы, сниженная самостоятельность, моторная неумелость приводят к тому, что урок занимает своеобразную личностную позицию в различных формах деятельности и общения.
Патриотическое воспитание - это актуальная задача для общества в целом, для школы, для семьи, для личности каждого человека площадкой его развития. Патриотическое воспитание формирует у учащихся систему гражданских ценностей, развивает критичность мышления и широту кругозора, способствует признанию равноправия и равноценности различных точек зрения. Оно делает человека способным защищать своё Отечество и принимать ответственность за свои слова, решения, поступки. Развитие патриотизма способствует приобретению человеком важнейших гражданских и личностных качеств: толерантности, умению критически мыслить, анализировать политическую ситуацию, сотрудничать с другими людьми, уважать правам других, готовность к компромиссу, желание участвовать в общественно- политической жизни.
Самым благодатным временем для заложения основ патриотического мышления является детский и школьный возраст. Именно в этом возрасте гораздо лучше воспринимается гражданско-патриотическое воспитание. Мероприятия по реализации патриотического воспитания являются существенным источником знаний о развитии человека и мира, интересов социальной и общественной жизни, идеалов и ценностей. Известно, что патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Главное в программе — системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно оптимально использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Программу рекомендуется использовать в коррекционной школе с 1-го по 4-й класс. Программа разработана в соответствии с ФГОС ОВЗ и предоставляет педагогу большую свободу творчества. Она помогает расширить представление учащихся о своем «я», возможностях и перспективах развития личности в формировании гражданина России.
Цель программы: формирование и развитие у обучающихся уважения к своей Родине, гордости за свое отечество, чувства принадлежности к обществу, в котором они живут и воспитание патриотических качеств личности.
Данная цель охватывает весь школьный педагогический процесс: учебные занятия, внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды кружковой, игровой деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:
- Повышение качества системы гражданско-патриотического воспитания.
- Развитие форм и методов гражданско-патриотического воспитания на основе новых информационных технологий.
- Формирование у учащихся ответственности, гражданской активности, стремления к самореализации.
- Воспитание толерантности
- Формирование чувства гражданского долга.
- Формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни.
- Формирование гражданской позиции, понимание прав и свобод личности.
- Формирование нравственных основ личности.
Сроки реализации программы: 1 год обучения специальной (коррекционной) школы в соответствии с ФГОС ОВЗ.
Методы и приемы работы с детьми:
Игровые
Исследовательские
Проблемные
Воспитывающие ситуации
Формы работы с детьми:
- групповые занятия
- чтение художественной литературы
- просмотр видеофильмов
- игровая деятельность (сюжетно-ролевая игра, развивающие игры, дидактические игры, подвижные игры)
- проведение праздников (развлечений)
- проведение познавательно-развлекательных мероприятий (конкурсов, викторин)
- конкурс патриотической песни - посещение памятных мест города- встреча с участниками СВО
- выставки детского творчества-
- этические беседы с детьми
- рассматривание фотографий, иллюстраций
- организация спортивных мероприятий
- организация экскурсий
Содержание программы
В содержание правового воспитания и выполнения гражданских обязанностей входит правовое отношение к государству, к труду, к семье, к общественности, государственной и частной собственности. Работа по направлениям ведется в течение одного года с усложнением, углублением информации.
Направления работы:
«Я, моя семья и школа».
Цель: осознание обучающимися, воспитанниками семьи как важнейшей жизненной ценности; воспитание патриотов и граждан Отечества, любовь к которому начинается с любви к семье, родным и близким людям. Необходимо помочь ребенку осознать себя членом семьи, воспитанником школы-интерната, воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
«О подвигах, о доблести, о славе…»
Цель: формирование чувств гражданского долга и благодарности к героям Великой Отечественной войны; основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности)
Цель: воспитание национально-патриотических ценностей, привитие чувств уважения и любви к культуре, природе, истории, традициям и обычаям Приморского края. Очень важно прививать детям чувство любви и привязанности к ценностям родного края, т.к. именно на этой основе воспитывается патриотизм.
«Россия – Родина моя».
Цель: формирование представлений об устройстве нашего государства, изучение символики нашей страны, знакомство с другими городами России, со столицей нашей Родины, осознание себя гражданами России.
Сотрудничество семьи и школы.
В гражданско-патриотическом воспитании ребенка огромную роль играет семья. Именно в семье зарождается чувство патриотизма. Семья — это маленькая страна, маленькая Родина. Любовь к Родине начинается с любви к отцу, маме, бабушке, деду, сестре, брату и другим близким людям. Вырастая, ребенок трансформирует любовь к семье , любовь к Родине, а ценности, заложенные в семье, формируют у него гражданско-патриотические чувства.
Семья является ячейкой общества, в семье происходит социализация подрастающего поколения. Жизнь каждой семьи – это часть жизни страны. Первые уроки гражданственности дети получают в семье. Уважение в семье и школе достоинства ребёнка, отказ от командных форм общения с ним – важные условия воспитания гражданственности. Вот почему важным условием патриотического воспитания детей считаю тесную взаимосвязь с родителями.
Ожидаемые результаты
В результате освоения программного материала к концу года обучения дети должны знать:
- свой домашний адрес, название города, республики;
- знать герб, флаг малой родины и России;
- президента малой родины и России;
- знать традиционные праздники;
- знать родственные связи;
- историческое прошлое своей страны, малой родины и России;
- памятные места своего города;
- достопримечательности, города;
- жизнь и подвиги своих предков;
Уметь:
- соблюдать простейшие правила поведения;
- рассказывать о своих родных;
- уважительно относиться ко всем членам своей семьи;
- ориентироваться в своём районе
- рассказывать о своей малой родине и России;
- бережно отношение к родной природе
- правильно вести себя в общественных местах;
- бережно относится к дому, улице, городу;
- дружить и уважительно относиться к друзьям, близким, соседям
Мониторинг эффективности Программы:
Анкетирование обучающихся;
Определение уровня воспитанности;
Диагностика уровня развития познавательного интереса школьников;
Анализ анкет, опросников, проведенных мероприятий и т.д.
В решении задач, поставленных Программой патриотического воспитания обучающихся с ОВЗ, особое значение придается педагогическому мониторингу, так как без непрерывного отслеживания результатов работы по патриотическому воспитанию и результатов воздействия воспитательного процесса на личность школьника трудно оценить эффективность работы образовательной организации в данном направлении.
Индивидуальный, персональный – осуществляет учитель, классный руководитель, воспитатель (это ежедневное наблюдение, динамика развития каждого обучающегося и классного коллектива по патриотическому воспитанию).
Для определения оценки результатов работы по патриотическому воспитанию, необходимо осуществить анализ важнейших сторон, направлений этой деятельности. Анализ основывается на определенной методике, включающей в себя следующие моменты:
Составление краткого плана анализа состояния патриотического воспитания и его результатов;
Сбор информации о состоянии патриотического воспитания и его результатах, об эффективности проводимых мероприятий;
Обработку данных: группировка результатов деятельности с выделением признаков положительного и отрицательного характера;
Анализ и оценка действенности внеурочной работы с обучающимися (число мероприятий, степень охвата участников, классификация мероприятий по видам);
Определение выводов о состоянии и его результатах, формулирование конкретных задач и мер по их дальнейшему улучшению;
Информирование о данных анализа состояния патриотического воспитания и его результатах.
Дифференциация критериев и показателей по различным уровням может быть представлена в самом общем виде по 4-балльной системе следующим образом:
5 — если данные показатели выражены в полной мере, проявляются постоянно и фиксируются как вполне очевидные, без каких бы то ни было сомнений;
4 — если данные показатели выражены в достаточной мере, проявляются в основном устойчиво и фиксируются как сравнительно очевидные с некоторыми сомнениями;
3 — если данные показатели выражены не в полной мере, проявляются непостоянно и фиксируются как малоочевидные со значительными сомнениями;
2 — если данные показатели выражены очень слабо, проявляются эпизодически или не проявляются совсем, фиксируются с большим трудом или не фиксируются во все.
Для определения результатов патриотического воспитания используются наблюдение, анализ конкретной ситуации, анализ результатов деятельности, анкетирование, тестирование, сравнительный анализ.
Критерием оценки эффективности является понятие патриотически-
устойчивая личность. Основными показателями патриотически-устойчивой личности являются: активность, проявляющаяся в нравственной деятельности и поведении, готовность к сознательной актуализации в общении, требований морали, характер потребносто-мотивационной структуры побуждающей к реализации личностно ценных и общественно значимых целей, активность и сознательность.
Система оценки достижений результатов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и формы контроля
Результаты внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию оцениваются посредством анкетирования, диагностирования обучающихся, которое бывает вводным и итоговым.
Основными формами текущего контроля является участие детей в выставках, конкурсах, праздниках, мероприятиях различного уровня.
Правила поведения, проявленные обучающимися, отражаются в характеристиках на конец каждого года обучения.
Конечным результатом реализации Программы должны стать активная гражданская позиция и патриотизм обучающихся с ОВЗ, как основа личности гражданина России.
Перспективный комплексный план мероприятий по патриотическому воспитанию:
№ | Название мероприятий | Срок проведения. |
1. | Беседа «С чего начинается родина?» | сентябрь |
2. | «Символы государства: Герб, гимн, флаг» - беседа с учащимися, презентация | сентябрь |
3. | Дидактическая игра »Символы России» | сентябрь |
4. | Викторина « Знай и люби свой край». | октябрь |
5. | Родительское собрание ,тема: « Как воспитать патриота» | октябрь |
6. | Акция «Оберег для участников СВО» | ноябрь |
7. | Классный час, посвящённый Дню Конституции | декабрь |
8. | Беседа « Обычаи наших предков и традиции русского народа». | январь |
9. | Экскурсия в городской музей, выставка « Зал войны» | февраль |
10. | Библиотечный час «Был город – фронт, была блокада…» | февраль |
11. | Экскурсия в музей истории ж. д ст. Ружино, фотовыставка « О погибших участников СВО» | февраль |
12. | Экскурсия совместно с родителями в центральную городскую библиотеку им. Горького, беседа «Богатыри земли русской» | февраль |
13. | Посещение школьной библиотеке, Тема: « Юные герои-антифашисты» | февраль |
14. | Утренник « День защитников Отечества». | февраль |
15. | Военно-патриотическая игра «Зарница» (спортивная игра) | февраль |
16. | Конкурс рисунков « Чтобы Родине служить, надо сильным, ловким быть» | февраль |
17. | Конкурс чтецов « На страже родины» | февраль |
18. | Конкурс рисунков «Защитник Отечества» | февраль |
19. | Беседа «Семейные традиции» (родители - дети – педагоги ). | март |
20. | Викторина « Есть такая профессия родину защищать» | март |
21. | Практическое занятие «Чем я могу быть полезен Родине?» | апрель |
22. | Экскурсия в городской музей. | апрель |
23. | Экскурсия в городскую библиотеку, « День победы» | май |
24. | Классный час « Подвиг во имя Отечества» | май |
25. | Заочная экскурсия по городам – героям ( показ презентации или видеороликов) | май |
26. | Конкурс чтецов «Великая победа» | май |
27. | Конкурс военно-патриотической песни. | май |
28. | Праздничный концерт. | май |
29. | Письма военным. | май |
30. | Родительское собрание, подведение итогов. | май |
Материально-техническое обеспечение.
Литература.
1.Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. — М.: АРКТИ, 2005. — 312с. (Метод, биб-ка)
2. Под ред./ А.М. Щербаковой. «Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.» Книга вторая. М.2002.
3. Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. «795 «О государственной
программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-
2015 г.г.».
4. Худенко Е. Д. Организация и планирование воспитательной работы в
специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для
воспитателей и учителей. – М.: АРКТИ, 2005.
5. Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. «795 «О
государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 2011-2015 г. г.».
«Патриотический Интернет-сайт» Российского государственного военного
историко-культурного центра при Правительстве РФ.
Роготнева А. В. Организация воспитательной работы в детских домах и
интернатных учреждениях // Пособие для педагогов, М.: Гуманитар. изд. Цент.Владос,2008.
8. .Данилюк А.М., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2018г.
9. Нечаев М.П. Диагностическая деятельность в управлении воспитательным процессом// Воспитание школьников 2019г.
10. Быков А.К. Воспитание школьников на историческом наследии Великой Отечественной войны// Воспитание школьников 2018г.
Технические средства обучения: компьютер, телевизор
.
Приложение
Анкета «Определение уровня патриотических качеств младших школьников».
Анкетирование проводилось среди учащихся 3 класса.
В анкетировании приняли участие 12 учеников.
Цель:
Выявить наличие знаний и представлений у учащихся о традициях, культуре и истории своего народа и отношение учащихся такому качеству как патриотизм.
Решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, уважении к историко-культурному наследию своего народа и народов России. В обществе утрачиваются чувство долга и ответственности перед семьей, учителями, классным коллективом, Отечеством, государством.
1. Что такое, на Ваш взгляд, патриотизм?
а) любовь к Родине
б) любовь к своей семье, близким
в) любовь к народу
г) прославление побед Родины
д) любовь к родному городу, деревне, дому
2. Считаете ли Вы себя патриотом?
а) Да;
б) Нет;
в) Частично;
г) Не знаю.
3 Кто, на Ваш взгляд, повлиял на формирование Ваших патриотических качеств? (школа, родители, окружающие люди, друзья). Нужное подчеркнуть.
4) Если вы не смогли определить для себя понятие «патриотизм», в чем причина вашего непонимания?
а) Нет желания;
б) Нет возможности;
в) Считаю это не нужным.
5. Знаете ли Вы обычаи и традиции своего народа?
а) да;
б) нет;
в) совсем не знаю;
г) затрудняюсь ответить.
6. Отмечают ли у Вас дома семейные праздники, поют ли народные песни?
а) да, поют;
б) не поют;
7. В каких мероприятиях Вы бы больше хотели участвовать? (Нужное подчеркнуть)
– патриотические клубы и центры;
– фестивали и конкурсы патриотической направленности;
– военно-спортивные игры;
– выставки патриотической направленности;
– встречи с ветеранами.
8. Участвовали ли Вы в таких мероприятиях, если да, то в каких именно.
9. Знаете ли Вы, когда образовался город(посёлок), в котором Вы живете?
а) да
б) нет.
10. Любите ли Вы свой город(посёлок)?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
11 Как называется улица, на которой Вы живете?
12. Есть ли у Вас любимое место в нашем городе(посёлке)? Какое?
13. Что нужно делать для города(посёлка), чтобы он был лучше?
Обработка результатов:
На вопрос Что такое патриотизм ответили правильно 9 учащихся.
2.Патриотами себя считают 9 учащихся, что говорит о высокой степени «патриотизма».
3-4.Большинство учащихся (2 человек) считают, что патриотические качества им были привиты родителями, 7 человек ответили, что в воспитании патриотизма им помогла школа, 1 человек считает, что значение слова «патриотизм» они услышали от друзей.
5-6. На вопрос о знании традиций своего народа утвердительный ответ дали 10 учащихся, многие из них даже перечислили традиции своего народа.
7-8. Все ученики выразили желание участия в мероприятиях патриотической направленности, 10 человек особое желание высказали по поводу участия во встречах с ветеранами и военно-спортивных играх В данном случае можно сделать вывод о том, что необходимо проводить в школе больше музыкальных и литературных мероприятий, формирующих и укрепляющих чувство патриотизма.
9-13.Что такое «малая Родина» знают учащихся, кроме того большинство ребят назвали свое любимое место в городе. В данном разделе можно сделать вывод о том, что внеурочную работу нужно направлять в сторону более подробного и увлекательного знакомства с культурно-историческими местами нашего города. Больше рассказывать о значимости посещения подобных мест.
Работа по патриотическому воспитанию должна включать в себя все направления: музыкальное, литературное, физкультурное. Мероприятия должны иметь очень четкое целеполагание, быть продуманными. Также их должна отличать массовость, элементы театрализации. Внеурочная работа также должна основываться на воспитании патриотических качеств детей с ограниченными возможностями. Тогда каждый ученик прочувствует важность и необходимость быть патриотом и займет свое важное место в любом патриотическом деле.
Система мониторинга по программе патриотического воспитания
детей с ограниченными возможностями.
Для мониторинга результативности работы по «Программе патриотического воспитания « разработана диагностика.
Системой диагностики, где представлены три этапа изучения детей:
I. Изучение предпосылок для усвоения программы развивающего обучения и воспитания.
II. Отслеживание промежуточных результатов усвоения программы развивающего воспитания и обучения.
III. Анализ и оценка заключительных результатов усвоения программы развивающего воспитания и обучения.
На первом этапе проводится изучение предпосылок необходимых для усвоения программы. Проводится комплексная диагностика психофизического развития каждого ребенка, а также определяется уровень сформированности знаний о явлениях общественной жизни у детей.
На втором этапе диагностики осуществляется текущее изучение результатов усвоения программы.
Определяется соответствие информированности детей возрастным нормативам; cамостоятельность и заинтересованность в получении новых знаний; обучаемость, т.е. уровень принятия помощи, ориентировка на образец, способ действия. Оценивается поведение ребенка в ходе различных видов деятельности: экскурсий, наблюдений за природой, рассматривания иллюстраций, фотографий, бесед, игр, занятий, праздников и развлечений. Определяется уровень адекватности, воспитанности, т.е. проявления отрицательных или положительных чувств, позитивного или негативного отношения к окружающим людям, к себе, к природе. Выясняется, соотносит ли ребенок свои действия с требованиями взрослых и действиями других детей.
Третий этап – итоговый, в ходе его оценивается динамика развития ребенка, уровень усвоения им программы.
Диагностика «Программы патриотического воспитания детей с ограниченными возможностями» включает три этапа.
№ | Сроки | Задачи | Цель |
1 | сентябрь | Адаптация детей в группе, первичное обследование. | Выявить уровень осведомленности детей о явлениях общественной жизни, природного окружения. |
2 | Октябрь апрель | Текущее наблюдение. | Изучить промежуточные результаты усвоения программы |
3 | апрель - май | Заключительное обследование. | Оценить программы. результаты усвоения |
В ходе диагностики используются следующие методы изучения детей:
1. Наблюдение.
2. Беседа.
3. Анализ результатов обследования.
4. Контрольные занятия
Разработаны критерии оценки усвоения программы:
Низкий уровень – программа неусвоена.
• задание ребенком самостоятельно не принимается;
• знания в целом по всем темам не сформированы, не соответствуют возрасту;
• обобщающие понятия не использует;
• от ответов на вопросы отказывается;
•помощь взрослого не принимает.
Средний уровень – программа усвоена частично.
• задания принимаются частично (понимает и выполняет простую инструкцию не в полной мере);
• знания по большинству тем сформированы в соответствии с возрастом;
• частично использует обобщающие понятия;
• все виды помощи принимает, на некоторые вопросы отвечает самостоятельно.
Высокий уровень – программа усвоена полностью.
• задание принимает полностью, выполняет в соответствии с требованиями взрослого;
• на все вопросы по всем темам отвечает самостоятельно;
• знания сформированы в соответствии с возрастом;
• свои действия сопровождает объяснительной речью, активно использует обобщающие понятия.
Общение во время беседы должно проходить индивидуально с каждым ребенком, в атмосфере доброжелательности и при полном отсутствии оценочного отношения со стороны взрослого.
Основные требования к беседе:
- беседа проводится с опорой на наглядность;
- убедиться, что ребенок понял поставленный вопрос;
- предложить поиграть;
- эмоционально поддерживать ребенка (хвалить, улыбаться);
- положительно реагировать на все ответы, даже ошибочные;
- фиксировать первый ответ, а не результат подсказок;
- в случае непонимания, объяснить смысл задания на аналогичном речевом материале;
- при признаках утомления позволить ребенку отдохнуть.
Предлагается примерное содержание бесед..
4. Беседы с детьми по темам:
Моя семья.
1. Расскажи о себе:
• Как твоя фамилия?
• Как тебя зовут?
• Кто ты? (Мальчик, девочка, имя, фамилия.)
• Сколько тебе лет?
• Где ты живешь (город, адрес)?
2. Как зовут твоих родителей? Кем они работают? Какие профессии еще знаешь?
3. Чем ты любишь заниматься дома? (Игры, книги, телепередачи, интересы.)
Родной город
1. Как называется наш родной город?
2. Где ты любишь гулять в нашем городе? Куда ходите с родителями?
3. Что ты знаешь о школе?
4. Какие виды транспорта знаешь? (Водный, воздушный, наземный.)
5. Какие правила дорожного движения знаешь?
Наш край – Приморский
1. Какая природа нашего края?
2. Что растет в лесу?
3. Какие города, деревни знаешь?
4. Как называется наш родной край?
Наша Родина – Россия, ее столица.
1. В какой стране ты живешь?
2. Назови главный город нашей Родины.
3. Кто защищает нашу Родину?
К концу года важно выяснить, как реализуется программа, т.е. могут ли дети:
- различать и называть виды транспорта; предметы, облегчающие труд человека на производстве, объекты, создающие комфорт и уют в помещениях;
- знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада;
- знать герб, флаг, гимн России;
- иметь представления о Президенте, Правительстве России; о воинах – защитниках Отечества;
- знать русский национальный костюм, традиции, обычаи и фольклор;
- иметь представления о родном крае, о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.;
- иметь представления о труде взрослых, их деловых и личностных качествах, творчестве;
- иметь представления о государственных и народных праздниках; школе; библиотеке;
- дополнительно: иметь представления о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей планете, о героях космоса.
По результатам беседы готовятся предложения по коррекционно работе по данному разделу.
Анкета для родителей
Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
воспитание любви к Родине;
воспитание уважения к старшему поколению;
воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;
знание истории своей страны;
другое -_____________________________________________________
затрудняюсь ответить.
Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
да;
нет;
затрудняюсь ответить.
Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей школьного возраста?
прививать детям уважение к людям своей страны;
познакомить с обычаями и традициями своего народа;
формировать бережное отношение к природе и всему живому;
расширять представления о родной земле, её столице, городах;
ознакомление с историческим прошлым России;
воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка.
Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей – педагоги или родители?______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как Вы считаете, следует ли знакомить детей школьного возраста с символикой малой Родины, традициями, памятными датами?
да;
нет;
затрудняюсь ответить.
Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!