12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Глыбина Ирина Васильевна180

Конспект занятия дополнительного образования

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа:

«Основы журналистики и издательского дела»


Педагог дополнительного образования

Глыбина Ирина Васильевна



Я приглашаю вас в клуб «Газета «НОЦ-NEWS»

Общая направленность занятия предполагает реализацию следующих принципов:

  • Принцип личностно-ориентированного подхода, который восходит к идеям гуманистической психологии и педагогики, направлен на ребёнка, как полноценно развивающуюся личность.
  • Принцип природосообразности предполагает воспитание с учетом природы ребенка, его индивидуальных биологических, физиологических и психологических особенностей.
  • Принцип самостоятельности обучающихся в учебном процессе предполагает его организацию таким образом, чтобы обучающиеся принимали непосредственное участие в целеполагании своей деятельности, а цели обучения, задаваемые извне, становились бы их собственными, личными целями. В этом случае обучающиеся чувствуют себя полноправными субъектами этого процесса, свободными в творческом достижении принятых ими целей деятельности, которая приобретает характер самодеятельности, становится их собственной потребностью.
  • Принцип самостоятельности определяет мотивационно-потребностную сферу учения.
  • Принцип сотрудничества выражен во взаимодействии педагога и обучающегося в совместном продвижении к определенным целям, отказ от принуждения, вовлечении в общий труд обучения и воспитания, вызывающий радостное чувство успеха, движения вперед.
  • Принцип здоровьесберегающих технологий заключается в том, что гигиенические условия соответствуют санитарным нормам, создан психологический комфорт обучающегося на занятии, педагог рационально организует учебный процесс, используя активные формы и методы обучения, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения обучающихся: динамические паузы, расслабление под музыку, включая игровые моменты, физкультминутки, гимнастику для глаз.
  • Принцип интерактивности образовательного процесса, заключается в непрерывном взаимодействии всех участников обучающего процесса, где каждый обучающийся в любой период обучения имеет доступ ко всем материалам обучения и к самому педагогу, который, в свою очередь открыт для обучающегося, как источник опыта в определенной области.





Содержание




  1. План-конспект
  2. Технологическая карта занятия
  3. Ход проведения занятия (описание)
  4. Методическое и техническое оснащение.
  5. Библиография
  6. Приложение




План-конспект


Тема: «Я приглашаю вас в свой мир»

Цель занятия: сформированность у учащихся первоначальных представлений о журналистике и издательском деле.


Задачи занятия

Обучающие:

- актуализировать имеющиеся у учащихся представления о редакционно-издательской деятельности;

- познакомить учащихся с основными журналистскими профессиями;

- научить самостоятельно создавать стенгазету


Развивающие:

- способствовать расширению кругозора учащихся, а также проявлению познавательной активности;

- способствовать развитию памяти, внимания, скорости реакции, быстроты мышления.

Воспитательные:

- создать условия для формирования умения работать в команде.


Планируемые результаты

Предметные:

-систематизация представлений о редакционно-издательской деятельности

-сформированность представлений об основных журналистских профессиях;

- умение самостоятельно создавать стенгазету


Метапредметные:

- получение опыта командной работы, учебного сотрудничества и совместной деятельности со сверстниками;

- развитие способности находить общее решение, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение


Личностные:

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности


Технологическая карта урока

Этап

Деятельность учителя, педагога

Деятельность ученика, воспитанника

Формируемые компетенции

Методические, технологические приёмы

Прогнозируемый результат



Оргмомент

Дает установку: Демонстрация презентации.

Педагог рассказывает о структуре печатного издания.

Педагог рассказывает о составе редакции.


Воспринимает материал презентации.

Дети просматривают презентацию.

Дети выбирают роли главного редактора, дизайнера и фотокорреспондента.

Дети внимательно выслушивают задание и задают вопросы педагогу.


Коммуникативная


Высокая мотивация к сотрудничеству


Совместное целеполагание

Главный редактор

Помогает педагогу в организации коллектива.

В случае необходимости выполняет обязанности фотокорреспондента.

Подходит к корреспондентам, помогает, отвечает на вопросы.

Следит за временем, напоминает о необходимости поторопиться.

Проверяет, чтобы все материалы были сохранены в папку «Редактор».

Проверяет материалы, исправляет грубые ошибки.




Корреспонденты распределяются по парам и задают друг другу по 5 вопросов. Затем они садятся за компьютеры, набирают тексты заметок и подбирают соответствующие картинки. О выполнении задания сообщают педагогу либо редактору.

Дизайнер оформляет заголовок, рисует элементы оформления, распределяет тексты и картинки на полосе, наклеивает их на ватман.

Фотокорреспондент фотографирует портреты детей и делает групповые фотографии. Выбирает фотографии.

Заключительный

Ученики знакомятся с понятием интервью, обращаясь к материалам презентации (ноутбук): самостоятельно выявляют специфические особенности жанра.

Предлагаются стратегии (стратегия-четкое, последовательное, направленное действие, приносящее успех).

Расспросить товарища на любую злободневную тему;

Зафиксировать ответы (на смартфоне, в блокноте);

Сделать фотографии или подобрать картинки на ноутбуке;

Сформировать лид. (Лид (от англ. Lead paragraph — ведущий или главный абзац) — аннотация, «шапка» статьи, новости или пресс-релиза. Состоит из одного первого выделенного абзаца, в котором коротко формулируется проблема, раскрывается суть заголовка. Размер лида обычно не превышает 3-5 строк


Учебно-познавательная через самостоятельный ответ на вопрос: как построить тнтервью.



Коммуникативная через обсуждение стратегий аналитической деятельности на уроке, информационная через работу с репродукциями западных и отечественных художников.

Стартовая беседа и прогнозирование результата


Личностное целеполагание

Усвоение понятия интервью




Практическая часть

Работа с индивидуальными и парными стратегиями

Выделяет маркерами основные особенности жанра интервью на электронной доске.

Педагог координирует работу детей, отвечает на вопросы, помогает редактору и дизайнеру, распечатывает материалы на принтере.





1.Ученики читают текст, напечатанный на листах, с карандашом, отмечая детали, связанные с тем, как автор организует информацию.

2.Определяют ассоциации; Заполняют «пустоты» в тексте интервью.

3. Обращаются к справочным материалам в ноутбуке.

4.Сравнивают


Учебно-познавательная через графический анализ текста;

Коммуникативная через работу в группах, обсуждение;

Информационная через осмысление символов и знаков в стихотворении, запечатленных в справочных материалах.


Работа в парах:

Расспросить товарища на любую злободневную тему;

Зафиксировать ответы (на смартфоне, в блокноте);

Сделать фотографии или подобрать картинки на ноутбуке;

Сформировать лид.



Коллективная работа над созданием сборника

Ответ на вопрос: Что дает журналисту интервью?



Обсуждение

Педагог оценивает работу детей. Спрашивает, чему научились дети. Дарит каждому экземпляр газеты «НОЦ-NEWS».

Дети отвечают на вопросы педагога. Обмениваются впечатлениями о занятии.

(Удалось ли вам почувствовать себя в роли журналиста?

Было ли вам интересно?

Научились ли вы чему-то новому?

Что вам может пригодиться в жизни?)

Проводится рефлексия по поводу осмысления выполненного задания

Рефлексия:

Что я испытывал, когда создавал интервью?

Что я понял, когда заполнил рубрику газеты?

Что я представил, когда создал первый текст?

Отвечают на вопросы учителя.

Создают мини-тексты (лиды)

Коммуникативная через обмен впечатлениями от деятельности на уроке

Коллективный анализ достигнутого результата и коррекция смыслов.

Прием отстранения:

Новый номер газеты




Целостное восприятие импрессионисткой манеры автора








Ход проведения занятия


1. Организационный

Учащиеся заходят в помещение. Садятся за круглый стол, на котором лежат номера газеты.


Здравствуйте, ребята. Давайте познакомимся. Меня зовут Ирина Васильевна. Я педагог дополнительного образования в Медиацентре «Точка роста», руковожу редакцией газеты «НОЦ-NEWS». В ней занимаются дети и подростки от 12 до 16 лет. И я приглашаю вас в мир, в котором я живу и приношу пользу. Вы узнаете, как устроена наша редакция, какие профессии существуют в журналистике, примерите их на себе и выпустите собственную газету.

Мы освещаем все интересные мероприятия, которые происходят в нашем Центре: праздники, конкурсы, творческие встречи, а также события в городе. Наша студия живет активной общественной жизнью: мы принимаем участие почти во всех конкурсах для юных журналистов. Ездим на экскурсии, в музеи, театры. Одним словом, у нас очень интересно! Над созданием своей газеты мы обычно трудимся один, а то и два месяца, а сегодня нам с вами предстоит очень сложная задача – познакомиться с азами журналистики и выпустить стенгазету всего за 40 минут!




2. Основной этап


Редакция газеты так же, как и телевизионная студия- это большой и сплоченный коллектив. И от того, насколько слаженно они работают, зависит результат деятельности. Самый главный человек в редакции, который отвечает за всё, продумывает, какие статьи будут в номере, редактирует тексты, решает все важные и спорные вопросы, руководит производственным процессом и организует редакционный коллектив – кто это? Конечно, главный редактор.

Собирает информацию, обрабатывает ее и пишет в газету заметки, статьи, интервью - правильно, корреспондент.

Иллюстрации к материалам подбирает фотокорреспондент (его также называют иллюстратором, фоторепортером). Не путать с фотографом! Фотокорреспондент – прежде всего журналист! Он тоже должен уметь писать новости, тем более, если кроме него на мероприятии никого больше не было.

Редактор, фотокорреспондент и корреспондент – их можно назвать одним словом – журналист. Журналист – это универсальная профессия.

За оформление и верстку издания отвечает дизайнер (художник).

Версткой занимается верстальщик.

Вычитывает газету и исправляет все возможные (стилистические, грамматические, орфографические) ошибки корректор.

В маленьком коллективе должности часто совмещаются: верстальщик может выполнять обязанности и дизайнера, и художника, кто-то из юнкоров может быть корректором или фотокорреспондентом (все зависит от талантов и желания). Я вижу, вы знаете почти всех сотрудников редакции. Сейчас у всех вас будет возможность попробовать себя в качестве корреспондентов и иллюстраторов. Также нам нужно выбрать одного редактора и одного дизайнера (человека, который хорошо рисует).

Но еще немного теории.

Вы видите перед собой слайд. В конце нашего занятия у вас должна получиться газета вашего коллектива, которую вы можете потом повесить у себя в кабинете.

Итак, мы выбрали название «Наш пресс-центр».



3. Практическая часть


А теперь каждый из вас попробует себя в роли корреспондента. Давайте разделимся на пары. У нас 5 пар корреспондентов и 6 пара – это редактор и дизайнер. Корреспонденты должны задать своим собеседникам не менее 5 вопросов и узнать интересные факты друг о друге. Затем вы поменяетесь ролями и напишете небольшую заметку о своем собеседнике, а также подберете картинки, его характеризующие. Картинки вставляем в текст так, чтобы все вместе занимало не более 1 страницы. Все это нужно будет сохранить в папку «Редактор». Фотокорреспондент фотографирует портреты детей и делает групповые фотографии. Редактор примет ваши тексты, и если нужно, поможет исправить ошибки, дизайнер поможет разобраться с картинками, затем мы все это распечатаем, и каждый вырежет свой текст и иллюстрации, редактор и дизайнер разместят все на компьютере и помогут вам оформить газету.



4. Заключительный этап

Ребята, вы молодцы. Я считаю, все вы прекрасно себя проявили. У вас получилась прекрасная газета, вы очень дружные и легко справились с заданием.

Удалось ли вам почувствовать себя в роли журналиста?

Было ли вам интересно?

Научились ли вы чему-то новому?

Что вам может пригодиться в жизни?


Методическое и техническое оснащение занятия



Оборудование:

ПК – 12 шт. Ноутбуки.

Проектор, электронная доска

Цветной принтер


Методические пособия и дидактические материалы:

мультимедийная презентация

газета ««НОЦ-NEWS» (январь 2022)




Библиография




  1. Азбука журналистики: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений - О.И. Лепилкина и др. - М.: Вентана-Граф,2005.
  2. Ким М.Н., Мельник Г.С. Методы журналистики. - СПБ., 2006.
  3. Журналистика в школе. 8-11 классы: программа, материалы к занятиям. / авт.-сост. Н.А. Спирина. – Волгоград: Учитель, 2010. -207 с.


Электронные образовательные ресурсы

1.https://vk.com/im?sel=c1141

2.https://vk.com/tochkarostagubaha


Приложение 1

Корреспондент формирует стратегии


Берет интервью у собеседника, ставя перед собой задачи:

 

Расспросить товарища на любую злободневную тему;Зафиксировать ответы (на смартфоне, в блокноте);Сделать фотографии или подобрать картинки на ноутбуке;Сформировать лид (Лид (от англ. Lead paragraph — ведущий или главный абзац) — аннотация, «шапка» статьи, новости или пресс-релиза. Состоит из одного первого выделенного абзаца, в котором коротко формулируется проблема, раскрывается суть заголовка. Размер лида обычно не превышает 3-5 строк.)


  • Создает документ Word в папке «Корреспондент» (на ноутбуке).
  • Набирает текст. Размер шрифта 16.
  • Подбирает подходящую по смыслу картинку из папки «Картинки» (если там нет подходящей, ищет в Интернете), вставляет ее в этот же документ.
  • Сохраняет в папку «Редактор». Название – «Имя, Фамилия» героя заметки.​​​​​​​





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.