Конспект занятия дополнительного образования «Я приглашаю вас в клуб "Газета НОЦ-NEWS"»
Конспект занятия дополнительного образования
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа:
«Основы журналистики и издательского дела»
Педагог дополнительного образования
Глыбина Ирина Васильевна
Я приглашаю вас в клуб «Газета «НОЦ-NEWS»
Общая направленность занятия предполагает реализацию следующих принципов:
- Принцип личностно-ориентированного подхода, который восходит к идеям гуманистической психологии и педагогики, направлен на ребёнка, как полноценно развивающуюся личность.
- Принцип природосообразности предполагает воспитание с учетом природы ребенка, его индивидуальных биологических, физиологических и психологических особенностей.
- Принцип самостоятельности обучающихся в учебном процессе предполагает его организацию таким образом, чтобы обучающиеся принимали непосредственное участие в целеполагании своей деятельности, а цели обучения, задаваемые извне, становились бы их собственными, личными целями. В этом случае обучающиеся чувствуют себя полноправными субъектами этого процесса, свободными в творческом достижении принятых ими целей деятельности, которая приобретает характер самодеятельности, становится их собственной потребностью.
- Принцип самостоятельности определяет мотивационно-потребностную сферу учения.
- Принцип сотрудничества выражен во взаимодействии педагога и обучающегося в совместном продвижении к определенным целям, отказ от принуждения, вовлечении в общий труд обучения и воспитания, вызывающий радостное чувство успеха, движения вперед.
- Принцип здоровьесберегающих технологий заключается в том, что гигиенические условия соответствуют санитарным нормам, создан психологический комфорт обучающегося на занятии, педагог рационально организует учебный процесс, используя активные формы и методы обучения, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения обучающихся: динамические паузы, расслабление под музыку, включая игровые моменты, физкультминутки, гимнастику для глаз.
- Принцип интерактивности образовательного процесса, заключается в непрерывном взаимодействии всех участников обучающего процесса, где каждый обучающийся в любой период обучения имеет доступ ко всем материалам обучения и к самому педагогу, который, в свою очередь открыт для обучающегося, как источник опыта в определенной области.
Содержание
- План-конспект
- Технологическая карта занятия
- Ход проведения занятия (описание)
- Методическое и техническое оснащение.
- Библиография
- Приложение
План-конспект
Тема: «Я приглашаю вас в свой мир»
Цель занятия: сформированность у учащихся первоначальных представлений о журналистике и издательском деле.
Задачи занятия
Обучающие:
- актуализировать имеющиеся у учащихся представления о редакционно-издательской деятельности;
- познакомить учащихся с основными журналистскими профессиями;
- научить самостоятельно создавать стенгазету
Развивающие:
- способствовать расширению кругозора учащихся, а также проявлению познавательной активности;
- способствовать развитию памяти, внимания, скорости реакции, быстроты мышления.
Воспитательные:
- создать условия для формирования умения работать в команде.
Планируемые результаты
Предметные:
-систематизация представлений о редакционно-издательской деятельности
-сформированность представлений об основных журналистских профессиях;
- умение самостоятельно создавать стенгазету
Метапредметные:
- получение опыта командной работы, учебного сотрудничества и совместной деятельности со сверстниками;
- развитие способности находить общее решение, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение
Личностные:
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности
Технологическая карта урока
Этап | Деятельность учителя, педагога | Деятельность ученика, воспитанника | Формируемые компетенции | Методические, технологические приёмы | Прогнозируемый результат |
Оргмомент | Дает установку: Демонстрация презентации. Педагог рассказывает о структуре печатного издания. Педагог рассказывает о составе редакции. | Воспринимает материал презентации. Дети просматривают презентацию. Дети выбирают роли главного редактора, дизайнера и фотокорреспондента. Дети внимательно выслушивают задание и задают вопросы педагогу. | Коммуникативная | Высокая мотивация к сотрудничеству | |
Совместное целеполагание | Главный редактор Помогает педагогу в организации коллектива. В случае необходимости выполняет обязанности фотокорреспондента. Подходит к корреспондентам, помогает, отвечает на вопросы. Следит за временем, напоминает о необходимости поторопиться. Проверяет, чтобы все материалы были сохранены в папку «Редактор». Проверяет материалы, исправляет грубые ошибки. | Корреспонденты распределяются по парам и задают друг другу по 5 вопросов. Затем они садятся за компьютеры, набирают тексты заметок и подбирают соответствующие картинки. О выполнении задания сообщают педагогу либо редактору. Дизайнер оформляет заголовок, рисует элементы оформления, распределяет тексты и картинки на полосе, наклеивает их на ватман. Фотокорреспондент фотографирует портреты детей и делает групповые фотографии. Выбирает фотографии. Заключительный Ученики знакомятся с понятием интервью, обращаясь к материалам презентации (ноутбук): самостоятельно выявляют специфические особенности жанра. Предлагаются стратегии (стратегия-четкое, последовательное, направленное действие, приносящее успех). Расспросить товарища на любую злободневную тему; Зафиксировать ответы (на смартфоне, в блокноте); Сделать фотографии или подобрать картинки на ноутбуке; Сформировать лид. (Лид (от англ. Lead paragraph — ведущий или главный абзац) — аннотация, «шапка» статьи, новости или пресс-релиза. Состоит из одного первого выделенного абзаца, в котором коротко формулируется проблема, раскрывается суть заголовка. Размер лида обычно не превышает 3-5 строк | Учебно-познавательная через самостоятельный ответ на вопрос: как построить тнтервью. Коммуникативная через обсуждение стратегий аналитической деятельности на уроке, информационная через работу с репродукциями западных и отечественных художников. | Стартовая беседа и прогнозирование результата | Личностное целеполагание Усвоение понятия интервью |
Практическая часть Работа с индивидуальными и парными стратегиями | Выделяет маркерами основные особенности жанра интервью на электронной доске. Педагог координирует работу детей, отвечает на вопросы, помогает редактору и дизайнеру, распечатывает материалы на принтере. | 1.Ученики читают текст, напечатанный на листах, с карандашом, отмечая детали, связанные с тем, как автор организует информацию. 2.Определяют ассоциации; Заполняют «пустоты» в тексте интервью. 3. Обращаются к справочным материалам в ноутбуке. 4.Сравнивают | Учебно-познавательная через графический анализ текста; Коммуникативная через работу в группах, обсуждение; Информационная через осмысление символов и знаков в стихотворении, запечатленных в справочных материалах. | Работа в парах: Расспросить товарища на любую злободневную тему; Зафиксировать ответы (на смартфоне, в блокноте); Сделать фотографии или подобрать картинки на ноутбуке; Сформировать лид. Коллективная работа над созданием сборника | Ответ на вопрос: Что дает журналисту интервью? |
Обсуждение | Педагог оценивает работу детей. Спрашивает, чему научились дети. Дарит каждому экземпляр газеты «НОЦ-NEWS». Дети отвечают на вопросы педагога. Обмениваются впечатлениями о занятии. (Удалось ли вам почувствовать себя в роли журналиста? Было ли вам интересно? Научились ли вы чему-то новому? Что вам может пригодиться в жизни?) Проводится рефлексия по поводу осмысления выполненного задания Рефлексия: Что я испытывал, когда создавал интервью? Что я понял, когда заполнил рубрику газеты? Что я представил, когда создал первый текст? | Отвечают на вопросы учителя. Создают мини-тексты (лиды) | Коммуникативная через обмен впечатлениями от деятельности на уроке | Коллективный анализ достигнутого результата и коррекция смыслов. Прием отстранения: Новый номер газеты | Целостное восприятие импрессионисткой манеры автора |
Ход проведения занятия
1. Организационный
Учащиеся заходят в помещение. Садятся за круглый стол, на котором лежат номера газеты.
Здравствуйте, ребята. Давайте познакомимся. Меня зовут Ирина Васильевна. Я педагог дополнительного образования в Медиацентре «Точка роста», руковожу редакцией газеты «НОЦ-NEWS». В ней занимаются дети и подростки от 12 до 16 лет. И я приглашаю вас в мир, в котором я живу и приношу пользу. Вы узнаете, как устроена наша редакция, какие профессии существуют в журналистике, примерите их на себе и выпустите собственную газету.
Мы освещаем все интересные мероприятия, которые происходят в нашем Центре: праздники, конкурсы, творческие встречи, а также события в городе. Наша студия живет активной общественной жизнью: мы принимаем участие почти во всех конкурсах для юных журналистов. Ездим на экскурсии, в музеи, театры. Одним словом, у нас очень интересно! Над созданием своей газеты мы обычно трудимся один, а то и два месяца, а сегодня нам с вами предстоит очень сложная задача – познакомиться с азами журналистики и выпустить стенгазету всего за 40 минут!
2. Основной этап
Редакция газеты так же, как и телевизионная студия- это большой и сплоченный коллектив. И от того, насколько слаженно они работают, зависит результат деятельности. Самый главный человек в редакции, который отвечает за всё, продумывает, какие статьи будут в номере, редактирует тексты, решает все важные и спорные вопросы, руководит производственным процессом и организует редакционный коллектив – кто это? Конечно, главный редактор.
Собирает информацию, обрабатывает ее и пишет в газету заметки, статьи, интервью - правильно, корреспондент.
Иллюстрации к материалам подбирает фотокорреспондент (его также называют иллюстратором, фоторепортером). Не путать с фотографом! Фотокорреспондент – прежде всего журналист! Он тоже должен уметь писать новости, тем более, если кроме него на мероприятии никого больше не было.
Редактор, фотокорреспондент и корреспондент – их можно назвать одним словом – журналист. Журналист – это универсальная профессия.
За оформление и верстку издания отвечает дизайнер (художник).
Версткой занимается верстальщик.
Вычитывает газету и исправляет все возможные (стилистические, грамматические, орфографические) ошибки корректор.
В маленьком коллективе должности часто совмещаются: верстальщик может выполнять обязанности и дизайнера, и художника, кто-то из юнкоров может быть корректором или фотокорреспондентом (все зависит от талантов и желания). Я вижу, вы знаете почти всех сотрудников редакции. Сейчас у всех вас будет возможность попробовать себя в качестве корреспондентов и иллюстраторов. Также нам нужно выбрать одного редактора и одного дизайнера (человека, который хорошо рисует).
Но еще немного теории.
Вы видите перед собой слайд. В конце нашего занятия у вас должна получиться газета вашего коллектива, которую вы можете потом повесить у себя в кабинете.
Итак, мы выбрали название «Наш пресс-центр».
3. Практическая часть
А теперь каждый из вас попробует себя в роли корреспондента. Давайте разделимся на пары. У нас 5 пар корреспондентов и 6 пара – это редактор и дизайнер. Корреспонденты должны задать своим собеседникам не менее 5 вопросов и узнать интересные факты друг о друге. Затем вы поменяетесь ролями и напишете небольшую заметку о своем собеседнике, а также подберете картинки, его характеризующие. Картинки вставляем в текст так, чтобы все вместе занимало не более 1 страницы. Все это нужно будет сохранить в папку «Редактор». Фотокорреспондент фотографирует портреты детей и делает групповые фотографии. Редактор примет ваши тексты, и если нужно, поможет исправить ошибки, дизайнер поможет разобраться с картинками, затем мы все это распечатаем, и каждый вырежет свой текст и иллюстрации, редактор и дизайнер разместят все на компьютере и помогут вам оформить газету.
4. Заключительный этап
Ребята, вы молодцы. Я считаю, все вы прекрасно себя проявили. У вас получилась прекрасная газета, вы очень дружные и легко справились с заданием.
Удалось ли вам почувствовать себя в роли журналиста?
Было ли вам интересно?
Научились ли вы чему-то новому?
Что вам может пригодиться в жизни?
Методическое и техническое оснащение занятия
Оборудование:
ПК – 12 шт. Ноутбуки.
Проектор, электронная доска
Цветной принтер
Методические пособия и дидактические материалы:
мультимедийная презентация
газета ««НОЦ-NEWS» (январь 2022)
Библиография
- Азбука журналистики: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений - О.И. Лепилкина и др. - М.: Вентана-Граф,2005.
- Ким М.Н., Мельник Г.С. Методы журналистики. - СПБ., 2006.
- Журналистика в школе. 8-11 классы: программа, материалы к занятиям. / авт.-сост. Н.А. Спирина. – Волгоград: Учитель, 2010. -207 с.
Электронные образовательные ресурсы
2.https://vk.com/tochkarostagubaha
Приложение 1
Корреспондент формирует стратегии
Берет интервью у собеседника, ставя перед собой задачи:
Расспросить товарища на любую злободневную тему;Зафиксировать ответы (на смартфоне, в блокноте);Сделать фотографии или подобрать картинки на ноутбуке;Сформировать лид (Лид (от англ. Lead paragraph — ведущий или главный абзац) — аннотация, «шапка» статьи, новости или пресс-релиза. Состоит из одного первого выделенного абзаца, в котором коротко формулируется проблема, раскрывается суть заголовка. Размер лида обычно не превышает 3-5 строк.)
- Создает документ Word в папке «Корреспондент» (на ноутбуке).
- Набирает текст. Размер шрифта 16.
- Подбирает подходящую по смыслу картинку из папки «Картинки» (если там нет подходящей, ищет в Интернете), вставляет ее в этот же документ.
- Сохраняет в папку «Редактор». Название – «Имя, Фамилия» героя заметки.