Эссе на тему «Я — школьный библиотекарь»
Я - школьный Библиотекарь!
Библиотеки -это сокровищницы всех богатств человеческого духа.
Готфрид Вильгельм Лейбниц
Я больше двадцати лет работаю школьным библиотекарем. В 1987 году я начала работать в данной школе учителем шестилеток, но мечтала о профессии библиотекаря. И моя мечта сбылась. Все вышло совершенно случайно. В августе 1993 года мне предложили работу библиотекаря. Я согласилась, и работаю по сей день. Очень люблю свою работу. В век стремительно развивающегося технического прогресса жизнь человека ускоряет свой темп. Редко встречается человек, читающий книгу, или хотя бы с книгой в руках. Всё это как в зеркале отражается в школе. С каждым годом становится всё больше не читающих школьников, из не читающих семей. Буквально лет пятнадцать назад, школьная библиотека была центром чтения и неотъемлемой частью сложного и интересного образовательного процесса. На сегодняшний день сеть Интернет вытесняет посещение библиотеки, а иногда и полностью его заменяет. Так изо дня в день незаметно и неумолимо утрачивается культура чтения.
Если ребёнок растёт в читающей семье, то желание читать естественно. Именно так закладывается основа культуры чтения и потребность познавать удивительный и многогранный мир – мир книги. И в данном случае задачей школьного библиотекаря является расширение читательских интересов, системный подход при выборе книг. Такая индивидуальная работа с читателем доставляет огромное удовольствие библиотекарю, в живом диалоге происходит обмен мнениями, дискуссия, выявляется круг интересов. Для такого ребенка всегда найдется книга. Работая много лет в школе, я провожу библиотечные уроки, внеклассные мероприятия, занятия по внеурочной деятельности, используя инновационные методы работы. Важное место в работе принадлежит индивидуальному руководству чтением. При обмене книг стараюсь беседовать с каждым учеником, чтобы лучше узнать читателя, чем интересуется, какую литературу имеет дома, ищу удобный повод поговорить о книгах, о газетах, о журналах. Время, когда дети готовятся в библиотеке к выступлениям или написанию рефератов, для меня самое важное: я помогаю в подборе нужного материала им и учу работать с книгой. Для меня самая большая награда – это горящие увлеченные глаза ребёнка, желающего обсудить, проанализировать, посоветоваться. Как человек, любящий свою профессию, очень надеюсь, что, пусть и в масштабах одной школы, книга найдет своего читателя. Для меня профессия библиотекаря это больше, чем просто профессия, это особое состояние души. А если есть любовь к своей профессии, любовь к самой библиотеке, ко всему тому, что в ней происходит, то библиотека превращается в родной дом, где проходит вся жизнь, вырастают дети, где каждый день готовятся к приему дорогих гостей . Я считаю, что современный библиотекарь должен постоянно двигаться вперед, быть инициативным и энергичным, а также обладать большим творческим багажом, выдумкой, неуемной фантазией, высоким профессионализмом и мастерством, чтобы с энтузиазмом брать все новое и интересное, что может быть в библиотечной работе, и успешно притворять это в жизнь. В своей работе я стараюсь не стоять на месте и шагать в ногу со временем, применять современные технологии, использовать новые методы. Провожу литературные викторины, конкурсы чтецов, КВНы, книжные турниры, конкурсы рисунков, громкие чтения, литературные вечера, читательские конференции, книжные аукционы, защиты читательских формуляров, «Поле чудес», «Счастливый случай», «О, счастливчик!», литературные игры, конкурсы, игровые программы, библиотечные уроки, книжные выставки. Работаю по формированию библиотечного фонда, которая включает в себя множество различных операций. Я считаю, что главное для библиотекаря – это работа с каждым читателем. Мне очень нравится где-то слышанная или прочитанная мною фраза: «Душ человеческих добрые лекари»… Как это точно сказано, как емко, как масштабно! Настоящий библиотекарь никогда не упустит самое главное – душу маленького человека. И это просто необходимо – учить детей чувствовать, сопереживать, сострадать, учить чуткому отношению к окружающему миру. Только библиотекарь и книга могут научить ребят жить с открытой душой и всем своим сердцем воспринимать мир. А чтобы этому учить, библиотекарь должен любить детей, понимать их проблемы и их внутренний мир. Он должен быть и педагогом и психологом, найти подход к каждому ребенку. Очень важно отвлечь детей от всего негативного, опасного, помочь им умно и интересно проводить свободное время. Академик Д.С.Лихачев так написал о библиотекарях: «Вы главные лица в государстве, потому что от Вас зависит образование страны, ее культура. Без общей культуры не может быть подъема нравственности. Без нравственности не действуют никакие экономические законы. Чтобы стране не пропасть, ей нужны, прежде всего, Вы – библиотекари». Ведь от того, как мы воспитаем наших детей сегодня, зависит будущее нашей страны. Поэтому одна из основных задач школьной библиотеки, а значит, и библиотекаря – помочь ребенку в его духовном и интеллектуальном развитии. Школьная библиотека – это место, где должно быть тепло и уютно, где поощряется детское творчество, где воспитывается человечность и доброе отношение к людям. Двадцать третий год по утрам открываю дверь школьной библиотеки и окунаюсь в мир книг. Ни разу я не пожалела о своём выборе. Наверное, потому, что меня окружали люди, влюбленные в свою профессию. И сегодня с гордостью можно сказать: «Да, я люблю свою профессию и с каждым годом все сильней». Она приносит мне удовлетворение и радость, она не дает останавливаться на месте, благодаря ей, я развиваюсь как личность.