Эссе на тему «Я — учитель»

2
1
Материал опубликован 2 November 2020

Я – учитель

Есть некий час —
как сброшенная клажа:
Когда в себе гордыню укротим.
Час ученичества, он в жизни каждой
Торжественно-неотвратим.

М. И. Цветаева

Утро. Дорога в школу. Что ждёт меня сегодня? Да всё то же, что и каждый день: заботы, тревоги, радость удовлетворения от удачно проведённого урока, разочарование от того, что всё-таки не получилось. И глаза, детские глаза: то равнодушные, то уставшие, то наполненные отчаянием и кричащие: «Помогите! Не понимаю!». Но как награда глаза, в которых загорается огонёк радости от постижения самых трудных истин, от разрешения самых трудных вопросов. Как же сделать, чтобы нас встречали только счастливые глаза наших учеников?

Вот сто лет назад, когда люди задумывались о том, каким будет образование в 21 веке, они часто представляли себе сюжет вроде того, который изобразил на футуристической открытке Жан-Марк Коте: книги (читай: знания) перерабатываются в нервные импульсы, а ученики поглощают их сразу через мозг. Роль учителя в этом процессе — подбрасывать новые книжки в котел и следить за тем, чтобы головы как следует наполнялись. Да, было бы здорово! Но и в 21 веке учитель должен искать пути, как привлечь внимание ученика и передать ему всё то, что знаешь сам.

Что же я, учитель, хочу, когда каждый день подхожу к порогу школы? Вот уже шагнула на первую ступеньку входной лестницы, услышала знакомый, приглушенный дверью гул голосов, смеха и остановилась…Дать ученику определенный набор знаний? Но современный ученик не так высоко ценит знания — ведь они доступны и открыты, стоит только зайти в Интернет. Да и знания теперь важны только если их можно как-то применить, извлечь пользу. Кто я? Навигатор в мире информации, способный помочь в выборе наиболее достоверного источника, или моя миссия состоит в том, чтобы раскрыть свои знания перед кем-нибудь другим, которому нужно познать истину для себя и отправиться в «свободное плавание» по реке жизни. Вопросом много, ответов конкретных нет.

«Учение – это лишь открытие того, что мы уже давно знаем, а обучение – это напоминание другим, что они знают все так же хорошо, как и мы. И мы все учащиеся – учителя и ученики», писал Р. Бах. Как это замечательно — вести полноценный диалог как с учениками, так и с их родителями, вовлекая их в учебный процесс. Если ученики видят, что я люблю свой предмет, что, например, в геометрии я вижу много интересного и полезного, то и они тоже будут любить этот предмет.

Какие же практические знания должна давать математика? Совершенно очевидно, что математика не в состоянии обеспечить ученика отдельными знаниями на всю жизнь: как оформить кредит, как вычислить налоговые отчисления, выбрать телефонный тариф, рассчитать коммунальные платежи, но она должна и обязана вооружить его методами познания, сформировать познавательную самостоятельность. Поэтому на уроках математики школьники учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы, одним словом – думать. Учитель же, как опытный лоцман, подводит учеников к важным выводам, увлекает напряженной работой в поиске истины, учит творчески мыслить.

Звонок. Начинается урок. Новая задача: «В правильной шестиугольной призме, у которой боковые грани - квадраты…» С чего начать? Осознать идею решения, метод. Осознание свершенного, его идей и методов следует рассматривать, как продолжение решения данной задачи и «построение мостика» к задачам будущим. «Думайте! - говорю я. – А нельзя ли решить иначе?» И этим «иначе», если оно найдено, разумно поделиться с другими. В поисках альтернативного решения ученик использует полученные навыки и самостоятельно усваивает новые знание, а также учится ставить перед собой цели и достигать их, действовать автономно и сообща, анализировать сделанное и демонстрировать результаты своей работы другим.

Процесс исследования, я считаю, важнее результата. Но и результат не заставит себя ждать: научившись думать самостоятельно, мои ученики сами смогут искать нужные ресурсы, оценивать качество источника, обрабатывать массивы информации и эффектно их презентовать.

А может, учитель – строитель. «Строитель должен созидать. Он не может жить без строительства. Созидание есть его песнь, его молитва, его труд сладчайший. Строитель слагает основание твердынь, и храмов, и хранилищ, не ослабляя себя мыслью, кто и когда завершит кровлю здания?» - считал Н. Рерих. Все дети разные: кто-то мыслит образами, а кто-то — формулами. Учитель учит ребенка мыслить, творить, созидать собственную личность – это «его песнь, его молитва, его труд сладчайший», не осквернённый мыслью о награде.

Перемена. Несколько минут, чтобы перевести дух, собраться с мыслями, прислушаться к себе: как прошёл урок, всё получилось, что задумала? Получилось! Много было горящих глаз, благодарных. Этим я счастлива. Да, я - учитель, я увлечена своим делом и счастлива. Вот мое педагогическое кредо, моя профессиональная философия, фундамент которой – любовь к детям.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за интересный ресурс!

4 November 2020