Эссе «Я – учитель»

3
0
Материал опубликован 13 August 2020

Я учитель

Почему я учитель? Кем я хотела быть в детстве? Кем только не хотела. В первом классе я мечтала стать учителем начальных классов. Я хотела быть похожей на свою первую учительницу Венеру Анваровну, мы с ней даже подсчитали, что к ее выходу на пенсию я как раз получу диплом.

Когда в школьные годы с упоением читала книги, я мечтала стать библиотекарем, хотела жить среди книг. В старших классах учитель права Флида Борисовна увлекла меня в мир юриспруденции. Я мечтала стать успешным адвокатом, мне хотелось специализироваться в области гражданского права, тогда я представляла себя успешной бизнес-леди в деловом костюме с идеальной укладкой.

Но на выбор будущей профессии повлиял мой отец. Он всегда был носителем «разумного, доброго, вечного». Папа всегда говорил, что если стать математиком, то можно работать в любой сфере. Он мечтал видеть меня математиком и делал все, чтобы претворить свою мечту в жизнь: объяснял сложные темы по геометрии; строя пирамиды, развил пространственное мышление; рисуя плакаты, проводил домашние конкурсы и викторины; покупал популярную математическую литературу, выписывал журнал «Квант». Отец сумел привить мне любовь к математике.

Далее зерна любви к математике, посеянные в моей душе отцом, были заботливо взращены моими учителями – Людмила Александровна была учительницей, влюбленной в математику, и вдохновляла этой любовью своих учеников. Школа для меня – это островок доброты и света, к которому всегда хочется возвращаться. Она дала мне нравственный ориентир на всю жизнь. Хочется искренне надеяться, что, уходя из её стен, мои ученики унесут с собой память о своих учителях так же, как и я.

Когда я была студенткой, меня попросили позаниматься с ученицей 8-го класса. Мы с ней очень подружились. Благодаря занятиям, она хорошо подтянулась по алгебре и геометрии. Мы так радовались, и именно тогда я поняла, что хочу быть учителем.

Окончив Башкирский Государственный университет по специальности «Прикладная математика и информатика», я не сразу пошла в школу, сначала был колледж информатики и вычислительной техники, где я проработала преподавателем информатики и других технических дисциплин. Придя в колледж, к ученикам, которые были только чуть младше меня, я обучалась всему вместе с ними. Тогда началось мое становление учителем. Мне нравилась работа в колледже, я выпустила группу по специальности «Автоматизированные системы обработки информации». До сих пор общаюсь со своими бывшими учениками. Теперь они взрослые, успешные личности.

По семейным обстоятельствам я вернулась в родной город. Далее последовали пять лет работы в банке, меня устраивала зарплата и карьерный рост от инженера до ведущего экономиста. Но внутреннего удовлетворения от работы не было. И я сделала то, что хотела – ушла в школу. И знаю теперь, что это правильный выбор.

И вот первого сентября 2013года я учитель информатики и математики в своей родной школе, которую окончила 17 лет назад с медалью. Начала с разработки и составления рабочих программ, закупки новых учебников по информатике для физико-математического класса. С энтузиазмом принялась готовиться к урокам. Пишешь конспект и думаешь: «Так, тема такая… начну с этого, перейду к этому, задам такие вопросы и т.д.», а приходишь на урок, звенит звонок, дети рассаживаются, и все идет не по плану. То, что казалось таким интересным, не вызывает оживления, вопрос оказывается слишком сложно сформулирован, и ученики его вообще не понимают. Готовились к олимпиадам по информатике и математике, были и успехи, и неудачи. Каждую неудачу воспринимала как руководство к действию. Так пролетели 6 лет. Некоторые коллеги говорили, что энтузиазм мой пройдет со временем, но с годами он только сильнее разгорается.

Новые тенденции в образовании заставляют каждого из участников образовательного процесса по-новому взглянуть на то, как учиться и чему учить. На мой взгляд, сейчас преследуются хорошие цели: научить детей учиться, быть самостоятельными, осознавать, что все, что они делают сейчас, в дальнейшем будет работать на них. Так, например, технология проблемно-диалогического обучения (реализация деятельностного подхода) позволяет учащимся решить учебную проблему, самостоятельно открывать новые знания. По моему мнению, проблемное обучение и применение цикла творческих заданий в результате приводит к более качественному усвоению знаний. С целью повышения мотивации и развития информационно-коммуникативной компетенции на уроке применяю различные методы и способы организации учебной деятельности. Очень эффективно работает использование на уроке творческой среды “Математический конструктор”, а также созданная разработчиками Коллекция моделей. Также, я отправляю им ссылку в домашней работе на интерактивную модель. Поиграв с моделю дома, дети приходят на урок уже с гипотезой. Мои учащиеся активно пользуются интреактивной средой, что наглядно демонстрируют на уроках. На моем сайте можно посмотреть фрагмент урока с использованием «Математического конструктора». При оценке качества усвоенных знаний я стала широко использовать систему оценивания и голосования «Votum», поскольку являюсь сертифицированным специалистом по внедрению и сопровождению этой системы с 2017 года. Для домашней работы и проведения web-квестов часто использую Google-формы, что позволяет экономить время при проверке решений. На различных этапах урока часто использую метод шляп мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Этот метод вызывает у ребят оживление, стремление работать лучше. Все хотят получить желтую шляпу.

Конечно, нужно много читать, следить за новыми технологиями, очень тщательно готовиться к урокам, но награда за это - любовь моих учеников к математике и победы на конкурсах и олимпиадах. Команды учеников нашей школы, в том числе и мои ученики, привезли дипломы победителей с республиканского конкурса Математическая карусель. Ежегодно на районной олимпиаде занимают призовые места мои ученики.

А бывает и так, что больше радуешься не тому, что твой ученик занял призовые места на олимпиадах, а тому, что смогла преодолеть безразличие к предмету, иногда равнодушие к жизни. Но именно эти трудности толкают тебя на поиск новых путей в работе, на поиск новых творческих решений. Был у меня такой случай. Ильшат был очень сложный ученик, не хотел подчиняться требованиям школы, баламутил весь класс, заставлял нервничать учителей. Общаясь с ним, выяснила, что его увлекает. Его интересовали компьютеры и все, что с ними связано. И я рассказала ему, что любую математическую задачу можно решить, применяя компьютер. Подсказала ему несколько программ. Используя их и находя новые программы, он увлекся решением сложных задач. Математика стала у него любимым предметом. Он хорошо сдал экзамены и поступил в престижный колледж. На мой день рождения и праздники всегда присылает мне открытки. И мне хочется поделиться с вами отрывком из его письма: «За пять лет обучения с таким тяжелым учеником, как я, Вы подобрали ключ ко мне. На Ваших уроках всегда было интересно. Все те знания, которые Вы дали, навсегда останутся вместе со мной». И это письмо для меня дороже всех грамот - лучшая награда за мой труд.

Но самое главное в нашей работе, я считаю, научить своих учеников стоять на правильных жизненных позициях, научить разбираться в том, что есть добро, а что есть зло, где правда, а где ложь. О нетленных общечеловеческих ценностях мы говорим с ребятами на классных часах. В течение пяти лет мы побывали во всех театрах Уфы, в некоторых из них по нескольку раз. После таких поездок я всегда завожу разговор о цели и смысле жизни, о красоте внешней и внутренней.

Мне интересен каждый мой ученик. Я стремлюсь к тому, чтобы ребенок проявил себя в коллективе, чтобы не было актива и пассива. С радостью отмечаю для себя, что ребята становятся дружнее год от года. Когда мы ездили в Чекмагуш на каток, ребята из других классов все время катались поодиночке, а мои цепочкой взялись за руки и катались змейкой. Этот эпизод я выложила на своей странице в инстаграмм.

Учитель должен учить своих учеников всему. В том числе и любви к Родине. Считаю важным приобщать их к великому историческому прошлому своей страны, особенно сейчас, когда на Западе пытаются переписать историю, предать забвению роль Советского Союза в победе над фашизмом.

На классном часе, посвященном воинам, погибшим в Великой Отечественной войне, я прочитала наизусть стихотворение «Баллада о матери» Андрея Дементьева. Ребята слушали задумчиво, многие со слезами на глазах. Они были очень удивлены, что учитель математики читает стихи, это вдохновило их на проведение конкурса чтецов.

Я была потрясена, когда впервые услышала об акции «Бессмертный полк». И с самого начала я с классом стала участвовать в ней. Многие из ребят во время подготовки впервые узнали от своих родителей о том, что их прадеды и прабабушки сделали для победы, и каждый с гордостью рассказывал об их подвигах. Мы каждый год участвуем всем классом в акции «Бессмертный полк». Ребята с гордостью несут транспаранты с портретами прадедов, прабабушек, родственников. Победа в Великой Отечественной войне досталась нам очень высокой ценой. Судьбы тысяч людей так и остались невыясненными. Мы с учениками изучили сайты Мемориал, Подвиг народа в поисках информации о родственниках, участниках войны. Многие ученики, да и я сама, нашли информацию о подвигах наших дедов, прадедов, и ребята очень этим гордились. Так, например, из сайта я узнала о подвиге моего двоюродного деда и о его наградах, медали «За отвагу», которой он никогда не хвалился.

У Д.С. Лихачева в книге «Письма о добром и прекрасном» есть изумительная строчка: «Следовать путями доброты – очень и очень важно». Я абсолютно с этим согласна.

Как-то при разговоре с учениками мы обсуждали тему благотворительности, и один из них рассказал мне об общественном волонтерском объединении «Авангард». Так я стала волонтером. Многие мои ученики являются волонтерами добрых дел этого движения.

В октябре 2018 года мы с классом приняли участие в фестивале «Ломая барьеры». Это социальный проект, направленный на проведение акций и мероприятий для улучшения качества жизни людей с инвалидностью и преодоление общественных стереотипов отношения к инвалидам. Я видела, как мои ученики смотрели на ребят, чья судьба сложнее, но они не унывают: и танцуют, и поют, кто-то играет на музыкальных инструментах. Был у меня в классе ребенок из семьи в трудной жизненной ситуации, больше всего эта поездка повлияла на него. Он осознал, что не стоит опускать руки ни при каких обстоятельствах. Мне было приятно получить «Благодарственное письмо» за активное участие в подготовке и проведении VI межрегионального фестиваля детского творчества «Ломая барьеры 2018».

У меня много увлечений – это и спорт, и путешествия, и книги, и шитье, и фотография. Как и любой человек, я люблю пошутить и посмеяться, потому что в атмосфере скуки и недоброжелательства мне очень неуютно. Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает. Ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку, а ребенок – учителю.

Сейчас, проработав в школе 6 лет, я могу сказать: что я учу детей, и они меня. У Илины я научилась умению раскладывать все по полочкам, у Дианы - спокойствию, самообладанию в любой ситуации, у Эльзы доброте, гуманизму, у Ильсура - оптимизму и так далее, могу перечислять бесконечно. К каждому из них отношусь с уважением, как к личности. Древнегреческий философ Сократ сказал: «В каждом человеке есть частичка солнца, только дайте ему светить». Увидеть солнце, то есть, увидеть личность в каждом ребёнке – вот суть моей педагогической деятельности.

Быть учителем – это очень интересно и очень ответственно. Полностью согласна с словами Л.Н. Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и любовь к ученикам – он совершенный учитель». И я стараюсь к этому стремиться.

Э.Г.Нуртдинова


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.