12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Воробьёва Ольга Владимировна69
Россия, Москва, Москва
3

Урок-презентация для 7 класса «Япония далекая и близкая»



Япония – далекая и близкая

Цели и задачи урока: познакомить со своеобразием и уникальностью Японии, развить представления о традиционном японском искусстве, развивать творческие способности детей, воспитывать интерес и уважение к культуре других народов

Оборудование: ПК, презентация, раздаточный материал (бумага для оригами), икебана, в которой присутствуют три ветки сакуры, бонсай, кимоно, веер, зонтик, две палочки для волос, сборник хайку

Ход урока

I. Изучение нового материала

(СЛАЙД 1) Коннити-ва! (Здравствуйте!)

Учитель: Тема урока сегодня – Япония – далекая и близкая (СЛАЙД 2).

Японию называют страной восходящего солнца, так как ее земля первая в восточном полушарии озаряется солнечными лучами. (СЛАЙД 3) Сами японцы с древних времён называют свою страну Ниппон. Это название состоит из двух иероглифов, первый из которых означает “солнце”, а второй – “основа”. Солнце присутствует и на государственном флаге страны, означая свет, богатство и изобилие. Желтая хризантема на гербе и эмблеме императора также символизирует солнце.

Японию ещё называют страной наоборот, настолько там все непривычно для нас. Кошки без хвостов. Сады из камней. Пальто падают женщины мужчинам. Обувь оставляют у порога. Стихи не имеют рифмы. Письменность неотделима от рисования. Национальная одежда не зависит ни от сезона, ни от моды, ни даже от размера человека. И много, много других интересных вещей.

(СЛАЙД 4) Географическое положение страны наложило свой отпечаток на самобытность Японии. Это — страна-архипелаг, расположенная на 4 крупных островах: Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку и почти на четырёх тысячах мелких островах в Тихом океане, входящих в систему тихоокеанского вулканического огненного кольца. Дугообразная вереница японских островов то и дело содрогается от землетрясений. На побережье Японии землетрясения нередко сопровождаются гигантскими волнами – цунами.

Япония отделена от материка Восточно-Китайским, Японским и Охотским морями. Страна имеет морские границы с Китаем, Южной и Северной Кореей и Россией. Такие особенности географического положения имеют ряд преимуществ: во-первых, Япония практически не подвергалась завоеванию и агрессии со стороны других стран мира, во-вторых, изолированность территории и её удаленность от Европы, способствовали сохранению самобытности японской культуры.

(СЛАЙД 5) Столица Японии — Токио, что означает «Восточная столица», - расположена на острове Хонсю.

Одно из толкований древнего имени этой страны «Ямато», что означает «путь гор». Действительно, в Японии горы всегда видны на горизонте, даже если вы находитесь посреди самой большой равнины. (СЛАЙД 6) В рельефе они составляют свыше 75 % территории страны. Для расширения жизненного пространства японцы используют прилегающие к суше акватории: засыпают мелководья и создают искусственные полуострова и острова. (СЛАЙД 7) Значительная часть горных вершин Японии – вулканы, в том числе и наивысшая точка страны - священная для японцев гора Фудзияма (3776 м). Низменности располагаются отдельными участками вдоль побережий. Страна бедна минеральными ресурсами, хотя есть месторождения угля, нефти, руд черных и цветных металлов.

(СЛАЙД 8) Большая протяженность территории страны в меридиональном направлении, островное положение образовали уникальный комплекс природных условий. Климат страны колеблется от низких температур на севере до субтропических — на юге. Климат также зависит от муссонных ветров, дующих с континента зимой и в обратном направлении — летом. По количеству осадков Япония занимает одно из первых мест в мире. Смягчающее воздействие на климат Японии оказывает теплое океаническое течение Куросио.

(СЛАЙДЫ 9-10) Реки Японии в основном горные, порожистые, короткие. Но они имеют немалое хозяйственное значение как источник гидроэнергии и пресной воды. Озера двух типов - живописные глубоководные горные озера, образовавшиеся в результате тектонической и вулканической деятельности, и мелководные озера низменностей. Они, как и реки, служат источником пресной воды.

На территории Японии распространены подзолистые, бурые лесные и красноземные почвы

(СЛАЙДЫ 11-12) Органический мир разнообразен, немало реликтовых видов и эндемиков. Леса занимают 2/3 территории страны. Характер лесов последовательно изменяется с севера на юг в соответствии с климатическими зонами. На севере преобладают хвойные леса из ели и пихты, они постепенно переходят в смешанные и широколиственные леса из дуба, бука, клена. На крайнем юге произрастают субтропические леса из камфорных деревьев, магнолий, камелий, бамбука. Встречаются в них и тропические виды: пальмы, бананы.

Большинство представителей японской фауны приспособлены к условиям жизни в горных лесах. Среди пернатых наиболее многочисленны и разнообразны морские птицы. В реках и озерах обитают рыбы, многие из которых имеют промысловое значение. Богата и разнообразна флора и фауна омывающих Японию морей и океана.

(СЛАЙД 13) Япония занимает 8 место в мире по численности населения, которое в основном сосредоточено на приморских низменностях и в долинах рек. Почти 4/5 японцев – городские жители. В стране более 200 больших городов, из них 12 – города-миллионеры. Национальный состав населения однородный, японцы составляют 99 % населения. Японский язык специфичен и не входит ни в одну из языковых семей. В японской письменности используются иероглифы. Япония — нация здоровых людей с самым низким показателем детской смертности в мире (4 на 1000, для сравнения, в России — 18 на 1000) и самым высоким уровнем продолжительности жизни (мужчины — 76 лет, женщины — 82 года).

Почему японцы живут долго? Во-первых, в пищу употребляется много морепродуктов, во – вторых, у японцев особое отношение к жизни. Они, как никакой другой народ в мире, знают и понимают, насколько хрупка жизнь. В памяти еще остались атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Японцы ценят жизнь, берегут природу (живую и неживую). В-третьих, в отношениях японцев друг к другу царит доброжелательность. В-четвертых, японцы много ходят пешком. Когда-то в стране был провозглашен лозунг: «Десять тысяч шагов в день ради здоровья», который стал жизненным правилом для каждого японца.

(СЛАЙД 14) Японцы - очень верующая нация. Религия, пришедшая в Японию из Индии, — буддизм. Местная религия – синтоизм - утверждает, что все в мире имеет душу. Именно эта вера воспитала в японцах чуткость к природе, умение наслаждаться ее бесконечной переменчивостью.

Хозяйство. Вплоть до ХХ века Япония была как бы «спрятана» от глаз европейцев, длительное время находилась в самоизоляции от внешнего мира. А сегодня это — высокоразвитая страна. По многим экономическим показателям она входит в число лидеров. По доходу на душу населения занимает 3 место в мире. Такой быстрый выход страны, побежденной во второй Мировой войне, с пережитками феодализма, на ведущее место в экономике мира называют японским «экономическим чудом».

(СЛАЙД 15) Какие японские корпорации и фирмы вы знаете? (“Тойота”, “Ниссан”, “Мицубиси”, “Хонда”, “Хитачи”, “Тошиба”, “Сони”, “Мицубиси”, “Шарп”)

(СЛАЙД 16) В сельском хозяйстве главная культура – рис.

Япония - великая морская держава. Главные порты: Токио, Осака. Между островами построены туннели. (СЛАЙД 17) Туннель “Сейкан” самый длинный в мире (54 км), из них 23 км находится под водой на глубине 100 м. По железным дорогам со скоростью 250 км\ч движутся высокоскоростные поезда.

Страна сегодня является крупнейшим финансовым центром мира, из десяти крупнейших банков мира шесть – японские.

Каким же образом эта страна стала одним из экономических лидеров современного мира, не обладая при этом собственными ресурсами? Слагаемых японского «экономического чуда» много, но главное из них — это проведение экономической политики, направленной на:

1) быстрое развитие собственной науки и правильное использование иностранных технологий

2) быстрый рост производительности труда

3) повышение образования, квалификации и дисциплины трудящихся, создание эффективной системы управления.

Япония — страна высокой культуры. Здесь очень бережно относятся к традициям. Например, есть у японцев традиция любования, таких любований три: снегом, луной и цветами. Одним из любимейших мест жителей страны является гора Фудзияма (Фудзи-сан). Каждый год более полумиллиона японцев совершают восхождение на самый красивый вулкан и оттуда любуются красотами природы.

У японцев отсутствует рукопожатие, приняты поклоны и улыбки. Ещё когда мама, по японскому обычаю, носит младенца у себя за спиной, она при каждом поклоне заставляет кланяться и его, давая тем самым первые уроки уважения старших.

Какие ассоциации возникают при слове «Япония»?

1-ый ученик

(СЛАЙДЫ 18-19) Сакура - японская вишня, один из символов Японии. Сакуре посвящают стихи и песни, в стране цветение сакуры является национальным праздником. Её розовые соцветия волнуют и восхищают японцев не только своим множеством, но и своей недолговечностью.

(СЛАЙД 20) Икебана — искусство составления композиций из цветов. Это целая наука, её преподают в Японии в специальных школах. Основные элементы – это три веточки разной длины, символизирующие небо, землю, человека. Проникновение в мир икебаны требует от человека профессиональных знаний и особого дара — тонкого восприятия природы.

2-ой ученик

(СЛАЙДЫ 21-22) Бонсай (в переводе означает «выращенное в подносе») — искусство выращивания карликовых деревьев.

Сад камней – ровная площадка, засыпанная песком или мелкой галькой. Главным элементом являются хаотично, на первый взгляд, расположенные на ней группы камней. Однако беспорядочность только кажущаяся, на самом деле расположение и композиция камней в группах подчиняются определенным правилам. Считается, что поверхность сада символизирует океан, а камни — острова, но посетитель сада может представить на его месте что-то своё. Японцы могут часами любоваться такими садиками, проводить около них всё свободное время в раздумьях, отдыхая от тяжелого трудового дня. Кстати, японцы считают, что тому, кто не воспринимает красоту природы, доверять нельзя ни в чем.

3-ий ученик

(СЛАЙД 23) Хайку – жанр японской поэзии, нерифмованное трехстишие, состоящее из 17 слогов (5+7+5).

Выплыла луна,

И самый неказистый куст

На праздник приглашен.

Все жанры японской поэзии - это миниатюрные картины природы, описывающие какое-нибудь время года, но рассказывающие всегда о людях, о чувствах, о жизни (читает стихи).

4-ый ученик

(СЛАЙД 24) Кабуки - один из видов традиционного японского театра. Театр родился из народной песни, музыки и танца. Изначально это был женский театр, но постепенно все женские роли в нем стали исполнять мужчины, объясняя это тем, что наблюдая за женщинами со стороны, могут точнее передать на сцене женскую психологию. Исполнители кабуки используют сложный грим и костюмы с символическим смыслом. Декорации в театре условны.

5-ый ученик

(СЛАЙД 25) Кимоно - национальный костюм. Его носят и сегодня от мала до велика, мужчины и женщины. Оно передается по наследству. Все радостные события и все скорбные события заставляют надеть кимоно — парадное или траурное. Непременным атрибутом женского туалета является шпилька для украшения волос, а также веер и зонтик. И раз уж мы заговорили о женщинах, то при слове «Япония» возникает еще одна ассоциация.

Гейша - слово «гейша» означает дословно «человек искусства». Гейши посвящены в тонкости чайной церемонии и каллиграфии, (СЛАЙД 26) играют на сямисэне (японском трехструнном инструменте) и участвуют в танцевальных фестивалях. Их обучают рисованию и правилам составления цветочных композиций. Эти женщины в совершенстве владеют искусством ведения беседы.

6-ой ученик

Жилое помещение. Поскольку в Японии часты землетрясения, здесь издавна строят легкие дома, при разрушении которых не гибнут люди. (СЛАЙД 27) Дома сделаны из деревянных планок. Стены раздвигаются, как двери книжного шкафа. Это позволяет легко и быстро менять планировку жилища. Мебели мало. Вместо стульев японцы раскладывают на полу мягкие подушечки. Полы покрыты специальными циновками из прессованной рисовой соломы — татами. Днём на них сидят, обедают, а ночью - спят. (СЛАЙД 28) Едят палочками. Японцы не используют сервизов, посуда вся разная. Им кажется безвкусицей видеть одну и ту же роспись и на тарелках, и на блюдцах, и на чашках.

7-ой ученик

(СЛАЙД 29) Оригами – искусство складывания фигурок из бумаги. Эти занятием увлечены все японцы: и дети, и взрослые.

(СЛАЙД 30) Есть в истории этой страны черная страница – в августе 1945 года Вооружённые силы США, чтобы ускорить капитуляцию Японии во Второй мировой войне, провели атомные бомбардировки городов Хиросимы и Нагасаки.  Это единственное в истории человечества боевое применение ядерного оружия, в котором погибло мирное население.

Каждый японец знает имя девочки Садако, которая заболела лейкемией (раком крови) после атомной бомбардировки в Хиросиме. Врачи не могли ей помочь. На протяжении всей болезни Садако складывала из бумаги фигурки журавликов. Она верила в старинную легенду о том, что если сложить 1000 журавликов, то к человеку вернется здоровье и исполнится главное желание. Садако умерла, успев сложить только 644 журавлика. (СЛАЙД 31) Девочке поставили памятник. На раскрытых ладонях она держит журавлика, устремляющегося в небо. Каждый год возле памятника в день гибели девочки собираются тысячи детей со всей Японии и приносят с собой бумажных журавликов в память о ней и всех жертвах Хиросимы и Нагасаки.

(СЛАЙД 32) Учитель: Вот такая она, Япония, со своими основами мировосприятия - вслушиваться в несказанное, всматриваться в невидимое. Самобытная и неповторимая, где древние традиции переплетаются с современностью.

Мастер-класс «Оригами» (из заготовленных заранее бумажных квадратов складываем бумажного журавлика)

Наш урок окончен.

(СЛАЙД 33) Саёнара! (До свидания!)

2. Домашнее задание: сочинить о Японии хайку, по желанию сделать икебану

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.