Занятие по музыке в 4 классе Делаем ярмарку…» (по мотивам балета И. Ф. Стравинского «Петрушка»)
Сальникова Анна Владимировна,
учитель музыки
МАОУ «Гамовская средняя школа»
Пермского района
Тема: «Делаем ярмарку…» (по мотивам балета И. Ф. Стравинского «Петрушка»)
Категория учащихся: 4 класс.
Цель: Знакомство с русской традицией ярмарочных гуляний. Создание образа ярмарки на примере русского фольклора и творчества И.Ф.Стравинского – балет «Петрушка».
Задачи:
1. Обучающая:
познакомить учащихся с термином «ярмарка»;
познакомить с образом ярмарки на примере балета «Петрушка»;
2. Развивающая:
развивать вокально-хоровые навыки;
развивать навыки игры на детских шумовых музыкальных инструментах;
развивать творческие способности;
развивать поисковые навыки;
развивать умение коллективного планирования, взаимодействия с партнером, взаимопомощи в группе;
развивать коммуникативные умения и навыки;
развивать презентационные умения.
3. Воспитательная:
воспитывать в детях эстетические чувства через народную и композиторскую музыку.
Используемые технологии: проектная технология, ИКТ-технология.
Оборудование:
компьютер, проектор, экран, принтер цветной;
клей (4), ножницы (4), фломастеры, цветные карандаши, нитки вязальные (коричневые или бежевые, голубые), страницы – раскраски, страницы - заготовки;
Музыкальный материал:
Аудио и видео фрагменты балета «Петрушка» - И. Ф. Стравинского;
«Ах, вы сени» - русская народная песня
Фрагмент из балета «Пер Гюнт» - Э. Григ
Структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Предвари-тельный результат |
Проблема | Организационный момент. Ученики встают возле своих мест. - Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Сейчас вы увидите два видео фрагмента. Внимание на экран. Просмотр фрагмента из балета «Пер Гюнт» - Э. Григ и «Петрушка» - И. Ф. Стравинский. Беседа о балете «Петрушка». - Это были фрагменты из балетов. Знакомы ли они вам? (ответы детей) - Оба знакомы или какой-то один? (ответы детей) - Какой балет вы узнали? (ответы детей) - Верно! Это фрагмент из балета «Петрушка». - Кто написал этот балет? (ответы детей) - А кто помнит героев балета? (ответы детей) - В балет 4 части. И 1 и 4 части показывают зрителю ярмарочные гуляния. - А что же такое ярмарка? (ответы детей; пока некоторые ребята отвечаю, я предлагаю найти точное определение этого слова в словаре кому-то из детей). | Ученики выбирают из двух видео фрагментов знакомый им. Называют композитора, героев балета. Ищут в словаре определение «ярмарка». Ученик зачитывает определение. | Вспоминают композитора, героев балета. Узнают что такое ярмарка |
Мотивация | Создание своей ярмарки. Беседа. - А хотели бы вы посетить ярмарку? Поиграть, попеть, потанцевать вместе с Петрушкой? (ответы детей). | | Дети будут замотивирова-ны на создание ярмарки. |
Проектная идея | - А я вам предлагаю сегодня не просто посетить, а создать свою собственную ярмарку. Побывать в роли купцов, певцов, музыкантов. Вы согласны? (ответы детей) - А помогут вам в этом ребята – старшеклассники. | | |
Способы решения (деятельность) | Распределение заданий по группам, инструкции к заданиям. Во время выполнения работ фоном звучит музыка из балета «Петрушка». | Задание №1: 1 группа: Создать образ веселых частушечников. Разучить и исполнить частушки с использованием реквизита. Задание №2: 2 группа: Создать образ музыкантов на ярмарке. Ребята показывают игру на детских музыкальных шумовых инструментах с использованием реквизита. Задание №3: 3 группа: 2 Ребята изготавливают из предложенных материалов предметы, которые можно продать на ярмарке. Разучивают кричалки к своему продукту. P.S. Все группы разучивают заключительную кричалку вместе с Петрушкой. | Развитие мелкой моторики, внимания у детей (задание №3). Развитие творческих способностей (задание №1, 2). Развитие коммуникативных навыков, навыков работы в группе, в сотрудничес-тве. |
Презентация | Презентация полученного продукта. Исполнение общей кричалки. - Какая замечательная и веселая ярмарка получилась сегодня у нас. | Группы представляют свои продукты (то, что у них получилось). Все ребята исполняют заключительную кричалку вместе с Петрушкой. | Развитие презентационных навыков, вокально – хоровых навыков. |
Рефлексия | 7. Рефлексия. - Какие вы молодцы! Какие вы внимательные и хорошие исполнители. Я думаю, что наши гости с удовольствием побывали сегодня на нашей ярмарке. - Давайте подведем итог. У вас на парте лежат два героя балета «Петрушка». Вы помните, что Петрушка это положительный герой, а Арап – отрицательный. Я вас прошу сейчас выбрать героя по настроению. Если вам понравился урок, вы выбираете Петрушку, если не понравился – Арапа (на доску) - У всех замечательное и хорошее настроение! Пусть оно останется с вами на целый день! | Рефлексия эмоциональная (понравился урок или нет). | Положитель-ный отклик детей на урок. |