12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна44628
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск
Материал размещён в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 5» г. Брянска

Языковой анализ текста в 9-11 классах

на этапе повторения изученного.

(На материале романа З. Прилепина «Обитель»)

подготовила

учитель русского языка и литературы

Легоцкая Вера Сергеевна


 


 


 


 

Брянск-2017

Пояснительная записка

Для наиболее эффективного использования различных приемов и методов работы с текстом на этапе обобщения и повторения изученного можно обратиться к текстам современной литературы. Это позволит познакомить старшеклассников с новыми для них именами и произведениями, провести языковой анализ текстов, подготовиться к ГИА, расширить лингвистический кругозор учащихся посредством решения заданий задач трудности. Данные задания могут быть включены учителем в урок, а также использованы для домашней и самостоятельной работы.

Вариант 1

(1) – Обратите внимание, например, на этих собеседников. (2) Знаете, кто это? (3) Замечательнейшие люди – на улицах Москвы и Петрограда вы таких запросто не встретите. (4) Только на Соловках! (5) Слева, значит, Сергей Львович Брусилов – племянник генерала Брусилова, того самого, что едва не выиграл войну, а потом отказался драться против большевиков. (6) Сергей Львович, если меня не ввели в заблуждение, капитан Балтийского флота, то есть был им. (7) Но и здесь тоже имеет некоторое отношение к местной флотилии, соловецкой. (8) Беседует он с господином Виоляром… (9) Виоляр – ещё более редкая птица: он мексиканский консул в Египте!

(10)– Заблудился по дороге из Америки в Африку и попал на Соловки?

(11)– Примерно так! Причём заблудился, завернув в Тифлис, – улыбнулся Василий Петрович. – (12) У него жена – русская, а точнее, грузинка. (13) Если совсем точно – грузинская княжна, восхитительная красавица, только немного тонковата, на мой вкус…

(14) –Откуда Вам известно? – с неожиданным любопытством поинтересовался Артём.

(15) –Позвольте! Здесь, на Соловках, все знают обо всех! –развел руками Василий Петрович.

Прочитайте текст и выполните послетекстовые задания.

1. Определите тип и стиль текста.

2. Сформулируйте и запишите два вопроса по содержанию текста.

3. С какой целью автор использует в тексте диалог? Кто в нем участвует? Ответ аргументируйте.

4. Какой смысл вкладывает автор в слова «на улицах Москвы и Петрограда вы таких запросто не встретите. Только на Соловках», рассказывая о Сергее Львовиче Брусилове и Виоляре? Какой троп помогает этот смысл передать?

5. Укажите в тексте фразеологизмы, объясните их значение, подберите к ним синонимы.

6. Назовите книжные слова. С какой целью автор использует их в тексте?

7. Объясните значение слова ЗАПРОСТО из предложения 3 и подберите к нему синонимы. Почему именно это слово употребил З.Прилепин? Разберите слово по составу и определите его стилистическую роль.

8. Какая форма прилагательного помогает подчеркнуть особенности Брусилова и Виоляра? Каковы стилистические возможности этой формы? Ответ аргументируйте, приводя примеры из художественной литературы.

9. Объясните постановку тире в предложении 3. Укажите случаи авторской постановки тире. Как меняется ритмико-интонационный рисунок текста? Как меняется смысл предложений с авторской пунктуацией?

10. Укажите восклицательные предложения и определите их художественное назначение в тексте. Что необходимо знать, чтобы различать восклицательное предложение и риторическое восклицание? Объясните, приводя примеры из данного текста.

11. Укажите уточняющие члены предложения. С какой целью автор использует их в тексте?

12. В предложениях 8 и 13 автор использует стилистический прием, суть которого состоит в намеренной незаконченности мысли. Начатая речь прерывается в расчете на догадку читателя. Как называется этот прием? На что намекает автор? Известны ли вам другие стилистические функции этого приема? Приведите примеры или используйте материал предложенного текста.

Вариант 2

(1) Если б прислушались, сразу осознали бы: всё, что вокруг вас, – какофония! (2) И варвары, изъясняющиеся на неведомом наречии, решившие обучить нас – нас! – своему убогому языку! (3) Своровали всё – страну, свободу, Бога… (4) Теперь ещё и язык воруют – у меня в голове навалены эти слова, торчат углами… (5) «Проклятьем заклеймённый» – это что? (6) Опера из жизни индейцев? (7) «Диктатура пролетариата» – это как? (8) Может, это блюдо? (9) Из чего его готовят? (10) «Интриги Антанты», «весна революции», «светлое будущее», «тяготы царизма», «борьба классов» – а это что такое? (11) Вы знаете смысл этих ругательств? (12)В качестве чего их можно использовать? (13) За что нас одарили этой уродской речью? (14) «Чрезвычайная комиссия!» – а? (15) Кофейня – знаю. (16) Булочная – знаю. (17) Чайная – знаю. (18) А чрезвычайная – это что? (19) Самая главная чайная? (20) Или это означает, что у нас до сих пор не было никаких дел, а теперь вдруг настали такие важные дела, что – Боже ты мой! (21) Ведь они не просто важные, а чрезвычайно важные! (22) Глаза на лоб лезут от их важности!

Прочитайте текст и выполните послетекстовые задания.

1. Сформулируйте и запишите проблему, которую поднимает автор в данном тексте.

2. При помощи каких средств выразительности автору удалось выразить основную мысль? Ответ аргументируйте.

3. Выражая свое негодование по поводу засорения русского языка в эпоху становления советской власти, Захар Прилепин использует и разговорные слова (назовите их), и высокую книжную лексику (приведите примеры из текста). Как вы думаете, чего достигает автор, используя в пределах одного текста лексику разных стилей? Как этот прием помогает раскрыть авторский замысел и передать чувства героя?

4. Объясните значение слова КАКОФОНИЯ из первого предложения, приведите примеры употребления этого слова или составьте с ним словосочетания. Подберите к нему синонимы. Почему именно это слово употребил Захар Прилепин?

5. Укажите фразеологизм. Подберите к нему синонимы. Какова его роль в тексте? Составьте с данным фразеологизмом простое осложненное предложение.

6. Укажите лексический повтор в тексте. Какова его стилистическая роль в тексте?

7. Укажите простые односоставные предложения, определите их вид. Каковы стилистические возможности односоставных предложений?

8. Укажите вопросительные предложения в тексте и определите их художественное назначение в тексте. Что необходимо знать, чтобы различать вопросительное предложение и риторический вопрос? Объясните, приводя примеры из данного текста.

9. Найдите в тексте градацию. С какой целью автор использует ее в тексте? Что вам известно о композиционной градации?

10. На примере текста расскажите о выразительных возможностях вопросно-ответной формы изложения. Как отличить вопросно-ответную форму изложения от риторического вопроса?

11. Какова роль первого предложения текста?

12. Найдите сложноподчиненное предложение, определите вид придаточных. Что вам известно о выразительных возможностях различных по значению придаточных?

Вариант 3

(1) Чекист, впервые поднявший над Соловецким монастырём красный флаг, сел сюда как заключённый. (2) Вы ничего ещё не поняли, Артём? (3) Их всех сюда же и посадят. (4) И здесь же и зароют. (5) Тут Бог близко.(6) Бог далеко от себя пропащих детей не отпускает. (7 Этот монастырь – не отпускает! (8) Никогда!

(9) Бунт в 1666 году был – его подавил Иван Мещеринов, подчинённые ему стрельцы побивали монахов камнями, устроили тут бойню, и трупы потом не хоронили. (10) Так Иван Мещеринов сам вскоре сел сюда же! (11) И грек Арсений, правивший церковные книги – из-за чего, собственно, и взбунтовался монастырь, – он тоже сел! (12) И они сидели все вместе! (13) И жрали из одной поросячьей плошки! (14) Этот монастырь – он же с зубами! (15) Ты видел его сторожевые башни? (16) Они же – каменные клыки! (17) Он передавит всех, кто возомнил о себе!

(18) Артём посмеивался, принюхиваясь к сорванному ёлочному хвостику: он едва пах. (19) Странно, но здесь, на Соловках, и цветы весной не пахли, и деревья осенью. (20) Объёмное соловецкое небо будто бы засасывало в себя все запахи, оставляя только лёгкое головокружение.

(21) Иногда посмотришь налево, потом направо – а кажется, что везде одно и то же, и небо с разноцветными облаками вращают вокруг тебя, а ты будто находишься в центре детской юлы, ошалевший.

Прочитайте текст и выполните послетекстовые задания.

1. Что вам известно о Соловецком монастыре? Об Иване Мещеринове и греке Арсении, упоминаемых автором?

2. Кого автор называет «пропащими детьми»? Как этот фразеологизм помогает передать идею текста? Ответ аргументируйте.

3. Объясните значение выражения ВОЗОМНИЛ О СЕБЕ из 17 предложения, составьте с ним словосочетания. По каким признакам это выражение можно отнести к фразеологизмам? Приведите синонимичные выражения.

4. Объясните значение слова ОШАЛЕВШИЙ из последнего предложения и подберите к нему синонимы. Почему именно это слово употребил Захар Прилепин? Разберите слово по составу и определите его стилистическую роль.

5. На примере текста расскажите о стилистической роли частиц.

6. Замените в предложениях 1 и 11 причастный оборот придаточным предложением. Сравните синонимичные конструкции. Сделайте вывод.

7. С какой целью Захар Прилепин использует в тексте повтор союза И? Как называется это средство выразительности? Когда союз И переходит в частицу? Какова ее стилистическая роль? Ответ аргументируйте, приводя примеры из текста.

8. Укажите восклицательные предложения в тексте и определите их художественное назначение в тексте. Что необходимо знать, чтобы различать восклицательное предложение и риторическое восклицание? Объясните, приводя примеры из художественной литературы.

9. На примере текста расскажите о выразительных возможностях парцелляции. За счет чего достигается в данных примерах логическое усиление изобразительности?

10. Какие средства выразительности двух последних абзацев помогают понять состояние героя, заключенного Соловков?

11. На примере текста расскажите о функции абзаца. Какова роль эмоциональности текста в абзацном членении?

12. Перечислите средства цепной связи между предложениями, используя данный текст.

Использованная литература

1. Онлайн библиотека LoveRead.me . [Электронный ресурс]. URL:

http://loveread.me/read_book.php?id=30166&p=1 (дата обращения 2.05.17).

Опубликовано в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»


Комментарии (2)

Литвиненко Светлана Юрьевна, 16.10.18 в 13:04 1Ответить Пожаловаться
Вера Сергеевна, спасибо за материал!
Легоцкая Вера Сергеевна, 16.10.18 в 19:10 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за спасибо, Светлана Юрьевна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.