Рабочая программа «Юный эколог» (Для детей 7-11 лет)

0
0
Материал опубликован 9 December 2018

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Новосибирского района Новосибирской области

СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ

Утверждаю Утверждена

методическим советом СЮН Директор СЮН

«___»___________ 20 г. «___» ________________20 г.

«Юный эколог»

Модифицированная образовательная программа

рассчитана на детей 7-11 лет.

Срок реализации 3 года

Составитель:

Запороженко Елена Владимировна

педагог дополнительного образования

высшей квалификационная категория

Краснообск

2016-2019 уч.г.

1. Пояснительная записка

Направленность программы: «Юный эколог» по содержанию является эколого-биологической; по функциональному предназначению - учебно-познавательной; по форме организации – развивающая образовательная ситуации. Программа является модифицированной , т.к. при создании программы использовались материалы программы кружка «Юный эколог» 1-4 классы. Авторы-составители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331с.

Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.

Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.

Актуальность. Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной си­туации начала XXI века.

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в на­чальной школе как ответственного этапа в становлении и разви­тии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей соз­дание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литерату­ры, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совер­шенствования всей системы воспитательной работы с младши­ми школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осоз­нающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практи­ке экологического образования в начальной школе единой, рас­считанной на весь период обучения, программы дополнительно­го образования с экологической направленностью для младших школьников.

Новизна программы. Программа составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир» для начальной школы, соответст­вует требованиям к содержанию образовательных программ до­полнительного образования детей, построена с учетом преемст­венности экологического образования дошкольников (програм­ма Н. Н. Кондратьевой «Мы») и младших школьников, опирает­ся на теоретический, практический и личностный опыт уча­щихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир» на уроках.

Педагогическая целесообразность данной программы объясняется тем, что дети младшего школьного возраста в совершенстве владеют только одним способом познания - запечатлением объектов и событий реального окружающего мира, поэтому в процессе экологического образования ведущими являются наглядные методы обучения: наблюдение и эксперимент. Практическое использование этих методов осуществляется по двум магистральным направлениям:

- первое – это внесение в банк памяти детей сведений о живой природе (о внешнем виде и строении объектов, об их функционировании, о взаимосвязи друг с другом и тд.). Обладая образным логическим мышлением, ребенок легко улавливает причинно-следственные связи, существующие в природе;

- второе - запечатление природоохранного экологически грамотного поведения взрослых, в первую очередь педагогов и родителей.

Программа разработана с учетом современных образовательных технологий:

- принципах обучения (индивидуальность, системность, доступность, гуманность, научность)

- формах и методах обучения (интегрированное обучение, занятия, экскурсии, походы)

- методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов)

- средствах обучения (дидактический материал – альбомы «Времена года», «Дикие и домашние животные», «природа родного края», аудиозаписи «Голоса птиц»).

Практическая значимость. Данная программа способствует более эффективному развитию детей через экологизацию предметно-развивающей среды, создание условий для регулярного общения ребенка с природой как внутри образовательного учреждения, так и за его пределами, а также создание экологических образовательных комплексов (живых уголков, модельных и искусственных экосистем), организация экологического просвещения родителей. Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.

Цель программы:

Создание условий для развития экологической культуры через изучение явлений природы, растительного мира, животного мира, активной роли человека как социального существа;

Задачи:

Обучающие:

дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;

формировать представления о краеведческой работе.

Развивающие:

развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;

развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.

Воспитательные:

прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;

способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности.

Отличительные особенности заключаются в том, что в основе программы лежит принцип интеллектуального и эмоционального начала в экологическом образовании. Значительное место занимает исследовательская работа – проведение простейших опытов, наблюдений. Опыты напоминают детям фокусы. Для детей они необычны. Главным является то, что дети принимают непосредственное участие в исследовательской деятельности, а некоторые опыты проводят вполне самостоятельно. Исследовательская работа помогает развить познавательный интерес ребенка, его мышление, творчество, умение мыслить логически, обобщать. В структуру программы входят два образовательных блока: теория и практика. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование практического опыта. Методика организации теоретических и практических занятий может быть представлена следующим образом: на занятиях дети знакомятся с живой и неживой природой. Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности. Для того, чтобы подвести детей к освоению теоретического материала предлагаются методы: работа с моделями, природоведческие конкурсы и праздники, решение проблемных ситуаций, наблюдения и эксперименты, опыты, практическая деятельность в природе. Экологическое образование ведется ненавязчиво, с удовольствием и искренней заинтересованностью, как детей, так и педагогов.

Внеурочная деятельность является оптимальной формой работы по формированию экологической культуры младших школьников.

Система работы с учащимися начальных классов значительно расширяет и углубляет их знания о природе, формирует эмоциональную восприимчивость.

Курс внеурочной деятельности формирует практические умения и знакомит с разнообразной деятельностью по оказанию помощи природе.

Программа по экологическому направлению в начальной школе требует от ребёнка развитой способности экологического мышления. Она проявляется в умении эффективно использовать экологические знания, в творческом подходе к предотвращению и устранению отрицательных для Природы последствий своей деятельности.

С учётом анализа теории и опыта накопленного в области экологического образования была разработана программа экологического воспитания младших школьников в рамках кружка «Юный эколог».

Сроки реализации программы: 3 года.

Состав группы (постоянный). Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: 7 - 11 лет.

Режим занятий: 1 год обучения – 128 учебных часа, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

2-3 год обучения – 192 учебных часа, занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа.

Участниками осуществления программы являются дети 1 – 4 классов общеобразовательной школы, родители (лица, их заменяющие), руководитель. Набор обучающихся свободный: принимаются все желающие на бесплатной основе.

Место проведения занятий – учебные кабинеты, пришкольный участок, читальный зал библиотеки.

Формы организации:

- учебные занятия;

- познавательные беседы;

- экологические игры;

- викторины;

- поиск информации в читальном зале библиотеки;

- экскурсии;

- наблюдения;

- опыты;

- эксперименты;

- организация выставок, презентаций;

- защита проектов;

- совместная деятельность обучающихся и родителей.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Будет знать животный и растительный миры, роль человека в природе, будет уметь различать и называть растения, кустарники, деревья, комнатные растения, животных мира: звери, насекомые, рыбы, земноводные.

Дети смогут объяснять экологические зависимости, будут гуманно относиться ко всему живому, научатся правильному поведению в природной среде. Дети научаться ухаживать за растениями и животными.

Познакомится с основными календарными и народными праздниками, относящимися к труду и быту земледельцев: «Яблочный Спас», «Масленица», «Вербное Воскресенье», «День птиц», «День защиты животных», «День Земли», «Синичкин день», «Всемирный день охраны окружающей среды».

Подведение итогов по результатам освоения данной программы проводиться в следующих формах контроля: 1)входящая диагностика: собеседование с целью выявления образовательного уровня обучающихся, их интересов и способностей 2) текущий контроль: - наблюдение за выполнением заданий, требований педагога, правил поведения в природе; - выставки творческих работ 3) итоговый контроль: - участие в выставках, праздниках: «Золотая осень!», «Вокруг живой елочки!», «Природа – наш дом родной», «С днём рождения, Земля!», «Природу родную любим!» и др., - итоговая диагностика.

Формы подведения итогов реализации программы. Результативность и целесообразность работы по программе «Юный эколог» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц» и др.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения

Наименование раздела, темы

Количество часов

 

всего

теория

практика

Вводное занятие - 2

 

В стране «Экология»

2

2

-

Мой мир - 8

 

Я и моё окружение

4

1

3

 

Мой дом за окном

4

1

3

Хочу все знать - 24

 

Явления природы

4

1

3

 

Солнце и свет в нашей жизни

4

1

3

 

Вода – источник жизни

4

1

3

 

Реки и озера

4

1

3

 

Экологические связи между неживой и живой природой

4

1

3

 

Тайны камней

4

1

3

Путешествие по родному краю - 16

 

Мой край

4

1

3

 

Поверхность земли родного края и ее охрана

4

1

3

 

Историческое прошлое

4

1

3

 

Достопримечательности родного края

4

1

3

Зимушка-зима - 6

 

Зимний сад на окне

6

2

4

Войди в природу другом - 24

 

Человек и природа

4

1

3

 

Человек и животные

4

1

3

 

Красная книга - живой светофор

4

1

3

 

Крик о помощи

4

1

3

 

С благими намерениями

4

1

3

 

Войди в природу другом

4

1

3

Удивительное рядом - 20

 

Мир насекомых

4

1

3

 

Грибы

4

1

3

 

Среда обитания

4

1

3

 

Животные

4

1

3

 

Лесовичок – хозяин леса

4

1

3

Зелёная аптека - 28

 

Воздух и здоровье

4

1

3

 

Зелёные целители

4

1

3

 

Фитостоловая

4

1

3

 

Живые синоптики

4

2

2

 

Голубь- символ мира

4

1

3

 

Остров детской фантазии

4

1

3

 

Потрудились мы на славу

4

1

3

 

Всего

128

35

93

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 год обучения

 

п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Всего

часов

Кол-во часов

теория

практика

 

Вводное занятие. Мир вокруг нас.

3

1

2

 

Многообразие растений. Путешествие в осень. Лес – наше богатство. Охрана животных и растений. Красная книга России. Сад на подоконнике.

36

12

24

 

Роль неживой природы в жизни живого. Путешествие за капелькой воды. Защита исследовательских работ и творческих проектов учащихся.

18

6

12

 

Удивительный мир животных. Наши пернатые друзья. Многообразие животных. Охрана животных. Угроза исчезновения. Защита исследовательских работ и творческих проектов

36

12

24

 

Место человека в природе. Красная книга родного края. Отношение человека к окружающему миру. Организм и окружающая среда. Мы – друзья природы. Здоровье человека и окружающая среда. Влияние человека на окружающую среду. Я – юный исследователь.

48

16

32

 

Экологические связи в природе. Мир похож на цветной луг. Вода. Почвы. Воздух. Способы охраны природы. Природные катаклизмы. Что такое экологическая катастрофа.Защита исследовательских работ и творческих проектов учащихся.

51

17

34

 

Всего

192

64

128

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3 год обучения

 

п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Всего

часов

Кол-во часов

теория

практика

 

Введение. Жизнь на Земле 

3

1

2

 

«СРЕДА ОБИТАНИЯ»

36

12

24

 

«ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ»

18

6

12

 

«РЕКИ И ОЗЕРА »

36

12

24

 

«ЧЕЛОВЕК И ЖИВОТНЫЕ »

48

16

32

 

«СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД »

51

21

42

 

Всего

192

64

128

 

 

Содержание программы

1 год обучения

Вводное занятие- 2ч

В стране «Экология» (2 ч)

Что такое экология? Знакомство детей с целями и задачами занятий, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология – наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома – планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между живой и неживой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между различными животными); связь между природой и человеком.

Мой мир – 8ч

Я и моё окружение (4 ч)

Дом моей мечты. Из чего сделан дом? Что в нём будет? Чего в нём не будет? Чтение стихов, художественной литературы о семье, любви, дружбе, труде.

Мой класс. Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать для создания уюта в классной комнате? Пересадка комнатных растений в классе. Открытие декады по Окружающему миру

Мой дом за окном (4ч) Деревья твоего двора. Экскурсия-прогулка «Краски и звуки осени». Акция «Наш чистый школьный двор». Ролевая игра «Давай поиграем в волшебника». Выставка поделок из бытовых отходов.

Хочу все знать – 24ч

Об интересных явлениях природы (4 ч)

Гроза… Расследование «Гремит гром, сверкает молния. Как и почему?» Изготовление книжек – малышек «Интересное рядом!» КВН «Что мы знаем о растениях». Составление правил поведения в природе, изготовление экологических знаков. Экологическая игра «Загадки природы».

Солнце и свет в нашей жизни (4 ч)

Солнце, Луна, звёзды – источники света. Влияние тепла и света на комнатные растения. Наблюдение по выявлению светолюбивых и теплолюбивых комнатных растений. Как животные относятся к свету и теплу. Роль света в жизни человека. Освещённость рабочего места. Глаз – орган зрения. Гигиена зрения. Зарядка для глаз. Влияние ТЭЦ, АЭС, газопроводов на экологическое состояние планеты. Экономия света и тепла. Телевизор, его влияние на окружающих, режим работы, правила просмотра. Источники света и тепла в русской избе.

Вода – источник жизни (4 ч)

Вода в моём доме и в природе. Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется. Куда удаляется? Вода, которую мы пьём. Вода сырая, кипячёная, загрязнённая. Сколько стоит вода? Почему её надо экономить? Как можно экономить воду? Как вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте? Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека? Как расходуется, как выделяется из организма? Водные процедуры, закаливание водой. Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

Реки и озера (4ч)

Экологическая игра «Водоемы просят о помощи». Проведение эксперимента «Вода из местных источников и ее прозрачность как один из показателей ее пригодности для водоснабжения населения». Конкурс творческих работ «Где мы теряем воду?» Игровые приемы: «Портрет воды», «Чистый голос воды», «Добрая Фея».

Экологические связи между неживой и живой природой (4 ч)

Экологические связи. Цепь питания. Тесная связь организмов в окружающей среде. Кто улетает, а кто остаётся. Хлебные крошки. Дикорастущие растения луга, водоема и леса.

Тайны камней (4 ч)

Каменное царство. Горные породы. Горное производство. Полезные ископаемые – свойства, практическое применение. Алмазы, янтарь, жемчуг, драгоценные камни – чудеса происхождения и применения. Соль обыкновенная. Определение свойств веществ.

Путешествие по родному краю – 16 ч

Мой край (4 ч)

Красная книга области. Особенности жизни животных области. Знакомство с исчезающими растениями и животными родного края. Причины исчезновения их и необходимость защиты каждым человеком. Новогодняя почта. Листовки. (предупреждение бездумной вырубки деревьев ради новогодних праздников). Экологическая акция «Помоги деревьям» (подгрести снег, чтоб не вымерзли).

Поверхность земли родного края и ее охрана (4 ч).

Распределение обязанностей по подготовке презентации «Влияние человека на природу родного края (поверхность земли)» — описания, фотографии, зарисовки. Сообщения членов клуба: «Природная зона родного края (положение на карте природных зон)», «Поверхность земли и водоемы родного края», подготовка фотодокументов, подтверждающих необходимость бережного отношения к природе.

Историческое прошлое села (4 ч)

Распределение обязанностей между членами клуба по сбору материала о возникновении названия села и о его историческом прошлом, посещение краеведческого музея с целью сбора информации о возникновении и истории населенного пункта; отбор материала в методическое пособие «Родной край — часть великой России».

Достопримечательности родного края (4 ч) Достопримечательности родного края. Проекты: «Памятник(и) природы родного края», «Памятник(и) архитектуры родного края», «Народные промыслы родного края», «Ветераны войны (труда) родного края» и т. д. Объединение в группы по интересам и распределение обязанностей (подготовка фотографий, описаний, списка литературы, оформление презентации и т. д.).

Зимушка-зима – 6 ч

Зимний сад на окне (6 ч)

Выращивание лука в комнатных условиях. Ухаживание и выращивание растений. Наблюдение за комнатными растениями.

Войди в природу другом – 24 ч

Человек и природа (4 ч)

Организм человека. Загрязнение окружающей среды – влияние на здоровье человека. Меры, направленные на снижение вредного воздействия природы на здоровье человека.

Человек и животные (4 ч)

Жизнь среди людей. Жизнь в городах. Ролевая игра «Это все кошки». Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс загадок о животных. Викторина «Собаки – наши друзья». Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии). Игра – викторина «Породы собак». Уход за домашними животными. Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки). Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах.

Красная Книга - живой светофор (4 ч) Зарисовка растений, занесенных в Красную Книгу, произрастающих в Западной Сибири. Значение леса для человека и экологического равновесия в природе. Животные, обитающие в тайге. Викторина для закрепления тем: «Комнатные цветы», «Растения-санитары воздуха», «Красная книга».

Крик о помощи (4 ч)  Продолжаем знакомство с Красной Книгой, с некоторыми представителями флоры и фауны Сибири, занесенными в Красную Книгу. Знакомство с первоцветами, занесенными в Красную Книгу, причиной их исчезновения. Составление альбома.

С благими намерениями (4 ч) Сбор и сушка гербарного материала для последующего изготовления наглядных пособий, композиций, поделок, панно и т.д. Правила сбора, сушки и хранения растительного сырья.

Войди в природу другом (4 ч)

Экскурсия  Ботанический сад. О растениях «Оранжерея на окне». Весенние фенологические наблюдения, ведение календаря наблюдения за природой. Мир вокруг нас (живая газета) - путешествие-викторина.

Удивительное рядом – 20 ч

Удивительный мир насекомых (4 ч)

Насекомые: виды, места обитания. Насекомые-вредители. Ядовитые насекомые. Где и как зимуют насекомые. Охрана полезных насекомых. Насекомые нашей области.

Царство грибов (4 ч)

Сформировать представление о гри­бах как части живой природы; пока­зать значение грибов для человека, растений и животных; познакомить с многообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных. Грибы - накопители вредных ве­ществ. Дать представление о строении шля­почных, пластинчатых и трубчатых грибов. Познакомить с правилами сбора грибов без нарушения лесной подстилки. Обобщить представления о сходстве и различии съедобных и несъедобных грибов. Воспитывать навыки экологически грамотного поведения в при­роде (мухомор опасен для человека, а для оленя он является лечебным). Дать представление о некоторых видах микроскопических грибов (дрожжевые, кефирные, плесневые). Рассмотреть свойства и значения их в жизни человека.

Среда обитания (4 ч)

Времена года на Земле. Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе. Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели. Изменения окружающей среды. Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности – численность травоядных – численность хищников)

Жизнь животных (4 ч)

Прародители современных животных. Животный мир (общее понятие). Звери, обитающие на территории нашей области. Жизнь зверей зимой. Роль животных в жизни человека. Охрана животных.

Лесовичок – хозяин леса (4 ч)

Благоустройство пришкольной территории, выставка урожая.

Зелёная аптека – 28 ч

Воздух и здоровье (4 ч)

Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Чистый и загрязнённый воздух. Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики. Проветривание.

Зеленые целители (4 ч)

Ознакомление с лекарственными растениями своего региона. Особенности сбора лекарственных растений. Способы приготовления лекарственных средств (настои, отвары, чаи).

Фитостоловая (4 ч)

Дикорастущие травянистые растения, используемые как пряности и витаминные продукты: крапива, щавель, мята, тмин и т.д. Их полезные свойства. Это быстро и вкусно- способы сбора питательных растений и способы приготовления блюд. 

Живые синоптики (4 ч)

Растения и животные, помогающие предсказывать погоду. Народные приметы. Проведение лото-викторины для изучения растительных сообществ (сад, лес, луг, водоем, болото, пустыня и т.д.).

Голубь - символ мира (4 ч)

Птицы на службе человека, животные – спасатели. Конкурс творческих работ.

Остров детской фантазии (4 ч)

Необычное в обычном. Подготовка к выставке, составление букетов, композиций из живых цветов, изготовление макетов клумб. Оформление, проведение выставки детского творчества.

Потрудились мы на славу (4 ч)

Проведение тестирования с целью выявления степени усвоения детьми программы кружка. Подведение итогов работы. Уход за растениями в летние каникулы.

Содержание программы

2 год обучения

Вводное занятие. Мир вокруг нас -3

Что такое экология? Знакомство детей с целями и задачами занятий, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология – наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома – планеты Земля.

Многообразие растений - 36

Путешествие в осень (6ч)

Изучение текстов о природе. Наблюдения за солнцем и ветром. Экологические игры на свежем воздухе.

Экскурсия в осенний парк. Различение деревьев и кустарников на природе по кроне и листьям. Сбор опавших листьев и семян этих растений с целью сушки. Определение названий растений по опавшим листьям, плодам, шишкам. Зарисовка листьев. Сушка листьев. Экологические игры.

Лес – наше богатство(6ч)

Изучение текстов о лесе. Наблюдения за лиственными и хвойными деревьями. Определение различий.

Составление в группах и объяснение правил поведения в различных ситуациях в лесу.

Анализ использования человеком богатств природы.

Составление правил охраны леса.

Охрана животных и растений(6ч)

Знакомство с растительным и животным миром родного края. Обсуждение многообразия растений и животных края. Выяснение особенностей жизни животных. Знакомство с исчезающими растениями и животными родного края.

Причины исчезновения их и необходимость защиты животных и растений каждым человеком. Составление и обсуждение мер по охране редких растений и животных. Влияние человека на природные сообщества района. Посильное участие в охране природы родного края. Групповой проект «Охрана природного сообщества».

Заполнение папки исследователя. Подготовка и выставка презентаций.

Красная книга России (6ч)

Анализ причин исчезновения растений и животных.

Составление рассказов о Красной книге, о редких растениях и животных.

Деревья, кустарники, травянистые растения края, занесенные в Красную книгу. Животные станицы и окрестностей, занесенные в красную книгу. Творческий проект мини-энциклопедия «Красная книга нашего края». Поиск информации. Создание мини-энциклопедии.

Сад на подоконнике (6ч)

Наблюдение за комнатными растениями школы и узнавание их по рисункам.

Работа с иллюстрациями с изображением различных комнатных растений. Определение названий частей растений.

Составление правил ухода за комнатными растениями.

Подготовка рассказа об особенностях любимого комнатного растения.

Многообразие растений (6ч)

Многообразие растений (знакомство с интересными представителями всех групп растительного мира). Изучение участка. Природная зона. Сезоны. Оценивание состояния растительности. Определение видов растений, описание растений. План восполнения зеленых насаждений.

Растения - легкие планеты. Изучение лекарственных растений. Обсуждение мер по их охране. Знакомство с красной книгой, ее назначением. Работа с черной книгой природы.

Подготовка отчета в группах. Презентации по материалам экскурсионного занятия.

Роль неживой природы в жизни живого- 18

Роль неживой природы в жизни живого (6ч)

Знакомство с простейшей классификацией экологических связей:

- связи между живой и неживой природой;

- связи внутри живой природы;

- связи между природой и человеком.

Наблюдение за солнцем как источником света и тепла для живых организмов. Анализ приспособления животных и растений к различным условиям окружающей среды (теплолюбивые и холодостойкие, светолюбивые и теневыносливые растения), к сезонным изменениям климата. Объяснение значения света, воды и воздуха в жизни живых организмов. Выяснение роли ветра в жизни животных и растений. Различение растений влаголюбивых и засухоустойчивых. Анализ приспособления животных к жизни в условиях недостатка влаги.

Подготовка отчета в группах. Презентации по материалам экскурсионного занятия.

Путешествие за капелькой воды (6ч)

Экскурсия к водоёму. Наблюдение за жизнью водоёма.

Составление рисунка-схемы пути воды из реки в море. Сравнение реки и моря.

Знакомство с речными и морскими рыбами. Определение названий рыб по рисунку. Приведение примеров речных и морских рыб.

Объяснение причин загрязнения воды и гибели рыб в водоёмах. Определение связи между загрязнением воды и здоровьем человека.

Составление правил охраны водоёмов.

Защита исследовательских работ и творческих проектов учащихся (6ч)

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся

Удивительный мир животных - 36

Удивительный мир животных (6ч)

Знакомство с экзотическими животными.

Сравнивание и различие диких и домашних животных. Наблюдения за домашними животными.

Составление правил ухода за животными в доме, в зоопарке. Знакомство с работой человека на пасеке.

Наблюдение за внешним видом, характерными особенностями представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности).

Наблюдение за жизнью животных, составление рассказов о любимых домашних питомцах. Фотовыставка «Наши любимцы».

Объяснение роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности).

Наши пернатые друзья (6ч)

Экскурсия в парк. Наблюдение за поведением, внешним видом, характерными особенностями птиц на улице.

Различение зимующих и перелётных птиц. Объяснение причины отлёта птиц в тёплые края.

Наблюдение зимующих птиц, различение зимующих птиц по рисункам и в природе.

Обсуждение формы кормушек и виды корма для птиц. Составление правил подкормки птиц.

Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов, рассказов, разгадывание загадок.

Подготовка отчета в группах. Выставка материалов. Презентации по материалам экскурсионного занятия.

Многообразие животных (6ч)

Знакомство с интересными представителями всех групп животного мира.

Наблюдение за внешним видом, характерными особенностями представителей насекомых, рыб, птиц, зверей.

Наблюдение за жизнью животных, составление рассказов о животных. Объяснение роли животных в природе и жизни людей.

Наблюдение за потребителями: наличие птиц их виды, грызуны, кошки, собаки, насекомые, ящерицы и др. Описание животного мира участка. Взаимосвязь в экосистеме. Наблюдение за разрушителями: грибы, дождевые черви и др.

Подготовка отчета в группах. Презентации по материалам экскурсионного занятия.

Охрана животных (6ч)

Причины исчезновения растений и животных и необходимость их защиты каждым человеком. Составление и обсуждение мер по охране редких растений и животных.

Подготовка отчета в группах. Презентации по материалам экскурсионного занятия.

Угроза исчезновения (6ч)

Изучение представителей редких организмов (грибов, растений животных): гриб-баран, подснежник альпийский, эдельвейс, земляничное дерево, бабочка-аполлон, горилла, снежный барс и др., их особенности. Причины сокращения численности редких организмов, необходимые меры охраны.

Заполнение папки исследователя.

Защита исследовательских работ и творческих проектов учащихся (6ч)

Выступление с подготовленными сообщениями, иллюстрированными наглядными материалами.

Место человека в природе - 48

Место человека в природе (6ч)

Создание ситуации понимания единства всех существ на земле. Как человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и природа без человека? Осознание места человека как части природы.

Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке.

Красная книга родного края (6ч)

Знакомство с растительным и животным миром родного края. Обсуждение многообразия растений и животных края. Выяснение особенностей жизни животных. Знакомство с исчезающими растениями и животными родного края.

Причины исчезновения их и необходимость их защиты каждым человеком. Составление и обсуждение мер по охране редких растений и животных. Красная книга.

Отношение человека к окружающему миру (6ч)

Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке.

Беседа о целях занятий в новом учебном году. Зачем охранять природу? Влияние человека и его деятельности на природу. Участие в охране родной природы. Заполнение папок.

Организм и окружающая среда (6ч)

Изучение текстов о месте человека в окружающем мире. Моделирование связей организмов с окружающей средой.

Составление правил экологически целесообразного поведения личности.

Про­стейшая классификация экологиче­ских связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри жи­вой природы на примере дубового леса (между растениями и животны­ми, между различными животными); связи между природой и человеком. Разъяснение значения экологии на основе анализа примеров.

Изучение экосистемы. Экологический проект «Мир, в котором я живу».

Мы – друзья природы (6ч)

Подготовка сообщений о взаимосвязи между человеком и природой.

Здоровье человека и окружающая среда (6ч)

Отношение человека к окружающему миру. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Пути попадания вредных веществ в организм человека. Экосистема, в которой мы живем. Проблема мусора. Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье. (Экология у нас дома.) Тест «Здоровье человека и окружающая среда».

Влияние человека на окружающую среду (6ч)

Изменение окружающей среды топором и плугом. Влияние человека на изменение лика Земли. Пустеющие кладовые Земли. Реки, текущие вспять. Угроза богатствам живой природы. Химическая война с Землей и человеком. Экология и войны.

Экскурсия. Наблюдение за влиянием человека на окружающую среду.

Подготовка отчета в группах. Подготовка и выставка презентаций.

Я – юный исследователь (6ч)

Знакомства с понятием «исследование», «методы исследования». Как и где человек исследует окружающий мир? Как животные исследуют окружающий мир, и почему детеныши животных так любят играть? Что такое научные исследования?

Наблюдение как метод исследования. Наблюдательность. «Что такое классификация». «Учимся задавать вопросы». Главный способ получения научной информации – эксперимент. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях.

Подготовка отчета в группах. Презентации по материалам экскурсионного занятия.

Экологические связи в природе - 51

Мир похож на цветной луг (6ч)

Наблюдение за дикорастущими и культурными растениями и узнавание их по рисункам и в природе.

Знакомство с необычными растениями.

Формулирование выводов об условиях, необходимых для жизни растений.

Наблюдение растений клумбы и луга узнавание их по рисункам. Составление рассказа о любимом цветке.

Подготовка отчета в группах. Презентации по материалам экскурсионного занятия.

Экологические связи в живой природе (6ч)

Изучение экологических связей на примерах растений и животных родного края. Составление экологических связей в живой природе. Знакомство с понятиями «прямые связи», «косвенные связи». Знакомство с экологической пирамидой. Объяснение значения знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы. Изучение экосистемы. “Защитные приспособления у растений и животных” (острые шипы, жгучие волоски, горький вкус, защитная слизь, иглы, окраска, поза и др.).

Вода. Охрана воды (6ч)

Вода и цивилизация. Разнообразные живые обитатели водоемов. Чем загрязняется вода. Как река защищается от загрязнений. Как охраняют водные ресурсы.

Экскурсия на ближайший водоем. Определение чистоты воды. Определение чистоты воздуха. Наличие лишайников. Простейший индикатор загрязнения воздуха. Выводы.

Подготовка отчета в группах. Презентации по материалам экскурсионного занятия.

Почвы. Охрана почв (6ч)

Разнообразные живые обитатели почв. Их роль в поддержании почвенного плодородия. Эрозии почв, причины возникновения. Заражение почв промышленными отходами, возможные последствия. Способы охраны почв.

Экскурсия с целью подготовки фотодокументов, подтверждающих негативное влияние человека на окружающую среду. Разработка плана мероприятий по охране поверхности земли территории школы на основе наблюдений, сделанных на экскурсии.

Подготовка отчета в группах. Презентации по материалам экскурсионного занятия.

Воздух. Охрана воздуха (6ч)

Сезонные изменения погоды. Почему меняется климат. Роль ветра в жизни растений и животных. Загрязнение воздуха промышленными отходами, возможные последствия. Оценка загрязнения воздуха. Расположение дорог, фабрик, домов, зеленых насаждений, направление ветра и загрязнения воздуха по индикаторам. Выводы.

Способы охраны природы (6ч)

Примеры активных действий человека по охране живого мира (Ботанические сады и зоопарки как места сохранения и размножения редких видов растений и животных; питомники редких видов). Охраняемые природные территории (заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы). Заповедники нашей страны (Лосиный остров и др.).

Что такое экологическая катастрофа (6ч)

Что такое экологическая катастрофа. Аральская экологическая катастрофа. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Радиоактивное загрязнение окружающей среды (авария на Чернобыльской АЭС). Нитратные катастрофы. Экологический проект «Мой мир».

Подготовка отчета в группах. Презентации по материалам экскурсионного занятия.

Природные катаклизмы (6ч)

Рассказывать о сущности происходящих экологических катаклизмов, о причинах и мерах борьбы с ними. Заполнение папки исследователя.

Подготовка отчета в группах. Презентации по материалам экскурсионного занятия.

Итоговое занятие. Защита исследовательских работ и творческих проектов учащихся (3ч)

Выступление с подготовленными сообщениями, иллюстрированными наглядными материалами.

Содержание программы

3 год обучения

Введение. Жизнь на Земле (3 ч)

Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Работа со схемой Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли.

«СРЕДА ОБИТАНИЯ» (36 часов)

Времена года на Земле (6 часов)

Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков

Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе (6 часов)

Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели.

Изменения окружающей среды (6 часов)

Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности – численность травоядных – численность хищников)

Изменения на пришкольном участке» (6 часов)

Виды сельскохозяйственного труда, выращиваемые культуры и их значение. Инструктаж по технике безопасности при работе с с/х инвентарем.

Условия жизни растений (6 часов)

Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения

Разнообразие животных, условия их жизни (6 часов)

Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Цепи питания.

«ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ» (18 часов)

Динозавры – вымерший вид животных (6 часов)

Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков

Просмотр видеофильма о жизни динозавров (6 часов)

Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров.

Экологический проект «Почему нужно защищать природу? (6 часов)

Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта.

«РЕКИ И ОЗЕРА » (36 часов)

Реки и озера (6 часов)

Пресная вода. Осадки.

Получение кислорода под водой (6 часов)

Жители рек - рыбы. Как работают жабры, другие способы получения кислорода (личинки комаров через трубочку, жук-карусельщик носит под крыльями воздушный пузырь)

Пресноводные животные и растения (6 часов)

Беседа об обитателях пресных вод. Рыбы, амфибии. Сообщения детей о жите­лях пресных водоемов

Жизнь у рек и озер (6 часов)

Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие млекопитающие (перепончатые конечности)

Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов» (6 часов)

Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка точных вод - причина загрязнения водоемов

Околоводные птицы (6 часов)

Особое питание, перья и другие приспособления. Составление цепи питания

«ЧЕЛОВЕК И ЖИВОТНЫЕ » (48 часов)

Жизнь среди людей (6 часов)

Жизнь в городах. Человек и животное. Изготовление кормушек. Ролевая игра «Это все кошки» (6 часов)

Домашние животные (6 часов)

Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс загадок о животных. Работа в группах: аппликация – декупаж.

Викторина «Собаки – наши друзья» (6 часов)

Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии). Игра – викторина «Породы собак».

Уход за домашними животными (6 часов)

Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки).

Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». (6 часов)

Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах.

Люди и паразиты (6 часов)

Понятие – паразиты. Питание за счёт других. Работа со справочной литературой.

Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями (6 часов)

Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии. Иммунная система человека. Мини- сочинение «Защити себя»

«СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД » (51 час)

Акция «Сохраним первоцвет!» (6 часов)

Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Составление обращения к жителям станицы (составление и распространении листовок – призывов.

Почва (6 часов)

Представление о необходимости перекопки и рыхления почвы, о способах перекопки. Развивать умение работать с лопатой и граблями. Практическая работа «Изучение механического состава почвы» (глинистые, песчаные, суглинистые).

Семена овощных и декоративных культур (6 часов)

Беседа о многообразии семян различных культур. Различать семена по внешнему виду. Закрепить знания о правилах хранения и посева семян.

Заботы хлебороба весной (6 часов)

Закрепить представления о сезонности труда людей. Дать представление о видах и значении труда людей весной в поле.

Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений (6 часов)

Изучение площади питания семян культурных растений для распределения их на «Посадочной ленте». Приклеивание семян овощных и цветковых растений на ленту клейстером, приготовленной из пшеничной муки.

Подготовка почвы на пришкольном участке (6 часов)

Инструктаж по технике безопасности с сельскохозяйственным инвентарём. Перекапывание участка, внесение органических удобрений.

Высадка рассады на участке. Составление графика полива (6 часов)

Инструктаж по технике безопасности. Составление плана – проекта клумбы (по цветовой гамме, по высоте, по времени и периоду цветения). Работа в группах.

Декоративные растения (6 часов)

Декоративные растения и цели их выращивания. Закреплять понятие об основных органах растений; учить закладывать растения в гербарные папки. Закрепить понятия «кустарник», «дерево», «травянистое растение».

Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений (3 часа)

Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Сибири. Разгадывание загадок.

Методическое обеспечение программы

Формы проведения занятий

лекции;

практические занятия

экскурсии

Только на основе наблюдений, исследований (проектов) и практической деятельности возможно осуществление экологического воспитания.

Одним из условий формирования экологической личности является ознакомление каждого ребенка школьного возраста с природой той местности, на которой он проживает. По этому, один из важнейших принципов организации работы кружка — краеведческий, реализация которого дает возможность детям полнее понять местные и региональные экологические проблемы. В связи с этим в содержание бесед, экскурсий включена информация о состоянии природы родного города и области.

Программа строится таким образом, чтобы в процессе экологического воспитания осуществляется комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка, т.е. предполагает наличие таких направлений, как познавательного, познавательно-развлекательного, практического, исследовательского.

Познавательное направление включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний младших школьников.

Познавательно-развлекательное направление работы ставит целью знакомства учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это ( театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия.

Изучение растительного и животного мира, водоемов, родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы объединения «Юный эколог»), озеленением класса, подкормкой птиц, способствует привитию бережного отношения младших школьников к родной природе.

Исследовательское направление работы кружка осуществляется в рамках следующих мероприятий: экскурсий, наблюдений, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.

Условия реализации программы

п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Печатные пособия

1

2

Репродукции картин в соответствии с программой обучения.

Плакаты по окружающему миру .

Д

Д

Технические средства обучения

1

2

3

4

5

6

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

Мультимедийный проектор.

Экспозиционный экран.

Компьютер.

Сканер.

Принтер лазерный.

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Экранно-звуковые пособия

1

Видеофильмы по темам, презентации.

Д

Учебно-практическое оборудование

1

2

Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования.

Наборы пластилина, цветной бумаги, картона, ножниц.

К

К

Натуральные объекты

1

Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения).

Д

Оборудование 25 кабинета

1

2

3

Ученические столы 2-местные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

К

Д

Д

Методическая литература для педагога

1. Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.

2. Гаев, Л. Наши следы в природе Текст /Л. Гаев, В. Самарина. – М. : Недра, 1991.

3. Елизарова Е. М. Знакомые незнакомцы Текст /Е. М. Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2007.

4. Ердаков, А. Экологическая сказка для первоклассников Текст /А. Ердакова //Начальная школа. – 1992. - № 11-12. – С.19-22.

5. Кларина, М. М. Экономика и экология для малышей. Текст / М. М. Кларина. – М.: Вита - Пресс, 1995.

6. Моложавенко, В. С. Тайна красоты Текст / В. С. Моложавенко. – М., 1993.

7. Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа Текст /А. А. Плешаков// Начальная школа. – 1991. - № 5. – С. 2-8.

Методическая литература для обучающихся

1. Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.

2. Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2008.

3. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.

4. Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, 1989.

5. Энциклопедия. Неизвестное об известном. – М.: РОСМЕН, 1998.

6. Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2007.

7. Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.

Генеалогическое древо - схематичное представление родственных связей, родословной росписи в виде условно-символического «дерева», у «корней» которого указывается родоначальник, на «стволе» - представители основной (по старшинству) линии рода, а на «ветвях» - различных линииях родословия, известные его потомки - «листья»

"Гринпис" – независимая внепартийная международная экологическая организация, борющаяся против разрушения окружающей среды путем проведения мирных акций. Основана в 1971 году в городе Ванкувере (Канада).

Катастрофа экологическая- полное нарушение экологического равновесия в природных живых системах.

Климат – один из определяющих экологических факторов, многолетний режим погод, присущий данной территории.

Классификация - распределение объектов по классам, группам, разрядам с условием, что в одну группу, класс, разряд попадают объекты, обладающие общим признаком.

Наблюдение - восприятие того или иного процесса, имеющее целью выявление инвариантных признаков этого процесса без активного включения в сам процесс. Наблюдение - это самый популярный и доступный метод исследования, применяемый в большинстве наук. Постоянно используется наблюдение обычным человеком в повседневной жизни. Оно служит ценнейшим и совершенно неоценимым источником получения разнообразных сведений о мире. Ученые для наблюдения могут использовать различные приборы и приспособления - телескопы, микроскопы, измерительные приборы.

Экология – наука, изучающая взаимоотношения живых организмов между собой и взаимоотношения организмов со средой обитания. Экология – это наука о связях живых организмов с окружающей средой.)

Экология – учебный предмет. Его изучают и дошкольники, и школьники всех классов. Изучают экологию для того, чтобы знать, как нужно охранять природу.

Окружающая среда – это все. Что окружает любой организм: другие организмы, вся живая природа, воздух, почва. А также человек.

 Каждый организм живет в своей окружающей среде: медведь в лесу, рыба в воде, клюква на болоте – это их среда обитания.

Опыт - воспроизведение какого-либо явления в искусственно созданных условиях с целью его исследования. Проверка научных знаний лабораторным путем.

Охрана окружающей природной среды – комплекс международных, государственных, региональных и локальных административно-хозяйственных, технологических, политических и общественных мероприятий, направленных на обеспечение физических, химических и биологических параметров функционирования природных систем, необходимых для поддержания здоровья существующих и будущих поколений людей.

Проблема - это сложный вопрос, задача, требующая разрешения путем исследования.

Презентация - публичное представление нового, недавно появившегося, созданного (книги, журнала, организации и т.п.).

Природные ритмы – периодические чередования каких-либо состояний организма или окружающей среды. Чередование сна и бодрствования, голода и сытости – биологические ритмы, чередование дня и ночи – суточные ритмывремен года – сезонные ритмы.

Заповедник – природная охраняемая территория, на которой закон запрещает хозяйственную деятельность.

Схема - это изображение, описание чего-либо в главных чертах с помощью чертежа, рисунка.

Эксперимент - (от лат. experimentum - проба - опыт), метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества.

Экологический кризис – нарушение сложившихся взаимоотношений организмов и среды обитания, в результате чего жизнь сильно затруднена или невозможна.

Красная книга – список и описание редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных, грибов

Календарный учебный план на 1 год обучения

дата

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

Время проведения

Место проведения

 

 

Вводное занятие. В стране «Экология»

2

12:10 – 13:40

Школа,

 

 

С благими намерениями

6

12:10 – 13:40

Школа, лесопарковая зона

 

 

Лесовичок – хозяин леса

6

12:10 – 13:40

Школа, пришкольная территория

 

 

Мой дом за окном

6

12:10 – 13:40

Школа, пришкольная территория

 

 

Я и моё окружение

6

12:10 – 13:40

Школа, библиотека

 

 

Солнце и свет в нашей жизни

6

12:10 – 13:40

Школа

 

 

Вода – источник жизни

6

12:10 – 13:40

Школа, родник

 

 

Хочу все знать. Об интересных явлениях природы

6

12:10 – 13:40

Школа

 

 

Воздух и здоровье

6

12:10 – 13:40

Школа, поликлиника

 

 

Мой край

6

12:10 – 13:40

Школа, музей, МКУК МЭЦ

 

 

Историческое прошлое села

6

12:10 – 13:40

Школа, музей

 

 

Поверхность земли родного края и ее охрана.

6

12:10 – 13:40

Школа, библиотека

 

 

Достопримечательности родного края

6

12:10 – 13:40

Школа, музей, Совет ветеранов

 

 

Зимний сад на окне

8

12:10 – 13:40

Школа

 

 

Человек и природа

6

12:10 – 13:40

Школа

 

 

Крик о помощи

6

12:10 – 13:40

Школа, СЮН

 

 

Красная книга - живой светофор

6

12:10 – 13:40

Школа

 

 

Тайны камней

6

12:10 – 13:40

Школа, музей

 

 

Удивительный мир насекомых

6

12:10 – 13:40

Школа, музей

 

 

Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой

6

12:10 – 13:40

Школа, пришкольная территория

 

 

Царство грибов

6

12:10 – 13:40

Школа

 

 

Среда обитания

6

12:10 – 13:40

Школа

 

 

Жизнь животных

6

12:10 – 13:40

Школа, музей

 

 

Реки и озера

6

12:10 – 13:40

Школа, лесозона

 

 

Человек и животные

8

12:10 – 13:40

Школа

 

 

Зелёные целители

6

12:10 – 13:40

Школа

 

 

Живые синоптики

6

12:10 – 13:40

Школа

 

 

Голубь- символ мира

6

12:10 – 13:40

Школа, библиотека

 

 

Войди в природу другом

6

12:10 – 13:40

Школа, пришкольная территория

 

 

Фитостоловая

6

12:10 – 13:40

Школа, пришкольная территория

 

 

Остров детской фантазии

6

12:10 – 13:40

Школа

 

 

Потрудились мы на славу

6

12:10 – 13:40

Школа, МКУК МЭЦ

 

 

Всего

192

   

Календарный учебный план на 2 год обучения

дата

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

Время проведения

Место проведения

 

2.10

Вводное занятие. Мир вокруг нас.

3

11:30 – 14:30

Школа,

 

6.10- 9.10

Путешествие в осень.

6

11:30 – 14:30

Школа, лесопарковая зона

 

13.10-16.10

Лес – наше богатство.

6

11:30 – 14:30

Школа, пришкольная территория

 

20.10-23.10

Путешествие за капелькой воды.

6

11:30 – 14:30

Школа, пришкольная территория

 

27.10-30.10

Удивительный мир животных.

6

11:30 – 14:30

Школа, библиотека

 

3.11-6.11

Наши пернатые друзья.

6

11:30 – 14:30

Школа

 

10.11-13.11

Красная книга родного края.

6

11:30 – 14:30

Школа, родник

 

17.11-20.11

Сад на подоконнике.

6

11:30 – 14:30

Школа

 

24.11-27.11

Мир похож на цветной луг.

6

11:30 – 14:30

Школа, поликлиника

 

1.12-4.12

Мы – друзья природы.

6

11:30 – 14:30

Школа, музей, МКУК МЭЦ

 

8.12-11.12

Организм и окружающая среда.

6

11:30 – 14:30

Школа, музей

 

15.12-18.12

Угроза исчезновения.

6

11:30 – 14:30

Школа, библиотека

 

22.12-25.12

Роль неживой природы в жизни живого.

6

11:30 – 14:30

Школа, музей, Совет ветеранов

 

29.12-12.01

Многообразие животных.

6

11:30 – 14:30

Школа

 

15.01-19.01

Многообразие растений.

6

11:30 – 14:30

Школа

 

22.01-26.01

Охрана животных и растений.

6

11:30 – 14:30

Школа, СЮН

 

29.01-2.02

Защита исследовательских работ и творческих проектов учащихся.

6

11:30 – 14:30

Школа

 

5.02-9.02

Отношение человека к окружающему миру.

6

11:30 – 14:30

Школа, музей

 

12.02-16.02

Экологические связи в живой природе.

6

11:30 – 14:30

Школа, музей

 

19.02-26.02

Вода. Охрана воды.

6

11:30 – 14:30

Школа, пришкольная территория

 

2.03-5.03

Почвы. Охрана почв.

6

11:30 – 14:30

Школа

 

9.03-12.03

Воздух. Охрана воздуха.

6

11:30 – 14:30

Школа

 

16.03-19.03

Охрана животных.

6

11:30 – 14:30

Школа, музей

 

23.03-26.03

Способы охраны природы.

6

11:30 – 14:30

Школа, лесозона

 

30.03-2.04

Защита исследовательских работ и творческих проектов учащихся.

6

11:30 – 14:30

Школа

 

6.04-9.04

Место человека в природе.

6

11:30 – 14:30

Школа

 

13.04-16.04

Здоровье человека и окружающая среда.

6

11:30 – 14:30

Школа

 

20.04-23.04

Влияние человека на окружающую среду.

6

11:30 – 14:30

Школа, библиотека

 

27.04-30.04

Что такое экологическая катастрофа.

6

11:30 – 14:30

Школа, пришкольная территория

 

4.05-7.05

Я – юный исследователь.

6

11:30 – 14:30

Школа, пришкольная территория

 

11.05

Природные катаклизмы.

3

11:30 – 14:30

Школа

 

14.05-18.05

Красная книга России.

6

11:30 – 14:30

Школа, МКУК МЭЦ

 

21.05-25.05

Защита исследовательских работ и творческих проектов

6

11:30 – 14:30

Школа

Всего 192 часа

Календарный учебный план на 3 год обучения

п/п

дата

Тема занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Место проведения

Форма контроля

 

2.10

Вводное занятие. Жизнь на Земле

Беседа+ викторина

3

Школа,

Беседа, конспект, таблица

 

4.10

9

Времена года на Земле

Экологический проект

6

Школа, лесопарковая зона

Беседа, презентация творческих работ

 

11

16.10

Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе

Экскурсии

6

Школа, пришкольная территория

Беседа, результаты экскурсии.

 

18.10

23.10

Изменения окружающей среды

Творческие проекты

6

Школа, пришкольная территория

Беседа. Рефераты, сообщения. Выставка рисунков

 

25.10

30.10

Изменения на пришкольном участке

Экскурсии

6

Школа, библиотека

Беседа, результаты экскурсии.

 

1.11

6.11

Условия жизни растений

Исследовательская работа в природе

6

Школа

Беседа. Результаты работы над темами исследований

 

8.11

13.11

Разнообразие животных, условия их жизни

Экологический проект

6

Школа, родник

Беседа. Результаты работы над темами проекта

 

15.11

20.1122.11

27.11

Динозавры – вымерший вид животных

Творческие проекты Просмотр видеофильма о жизни динозавров

12

Школа

Беседа, отчеты по темам работы, презентации, сообщения. Оформление выставки рисунков «Они должны были жить!»

 

29.11

4.12

«Почему нужно защищать природу?»

Экологический проект

6

Школа, музей, МКУК МЭЦ

Беседа. Отчеты о проекте. Конкурс листовок

 

6.12

11.12

Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений

Экологический проект. Издание стенгазет, листовок

6

Школа, музей

Беседа, презентация работ творческих групп по выбранным темам, результаты исследований, анкетирования

 

13.12

18.12

Реки и озера

Исследовательская работа в природе

6

Школа, библиотека

Беседа. Результаты работы над темами исследований

 

20.12

25.12

Получение кислорода под водой

Исследовательская работа в природе

6

Школа,

Беседа. Результаты работы над темами исследований

 

27.12

10.01

Пресноводные животные и растения

Конференции

6

Школа

Беседа. Презентации групп творческих

 

15.01

17.01

Жизнь у рек и озер

Творческие проекты

6

Школа

Беседа. Презентации творческих групп по результатам работы

 

22.01

24.01

« Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов»

Экологический проект

6

Школа, СЮН

Беседа, результаты опроса, презентация работ творческих групп по выбранным темам Проведение акции «Листовка в подъезд».

 

29.01

31.01

Околоводные птицы

Конференции

6

Школа

Беседа. Презентации творческих групп по результатам работы

 

5.02

7.02

«Сохраним первоцвет!»

Акция

6

Школа, музей

Беседа. Конкурс листовок

 

12.02

14.02

Жизнь среди людей

Выставки работ

6

Школа, музей

Беседа. Презентации творческих групп по результатам работы

 

19.02

21.02

«Это все кошки»

Ролевая игра

6

Школа, пришкольная территория

Беседа. Подготовка и проведение игры

 

26.02

28.02

Домашние животные

Выставки работ

6

Школа

Беседа. Презентации творческих групп по результатам работы

 

5.03

7.03

«Собаки – наши друзья»

Викторина

6

Школа

Беседа. Подготовка и проведение игры

 

12.03

14.03

Уход за домашними животными

Исследовательская работа в природе

6

Школа, музей

Беседа. Результаты работы над темами исследований

 

19.03

21.03

«Ты в ответе за тех, кого приручил».

Работа над проектом

6

Школа, библиотека

Беседа. Результаты работы над проектом

 

26.03

28.03

Люди и паразиты

Конференция

6

Школа

Беседа. Круглый стол

 

2.04

4.04

Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями

Издание стенгазет, листовок

6

Школа

Беседа, результаты анкетирования, оформление стенда «Уголок безопасности».

 

9.04

11.04

Почва

Экскурсии

6

Школа

Беседа, результаты экскурсии.

 

16.04

18.04

Семена овощных и декоративных культур

Издание стенгазет, листовок

6

Школа, библиотека

Беседа. Презентации творческих групп по результатам работы

 

23.04

25.04

Заботы хлебороба весной

Творческие проекты

6

Школа, пришкольная территория

Беседа. Результаты работы над темами исследований

 

30.05

7.05

Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений

Практические работы

6

Школа, пришкольная территория

Беседа. Презентации творческих групп по результатам работы

 

14.05

16.05

Подготовка почвы на пришкольном участке

Практические работы

6

Школа

Беседа. Презентации творческих групп по результатам работы

 

21.05

23.05

Высадка рассады на участке. Составление графика полива

Практические работы

6

Школа, МКУК МЭЦ

Беседа. Презентации творческих групп по результатам работы

 

28.05

Декоративные растения

Экскурсии

3

Школа

Беседа, результаты экскурсии.

Всего 192 часа

ПРИЛОЖЕНИЕ

Вводное занятие.

Тема: Мир вокруг нас.

Цель: познакомить учащихся с экологическими проблемами, стоящими

перед человечеством;

ознакомить с проблемой охраны природы;

дать представление о состоянии живой и неживой природы

на сегодняшний день;

развивать способность анализировать полученную информацию

и делать верные выводы;

расширять кругозор;

воспитывать любовь к природе, стремление оберегать её

Ход занятия

1. Орг. момент.

2. Проблемная беседа с элементами дискуссии.

Сегодня мы поговорим об одной из главнейших задач, стоящих перед человечеством – взаимное существование человека и природы.

(Чтение стихотворения учеником):

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей.

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей.

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить ее спеши.

Она твой давний, добрый лекарь,

Она – союзница души.

Не жги ее напропалую

И не исчерпывай до дна.

И помни истину простую

(Показ слайда)

Почему люди не сохраняют природу?

Ведь ясно, что без неё человек не может жить.

-Чтобы ответить на проблемный вопрос, давайте вспомним, что мы уже знаем.

-Что такое экосистема? (Экосистема – сообщество живой и неживой природы, в котором живые организмы способны поддерживать круговорот веществ).

Какие бывают экосистемы?

(Показ слайда)

Экосистемы бывают естественные и искусственные.

Какие возможности получил человек, создав искусственные экосистемы? ( Увеличение урожая, создание новых материалов...)

Первобытный человек играл в экосистеме роль потребителя. Он собирал растения и охотился на диких животных. При этом человек не нарушал круговорот веществ в экосистеме. Использование металлов и других полезных ископаемых позволило создать вещества, которых не было в природе. Человек стал играть роль производителя. Это нарушило сложившийся круговорот веществ. Пришлось человеку осваивать и роль разрушителя, занявшись уничтожением мусора. Человек научился выполнять в экосистеме любую роль.

У каждого есть на столе карточки. Обведите те предметы и вещества, которые ты используешь.

(Расческа, линейка, полиэтиленовый пакет, пластиковые стаканы, бутылки из-под пепси-колы).

Все они созданы человеком. Природа не умеет их перерабатывать. Целлофан хранится 1000 лет. Человек берет от природы одни вещества, а возвращает – другие Круговорот в природе получается незамкнутым: в окружающей среде остается все меньше веществ, нужных человеку, а накапливается все больше ненужных, вредных и ядовитых.

Давайте отыщем нарушения в природе, связанные с хозяйственной деятельностью человека. Соедините стрелками предложение из левой колонки с предложениями с правой колонки.

Неэкономное использование полезных ископаемых.

Исчезновение

животных

Сжигание топлива.

Истощение полезных ископаемых

Неэффективное использование бумаги и древесины.

Загрязнение

воздуха и воды

Неумеренная охота.

Вырубка лесов

Нефти, газа, угля, судя по разведанным запасам, достаточно лишь на 90 лет, а газа – на 50 лет.

В последние годы на земле ежедневно исчезает от одного до десяти видов животных и каждую неделю – по одному виду растений.

Так почему же люди продолжают использовать природу, хотя понимают, что она в опасности?

Может быть, лучше остановить все фабрики и заводы и прекратить Землю в один большой заповедник?

(Показ слайда)

1. Надо ли запретить потреблять в квартирах воду в неограниченных количествах?

Как?

2. Надо ли ограничит потребление электричества в квартирах?

3.Надо ли запретить использовать полиэтилен и другие подобные материалы?

К доске выходит две группы: представители «зеленые» и «потребители». На вопросы отвечают по очереди. (Вопросы из слайда)

Вопрос 1

«Зеленые»

-Да, чистить зубы, поливая из стакана, а не под струей воды.

«Потребители»

-Нет. Так как обилие воды в современной квартире позволяет соблюдать гигиенические процедуры.

Вопрос 2.

«Зеленые»

-Да, надо экономить: уходя из комнаты, выключать свет, работать с настольной лампой.

«Потребители»

-Нет. Свет бережет зрение людей. Человек в современном мире должен быть информированным: читать книги, смотреть телевизор.

Вопрос 3.

«Зеленые»

-Да. Стремиться не использовать искусственные упаковочные материалы. Это приводит к загрязнению природной среды.

«Потребители»

-Нет. Упаковочные материалы позволяют изолировать продукты от бактерий и грязи.

Какой же выход в создавшейся ситуации? Ведь можно спорить бесконечно.

Единственный выход для человека – приспособиться к природе, научиться не нарушать её. Сейчас люди всего мира поняли, что природа в опасности. Поэтому во многих странах, а также и в нашей стране ведется большая работа по охране природы

Для того чтобы привлечь внимание общества к проблемам экологии, проводятся масштабные акции по защите окружающей среды. В нашем календаре есть дни, которые напоминают людям о том, что мы губим природу, используя ее для создания комфортных условий жизни человека.

1 уч-ся: 22 марта – Всемирный День охраны водных ресурсов. Многие страны мира начали испытывать нехватку пресной воды. Но это не значит, что ее на Земле мало, беда в том, что мы не научились экономно ее использовать.

2 уч-ся: 1 апреля – Международный День птиц. Многие страны участвуют в международных акциях по охране птиц. Однако более серьезная угроза для птиц исходит не от охотников, а от вполне «мирных» видов человеческой деятельности. Высотные постройки являются для перелетных птиц смертельно опасными. Пернатых сбивают и давят автомобили. Не менее серьезную угрозу создает загрязнение окружающей среды.

3 уч-ся: 15 апреля – День экологических знаний. Этот день, как правило, отмечается проведением конференций, семинаров, круглых столов, посвященных вопросам экологии.

4 уч-ся: 22 апреля – День Земли. Этот день – напоминание о страшных экологических катастрофах и о необходимости охраны Земли от катастроф.

5 уч-ся: 29 сентября Всемирный День моря. Цель этого праздника привлечение внимания к проблемам и сохранности морей.

6 уч-ся: 4 октябряВсемирные День защиты животных. Праздник был создан с целью повышения активности в защите животных

2 уч-ся: В целой солнечной системе

Только на Земле есть жизнь

Только здесь шумят леса

И щебечут птицы

Лишь на ней одной увидишь ты

Нежные цветы среди травы

И полет изящной стрекозы

Над зеркальной гладью чистых вод

Жизнь нас восхищает красотой

И многообразием дивных форм,

Создавая уникальность эту,

Мы должны беречь свою планету

Понимая, что нет другой такой

(Демонстрация слайдов: изображение леса, моря, гор).

Посмотрите, какой прекрасный мир окружает нас: леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, звери, птицы. Это ПРИРОДА! Природа кормит, поит, одевает нас, Она щедра и бескорыстна.

Каждый из вас может помочь природе

- Сберегая продукты, ты бережешь плодородие земли и труд людей.

-Починив протекающий кран, ты бережешь чистую воду.

- Выключая свет, ты экономишь горючее и сберегаешь воздух от загрязнения.

- Из сортированного мусора можно сделать полезные вещи.

-Покупая товары со знаком вторичной переработки, ты сохраняешь леса.

-Оберегая растения, ты бережешь чистый воздух.

-Замечая недостатки, ты сможешь исправить их в будущем.

- Изучая природу, ты узнаешь, как её сберечь.

Сценка «Экотеремок»

3.уч-ся: Посмотри мой юный друг

И увидишь ты вокруг

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое

Ветер листьями играет,

Травы росы умывают

Речка, лес, цветы, поля –

Сердцу милая земля

Нам в любое время года

Красоту дарит природа

И земную благодать

Без растений и животных,

Без лугов и чистых рек

Без лесов, полей раздольных

Жить не может человек!

Так давайте сбережем

Наш природный щедрый дом!

3. Итог занятия.

Николай Сладков написал: «Сейчас, как никогда, мы понимаем, что без природы нам не прожить. Природа обойдется без нас, а вот мы без нее – нет.

И еще: природа не может сама себя погубить. Погубить ее можем только мы, люди».

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.