12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Тихомирова Людмила Владимировна75
Россия, Ивановская обл., Заволжск
3

Урок по русскому языку во 2 классе «За какими буквами прячется звук [й']?»



УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

2 класс (УМК «Гармония»)

Преподаватель: Тихомирова Людмила Владимировна

Тема: За какими буквами прячется звук [й']?

Цель: узнать, третий способ обозначения звук [й']

Задачи:

1) выявить функцию разделительных знаков (ь и ь)

2) тренировать в обозначении звука [й'] буквами Ъ и Ь.

Тип урока: открытие новых знаний

Образовательное учреждение – МКОУ Заволжский лицей, г. Заволжск Ивановской области

ТСО: проектор, экран, компьютер

Оборудование:

презентация (среда POWER POINT);

учебник «К тайнам нашего языка» М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко 1 часть;

Тетрадь-задачник М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко 1 часть;

Ход урока

  • Мотивация к учебной деятельности

«Улыбка» (В.Я. Шаинский, М.С. Пляцковский). Слайд 1

- Посмотрите, к нам на урок пришли гости. Какое настроение у улитки? (веселое, радостное, солнечное). Как вы это определили? (она улыбается)

Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. Улыбнитесь друг другу.

- Начнём работу.

- Пожелайте друг другу удачи. В путь!

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

- С чего начнём свою работу? (С повторения необходимых знаний.)

- Какую тему мы начали изучать на прошлом уроке? (за какими буквами прячется звук [й'])

- Посмотрите, что принесли наши друзья. (эталон) Все ли в порядке с эталоном? (нет)

- Да, части эталона вчерашнего урока рассыпались.

Учитель раздает разрезанные карточки – Приложение

- А ведь они нам сегодня понадобятся. Интересно, а вы сами сможете правильно составить эталон? (Да.)

- Я предлагаю поработать в парах.

Учащиеся работают 1-2 минуту.

- Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось. Проверьте по образцу.

Учитель открывает образец Слайд 2

- Кто из вас ошибся? В чём ошибка?

Учитель организует обсуждение ошибок.

- Кто выполнил задание правильно, сделайте вывод. (Мы хорошо знаем правила два правила обозначения звука [й'])

- Расскажите, как же звук [й'] обозначается буквами?

Докажите примерами, можно из домашнего упражнения.

- Обобщите, что мы повторили.

3. Задание для пробного действия.

- Между нашими друзьями возник спор. Они решили написать слово «деревья». Посмотрите, что у них получилось. Слайд 3

- Вам надо определить, в каком случае слово написано верно. Запишите на планшете, какой вариант вы выбираете.

- Проверим.

- Кто может доказать, что выбрал правильное написание слова? В чем наше затруднение?

3. Выявление причины затруднения

- Какое задание вы выполняли?

- Почему у вас возникло затруднение? (мы не знаем, как правильно записать слово «деревья)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Какую цель перед собой поставите? (Узнать, какой еще есть способ обозначения звука [й'])

- Сформулируйте тему урока.

Учитель записывает тему на доске.

5. Реализация построенного проекта.

- Каким способом обозначен звук [й']: первым или вторым? (ни первым, ни вторым)

Давайте разберемся. Откройте тетрадь-задачник, упр. 66 Запишите значками звуков последний слог, который получился у Тома. (слайд 4 анимация 1). Рядом – каким должен быть слог. Какой звук пропал?

- Открою вам секрет, как пишется это слово? Учитель показывает. (слайд 4 анимация 2).

- Какие две буквы понадобились для обозначения звука [й']? (ь и я) Что это за способ обозначения звука [й']?

Знакомство с новым способом обозначения звука [й']

- Продолжаем работать в тетради-задачнике, упр. 67. Слайд 5

- Прочитайте звуковые записи. Поставьте вопросы к этим словам. Что они называют?

- Посмотрите, как эти слова записаны. Все ли звуки обозначены?

- Какой звук пропал? Между какими звуками он находится?

- Обратите внимание авторы подсказывают нам, как надо записать слова вьюн и съем.

- Какие помощники понадобились буквам Ю, Е, чтобы обозначить звук [й']?

- Давайте исправим ошибки Пчелки и рядом запишем слова правильно.

- Сделаем вывод: как еще может быть обозначен звук [й']?

- Упр. 69. Впишите нужные значки.

- Когда будем пользоваться при письме этим способом обозначения звука [й']? Прочитайте алгоритм рассуждения обозначения звука [й'] буквами. Слайд 6

- Докажите, что вы выполнили поставленную цель. Скажите, какой результат у вас получился? (мы составили эталон)

6. Первичное закрепление во внешней речи.

Давайте потренируемся выбирать способ обозначения звука [й']. Для этого вспомните все способы. Слайд 7.

Откройте учебник, упр. 70. Слайд 8.

- Прочитайте слова в красных рамочках. Что общего в их звучании? (звук [й'])

- Каким способом передан звук [й'] в этих словах? (Третьим: ь или ъ
вместе с буквами е, ё, ю, я, и.) Докажите.

- Давайте попробуем прочитать слова без Ъ или Ь знаков. (переход по управляющей кнопке , затем возврат)

- Получилось? Почему?

- Запишите слова в два столбика: с Ь и Ъ.

7. Включение в систему знаний.

- Прочитайте вопрос, который задает Улитка. Слайд 10

- Получить полный ответ на этот вопрос мы сможем в конце учебного года. Но некоторые наблюдения сделаем сейчас. Перечитайте записанные слова и скажите, какой из знаков: ь или ъ - ни разу не встретился на конце слова, (ъ)

Да, ъ никогда не пишется на конце слова. Проверим наши выводы.

Прочитаем хором совет авторов в голубой рамке на с. 34. Что нового узнали из совета?

Проговаривание вывода с помощью схем Слайд 10, анимация

8. Самостоятельная работа с проверкой по образцу

Упр. 72.

- А теперь проверьте свою работу. Слайд 11

- У кого были ошибки? Поставьте на полях «?» Слайд 11, анимация 1

- Какую цель перед собой поставите?

- У кого не было ошибок? Поставьте «+» Слайд 11, анимация 2

Учитель записывает на доске количество человек, выполнивших самостоятельную работу без ошибок и с ошибками.

- Давайте разберем, почему выбрали в первой строчке Ь? а во второй два знака?

Объясняются все слова

Слайд 12 (при наведении курсора на знак вопроса, появляется ладошка,

щелкнув – нужный знак)

- Улитка предлагает нам запомнить, как пишутся три слова Слайд 12, анимация 3

9. Рефлексия деятельности на уроке.

- Какую цель вы ставили перед собой?

- Вы достигли этой цели?

- Какой ещё способ обозначения звука [й'] вы знаете?

- Я предлагаю вам оценить свою работу на «Лесенке успеха». Слайд 13

- Расскажите, от чего зависит, на какую ступеньку вы себя поставите.

Учитель проводит рефлексию оценивания, делает вывод о работе класса в целом.

- Дома выполнить упр. № 73.

- Молодцы! Урок закончен.

 

 

Приложение

Приложение

Презентация к уроку
PPT / 1.63 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.