Урок по русскому языку во 2 классе «За какими буквами прячется звук [й']?»

Пояснительная записка к презентации
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
2 класс (УМК «Гармония»)
Преподаватель: Тихомирова Людмила Владимировна
Тема: За какими буквами прячется звук [й']?
Цель: узнать, третий способ обозначения звук [й']
Задачи:
1) выявить функцию разделительных знаков (ь и ь)
2) тренировать в обозначении звука [й'] буквами Ъ и Ь.
Тип урока: открытие новых знаний
Образовательное учреждение – МКОУ Заволжский лицей, г. Заволжск Ивановской области
ТСО: проектор, экран, компьютер
Оборудование:
презентация (среда POWER POINT);
учебник «К тайнам нашего языка» М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко 1 часть;
Тетрадь-задачник М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко 1 часть;
Ход урока
-
Мотивация к учебной деятельности
«Улыбка» (В.Я. Шаинский, М.С. Пляцковский). Слайд 1
- Посмотрите, к нам на урок пришли гости. Какое настроение у улитки? (веселое, радостное, солнечное). Как вы это определили? (она улыбается)
Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. Улыбнитесь друг другу.
- Начнём работу.
- Пожелайте друг другу удачи. В путь!
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
- С чего начнём свою работу? (С повторения необходимых знаний.)
- Какую тему мы начали изучать на прошлом уроке? (за какими буквами прячется звук [й'])
- Посмотрите, что принесли наши друзья. (эталон) Все ли в порядке с эталоном? (нет)
- Да, части эталона вчерашнего урока рассыпались.
Учитель раздает разрезанные карточки – Приложение
- А ведь они нам сегодня понадобятся. Интересно, а вы сами сможете правильно составить эталон? (Да.)
- Я предлагаю поработать в парах.
Учащиеся работают 1-2 минуту.
- Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось. Проверьте по образцу.
Учитель открывает образец Слайд 2
- Кто из вас ошибся? В чём ошибка?
Учитель организует обсуждение ошибок.
- Кто выполнил задание правильно, сделайте вывод. (Мы хорошо знаем правила два правила обозначения звука [й'])
- Расскажите, как же звук [й'] обозначается буквами?
Докажите примерами, можно из домашнего упражнения.
- Обобщите, что мы повторили.
3. Задание для пробного действия.
- Между нашими друзьями возник спор. Они решили написать слово «деревья». Посмотрите, что у них получилось. Слайд 3
- Вам надо определить, в каком случае слово написано верно. Запишите на планшете, какой вариант вы выбираете.
- Проверим.
- Кто может доказать, что выбрал правильное написание слова? В чем наше затруднение?
3. Выявление причины затруднения
- Какое задание вы выполняли?
- Почему у вас возникло затруднение? (мы не знаем, как правильно записать слово «деревья)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Какую цель перед собой поставите? (Узнать, какой еще есть способ обозначения звука [й'])
- Сформулируйте тему урока.
Учитель записывает тему на доске.
5. Реализация построенного проекта.
- Каким способом обозначен звук [й']: первым или вторым? (ни первым, ни вторым)
Давайте разберемся. Откройте тетрадь-задачник, упр. 66 Запишите значками звуков последний слог, который получился у Тома. (слайд 4 анимация 1). Рядом – каким должен быть слог. Какой звук пропал?
- Открою вам секрет, как пишется это слово? Учитель показывает. (слайд 4 анимация 2).
- Какие две буквы понадобились для обозначения звука [й']? (ь и я) Что это за способ обозначения звука [й']?
Знакомство с новым способом обозначения звука [й']
- Продолжаем работать в тетради-задачнике, упр. 67. Слайд 5
- Прочитайте звуковые записи. Поставьте вопросы к этим словам. Что они называют?
- Посмотрите, как эти слова записаны. Все ли звуки обозначены?
- Какой звук пропал? Между какими звуками он находится?
- Обратите внимание авторы подсказывают нам, как надо записать слова вьюн и съем.
- Какие помощники понадобились буквам Ю, Е, чтобы обозначить звук [й']?
- Давайте исправим ошибки Пчелки и рядом запишем слова правильно.
- Сделаем вывод: как еще может быть обозначен звук [й']?
- Упр. 69. Впишите нужные значки.
- Когда будем пользоваться при письме этим способом обозначения звука [й']? Прочитайте алгоритм рассуждения обозначения звука [й'] буквами. Слайд 6
- Докажите, что вы выполнили поставленную цель. Скажите, какой результат у вас получился? (мы составили эталон)
6. Первичное закрепление во внешней речи.
Давайте потренируемся выбирать способ обозначения звука [й']. Для этого вспомните все способы. Слайд 7.
Откройте учебник, упр. 70. Слайд 8.
- Прочитайте слова в красных рамочках. Что общего в их звучании? (звук [й'])
- Каким способом передан звук [й'] в этих словах? (Третьим: ь или ъ
вместе с буквами е, ё, ю, я, и.) Докажите.
- Давайте попробуем прочитать слова без Ъ или Ь знаков. (переход по управляющей кнопке , затем возврат)
- Получилось? Почему?
- Запишите слова в два столбика: с Ь и Ъ.
7. Включение в систему знаний.
- Прочитайте вопрос, который задает Улитка. Слайд 10
- Получить полный ответ на этот вопрос мы сможем в конце учебного года. Но некоторые наблюдения сделаем сейчас. Перечитайте записанные слова и скажите, какой из знаков: ь или ъ - ни разу не встретился на конце слова, (ъ)
Да, ъ никогда не пишется на конце слова. Проверим наши выводы.
Прочитаем хором совет авторов в голубой рамке на с. 34. Что нового узнали из совета?
Проговаривание вывода с помощью схем Слайд 10, анимация
8. Самостоятельная работа с проверкой по образцу
Упр. 72.
- А теперь проверьте свою работу. Слайд 11
- У кого были ошибки? Поставьте на полях «?» Слайд 11, анимация 1
- Какую цель перед собой поставите?
- У кого не было ошибок? Поставьте «+» Слайд 11, анимация 2
Учитель записывает на доске количество человек, выполнивших самостоятельную работу без ошибок и с ошибками.
- Давайте разберем, почему выбрали в первой строчке Ь? а во второй два знака?
Объясняются все слова
Слайд 12 (при наведении курсора на знак вопроса, появляется ладошка,
щелкнув – нужный знак)
- Улитка предлагает нам запомнить, как пишутся три слова Слайд 12, анимация 3
9. Рефлексия деятельности на уроке.
- Какую цель вы ставили перед собой?
- Вы достигли этой цели?
- Какой ещё способ обозначения звука [й'] вы знаете?
- Я предлагаю вам оценить свою работу на «Лесенке успеха». Слайд 13
- Расскажите, от чего зависит, на какую ступеньку вы себя поставите.
Учитель проводит рефлексию оценивания, делает вывод о работе класса в целом.
- Дома выполнить упр. № 73.
- Молодцы! Урок закончен.
Приложение