УРОК ОРКСЭ в 5 классе «Забота государства о сохранении духовных ценностей» «Хранить память предков»
Приложение схема лэпбука к уроку Хранить память предков
DOCX / 55.71 Кб
/data/files/k1656092446.docx (Приложение схема лэпбука к уроку Хранить память предков)
Приложение схема лэпбука к уроку Хранить память предковDOCX / 55.71 Кб
/data/files/k1656092446.docx (Приложение схема лэпбука к уроку Хранить память предков)Краюшкина Ю.А.
Модуль | Основы духовно-нравственной культуры народов России |
Класс | 5 |
УМК | Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. «Основы духовно-нравственной культуры народов России» |
Тема урока | «Забота государства о сохранении духовных ценностей» «Хранить память предков» |
Тип урока | Проведение проектного урока в рамках серии уроков. Урок-проект (урок систематизации знаний) |
Цель, задачи | Цель: формирование у школьников представлений о вкладе разных религий в становление культуры общества, о роли различных конфессий в воспитании нравственных ценностей. Задачи: Образовательные научиться выделять нравственные традиции российского народа; познакомиться с памятниками культуры, охраняемыми государством; анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами; создать образовательную продукцию (кластер, лэп-бук) Развивающие развивать мышление, речь, диалоговые навыки, мотивацию к изучению разных культур возможность реализовать свои творческие способности Воспитательные формировать осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; развивать умение участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы, задавать вопросы, излагать своё мнение, используя аргументы; воспитывать уважительное отношение друг к другу, культуре и традициям различных народов, отношение к духовному, историческому и культурному наследию |
Планируемые результаты труда | |
Личностные | осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; формирование чувства привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности, понимание роли человека в обществе, принятие норм); умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения задачи; умение самостоятельно найти информацию в информационном поле; умение выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними, умение анализировать и синтезировать полученную информацию; умение структурировать информацию; презентовать полученную информацию; |
Предметные | научаться выделять нравственные традиции российского народа; узнают о конституционных гарантиях прав гражданина исповедовать любую религию; получат возможность познакомиться с памятниками культуры, охраняемыми государством. |
Метапредметные (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД): | научатся участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы, задавать вопросы, излагать своё мнение, используя аргументы; научатся проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; научатся договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, вести диалог; научатся формулировать свое собственное мнение; научатся аргументировать свою точку зрения; получат умение проектировать процесс (изделие); сформируют умения и навыки работы в сотрудничестве: умение коллективного планирования; умение взаимодействовать с любым партнёром; умение взаимопомощи в группе в решении общих задач: навыки делового партнёрского общения; умение находить и исправлять ошибки в работе других участников; |
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения | Учебный диалог Взаимная проверка Самопроверка Работа с выполнением проблемного задания в группах. |
Основная | Виноградова НС.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2016. |
Дополнительная | Библия, Тора, Коран, детские книги, иллюстрации, журналы. |
Этап урока | Время | Обучающие и развивающие компоненты | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
Проблематиза-ция | 3 мин | Блиц-опрос | Сформулировать проблемную ситуацию. Подобрать и сформулировать вопросы учителя детям: Какие книги вы любите? Какие фильмы смотрите? Почему книги, фильмы театральные постановки рассказывают о милосердии, зависти, честности, предательстве? Каким образом вы выбираете одежду, еду? Какие праздники вам нравятся? Подобрать информацию, не отображенную в тексте учебника по различным источникам. Все мы как вид одинаковые, но видим, наблюдаем, какие мы одновременно разные. Это хорошо или плохо? | Ответы учащихся. Ответы разные, пока не понятно, хорошо, что мы разные или нет? Проблема: нужны ли неверующему человеку знания о религиях? | Фронтальная работа | Коммуникативные (общение, взаимодействие, умение слушать) | Устные ответы |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»). Целеполагание | 2 мин | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. | Мотивация к продуктивному общению и деятельности на уроке (метод эмоциональной мотивации, управления). Постановка учебного задания и мотивация к его выполнению. На протяжении веков традиционные религии России – православие, ислам, иудаизм, буддизм – были хранительницами высоких нравственных ценностей, среди которых можно назвать любовь к ближним, терпимость, милосердие, справедливость. Эти религии были заслоном от зла, противодействием ненависти. Религия оказала огромное влияние на развитие культуры общества. Она вдохновляла художников и архитекторов, музыкантов и писателей. И кто может оспорить роль религии в возникновении письменности, распространение грамотности, развитии образования? Индивидуальная культура человека связывается не только с принадлежностью определенному этносу и конфессии, а с пониманием величия накопленного человечеством культурного наследия, гордостью перед умом, честностью, порядочностью предшествующих поколений, принятием ценностей, сформировавшихся на протяжении истории разных народов. | Слушают, обсуждают тему урока. Цель урока пытаются самостоятельно формулировать. Узнав о духовном и материальном богатстве различных конфессий, можно ощутить уважение друг к другу? | Фронтальная работа | Коммуникативные (общение, взаимодействие, умение слушать). Регулятивные (целеполагание, мотивация, самоорганизация). Личностные (самооценка, развитие образа «Я» через самоорганизацию) Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позиций школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения. | Устные ответы |
Планирование работы | 5 мин. | Мозговой штурм | Определить ключевые понятия; провести ревизию материально-технической базы и информационного обеспечения; проверить наличие нормативно-справочной и специальной литературы; разработать или подобрать необходимые материалы; продумать принципы комплектования групп и организацию работы в них. Сформулировать задачи (шаги для достижения цели). Разделить класс на группы и организовать работу в группах; определить регламент работы. Объяснить, что каждая группа на выбор выполняет мини-проект в виде кластера, лэп-бука, интеллект-карты. | Обсуждают план действий: -разделить обязанности внутри группы (кто читает, кто оформляет, кто иллюстрирует, кто защищает) - подобрать, согласно предложенной схеме, материалы; - наглядно представить информацию; -подобрать или создать иллюстрации с соответствующими подписями; -составить подписи к иллюстрациям; -работа с дополнительными источниками (словари, дополнительная литература, Интернет-ресурсы и т.д.) | Групповая работа | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные: Высказывают собственное мнение; слушают друг друга. | Устные ответы, краткие записи |
Реализация (деятельность) | 26 мин. | Работа с текстом учебника. Работа с исторической картинкой. Работа с иллюстрациями учебника. | Комментирует новую информацию, направляет деятельность учащихся, помогает отбирать и структурировать информацию, наблюдает за работой команд (с целью анализа индивидуальной работы учащихся, определения затруднений в деятельности команд, взаимоотношениях ребят в малой группе). Современный мир сложен и противоречив. Человечество добилось высот в науке и технике, но по-прежнему тайной остается сам человек, его душа, внутренний мир. Ученые пытаются понять, почему современный человек испытывает недостаток в духовных ценностях – любви, сострадании, отзывчивости, доброте. Чтобы сохранить духовные ценности российского народа – необходимо объединить усилия государства и общественных организаций, в том числе и религиозных. Сегодня государство признает особую роль традиционных религий в развитии духовно-нравственной культуры России. Оно защищает право человека исповедовать любую религию. Сегодня в нашей стране восстанавливаются памятники духовного наследия, строятся храмы, монастыри, мечети, синагоги. Тысячи паломников ежегодно посещают святые места. Все эти факты свидетельствуют о возрождении духовности России, о желании нашего государства сохранить вечные ценности, которые выработали предыдущие поколения россиян. | Каждый в группе выполняет свой вид деятельности согласно договоренности: - подбирает материалы; - наглядно оформляет информацию; -создает иллюстрации с соответствующими подписями; -работает с дополнительными источниками (словари, дополнительная литература, Интернет-ресурсы и т.д.) Занимаются практическим воплощением замысла: заполнение лэп-бука, кластера, интеллект-карты. | Этапы совместной деятельности учащихся: информационный, поисковый, проектировочный, деятельностный. | Личностные: определяют свою личностную позицию; осмысливают традиции и ценности современного общества. Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый контроль. Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности пи решении проблем различного характера. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; формулируют собственное мнение и позицию | Практическая работа |
Презентация | 5 мин | Мозговой штурм | Осуществляет контроль действий учащихся – как умственных, так и практических; Контролирует логику развертывания мысли учащихся (суждения); Помогает определить последовательность в защите проектной деятельности. | Учащиеся по окончании проектной деятельности на уроке составляют сценарий защиты, в которую входит: - постановка проблемы, ее актуальность. -основная часть: этапы работы над проектом, полученные результаты, их краткий анализ. -выводы. -результаты оценки проекта. | Групповая работа | Познавательные: - характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»; - сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях; - различать культовые сооружения разных религий Регулятивные: - рассказывать (на основе учебника и дополнительных источников информации) о традиционных религиях, обычаях и традициях народов России; - характеризовать духовно-нравственные черты народов России, основываясь на традиционных религиях, фольклоре и других источниках; - описывать памятники истории и культуры народов России | |
Итоги урока. Рефлексия. | 2 мин | | Проводит беседу по вопросам: -Что же такое духовные ценности? -Что мы должны делать сегодня, чтобы сохранить духовные ценности. | Рефлексия учащихся: - Как организовали работу в группах? - Что из запланированного получилось хорошо? - Какие возникли проблемы? - Как были решены? Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | Групповая работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения материала. | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | 2 мин | С.129-135 | Конкретизирует домашнее задание (на выбор). Выберите объект культурного наследия и составьте «Правила поведения в музее, храме» Используя дополнительную литературу и интернет-ресурсы, узнайте, какие архитектурные исторические объекты есть в нашем крае; какие из них восстановлены, а какие еще предстоит восстановить. | Записывают домашнее задание | Индивидуальная работа | | |