Урок ОДНК на тему «Как сохранить духовные ценности» (5 класс)
Конспект урока ОДНКНР 5 класс
учитель Аббясова Р.Р.
высшая квалификационная
категория
Тема: Как сохранить духовные ценности?
Цель: Создать условия для формирования представлений о духовных ценностях и их влиянии на жизнь общества.
Задачи:
Образовательные – раскрыть значение понятий: «духовные ценности»,
«отзывчивость», «сострадание», «забота», «милосердие»;
Развивающие – развивать мышление, речь, диалоговые навыки, умение слушать собеседника, мотивацию к изучению культуры.
Воспитательные – воспитывать уважительное отношение друг к другу, культуре и традициям различных народов, отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся определять духовные ценности, с уважением относиться к культуре и традициям разных народов.
Метапредметные:
- самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель;
- проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
-договариваются о распределении ролей в совместной деятельности, ведут диалог;
-формулируют свое собственное мнение;
- аргументируют свою точку зрения и оценку событий;
Ход урока.
I.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Звучит музыка.
1.Вступительное слово учителя. Приветствие гостей и детей.
В школе добрыми делами занята,
Тихо ходит по классу доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час,
добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В классе столько доброты.
Слышите? Музыка. Нежная, красивая. И мне слышится в музыке доброта.
Ученик: А разве в музыке может быть доброта?
Доброта повсюду: в музыке, живописи, в каждом из нас.
Д.С. Лихачёв – российский филолог, профессор, пропагандист нравственности и духовности. Написал книгу «Письма о добром», где есть хорошее изречение
« Мудрость – это ум, соединенный с добротой»
II. Целеполагание. Постановка проблемного вопроса.
Притча.
Жил в одной стране мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его города. Но был в том городе человек, завидующий его славе. И вот он решил придумать вопрос, на который мудрец не смог бы ответить. И он пошёл на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал : « Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая в руках моих бабочка – живая или мёртвая? Если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если скажет – мёртвая, то я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда и поймут, кто из нас умнее.» Так и случилось. Он поймал бабочку, и пошёл с ней к мудрецу и спросил: « Скажи, о мудрейший, какая в руках моих бабочка – живая или мёртвая?» И тогда мудрец ответил: «Всё в руках твоих …»
Всё в наших руках.
У каждого из нас есть свои интересы, симпатии, увлечения, свои разочарования и радости. В процессе жизни мы приобретаем собственные убеждения и взгляды — на мир, на людей и на самих себя. Всё это составляет наш внутренний, духовный мир.
Духовность проявляется в высоких чувствах доброты, любви, веры, справедливости, в чувстве собственного достоинства и в уважении к достоинству других. Каждый из нас способен сам творить и создавать свой духовный мир.
Тема нашего урока: Как сохранить духовные ценности?
Проблемный вопрос: Что можем сделать мы, каждый из нас, чтобы сохранить духовные ценности?
А что такое ценность?
Ценность – это то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придаёт особый, положительный жизненный смысл.
Ценность – это то, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества.
Материальные ценности – это все то, что можно купить, создать, построить.
Духовные ценности – это то, что невозможно увидеть, ощутить тактильно, продать и купить. Эти ценности находятся внутри каждого человека. Это то, что лежит в основе духовной культуры человека, духовный капитал человечества, накопленный тысячелетиями.
Духовные ценности – это совокупность моральных, религиозных, нравственных, этических убеждений человека, представляющих для него значимость.
III.Первичное осмысление и закрепление изученного
1. Построение кластера.
Духовные ценности: доброта, справедливость, забота, уважение, милосердие, красота, сочувствие и помощь, благотворительность, любовь, отзывчивость.
Вывод:
Перед вами дом. Слово «Дом» - ассоциируется со словом, прежде всего семья. Семья – хранитель духовных ценностей. Главная цель любой семьи – формирование нового, более лучшего поколения. Выполнять эту задачу семья сможет тогда, когда она основана на духовных ценностях. ( Показать на кластер)
Посмотрите на цепочку. Дом - это семья, семья – это вы, каждый из вас. Значит, прежде всего в семье формируются такие духовные ценности, как доброта, отзывчивость…
Мы живём в многонациональной стране, которую населяют разные народы: русские, татары, башкиры, чуваши, чеченцы, коми, украинцы, ненцы, удмурты – более ста разных национальностей и народностей. В культуре разных народов есть свои духовные ценности.
2. Духовные ценности в разных религиях.
Учитель: Назовите мировые религии.
Ученики: Христианство, Ислам, Буддизм, Иудаизм.
Диаграмма Венна поможет нам собрать ту информацию, которая необходима. Сравнить, найти общее.
Христианство Ислам
Библия как священная книга христианства. Христианство: «Не судите, да не судимы будете ... И так во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». «Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота.» «Не делай зла, и тебя не постигнет зло; удаляйся от неправды, и она уклонится от тебя» . «Не пренебрегай человека в старости его, ибо и мы стареем.» «Почитай отца твоего и мать твою.» «Будь благодарен за малое и будешь достоин иметь большее!!!» | Любовь Милосердие Ответственность за свои поступки Взаимопомощь Стремление делать добро ближнему и окружающим. | Священная книга Коран — важнейшая духовная книга Ислама Ислам: «Поистине Аллах приказывает справедливость, благодеяние и дары близким; и Он удерживает от мерзости, гнусного и преступления». “И творите добро, ведь Аллах любит творящих добро.» “И говорите людям благое [хорошие слова] (и не будьте грубыми)” «Когда вы произносите слово, будьте справедливы» «Воистину, добрые деяния удаляют злодеяния.» «Тот, кто сделал добро весом в мельчайшую частицу, увидит его.» «Вы не будете служить (и поклоняться) никому, кроме Аллаха; и к родителям (будете проявлять искреннее) благодеяние (словами, делами, ,…), и (также) к родственнику [родственникам], и к сиротам, и к беднякам. И говорите людям благое [хорошие слова] (и не будьте грубыми)……» |
Вывод: Что смогли доказать мы с помощью диаграммы Венна?
Религии разные, а духовные ценности одинаковые.
В культуре разных народов есть свои духовные ценности, которыми они могут поделиться с окружающими, а что-то и заимствовать у них.
Духовные ценности – это невидимая сила, которая движет нас вперёд.
Проявление духовных ценностей зависит от каждого человека, независимо какой он религии.
5. Разные священные книги.
3. Выполнение заданий в карточках (Работа в паре)
Задание 1
Вам предложен список ценностей. Обсудите в паре и отметьте галочкой только духовные ценности. Добавьте свои ценности. Подчеркните главные для вас духовные ценности.
справедливость | | одежда | |
красота | | свобода | |
автомобиль | | деньги | |
милосердие | | еда | |
дружба | | честность | |
игрушки | | семья | |
дом,квартира | | драгоценности | |
знания | | творчество | |
| | | |
| | | |
Задание 2
Отметьте 7 ценностей, которые наиболее важные для вас лично, обведите номер в кружок.
Список ценностей:
Любить семью, близких.
Дружба.
Помогать родителям.
Быть добрым.
Сочувствовать и помогать другим.
Справедливость.
Учиться и быть образованным.
Уважать старших.
Свобода.
Радость.
Книги, картины, скульптуры.
Преданность.
Забота.
Беречь природу.
- Представьте, к вам постучались в дом и потребовали отдать две ценности. Какие отдадите? – Зачеркните их.
- Ещё две.
- Последнее – три ценности.
Учитель: Почему вы так считаете?
- Что же является самой главной жизненной ценностью?
4. Учитель: Могу ли я утверждать, что людей разных религий объединяет забота?
Ученики:
Милосердие и благотворительность является одним из предписаний иудаизма и часто упоминается в Торе. В иудаизме с давних пор существует обычай держать в доме на видном месте копилку, в которую все члены семьи ежедневно опускают монету. Содержимое копилки передаётся в синагогу для помощи больным, одиноким и старым людям.
В буддизме забота о людях – это, прежде всего, сочувствие чужому горю, соединённое с готовностью помочь. В буддийском храме на переднем плане всегда находится мандала – это блюдо для сбора пожертвований. В это блюдо в виде пожертвования люди кладут деньги, сладости и многое другое. Содержимое мандалы передаётся больным, одиноким, нуждающимся и старым людям.
Вывод:
- То есть можно сказать, что отношение к милосердию у всех религий одинаково. Помогать ближнему, заботиться о слабых, окружающих людях учат все религии.
5. Д.С. Лихачёв стр. 30 переход к старушке и сердцу
6. Учитель: Чтение отрывка из произведения. Осколки доброты
Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Её седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку. Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие.
Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы убирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги
Учитель: Что чувствуете сейчас? (стыдно, совестно)
- Совесть – духовное начало. И если это начало есть в людях, значит ещё не всё потеряно.
Учитель: Что чувствовала всегда старушка, проходя мимо людей?
(Дети называют все негативные качества, а учитель выкладывает из осколков сердце)
- Осколки человеческого непонимания, неприятия, отчуждения носила в своём сердце старушка. Вот только её сердце не озлобилось в ответ, не стало чёрствым. Какое оно?
Ученики: белое, чистое, светлое, божественное
7. Что может каждый из нас? Наш проблемный вопрос, который мы поставили в начале урока.
(Высказывания детей)
1. Каждый день, совершая какой-то поступок, я понимаю, что несу за него ответственность. Я заметила, что некоторые действия делаю автоматически. Например, идя по улице, несу обертку в руках до ближайшей урны. В автобусе пропускаю вперед маленьких детей и пожилых людей.
2. Я заметила, что в нашем городе так много добрых, воспитанных, вежливых людей. В магазине мне всегда улыбаются продавцы, совсем незнакомые мне люди открывают двери и пропускают меня в здание.
3. В последнее время я смотрю на все по-другому. Например, при просмотре художественного фильма, примеряю роль главного героя на себя. А как бы я поступила, что бы я сказала в той или иной ситуации.
4.Есть люди, для которых семья – главная ценность в жизни. К ним относится и моя бабушка. Она всегда делала всё возможное для счастья и благополучия родных: работала сутками, не жалея себя, воспитывала детей и внуков. Я знаю, что всегда могу обратиться к ней за советом. Она всегда меня поймёт и выслушает.
5.Волонтёры, беззаветно помогающие старикам, показывают, что для них значимы такие ценности, как поддержка пожилых, заботы о престарелых. Они чтят старость, мудрость и опыт.
6. Врачи, которые в разгар пандемии, под страхом заражения коронавирусом сутками работают в больницах, подтверждают свой профессионализм, готовность посвятить себя медицине. Они верны выбранным ориентирам.
ДОБРОЕ сердце (осколки составить)
( Пазлы на доске, собрать доброе сердце)
Вывод:
Все эти ценности друг друга дополняют, и если не будет одной, тогда другая тоже не сможет существовать. Без истины не может быть любви и так далее… В обыденной жизни у каждого человека возникает своя система ценностей.
8. Учитель: Мы со своими добрыми духовными ценностями живём в огромной стране. Государство о сохранении духовных ценностей (СЛАЙДЫ)
Чтобы сохранить духовные ценности российского народа – необходимо объединить усилия государства и общественных организаций, в том числе и религиозных. Сегодня государство признает особую роль традиционных религий в развитии духовно-нравственной культуры России. Оно защищает право человека исповедовать любую религию. Сегодня в нашей стране восстанавливаются памятники духовного наследия, строятся храмы, монастыри, мечети, синагоги. Тысячи паломников ежегодно посещают святые места. Все эти факты свидетельствуют о возрождении духовности России, о желании нашего государства сохранить вечные ценности, которые выработали предыдущие поколения россиян.
9. Работа с текстовой информацией. Д.С. ЛИХАЧЁВ « Большая цель добра начинается….
Найдите ключевые предложения, в которых автор говорит о духовных ценностях.
10. Учитель: Опыт с солью
Опустите соль в стакан с водой. Видите, как растворяются наши слова в теле человека. А теперь попробуйте обратно собрать кристаллики соли. Получится? Нет! Так и слова сказанные нами никогда не вернутся обратно.
IV.Итоги урока. Рефлексия.
Вывод:
Главное, что делает людей нашей страны не просто соседями на этой земле, а единой семьёй - духовные традиции и ценности. Духовный человек внутренне красив, живёт в согласии с самим собой, обществом, природой.
В жизни по-разному можно жить.
В горе можно. И в радости.
Вовремя есть. Вовремя пить.
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям.
( Сергей Островой)
Из предложенных 8 слов, выберите для себя одно, которое наиболее точно передаёт твоё состояние.
Раздражение Злость Скука Радость Вдохновение Наслаждение
Удовлетворение Тревога