Урок ОДНК на тему «Как сохранить духовные ценности» (5 класс)

3
0
Материал опубликован 29 March 2022

Конспект урока ОДНКНР 5 класс

учитель Аббясова Р.Р.

высшая квалификационная

категория



Тема: Как сохранить духовные ценности?

Цель: Создать условия для формирования представлений о духовных ценностях и их влиянии на жизнь общества.

Задачи:

Образовательные – раскрыть значение понятий: «духовные ценности»,

«отзывчивость», «сострадание», «забота», «милосердие»;

Развивающие – развивать мышление, речь, диалоговые навыки, умение слушать собеседника, мотивацию к изучению культуры.

Воспитательные – воспитывать уважительное отношение друг к другу, культуре и традициям различных народов, отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся определять духовные ценности, с уважением относиться к культуре и традициям разных народов.

Метапредметные:

- самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель;

- проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

-договариваются о распределении ролей в совместной деятельности, ведут диалог;

-формулируют свое собственное мнение;

- аргументируют свою точку зрения и оценку событий;

Ход урока.

I.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Звучит музыка.

1.Вступительное слово учителя. Приветствие гостей и детей.

В школе добрыми делами занята,

Тихо ходит по классу доброта.

Утро доброе у нас,

Добрый день и добрый час,

добрый вечер, ночь добра,

Было доброе вчера.

И откуда, спросишь ты,

В классе столько доброты.

Слышите? Музыка. Нежная, красивая. И мне слышится в музыке доброта.

Ученик: А разве в музыке может быть доброта?

Доброта повсюду: в музыке, живописи, в каждом из нас.

Д.С. Лихачёв – российский филолог, профессор, пропагандист нравственности и духовности. Написал книгу «Письма о добром», где есть хорошее изречение

« Мудрость – это ум, соединенный с добротой»

II. Целеполагание. Постановка проблемного вопроса.

Притча.
Жил в одной стране мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его города. Но был в том городе человек, завидующий его славе. И вот он решил придумать вопрос, на который мудрец не смог бы ответить. И он пошёл на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал : « Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая в руках моих бабочка – живая или мёртвая? Если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если скажет – мёртвая, то я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда и поймут, кто из нас умнее.» Так и случилось. Он поймал бабочку, и пошёл с ней к мудрецу и спросил: « Скажи, о мудрейший, какая в руках моих бабочка – живая или мёртвая?» И тогда мудрец ответил: «Всё в руках твоих …» 

Всё в наших руках.

У каждого из нас есть свои интересы, симпатии, увлечения, свои разочарования и радости. В процессе жизни мы приобретаем собственные убеждения и взгляды — на мир, на людей и на самих себя. Всё это составляет наш внутренний, духовный мир.

Духовность проявляется в высоких чувствах доброты, любви, веры, справедливости, в чувстве собственного достоинства и в уважении к достоинству других. Каждый из нас способен сам творить и создавать свой духовный мир.


Тема нашего урока: Как сохранить духовные ценности?


Проблемный вопрос: Что можем сделать мы, каждый из нас, чтобы сохранить духовные ценности?



А что такое ценность?


Ценность – это то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придаёт особый, положительный жизненный смысл.

Ценность – это то, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества.


Материальные ценности – это все то, что можно купить, создать, построить.

Духовные ценности – это то, что невозможно увидеть, ощутить тактильно, продать и купить. Эти ценности находятся внутри каждого человека. Это то, что лежит в основе духовной культуры человека, духовный капитал человечества, накопленный тысячелетиями.

Духовные ценности – это совокупность моральных, религиозных, нравственных, этических убеждений человека, представляющих для него значимость.

III.Первичное осмысление и закрепление изученного

1. Построение кластера.

Духовные ценности: доброта, справедливость, забота, уважение, милосердие, красота, сочувствие и помощь, благотворительность, любовь, отзывчивость.

Вывод:

Перед вами дом. Слово «Дом» - ассоциируется со словом, прежде всего семья. Семья – хранитель духовных ценностей. Главная цель любой семьи – формирование нового, более лучшего поколения. Выполнять эту задачу семья сможет тогда, когда она основана на духовных ценностях. ( Показать на кластер)
Посмотрите на цепочку. Дом - это семья, семья – это вы, каждый из вас. Значит, прежде всего в семье формируются такие духовные ценности, как доброта, отзывчивость…

Мы живём в многонациональной стране, которую населяют разные народы: русские, татары, башкиры, чуваши, чеченцы, коми, украинцы, ненцы, удмурты – более ста разных национальностей и народностей. В культуре разных народов есть свои духовные ценности.

2. Духовные ценности в разных религиях.

Учитель: Назовите мировые религии.

Ученики: Христианство, Ислам, Буддизм, Иудаизм.

Диаграмма Венна поможет нам собрать ту информацию, которая необходима. Сравнить, найти общее.

Христианство Ислам

Библия как священная книга христианства

Христианство: «Не судите, да не судимы будете ... И так во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

«Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота.»


«Не делай зла, и тебя не постигнет зло; удаляйся

от неправды, и она уклонится от тебя» .

«Не пренебрегай человека в старости его, ибо и мы стареем.»


«Почитай отца твоего и мать твою.»


«Будь благодарен за малое и будешь достоин иметь большее!!!»




Любовь

Милосердие

Ответственность за свои поступки

Взаимопомощь

Стремление делать добро ближнему и окружающим.


Священная книга Коран — важнейшая духовная книга Ислама

Ислам: «Поистине Аллах приказывает справедливость, благодеяние и дары близким; и Он удерживает от мерзости, гнусного и преступления».


И творите добро, ведь Аллах любит творящих добро.»


И говорите людям благое [хорошие слова] (и не будьте грубыми)”

«Когда вы произносите слово, будьте справедливы» 


«Воистину, добрые деяния удаляют злодеяния.»


«Тот, кто сделал добро весом в мельчайшую частицу, увидит его.»

«Вы не будете служить (и поклоняться) никому, кроме Аллаха; и к родителям (будете проявлять искреннее) благодеяние (словами, делами, ,…), и (также) к родственнику [родственникам], и к сиротам, и к беднякам. И говорите людям благое [хорошие слова] (и не будьте грубыми)……»



Вывод: Что смогли доказать мы с помощью диаграммы Венна?

Религии разные, а духовные ценности одинаковые.

В культуре разных народов есть свои духовные ценности, которыми они могут поделиться с окружающими, а что-то и заимствовать у них.

Духовные ценности – это невидимая сила, которая движет нас вперёд.

Проявление духовных ценностей зависит от каждого человека, независимо какой он религии.

5. Разные священные книги.



3. Выполнение заданий в карточках (Работа в паре)

Задание 1

Вам предложен список ценностей. Обсудите в паре и отметьте галочкой только духовные ценности. Добавьте свои ценности. Подчеркните главные для вас духовные ценности.

справедливость


одежда


красота


свобода


автомобиль


деньги


милосердие


еда


дружба


честность


игрушки


семья


дом,квартира


драгоценности


знания


творчество












Задание 2

Отметьте 7 ценностей, которые наиболее важные для вас лично, обведите номер в кружок.

Список ценностей:

Любить семью, близких.

Дружба.

Помогать родителям.

Быть добрым.

Сочувствовать и помогать другим.

Справедливость.

Учиться и быть образованным.

Уважать старших.

Свобода.

Радость.

Книги, картины, скульптуры.

Преданность.

Забота.

Беречь природу.


- Представьте, к вам постучались в дом и потребовали отдать две ценности. Какие отдадите? – Зачеркните их.

- Ещё две.

- Последнее – три ценности.

Учитель: Почему вы так считаете?

- Что же является самой главной жизненной ценностью?

4. Учитель: Могу ли я утверждать, что людей разных религий объединяет забота?

Ученики:

Милосердие и благотворительность является одним из предписаний иудаизма и часто упоминается в Торе. В иудаизме с давних пор существует обычай держать в доме на видном месте копилку, в которую все члены семьи ежедневно опускают монету. Содержимое копилки передаётся в синагогу для помощи больным, одиноким и старым людям.


В буддизме забота о людях – это, прежде всего, сочувствие чужому горю, соединённое с готовностью помочь. В буддийском храме на переднем плане всегда находится мандала – это блюдо для сбора пожертвований. В это блюдо в виде пожертвования люди кладут деньги, сладости и многое другое. Содержимое мандалы передаётся больным, одиноким, нуждающимся и старым людям.


Вывод:

- То есть можно сказать, что отношение к милосердию у всех религий одинаково. Помогать ближнему, заботиться о слабых, окружающих людях учат все религии.



5. Д.С. Лихачёв стр. 30 переход к старушке и сердцу


6. Учитель: Чтение отрывка из произведения. Осколки доброты

Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Её седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку. Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие.

Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы убирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги

Учитель: Что чувствуете сейчас? (стыдно, совестно)

- Совесть – духовное начало. И если это начало есть в людях, значит ещё не всё потеряно.

Учитель: Что чувствовала всегда старушка, проходя мимо людей?

(Дети называют все негативные качества, а учитель выкладывает из осколков сердце)

- Осколки человеческого непонимания, неприятия, отчуждения носила в своём сердце старушка. Вот только её сердце не озлобилось в ответ, не стало чёрствым. Какое оно?



t1648547791aa.png



Ученики: белое, чистое, светлое, божественное

7. Что может каждый из нас? Наш проблемный вопрос, который мы поставили в начале урока.

(Высказывания детей)

1. Каждый день, совершая какой-то поступок, я понимаю, что несу за него ответственность. Я заметила, что некоторые действия делаю автоматически. Например, идя по улице, несу обертку в руках до ближайшей урны. В автобусе пропускаю вперед маленьких детей и пожилых людей.

2. Я заметила, что в нашем городе так много добрых, воспитанных, вежливых людей. В магазине мне всегда улыбаются продавцы, совсем незнакомые мне люди открывают двери и пропускают меня в здание.

3. В последнее время я смотрю на все по-другому. Например, при просмотре художественного фильма, примеряю роль главного героя на себя. А как бы я поступила, что бы я сказала в той или иной ситуации.



4.Есть люди, для которых семья – главная ценность в жизни. К ним относится и моя бабушка. Она всегда делала всё возможное для счастья и благополучия родных: работала сутками, не жалея себя, воспитывала детей и внуков. Я знаю, что всегда могу обратиться к ней за советом. Она всегда меня поймёт и выслушает.

5.Волонтёры, беззаветно помогающие старикам, показывают, что для них значимы такие ценности, как поддержка пожилых, заботы о престарелых. Они чтят старость, мудрость и опыт.

6. Врачи, которые в разгар пандемии, под страхом заражения коронавирусом сутками работают в больницах, подтверждают свой профессионализм, готовность посвятить себя медицине. Они верны выбранным ориентирам.

ДОБРОЕ сердце (осколки составить)

( Пазлы на доске, собрать доброе сердце)

Вывод:

Все эти ценности друг друга дополняют, и если не будет одной, тогда другая тоже не сможет существовать. Без истины не может быть любви и так далее… В обыденной жизни у каждого человека возникает своя система ценностей.

8. Учитель: Мы со своими добрыми духовными ценностями живём в огромной стране. Государство о сохранении духовных ценностей (СЛАЙДЫ)

Чтобы сохранить духовные ценности российского народа – необходимо объединить усилия государства и общественных организаций, в том числе и религиозных. Сегодня государство признает особую роль традиционных религий в развитии духовно-нравственной культуры России. Оно защищает право человека исповедовать любую религию. Сегодня в нашей стране восстанавливаются памятники духовного наследия, строятся храмы, монастыри, мечети, синагоги. Тысячи паломников ежегодно посещают святые места. Все эти факты свидетельствуют о возрождении духовности России, о желании нашего государства сохранить вечные ценности, которые выработали предыдущие поколения россиян.

9. Работа с текстовой информацией. Д.С. ЛИХАЧЁВ « Большая цель добра начинается….

Найдите ключевые предложения, в которых автор говорит о духовных ценностях.



10. Учитель: Опыт с солью

 Опустите соль в стакан с водой. Видите, как растворяются наши слова в теле человека. А теперь попробуйте обратно собрать кристаллики соли. Получится? Нет! Так и слова сказанные нами никогда не вернутся обратно.

IV.Итоги урока. Рефлексия.

Вывод:

Главное, что делает людей нашей страны не просто соседями на этой земле, а единой семьёй - духовные традиции и ценности. Духовный человек внутренне красив, живёт в согласии с самим собой, обществом, природой.



В жизни по-разному можно жить.

В горе можно. И в радости.

Вовремя есть. Вовремя пить.

Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженною солнце достать

И подарить его людям.

( Сергей Островой)


Из предложенных 8 слов, выберите для себя одно, которое наиболее точно передаёт твоё состояние.

Раздражение Злость Скука Радость Вдохновение Наслаждение

Удовлетворение Тревога







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.