Статья «Зачем современным обучающимся нужен урок музыки в школе?»
Е.Ю. Мухаметшина
учитель музыки МОУ «Каслинская СОШ № 24»
Зачем современным школьникам нужен урок музыки в школе?
"Музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта,
а прежде всего воспитание человека".
В. А. Сухомлинский
Да-да. Именно этот вопрос я слышу на протяжении долгого периода работы в школе от учеников, от родителей, и чего греха таить, от многих коллег, как ни странно.
Зачем учить музыке детей, у которых «нет слуха»? Ведь есть же музыкальные школы, кому нужно музыкальное образование могут обучаться там. Надо сказать, наша школа далеко не уникальна в этих вопросах. Вот, например, несколько реплик от любителей обсуждать проблемы сразу в интернете. Оговорюсь, это самые приличные высказывания.
ivan52[27.6K]
- То есть пение хором (безобразное), изучение непонятных текстов песен и прослушивание чуждых для слуха композиций классиков развивает образное мышление? Это, каким же образом?
Albinosik [2.7K]
- Считаю, что этот предмет был пустой тратой времени. Как и некоторые другие. Можно было ставить оценки автоматом, так как у всех и так пятерки были, и заменять эти часы на более полезные предметы...
Nate River [1.9K]
- Считаю урок музыки нужно сжать до теории и прослушивания произведения известных классиков. Но не петь!
С содроганием вспоминаю начальный класс. На уроках музыки пели хором, и если кто-то фальшивит, то его заставляли пропеть фрагмент "сольным номером". Как-то и я попал под такое "соло". Ощущения — не передать словами, это было унижением.
А для пения и более углубленного изучения творческих дисциплин есть соответствующие классы и даже школы.
Добрый Мститель [216K]
- Музыка — это перерыв между алгеброй, историей, географией и литературой. Но в последнее время дети на музыке нечто "сверхъестественное". Толи программа поменялась, то ли Министерство образования с ума сошло. Но она формирует базовые навыки пения и слуха, но в таком виде музыка конечно не нужна. Но этот предмет долго не надо: всего 8 лет из 9 (11).
Согласитесь, что эти цитаты мало мотивируют к работе. А еще бытует мнение, что
учитель музыки – это самая «халявная» работа, чего там включил фонограмму и пой себе вместе с детьми. Однако, даже при мимолетном обращении к логике, станет ясно, петь каждый день по 6 часов подряд не выдержат никакие, даже самые тренированные голосовые связки. И правы те, кто заметил, что нет ничего безобразнее хора, в котором не умеющие петь дети. Такие уроки только приносят вред, разрушая и без того скудный музыкальный вкус учеников. Вокалу обучаются не один год и только индивидуально, а школьные уроки для этого не годятся.
Откровенно говоря, такое положение учителя – аутсайдера в системе школьного
образования, скорее угнетает, чем окрыляет. Вот я и подумала, что, наверное, пора поработать с личной мотивацией, и честно ответить себе на вопрос: какую конкретно пользу могут принести уроки музыки, хотя бы мне, чтобы избежать личностного выгорания, а уж потом уже детям. Умные статьи об общем развитии, творческом расширении кругозора, уже не впечатляют. С таким же успехом можно и курс синергетики в школе преподавать – эффект тот же.
Хочу начать свое исследование с самого главного понятия в музыке, самой основы
музыки, а именно с понятия — ЗВУК. Из уроков физики мы знаем, что звук, в широком
смысле — это упругие волны, распространяющиеся в среде и создающие в ней механические колебания; в узком смысле — субъективное восприятие этих колебаний
специальным органом чувств человека и животных. Однако, если подумать глубже,
то именно эти волновые колебания дали основу все живому в этом мире. Если бы ни
эти колебания, мир до сих пор оставался бы безжизненным. Не зря существует выражение «Мертвая тишина». Именно об этом нам говорит самая загадочная часть мировой культуры – религия, не зависимо от веры. Библия - «Вначале было слово...», но ведь слово – это и есть звук, Коран – «Вселенная возникла по одному Его слову-приказу - «Будь»», Индуизм – «В пустоте возник звук — Ом». Вот и получается, что звук это основа всего живого на Земле. Более узкое понятие звука, как указывает на то, что данное колебание
влияет на восприятие окружающего мира, как человеком, так и животными. То есть звук воздействует на состояние организмов и не только чувственное (эмоциональное), но и физическое. Не буду углубляться теорию звука, это удел ученых. Будучи далекой от мира науки, я пережила сильные инсайты, в отношении следующих, научно доказанных фактов. Многим известно, что звуки во все времена были очень важны в жизни человека. Еще до появления членораздельной речи звуки были источником информации для целых человеческих общин. Наши прародители использовали звуки, чтобы предупредить об опасности, выразить восхищение, страх, любовь и многие другие чувства. Но даже сегодня, при наличии огромного запаса слов, звуки не теряют своего значения в жизни человека. И вот тут-то музыка выступает во всей своей мощи. Произведения великих музыкантов передают намного больше эмоций, чем некоторые литературные тексты. Музыкальные инструменты высочайшего класса могут передавать самые разные эмоции многогранностью своих тембров. Ну а если обратиться к самому совершенному музыкальному инструменту в природе — человеческому голосу, то здесь возможности передачи звука вообще безграничны.
Важно обратить внимание на то, что человек в силу своих физических возможностей, может воспринимать звуки лишь небольшого частотного интервала: 16Гц – 20кГц. Большое количество звуковых колебаний проходит мимо нашего уха, но так ли это на самом деле? Учеными установлено, что звуки низкой частоты, которые не слышимы нашим ухом, воспринимаемые некоторыми животными (5-8 Гц) способны вызывать неоднозначные реакции у человека – например, необъяснимое чувство страха. Человек не слышит этот звук, но стремится сменить место своего положения, спрятаться. Есть даже пример, когда звук на этих частотах заставил на концерте зрителей бежать из зала в панике, выламывая двери. Ученые до сих пор не могут понять, почему эта звуковая волна вызывает такое чувство страха. Бытует версия, что та часть мозга, которая отвечает за страх, созвучна своей частотой колебания с данным звуковым диапазоном. То есть внешняя звуковая волна, сливаясь с внутренней частотой в соответствующем отделе мозга, приходит в состояние резонанса и вызывает необъяснимое чувство страха. Данный феномен сегодня используется Службами безопасности для разгона толпы митингующих или несанкционированных демонстраций. В звуковой динамик посылается неслышимый человеческим ухом звук низкой частоты и люди в панике разбегаются в разные стороны.
Это свойство звука объясняет и другой не менее загадочный эффект – магического исцеления болезней при тихом наговоре бабушек-знахарок. Их легкий шепот молитвы способен творить чудеса. А все потому, что диапазон 10-14 Гц – способствует одновременно и расслаблению и глубокому сосредоточению. Это состояние покоя равновесия в период бодрствования человека. Мозг работает наиболее продуктивно и благоприятен к творческим открытиям, принятию более продуманных решений. Более же высокие частоты способны вызвать состояние стресса и депрессии.
Еще один интересный эффект производит на человека определенные сочетания звуков. Например, психологи доказали, что музыкальные произведения с ритмом 60 ударов в минуту, своим воздействием на человека соизмеримы с медитацией. При прослушивании таких мелодий значительно улучшается память, работоспособность и как ни странно, появляется уверенность в себе. Объясняется это тем, что человеческий мозг приостанавливает выработку чрезмерной энергии, которая выливается, конечно же, в негативные эмоции.
Не менее интересным фактором влияющим на здоровье и психику человека, является громкость звуковой волны. Звук в районе 55-60 децибел считается самым комфортным для человеческого уха, 70 дб – это уже громкий звук. Для сравнения, средняя громкость звука на концертных площадках, где устанавливается аппаратура - 120-160 дб (рев взлетающего реактивного самолета). Это повод задуматься, что же происходит с организмом любителей таких зрелищ. Думаю, врачи смогут дать вполне исчерпывающий ответ. Я же лишь отмечу, что огромный выплеск адреналина в кровь дает реакцию типа «бей и беги». А под воздействием психотропных веществ, даже боюсь предположить.
Замечателен в своем роде эксперимент, проведенный сотрудниками МГУ. Исследуя воздействие наиболее агрессивных композиций рок- и поп-музыки они на компьютере разложили звуки на частоты, обертоны, шумы. После чего смоделировали свойства человеческой ткани, тем самым имитируя влияние этих звуков на организм человека, вычисления же проводили с помощью компьютера. Выяснилось,
что ритмическая частота композиций «ДипПерпл» «Smokeonthewater» от двух до четырех герц, сочетаясь с громкостью в 80-100 дБ, способна вызвать состояние сильного перевозбуждения, граничащее с временной потерей контроля над собой, усиление агрессии к окружающим или, наоборот, к себе. Безусловно, такой звук вредит нервной системе: появляется дрожь в руках, ухудшается острота зрения и слуха, в крови повышается содержание адреналина и других гормонов. Подростки 14 лет после прослушивания рок-композиций, на время забывают таблицу умножения. А слушатели, после рок-концерта часто не могут ответить на вопросы: «Как вас зовут?», «Где вы находитесь?», «Какой теперь год?». Думаю, что эти знания нельзя недооценивать и отметать. На основе их можно вполне регулировать некоторые процессы в работе наших внутренних органов, и некоторые состояния организма, например, артериальное давление. Кому нужно повысить показатели, могут прослушивать более энергичные музыкальные композиции, если нужно понизить давление, то полезно слушать спокойные мелодии.
В далекой античности ученые умы выделяли 3 сферы влияния музыки:
На духовную составляющую человека
На интеллект
На физическое тело.
Существуют и другие феномены влияния звуков, которые дарит нам русская музыкальная культура. Так, например, есть доказательства, что звон колокола своим ультразвуковым колебанием способен убивать возбудителей желтухи, тифозной палочки и вирусы гриппа. А исследователи из Гёттингенского университета провели опыт, который показал, что мелодии колыбельных песен в разы эффективнее медикаментов влияют на сон человека, делая его глубоким и здоровым.
В борьбе с депрессией в качестве основного средства ученые советуют использовать музыку знаменитого индийского музыканта Рави Шанкара (испробовала на себе, эффект ошеломляющий). Но особенно меня поразило творчество его дочери Анушки Шанкара, испытала истинное восхищение от сочетания европейских и индийских мелодий. Мантры индусов, являясь песнями-молитвами, действуют успокаивающе на нервную систему. В индийской философии, каждый звук, каждый переход выполняет особое предназначение, а там, где есть причина, всегда следует действие.
В истории известны примеры, когда звук мог служить самым мощным оружием. Так, согласно библейским преданиям, пал город Иерихон.
Помимо этого, ученые выяснили, что звук способен менять структуру воды. Громкие звуки ухудшают кристаллы воды, а мелодичные звуки делают их фигурными.
Звук также лег в основу человеческой речи, дав возможность для общения, и во многом благодаря этому, человек смог эволюционировать в человека разумного.
У каждого из нас есть любимые мелодии, которые нас расслабляют, а есть такие, которые, наоборот, напрягают. Исходя из вышесказанного, становиться понятно, почему музыка так сильно оказывает действие на наше настроение, может успокоить, а может взвинтить его. О влиянии различных стилей на человека, я вкратце уже упоминала, более
подробно эти вопросы рассмотрены учениками в своих проектах по музыке, которые ни с большим интересом выполняют и потом представляют их на защиту. Скажу лишь, что каждый стиль, направление по-своему влияют на людей, и дают различные эффекты.
Не думаю, что откровением будет утверждение о связи музыки с математическими и естественными науками, не говоря уж о гуманитарных дисциплинах в школе: история и литература. Я полностью согласна со словами А. Эйнштейна: «Настоящая наука и настоящая музыка требует однородного мыслительного процесса». Целое наследие трудов древних ученых более, чем убедительно говорят о неразрывной связи музыки, арифметики, геометрии, физики и астрономии. Синтез этих наук дает благодатную почву для развития мыслительных процессов. Примером, могут быть такие личности как Пифагор, Платон, Аристотель, Ньютон, Эйнштейн, Бородин и многие другие. Вот лишь некоторые примеры:
Союз музыки и математики, став платформой триединой научной системы Пифагора: философия, музыка, математика, дал толчок к развитию нескольких громких теорий. Среди них: «Все есть число». Используя различные сочетания первых девяти чисел, Пифагор открыл такие понятия в музыке как интервал и созвучие, что легли в основу музыкальной теории.
Идея «всеобщей гармонии», «музыка небесных сфер». В памяти всплывает стихотворение В.Бенедиктова:
«Взгляни на небеса, там стройность вековая.
Как упоительна созвездий тишина!
Как жизни текущих сфер гармонии полна, -
И как расчестиста их пляска круговая».
Пифагор учил этой гармонии. Он утверждал, что Планеты двигаясь вокруг Земли, рождают монотонный звук, каждая своей высоты. Луна издает высокий и пронзительный тон, Сатурн же, напротив, низкий и глубокий. Совместно эти звуки рождают мелодию, которую, правда, слышал только Пифагор, обладая необычайно тончайшим слухом.
Физико-акустическая природа звука вдохновила И. Ньютона на исследования другого рода (симметрия, цвет, и полиметрия). Они нашли свое отражение в Законе соответствия семи музыкальных звуков и семи секторов цветового круга.
Еще один представитель мира физики - А. Эйнштейн, утверждал, что интеграция науки и искусства «готовит» мышление к незабываемым открытиям истинных знаний. Произведения Гайдна, Моцарта, Баха могут оказать сильное влияние на многогранность мышления.
Крепкими узами скреплены между собой музыка и естественные науки (химия, биология, медицина и география). Чувство эстетического всегда наполняло жизнь человека, так Ч. Дарвин размышляя своей научной деятельности, указывал, что «утрата эстетических вкусов равносильна утрате счастья, и может вредно отражаться на умственных способностях, и еще вероятнее на нравственных качествах, так как ослабляет эмоциональную сторону нашей природы». А ведь эмоции возникают быстрее, чем мысли, уберегая нас от опасности. Музыкальная гармония — способ уравновешивания человека с окружающим миром. Именно влияние ритмов природы может разрушать или укреплять психику человека. Прослеживая взаимосвязь химии и музыки, нельзя не упомянуть о гениальном ученом, замечательном враче и музыканте-любителе А. Бородине. Его увлечение музыкой вызывает восторг у многих поколений профессиональных музыкантов, а музыкальные шедевры Александра Порфирьевича не оставляют равнодушными даже самых закоренелых скептиков. Чего стоит только его неповторимая песня «Улетай на крыльях ветра».
Самым уникальным и глубоким, на мой взгляд, является соединение музыки и географии. Очень люблю разбирать с детьми тему «Музыка народов мира», которая плавно перетекает в музыку ландшафтов и стихий. Ведь музыка гор, очень отличается от музыки степей и равнин, лесов и тундры. А знаменитые итальянские баркаролы? Они по определению являются отражением стихии воды, или «Утро» Грига, которое живописно передает атмосферу воздушной легкости ирландского утра и восхода Солнца. Классическим примером взаимодействия музыки и философии могут служить произведения И.С. Баха для органа, также произведения других европейских классиков. Ведь не случайно на Золотой пластинке Вояджера, запущенной в Космос собранны музыкальные шедевры Баха, Моцарта, Бетховена, Стравинского, которые согласно сопутствующей речи генерального секретаря ООН и президента США Дж. Картера к внеземным цивилизациям, отражают «наши звуки, нашу науку, наши изображения, нашу музыку, наши мысли и чувства».
Конечно, очевидным является союз музыки и филологии, где в качестве
примера можно указать Школу Аристотеля и его открытия в области музыкальности речи, ее динамики, гармонии и ритма в искусстве слова.
Музыка является сильнейшим инструментом нравственного воспитания
Характера человека, его поведения. Неоценима роль музыки в гражданском
воспитании (ведь в музыкальном искусстве отражена вся история
государства и жизнь маленького человека от рождения до смерти — бытовые народные песни).
Вот и получается, что Музыка в школе – это целое искусство. И цель учителя музыки сделать из ребят не оперных певцов, не профессиональных дирижёров, не виртуозных исполнителей, для этого есть музыкальные школы, училища, консерватории.
Задача учителя музыки в обычной общеобразовательной школе в разы сложнее, чем у других учителей. Он должен, проводя иногда, даже парадоксальные, взаимосвязи и параллели с другими областями объяснить, заинтересовать, вовлечь в этот прекрасный мир юных, еще ничего не испытавших формирующихся людей. А иначе, где ребята услышат классическую музыку в жизни? Ведь совсем, крохотная часть людей ходят в театры, на концерты. И многие из них не знают самые известные фамилии композиторов и их произведения. А ответить на вопрос: чем отличается опера от балета, что такое кантата, мюзикл, оперетта? Ведь, это наша культура, это духовный опыт поколений! Именно культура говорит о развитии и воспитании человека. Нет культуры – нет образованных, воспитанных людей.
К тому же, музыка самый сложный и загадочный вид искусства. Н.А. Римский – Корсаков сказал: «Живопись даёт образ и мысль, и нужно создать в своём воображении настроение. Поэзия слова даёт мысль, и по ней нужно создать образ и настроение, а музыка даёт настроение, и по нему надобно воссоздать мысль и образ». Совершенно верные слова, только настроение, чувства, эмоции, и порой очень нелегко определить образ, который задумал композитор. В процессе такой работы у ребят развивается творческое мышление, интуиция. Музыка, как и другие виды искусств, воспитывает богатейшие формы воображения, а вот воображение служит глубинной психологической основой всех форм мышления, в том числе и научного. Музыка же, как самый абстрактный вид искусства, непосредственно обращена к воображению и, значит, наиболее естественно его развивает.
Таким образом, для того чтобы развивалось научное мышление на предметах естественно-научных циклов, музыкантам, художникам и литераторам необходимо формировать и развивать воображение. И не просто воображение, а художественное, творческое воображение, ориентированное на красоту. Ведь без развитого воображения трудно учиться математике, а сама математика воображение не развивает. Она «нуждается» в том, чтобы развитием воображения занялась, например, музыка. В этом заключается глубинная связь предметов художественных и научных циклов, которые должны идти «рука об руку» на протяжении всего учебного процесса, от первого до последнего класса. И здесь перед учителем музыки встает самый глобальный вопрос, а как суметь выполнить эту наисложнейшую задачу?
Действительно, относиться к предмету серьёзно сложно даже тем, кто от самой музыки без ума. Просто потому, что чаще всего уроки скучные, бессмысленные, из-за предлагаемых программой песен, которые вряд ли входят в детский или подростковый хит-парад. Как это отношение изменить, я думаю на протяжении всего своего педагогического опыта. Как сделать свои занятия не бесполезными и приятными для всех? Надо сказать, это бесконечный эксперимент. Какие-то методики и техники, которые я использую на своих уроках, удачны, какие-то нет. Постараюсь поделиться ими в данной статье. Но, что особенно стало для меня отрадой, что читая подобные статьи своих коллег из разных школ, я нашла отражение этих приемов в практике построения их уроков Музыки, что меня, конечно же, окрылило и одухотворило. Оказывается не только на моих уроках при прослушивании грустного и удивительно красивого «Вокализ» Сергея Рахманинова, вместо того чтобы проникнуться мелодией, ученики умирают от смеха. Не потому, что им смешно. Это у подростков такая защитная реакция, когда они не понимают, как себя вести, услышав то, к чему не привыкли.
Вот некоторые наиболее удачные приемы, которые я рекомендую использовать всем учителям музыки и не только. А помогли мне их найти сами ученики. Перед уроками, и не только моими, ребята группами или поодиночке в наушниках слушают свои любимые песни. Я решила за это зацепиться, обмениваясь интересами с учениками. Не только я просвещаю учеников, но и они меня. Например, ребята могут приносить запись любимой музыки (без мата и уголовной тематики) и делать презентации с историей либо песни, либо группы, которая её исполняет. Заодно закрепляется умение делать презентации и работать с аудиторией (привет, метапредметность!). Этот прием я использовала как итоговый контроль по музыке после 8 класса. Тут меня ждала масса откровений. Оказалось, что ребята слушают не только группы, названий которых я нигде больше не услышу, кроме как от них. Но и Высоцкого, Цоя и даже Визбора. Удивилась. Если просить детей принести на урок любимую музыку, то можно получить на удивление приятный результат.
Можно смешивать жанры. Конечно, нужно учить песни. И дети очень любят песни из фильмов и мультфильмов. По счастью, сегодня масса возможностей сделать этот процесс увлекательным. Выбор подходящей минусовки, приятный видеоряд, бегущая строка для тех, кто так и не выучил слова. А чтобы исполнение было проникновенным, сначала нужно посмотреть тот самый фильм или мультфильм. Ведь сегодняшние дети, по крайней мере, многие из них даже не знают о добрых советских фильмах, ни песни не слышат, ни мультфильмы советские не смотрят. В момент просмотра иногда даже брутальные парни не знают, куда прятать слёзы, что уж, о девчонках, говорить? Если перед изучением песен из фильмов и мультфильмов посмотреть их, то исполнение получается более проникновенным.
Так или иначе, программе я всё же должна следовать, и не только просвещаться, но и просвещать. Удивительно, но для знакомства с оперой идеально подходит рэп. Если б вы знали, как хорошо заходит ария Князя Игоря под Warren G & Sissel. Оригинал, конечно же, после слушается уже с большим интересом.
Вместо сухих биографий более интересен занятный факт. Занимательные факты из жизни исторических личностей остаются в голове даже у тех, кто слушает вполуха, поверьте. Композиторы (писатели, артисты, певцы, дирижёры) в первую очередь люди, и у каждого из них были привычки, истории и особенности, которые стоят пересказа. Скажем, перед тем как сесть сочинять музыку, Бетховен погружал голову в холодную воду. Предположительно, именно эта привычка стала причиной воспаления среднего уха, закончившегося глухотой. И особенно приятно детям узнавать, что Бетховен совершенно не умел делить и умножать. Впрочем, дети вообще любят истории про гениев-двоечников. Одна из самых любимых историй моих учеников про великого Баха. Бах любил засыпать под музыку. Когда он ложился спать, три его сына поочерёдно играли ему на клавесине, что им ужасно не нравилось. Однажды один из сыновей, услышав храп отца и решив, что тот спит, убежал от клавесина, остановив игру прямо на неразрешенном аккорде. Уже погруженный в сладкую дремоту Бах моментально проснулся от мучительного диссонанса. Бах долго ворочался в постели, потом одним рывком отбросил одеяло, в кромешной темноте, практически на ощупь, натыкаясь на мебель, пробрался к инструменту и разрешил аккорд. Через минуту композитор спал сном младенца. Занимательные факты из жизни композиторов повышают интерес детей к музыке. При всей популярности Чайковского, мало кто знает, что Антон Чехов посвятил композитору свой сборник рассказов «Хмурые люди». И у них даже были планы написать оперу на сюжет лермонтовской «Бэлы». Но не случилось.
Дети очень любят находить связь между музыкой и другими науками, например, математикой. Ритм, размер, длительность и частота нот — ведь всё это можно просчитать и записать. Целая нота «собирается» несколькими способами. Например, из двух четвертей и одной половинки. Это можно записать при помощи целых и дробных чисел. Когда ученики улавливают эту связь, они готовы просчитать каждый такт произведения. Вообще, любое музыкальное произведение можно представить как математическую модель. И это правда, очень интересно. И просто. Особенно для любителей математики.
Поняв, что любое слово или предложение можно положить на определенный ритм и простучать его, дети с удовольствием здороваются и прощаются с учителем хлопками в ладоши. Прохлопывают ритмы любимых песен. Игра «Угадай песню» через ритм делает детей поистине счастливыми.
Вот так учителя музыки каждый урок строят так, как будто это театральная постановка. На уроке нет пауз и заданий, которые ребята делают самостоятельно, во время которых учитель может передохнуть. Одно задание за другим, вопрос за вопросом. Учителя – как актёры весь урок, завлекают детей в свою игру, в результате которой теряется много душевных, эмоциональных сил. Урок музыки – это искусство, которое учит жить!
Очень не заслуженно учителей музыки считают теми, кто на уроке отдыхает. Очень хочется верить, что в скором будущем к урокам искусства будет совсем иное отношение, а значит, и мир станет чуточку добрее.
В заключение могу сказать, что уроки музыки в школе не просто нужны, они, очень важны, для формирования полноценной личности. А в качестве, личной мотивации мне сильно откликнулись слова одной учительницы музыки Красильниковой Марии Борисовны (не указано название школы).
«Работай так, как будто делаешь всё только для себя; твори и получай удовольствие от того, что делаешь; увлекая себя – завлекаешь детей; не жди понимания и благодарности, потому что обязательно будут те, кто осудит и не поймёт».