Урок математики на тему «Задачи на проценты» (5 класс)
Пояснительная записка.
Предмет математика
Класс 5
Тема урока: Решение задач на проценты
Цель урока: Формирование УУД в условиях решения практических задач
Задачи урока: образовательные (формирование познавательных УУД): обеспечить осознанное усвоение процентов при решении задач; закрепить навыки и умения применять алгоритмы при решении задач на проценты; создание условий для систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся при решении задач по теме «Проценты»;
воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): способствовать формированию умения слушать и вступать в диалог; воспитывать аккуратность в вычислениях и чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе;
развивающие (формирование регулятивных УУД): способствовать развитию творческой активности учащихся; развивать познавательный интерес к предмету, критическое мышление (навыки сопоставления, формулирования и проверки гипотез - правил решения задач, умения анализировать способы решения задач); развивать логическое и образное мышление, фантазии детей и способности рассуждать.
Планируемые результаты:
предметные: Знать: алгоритмы решения каждого типа и смешанного типа более сложных задач на проценты.
Понимать: отличительные признаки типов задач на проценты, зачем проценты нужны в повседневной жизни.
Уметь: в процессе реальной ситуации использовать понятие процента, выполнять алгоритмы решения задач на проценты трёх
типов, применять знания в нестандартной ситуации, умение применять знания в новой ситуации;
метапредметные: уметь воспроизводить смысл понятия проценты; уметь обрабатывать информацию; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности.
личностные: умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения;
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений
Используемые технологии: технологии развивающего обучения, информационно – коммуникативные (ИКТ), групповая технология (обучение в сотрудничестве), технология уровневой дифференциации, здоровье сберегающая технология.
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая
Необходимое оборудование: классная доска, экран, проектор, компьютер, толковый словарь, листы успеха.
Изучение математики предусматривает использование следующего учебно-методического комплекса:
1. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Математика 5 класс: Учебники. – М. «Вентана Граф», 2017 год
2. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Математика 5 класс: Рабочие тетради. – М. «Вентана Граф», 2018 год
3. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Рабинович Е.М., Якир М.С. Математика 5 класс: Дидактические материалы. – М. «Вентана Граф», 2017 год
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этап урока и его задача | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД | Результат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Вводная часть урока | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Организационный этап Задача этапа: Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Знакомит с девизом урока «Поменьше учителя – побольше ученика», и просит пояснить как ребята его понимают (слайд 1). - У каждого из вас на столах лежат листы успеха. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу: "+" - справился с задачей без затруднений, "!?" - справился с задачей, но возникали сложности, "-" - не справился с задачей (слайд 2) | Слушают учителя, включаются в деловой ритм урока. Объясняют смысл девиза урока. Знакомятся с листами успеха, подписывают их | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения | Предметный:
Личностный: учащиеся | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация знаний Задача этапа: Актуализация опорных знаний и способов действий. | Организация устного счета и повторения правил и основных типов задач на проценты. Интеллектуальный штурм - Какую тему мы изучаем? - Что знаем по этой теме? Что умеем? - Попробуйте сформулировать задание сами Устный счет: 0,63 1,25 0,8 0,41 0,04 53% 15% 40% 67% 112% (слайд 3) (в первой строке заменить десятичные дроби процентами, а во второй строке проценты заменить десятичными дробями). - Какие простейшие задачи умеем решать? а) как найти процент от числа; Найдите: 48% от 250 б) как найти по значению процентов целую величину; Найдите: число, 8% которого равны 12. в) как найти процентное соотношение одного числа от другого. Сколько процентов составляет 15 от 60? (слайд 4) | Участвуют в работе по повторению: отвечают на поставленные вопросы. Предлагают формулировку заданий и устно выполняют их. Решение: 48% = 0,48 250 0,48 =120 Решение: 8% = 0,08 12 : 0,08 =150. Решение: 15 : 60 100% = 25%. | Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала. | Предметный: учащиеся Метапредметный:
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Основная часть урока | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Задача этапа: Обеспечение учебной мотивации, принятие ими целей урока. | Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы. Рассмотрим такую ситуацию: Бабушка Коле подарила 3 000 руб. и он задумался как рационально распорядиться деньгами. Однажды он услышал «Новости», его внимание привлекли слова диктора «Рост потребительских цен в России с 1 по 20 июня остался на уровне предыдущей недели – 0,4% , чему способствовало продолжающееся подорожание моркови и свёклы. С начала года инфляция составила 6%, на конец года прогнозируется рост инфляции на 9% » (слайд 5) - Как понять данную информацию? - Какие выводы можно сделать? - Сформулируйте тему урока и определите его цель. Тема урока: Решение задач на проценты. Цель урока - обобщить знания по теме "Проценты" и суметь применить их при решении реальных жизненных задач. Кроме того, полученные знания на уроках математики по теме «Задачи на проценты», помогут вам в дальнейшем при решении задач по химии (например: узнать концентрацию соли в морской воде), физике, биологии (жирность молока). А также при сдаче экзамена ЕГЭ. - Сегодня я предлагаю вам поработать в роли товароведов, высчитывающих скидку покупателю; в роли врача, которому необходимо убедить пациента; в роли бухгалтера, начисляющего заработную плату сотруднику. | Учащиеся предлагают свои решения. Работа в группах: Ребята в сети Интернет, в словаре находят значение слова «инфляция» и делают выводы, о том, что надо хорошо уметь решать задачи на %. Формулируют тему и цель урока, задачи. Записывают в тетради дату и тему урока. | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. | Предметный: понимание зачем проценты нужны в повседневной жизни; знакомство с новым понятием «инфляция» Метапредметный: Личностный: расширение кругозора, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Применение знаний и умений в новой ситуации Задача этапа: Показать разнообразие задач на проценты, решаемых в жизни. | Организация и контроль за процессом решения задач. - Итак, приступаем к решению задач, которые очень часто вам придётся решать в жизни.
1. Врач - пациент 1) Курящие люди сокращают себе жизнь на 15 %. Определите какова продолжительность жизни курильщиков, если средняя продолжительность жизни в России 56 лет. (слайд 6) 2) В нашей школе провели исследование, представьте его результаты в виде процентов
2. Продавец - покупатель. Ученики в парах вычисляют скидку на товары во время распродажи.
(слайд 8) 3. Бухгалтер – сотрудник фирмы. Оклад сотрудника – 13 500 рублей. Доплата за совмещение обязанностей – 60 % Доплата на транспортные расходы - 10% Какова заработная плата сотрудника? Прибавить к ней премию - 45% от начисленной суммы . Вычеты -13% (налоги). Какую зарплату получит сотрудник? (слайд 10) | В парах выполняют решение предложенных задач. По окончании работы над каждой задачей, оценивают результат своей деятельности на листах оценивания. Ответ к задаче: 100% - 15% = 85 % 85 % от 56, 85 % = 0, 85, 0,85 * 56=47,6 ( лет) Результаты исследования: Опрошено 20 человек Курят ли ваши родители? - 61,1 % Курит ли брат или сестра? - 12,3 % Пробовал ли сам курить? - 33,1 % Куришь ли сейчас? - 2% Тебе известно влияние курения на здоровье человека? - 100 % (слайд 7) Ответ к задаче:
(слайд 9) Ответ к задаче: Заработная плата сотрудника 22 950 рублей, Премия 10 327,5 рублей, Всего начислено 33 277,5 рублей, Налог 4 326,08 рублей, Сумма, которую получит сотрудник 28 951,42 рубля. (слайд 11) | Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. | Предметный: решать задачи на проценты каждого типа, смешанного типа и более сложные задачи, понимать отличительные признаки типов задач на проценты, уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие процента, выполнять алгоритмы решения задач на проценты трёх типов, применять знания в нестандартной ситуации, умение применять знания в новой ситуации; метапредметные: умение воспроизводить смысл понятия проценты; умение обрабатывать информацию; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; личностные: умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Физкультминутка Задача этапа: Смена деятельности. | Меняет деятельность, обеспечивает эмоциональную разгрузку учащихся. Объявляет паузу | Сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. Физзорг класса проводит физкультминутку. Учащиеся поднимаются с мест, выполняют упражнения. | Личностные Регулятивные | Метапредметный: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Задача этапа: Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. | Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок. - Проверим полученные результаты - Давайте обсудим: какие задачи вызвали у вас затруднения и почему? | Сравнивают свои результаты и сверяют их с эталоном. Анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач. | Личностные: формирование позитивной самооценки Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. | Предметный - развитие Метапредметный: контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности Личностный: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Информация о домашнем задании Задача этапа: Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания | Дает комментарий к домашнему заданию Решите задачу: В семье Смирновых, состоящей из 3 человек - мамы, папы и сына, семейный бюджет на месяц тратится следующим образом:
Задания: 1. Рассчитайте, какая сумма в рублях идет на каждую статью расхода, если мама зарабатывает 15 000 рублей, а папа 20 000 рублей в месяц. 2. Смогут ли Смирновы съездить через 5 месяцев по путевке на юг, потратив на это деньги из копилки, если зарплату папе и маме поднимут единовременно на 15%, а цены на продукты ежемесячно будут расти в среднем на 5 %? Цена путевки на трех человек, включая дорогу) - 60 000 рублей. На оценку «3» - необходимо ответить на первый вопрос в задаче; На оценку «4» -необходимо ответить и на первый и на второй вопрос в задаче. На оценку «5» - творческое задание: придумайте задачу на проценты, которая может встретиться в жизни (слайд 12) | Получают карточки с домашним заданием, читают, задают вопросы. Записывают в дневники задание. | Личностные:
| Предметный -
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Заключительная часть урока. | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Рефлексия (подведение итогов урока) Задача этапа: Дать количественную оценку работы учащихся | Подводит итоги работы групп и класса в целом. - Итак, вы сегодня решали взрослые жизненные задачи. Выскажите своё мнение о результатах вашей работы, выбрав фразы: 1) «Я молодец, активно работал, все понял, могу помочь товарищу» 2) «Я работал хорошо, старался, быстро находил свои ошибки, сам исправлял их» 3) «Мне было трудно работать, я еще не все понял, но у меня все получится» 4) «Мне было интересно потому, что…» (слайд 13) Собираются листы успеха и выставляются оценки за работу на уроке с небольшими комментариями. | Анализируют свою деятельность и высказываются. Учащиеся выставляют себе оценки и сдают листы успеха. | Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке Личностный: Умение выслушать мнение учителя, умение | |