Урок математики на тему «Задачи на проценты» (5 класс)

1
0
Материал опубликован 9 November 2021

Пояснительная записка.

Предмет математика

Класс 5

Тема урока: Решение задач на проценты

Цель урока: Формирование УУД в условиях решения практических задач


Задачи урока: образовательные (формирование познавательных УУД): обеспечить осознанное усвоение процентов при решении задач; закрепить навыки и умения применять алгоритмы при решении задач на проценты; создание условий для систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся при решении задач по теме «Проценты»;

воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): способствовать формированию умения слушать и вступать в диалог; воспитывать аккуратность в вычислениях и чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе;

развивающие (формирование регулятивных УУД): способствовать развитию творческой активности учащихся; развивать познавательный интерес к предмету, критическое мышление (навыки сопоставления, формулирования и проверки гипотез - правил решения задач, умения анализировать способы решения задач); развивать логическое и образное мышление, фантазии детей и способности рассуждать.



Планируемые результаты:

предметные: Знать: алгоритмы решения каждого типа и смешанного типа более сложных задач на проценты.

Понимать: отличительные признаки типов задач на проценты, зачем проценты нужны в повседневной жизни.

Уметь: в процессе реальной ситуации использовать понятие процента, выполнять алгоритмы решения задач на проценты трёх

типов, применять знания в нестандартной ситуации, умение применять знания в новой ситуации;

метапредметные: уметь воспроизводить смысл понятия проценты; уметь обрабатывать информацию; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности.

личностные: умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения;



Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

Используемые технологии: технологии развивающего обучения, информационно – коммуникативные (ИКТ), групповая технология (обучение в сотрудничестве), технология уровневой дифференциации, здоровье сберегающая технология.

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая

Необходимое оборудование: классная доска, экран, проектор, компьютер, толковый словарь, листы успеха.

Изучение математики предусматривает использование следующего учебно-методического комплекса:

1. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Математика 5 класс: Учебники. – М. «Вентана Граф», 2017 год

2. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Математика 5 класс: Рабочие тетради. – М. «Вентана Граф», 2018 год

3. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Рабинович Е.М., Якир М.С. Математика 5 класс: Дидактические материалы. – М. «Вентана Граф», 2017 год

















ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап урока и его задача


Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Результат
(предметный,
метапредметный,
личностный)

I. Вводная часть урока

1. Организационный этап

Задача этапа:

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

Знакомит с девизом урока «Поменьше учителя – побольше ученика», и просит пояснить как ребята его понимают (слайд 1).

- У каждого из вас на столах лежат листы успеха. Подпишите их.

В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу:

"+" - справился с задачей без затруднений,

"!?" - справился с задачей, но возникали

сложности,

"-" - не справился с задачей (слайд 2)

Слушают учителя,

включаются в деловой ритм урока.

Объясняют смысл девиза урока.


Знакомятся с листами успеха, подписывают их

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


Регулятивные: организация своей учебной деятельности


Личностные: мотивация учения

Предметный:
вовлечение в
учебную деятельность


Метапредметны
речевая деятельность

Личностный: учащиеся
готовы к продуктивной
деятельности

2. Актуализация знаний

Задача этапа:

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Организация устного счета и повторения правил и основных типов задач на проценты.

Интеллектуальный штурм

- Какую тему мы изучаем?

- Что знаем по этой теме? Что умеем?

- Попробуйте сформулировать задание сами

Устный счет:

0,63 1,25 0,8 0,41 0,04

53% 15% 40% 67% 112%

(слайд 3)

(в первой строке заменить десятичные дроби процентами, а во второй строке проценты заменить десятичными дробями).


- Какие простейшие задачи умеем решать?

а) как найти процент от числа;

Найдите: 48% от 250

б) как найти по значению процентов целую величину;

Найдите: число, 8% которого равны 12.

в) как найти процентное соотношение одного числа от другого.

Сколько процентов составляет 15 от 60? (слайд 4)

Участвуют в работе по повторению:


отвечают на поставленные вопросы.

Предлагают формулировку заданий и устно выполняют их.












Решение: 48% = 0,48

250 0,48 =120


Решение: 8% = 0,08

12 : 0,08 =150.


Решение: 15 : 60 100% = 25%.

Познавательные: структурирование собственных знаний.


Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.


Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


Личностные: оценивание усваиваемого материала.


Предметный: учащиеся
вспоминают изученные
на предыдущих уроках записи процентов в виде обыкновенных дробей и наоборот, а также нахождение процентного соотношения одного числа от другого

Метапредметный:
формирование умения воспроизводить задания по опорным словам используется не только на уроках математики, но и на занятиях по другим предметам.


Личностный:
развитие логического мышления.

II. Основная часть урока


3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Задача этапа: Обеспечение учебной мотивации, принятие ими целей урока.

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.

Рассмотрим такую ситуацию:

Бабушка Коле подарила 3 000 руб. и он задумался как рационально распорядиться деньгами. Однажды он услышал «Новости», его внимание привлекли слова диктора «Рост потребительских цен в России с 1 по 20 июня остался на уровне предыдущей недели – 0,4% , чему способствовало продолжающееся подорожание моркови и свёклы. С начала года инфляция составила 6%, на конец года прогнозируется рост инфляции на 9% »

(слайд 5)

- Как понять данную информацию?

- Какие выводы можно сделать?

- Сформулируйте тему урока и определите его цель.


Тема урока: Решение задач на проценты.

Цель урока - обобщить знания по теме "Проценты" и суметь применить их при решении реальных жизненных задач.


Кроме того, полученные знания на уроках математики по теме «Задачи на проценты», помогут вам в дальнейшем при решении задач по химии (например: узнать концентрацию соли в морской воде), физике, биологии (жирность молока). А также при сдаче экзамена ЕГЭ.


- Сегодня я предлагаю вам поработать в роли товароведов, высчитывающих скидку покупателю;

в роли врача, которому необходимо убедить пациента;

в роли бухгалтера, начисляющего заработную плату сотруднику.










Учащиеся предлагают свои решения.








Работа в группах:

Ребята в сети Интернет, в словаре находят значение слова «инфляция» и делают выводы, о том, что надо хорошо уметь решать задачи на %.

Формулируют тему и цель урока, задачи. Записывают в тетради дату и тему урока.


Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.


Личностные: самоопределение.


Регулятивные: целеполагание.


Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

Предметный:

понимание зачем проценты нужны в повседневной жизни; знакомство с новым понятием «инфляция»

Метапредметный:
слово «инфляция», значение которого ребята находят в интернете используется на уроках истории, обществознания, финансовой грамотности и экономики;


Личностный:
умение работать с ЦОС (в сети интернет)

расширение кругозора,
развитие эрудиции.

4. Применение знаний и умений в новой ситуации

Задача этапа:

Показать разнообразие задач на проценты, решаемых в жизни.

Организация и контроль

за процессом решения задач.

- Итак, приступаем к решению задач,

которые очень часто вам придётся решать в жизни.

1. Врач - пациент

1) Курящие люди сокращают себе жизнь на 15 %. Определите какова продолжительность жизни курильщиков, если средняя продолжительность жизни в России 56 лет. (слайд 6)

2) В нашей школе провели исследование, представьте его результаты в виде процентов



2. Продавец - покупатель.

Ученики в парах вычисляют скидку на товары во время распродажи.

товар

цена

скидка

шуба

38 500 руб

14%

сапоги

7 800 руб

10%

шапка

2 200 руб

8%

костюм

3200 руб

11%

кроссовки

1850 руб

5%

(слайд 8)

3. Бухгалтер – сотрудник фирмы.

Оклад сотрудника – 13 500 рублей.

Доплата за совмещение обязанностей – 60 %

Доплата на транспортные расходы - 10%

Какова заработная плата сотрудника?

Прибавить к ней премию - 45% от начисленной суммы .

Вычеты -13% (налоги).

Какую зарплату получит сотрудник?

(слайд 10)

В парах выполняют решение предложенных задач.

По окончании работы над каждой задачей, оценивают результат своей деятельности на листах оценивания.

Ответ к задаче:

100% - 15% = 85 %

85 % от 56,

85 % = 0, 85, 0,85 * 56=47,6 ( лет)

Результаты исследования:

Опрошено 20 человек

Курят ли ваши родители? - 61,1 %

Курит ли брат или сестра? - 12,3 %

Пробовал ли сам курить? - 33,1 %

Куришь ли сейчас? - 2%

Тебе известно влияние курения на здоровье человека? - 100 %

(слайд 7)

Ответ к задаче:

товар

Скидка

(руб.)

Новая цена (руб)

шуба

5 390

33 110

сапоги

780

7 020

шапка

176

2 024

костюм

352

2 848

кроссовк

92,5

1 757,5

(слайд 9)

Ответ к задаче:

Заработная плата сотрудника

22 950 рублей,

Премия 10 327,5 рублей,

Всего начислено 33 277,5 рублей,

Налог 4 326,08 рублей,

Сумма, которую получит сотрудник 28 951,42 рубля.

(слайд 11)

Познавательные: формирование интереса к данной теме.


Личностные: формирование готовности к самообразованию.


Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.


Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

Предметный:

решать задачи на проценты каждого типа, смешанного типа и более сложные задачи, понимать отличительные признаки типов задач на проценты, уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие процента, выполнять алгоритмы решения задач на проценты трёх типов, применять знания в нестандартной ситуации, умение применять знания в новой ситуации;

метапредметные: умение воспроизводить смысл понятия проценты; умение обрабатывать информацию; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

личностные: умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог,

5. Физкультминутка

Задача этапа:

Смена деятельности.

Меняет деятельность, обеспечивает эмоциональную разгрузку учащихся.

Объявляет паузу

Сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

Физзорг класса проводит физкультминутку.

Учащиеся поднимаются с мест, выполняют упражнения.


Личностные
соблюдение
определенных правил
зворовьесбережени

Регулятивные
формирование волевой
саморегуляции

Метапредметный:
эффективные
упражнения, которые можно
использовать везде и
всюду;
Личностный: умение
контролировать свое
состояние и умение находить выход из
состояния усталости

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Задача этапа: Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.

Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.

- Проверим полученные результаты

- Давайте обсудим: какие задачи вызвали у вас затруднения и почему?




Сравнивают свои результаты и сверяют их с эталоном.

Анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.


Личностные: формирование позитивной самооценки

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

Предметный - развитие
математической речи


Метапредметный: контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности


Личностный:
готовность выразить
свое мнение,
аргументировать свою точку зрения; преодоление речевого барьера, ситуация успеха.

7. Информация о домашнем задании

Задача этапа: Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания

Дает комментарий к домашнему заданию

Решите задачу:

В семье Смирновых, состоящей из 3 человек - мамы, папы и сына, семейный бюджет на месяц тратится следующим образом:


Статья расхода

Процент от заработанной суммы

Оплата расходов на содержание квартиры


8 %

Плата за детский сад за 1 ребенка

6 %

Покупка продуктов

23 %

Непредвиденные расходы (покупка одежды, обуви, приобретение или ремонт электроприборов,если есть необходимость и т.д.)

23 %

В копилку

40 %


Задания:

1. Рассчитайте, какая сумма в рублях идет на каждую статью расхода, если мама зарабатывает 15 000 рублей, а папа 20 000 рублей в месяц.

2. Смогут ли Смирновы съездить через 5 месяцев по путевке на юг, потратив на это деньги из копилки, если зарплату папе и маме поднимут единовременно на 15%, а цены на продукты ежемесячно будут расти в среднем на 5 %? Цена путевки на трех человек, включая дорогу) - 60 000 рублей.


На оценку «3» - необходимо ответить на первый вопрос в задаче;

На оценку «4» -необходимо ответить и на первый и на второй вопрос в задаче.

На оценку «5» - творческое задание: придумайте задачу на проценты, которая может встретиться в жизни (слайд 12)


Получают карточки с домашним заданием, читают, задают вопросы.


Записывают в дневники задание.


Личностные:
формирование мотивации.


Регулятивные:
самостоятельность


Познавательные:
работа с информацией и
выполнение логических
операций, работа с
учебной моделью

Предметный -
понимания содержания и способов выполнения домашнего задания


Личностный: ситуация
успеха.

III. Заключительная часть урока.


8. Рефлексия (подведение итогов урока)

Задача этапа:

Дать количественную оценку работы учащихся

Подводит итоги работы групп и класса в целом.

- Итак, вы сегодня решали взрослые жизненные задачи.


Выскажите своё мнение о результатах вашей работы, выбрав фразы:


1) «Я молодец, активно работал, все понял, могу помочь товарищу»

2) «Я работал хорошо, старался, быстро находил свои ошибки, сам исправлял их»

3) «Мне было трудно работать, я еще не все понял, но у меня все получится»


4) «Мне было интересно потому, что…» (слайд 13)


Собираются листы успеха и выставляются оценки за работу на уроке с небольшими комментариями.






Анализируют свою деятельность и высказываются.













Учащиеся выставляют себе оценки и сдают листы успеха.

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке


Личностный:

Умение выслушать мнение учителя, умение
выразить свое мнение






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.