Статья «Задачи семейного воспитания в младенчестве и раннем детстве ребенка»

0
0
Материал опубликован 26 March 2019

 Задачи семейного воспитания в младенчестве и раннем детстве ребенка.

Как всякий организованный процесс, семейное воспитание предусматривает определенную целеустремленность, наличие конкретных задач. Главную цель воспитания детей в семье составляет всестороннее развитие личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Достижение этой цели включает осуществление таких задач, как физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание.

Первыми наставниками в жизни каждого ребёнка являются родители. Вот почему именно родители должны ясно сознавать и постоянно помнить, что роль отца и матери чрезвычайно важна для воспитания детей. Воспитание детей – не простая задача. Здесь нельзя действовать методами приказа, нажима, навязывания своего мнения. Поэтому проблема воспитания детей в семье одна из сложных и многогранных.

Младенческий возраст – это период от рождения до года. В младенческом возрасте прежде всего необходимо обеспечить ребенку полноценное вскармливание, достаточный гигиенический уход и общение со взрослым.

Особенно необходимо для младенца состояние эмоционального благополучия. Дефицит эмоциональных контактов со взрослым может привести к задержкам развития уже в первые месяцы жизни, потому что оно невозможно без непосредственного участия взрослого человека. Именно взрослый создает все условия для нормального психофизического развития. Эмоциональное, непосредственное общение — ведущий тип деятельности в этом возрасте. В этом возрасте так же формируются первые привязанности, возникают социальные ожидания, складываются ранние формы взаимодействия ребенка и взрослого.

Период раннего детства — чрезвычайно ответственный этап в жизни ребенка. Ведущей деятельностью этого периода является предметно-манипулятивная деятельность. Социальная ситуация развития выглядит в виде формулы:

РЕБЕНОК ---- ПРЕДМЕТ ---- ВЗРОСЛЫЙ

Взрослый остается проводником в освоении предметов и манипуляции с ними. Возникает совместная деятельность. Общение принимает форму организации предметной деятельности, т. е. происходит момент объяснения правильности потребления того или иного предмета (ложкой едят, лопатой копают).

Родители покупают малышу цветные, яркие игрушки из пластмассы. Они легкие, красивые, интересные. Их можно мыть и содержать в чистоте. Малыш выбирает игрушки, возит их, перекладывает, ставит друг за другом или строит из них башню. Так он упражняет руку и глаз, учится сосредоточивать внимание. Выполняя различные задания взрослого, он осваивает речь и упражняется в различении предметов. «Дай мне красное ведерко! А теперь желтую рыбку! Нет, желтую» (и синяя рыбка, которую ребенок дал по ошибке, помещается обратно на стол). «Сейчас я тебе дам мешочек, там разные вещи. Ну-ка, опусти руку в мешочек, не вынимай ее» (и рука ребенка удерживается в мешочке). «Ощупай, что ты там нашел? Скажи мне, что это?» — «Шарик». «Вот теперь посмотри, правильно ли ты узнал, что это шарик? А теперь найди в мешочке рукой бутылочку… Верно, молодец! Как ты узнал, что это бутылочка?».

В таких играх-занятиях родители знакомят ребенка с предметами, их отличительными признаками, учат действовать с ними и называть их словами. Хвалить ребенка нужно за каждую удачную самостоятельную попытку. Однако надо знать,что похвала должна быть дозирована. Иначе можно так захвалить ребенка, что из него получится совершенно избалованный, эгоистичный человек, который уверен в своей исключительности и не терпит никакой критики.

Для детей раннего возраста важно организовывать игры с предметными игрушками (качать, кормить, катать, укладывать спать и др.), Эти игровые действия вводят ребенка в мир взрослых и совершенствуют его физические возможности, расширяют его кругозор.

В семейном воспитании важное место занимает забота о здоровье ребенка, его физическая подготовка, закаливание, развитие силы, ловкости, быстроты, выносливости. Здоровый, физически развитый человек способен более успешно заниматься умственным и физическим трудом, у него обычно хорошее, бодрое настроение, и он, как правило, доброжелателен к окружающим, готов прийти на помощь, острее воспринимает красоту и сам стремится все делать красиво.

В интересах физического воспитания родители должны приучать детей с раннего детства регулярно:

делать утреннюю физзарядку,

должны объяснить ребенку важность личной гигиены: научить умываться самостоятельно, чистить зубы,

вовлекать их в различные подвижные игры. И во всем этом главное — пример родителей.

Забота родителей в первые годы жизни ребенка об удовлетворении его физических потребностей должно сочетаться с развитием его духовно-нравственного становления. Это рассказывание сказок,стихов, чтение книг, просмотр детских мультфильмов, кинофильмов, слушание музыки, рассматривание иллюстраций и картин.

Воспитание детей в семье необходимым компонентом включает умственное развитие. Первые обращения матери к еще бессловесному младенцу уже закладывают начала умственного воспитания. Дальнейшее обучение речи,так же: рассказывание сказок, чтение книжек, стимулирование и поощрение детской любознательности, ответы на вопросы ребенка, соответствующие разъяснения и т. д. — все это отвечает интересам развития мышления, памяти, внимания, воображения.

Родители должны много внимания уделять нравственному воспитанию детей, поскольку в повседневной жизни постоянно и неизбежно возникают разнообразные проблемы, связанные с поведением, взаимоотношениями между людьми. Малыш растет, и все больше внимание уделяет общению со сверстниками, однако умения вступать в социальные контакты появляется у него гораздо позже, где-то после 2 лет.

Чрезвычайно ответственное место в системе семейного воспитания принадлежит трудовому воспитанию детей. С раннего возраста ребятишки, как правило, в меру своих сил и возможностей стремятся участвовать в домашних делах, помогать взрослым, в своих играх имитируют различные виды труда. Важная задача родителей — не отбивать у детей охоту к трудовым занятиям, поощрять их в этом отношении, оказывать всяческое содействие. В этом возрасте важно начать приучать ребенка следить за собой, за порядком в комнате, научить складывать игрушки и вещи. Постепенно научите малыша убирать за собой чашки и тарелки, ставить обувь на место, застегивать и расстегивать пуговицы самостоятельно.

Среди конкретных направлений всестороннего развития личности ребенка в условиях семьи немаловажную роль играет эстетическое воспитание. У родителей как воспитателей ничего не получится, если они не будут знать особенностей своего ребенка. Ведь каждый человек, сколько бы ему ни было лет, — это конкретная своеобразная личность. Поэтому отцу и матери нельзя довольствоваться обыденным представлением о своем сыне или дочери. В целях воспитания требуется постоянное и глубокое изучение ребенка, специальное выявление его интересов, запросов, увлечений, склонностей и способностей, достоинств и недостатков, положительных качеств и отрицательных черт. Только тогда отец и мать получат возможность целенаправленно и обоснованно, следовательно, и плодотворно влиять на формирование личности растущего человека, акцентируя внимание на ее позитивных сторонах и развивая их, а с другой стороны, настойчиво преодолевая негативные черты.

В изучении ребенка родителям помогут непринужденные беседы по интересующим вопросам, наблюдения за его поведением как дома, так и на улице, в общественных местах.

Психологическое развитие мальчиков и девочек происходит по-разному, а различия начинают появляться уже в годовалом возрасте. Родители должны позаботиться о том, чтобы ребенок наблюдал правильную модель поведения взрослых, рос в полноценной семье, так как все малыши копируют поступки и слова старших ввиду отсутствия собственной модели поведения. У девочек в этом возрасте активно развивается социальное мышление, в то время как у мальчиков – абстрактное. Такого рода особенности следует учитывать в процессе воспитания.

С самых ранних лет родители должны занимать ребенка тем, что способствует развитию мелкой моторики рук: лепка, рисование, конструкторы, матрешки, кубики и пирамидки. Безусловно, малыш в одиночку не слепит идеальный шар из пластилина и не сложит дом из конструктора, поэтому он требует постоянного внимания, поддержки и объяснения со стороны мамы и папы или бабушки с дедушкой. Использование мелкой моторики рук способствует развитию интеллектуальных способностей ребенка.

Чтобы ребенок быстрее учился самостоятельности и верил в свои силы, мама не должна делать вместо него то, что он в состоянии сделать сам, даже если родители очень спешат.

Почти в 3 года ребенок начинает осознавать, что он – отдельный человек, личность. Именно поэтому появляются сложности в характере и поведении. Наберитесь терпения, но и не идите на поводу у своего ребенка. Помните, в любой ситуации нужно оставаться последовательным и логичным родителем, который придерживается одной и четкой линии в воспитании.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.