Задания для олимпиады школьников по истории 9 класс
Задания для олимпиады школьников по истории 9 класс
Максимальное количество баллов-100 б.
Олимпиадная работа по истории состоит из заданий, при выполнении которых нужно назвать конкретное событие, дату, определить памятник истории и культуры, дать определение понятиям, извлечь нужную информацию из иллюстрации (картины) и исторического документа и т.д. Написание эссе по одной из предложенных тем дает возможность продемонстрировать все свои знания по тому периоду русской истории, который знаешь лучше всего.
1.Произведение древнерусской литературы, посвященное Куликовской битве -это:
А) «Слово о погибели Русской земли»
Б) «Сказание о князьях Владимирских»
В) «Повесть временных лет»
Г) «Задонщина»
За правильный ответ-1 б.
2. Письменными источниками и археологическими исследованиями подтверждается существование на Руси в IX-начале X в.в. городов:
А) Рязань
Б) Ладога
В) Суздаль
Г) Киев
Д) Изборск
Е) Владимир- Волынский
Ж) Нижний Новгород
За правильный ответ-3 б.
3. Определите по какому принципу образованы следующие ряды (дайте краткий ответ)- 8 б. (по 2 б. за каждый ряд)
А) ограничение процентов, взимаемых с должников; запрет обращать должников в холопов; определение источников холопства
Б) 1906, 1907, 1912, 1993, 1995, 1999, 2003 г.г.;
В) русские писатели и поэты: И.Бунин, Б. Пастернак, М.Шолохов, А. Солженицын, И. Бродский;
Г) палеография, нумизматика, сфрагистика, геральдика
4. Укажите, какое слово в каждом из приведенных логических рядов является лишним. Кратко поясните свой выбор- 6 б. (по 2 б. за каждый правильный ответ)
А) Малоярославец, р.Кагул, Смоленск, р.Березина;
Б) социализация земли; установление демократической республики, сохранение единой и неделимой России; свобода собраний и демонстраций;
В) С.А. Муромцев, Ф.А. Головин, Н.А. Хомяков, П.Н. Милюков, М.В. Родзянко.
5. Расположите события в хронологической последовательности (ответ оформите в табличке- 5 б. по 1 б. за каждый правильный ответ)
А) итальянский поход А.В. Суворова;
Б) восстание под предводительством Е.И. Пугачева;
В) начало Великой Французской революции;
Г) наказ Екатерины Великой Уложенной комиссии;
Д) основание Московского университета
1-… | 2-… | 3-… | 4-… | 5-… |
6. Установите соответствие- 8 б. (по 2 б. за каждый правильный ответ)
Российские монархи Предпринятые меры
А) Павел I 1. ликвидация Канцелярии тайных дел
Б) Петр III 2. отмена крепостного права в Прибалтике
В) Александр I 3. установление порядка престолонаследия
Г) Екатерина II 4. отмена внутренних таможенных пошлин
5. издание манифеста о свободе предпринимательства
А | Б | В | Г |
| | | |
7. Прочитайте документ и ответьте на вопросы -8 б (по 2 балла за каждый правильный ответ)
Из воспоминаний И. П. Белоконского.
«Сначала откликнулись на призыв столицы крупные культурные центры, а затем волны понеслись далее и достигли самых отдаленных медвежьих углов. Первый грандиозный «банкет» — невиданное для России явление с самого начала ее существования — состоялся 20 ноября в С.-Петербурге, в зале Павловой, под председательством известного писателя В. Г. Короленко. Предлогом для этого банкета, как и для других, явилось 40-летие судебных уставов, а участниками были до 650 литераторов, ученых, врачей и других представителей либеральных профессий. После блестящих речей, в которых охарактеризовано было печальное положение суда, «как продукт общих наших политических условий», и выяснена была невозможность улучшения судебного строя вне общей коренной государственной реформы, единогласно была принята и всеми подписана «резолюция Союза». Затем почти такого же рода «резолюции» по поводу 40-летия судебных уставов были приняты во многих городах, как-то: в Москве. Киеве, Одессе, Саратове, Харькове. Курске, Ростове-на-Дону, Владимире, Воронеже, Ярославле, Тамбове, Смоленске, Н. Новгороде и других».
а) Какое название в истории России получили события, о которых говорится в данном отрывке?
б) В каком году они произошли?
в) Назовите общественное движение, к которому принадлежат участники «банкетов»?
г) Используя знания по истории, назовите общественно-политические цели, которые выдвигали его представители?
8. Определите, какие из этих архитектурных памятников расположены в Московском Кремле и укажите название - 12 б. по 4 б за каждый правильный ответ
1. | 2. | 3. |
4. | 5. |
9. Задание по картине - 12 б. по 3 б. за каждый правильный ответ
а) Как называется картина и кто автор?
б) Какое историческое событие изображено на картине?
в) Назовите исторических персонажей?
г) Каковы результаты события, изображенного на картине?
10. Заполните пробелы в тексте. Ответ оформите в виде перечня элементов под соответствующими номерами (1 балл за каждый правильно заполненный пропуск, максимальный балл – 11).
« Используя перевес сил и фактор внезапности, в ночь на 27 января (1) г. без объявления войны японский флот обстрелял русскую эскадру, находившуюся в _______(2)___________. Было повреждено 3 русских корабля. Утром 27 января в корейском порту Чемульпо японская эскадра атаковала два русских корабля: крейсер _____(3)________ и канонерскую лодку _____(4)_______. В неравном 45-минутном бою русские моряки проявили чудеса храбрости: на обоих судах орудий было вчетверо меньше, чем на японских. Однако кораблям противника были нанесены серьезные повреждения, а один японский крейсер потоплен. Сильный пожар, пробоины, повреждение рулевого устройства не позволяли прорваться к главным силам и оба корабля были уничтожены. Тем не менее, командующий Тихоокеанским флотом вице-адмирал _______(5)________ готовился к активным операциям на море и защите главной российской военно-морской базы в регионе. 31 марта он вывел свою эскадру на внешний рейд, чтобы вступить в бой с противником и заманить его корабли под огонь береговых батарей. Однако в самом начале боя его флагманский корабль _______(6)_____ подорвался на мине и в течение 2 минут затонул. Погибла большая часть команды, весь штаб, а также находившийся на борту художник-баталист __________(7)_______. После этого русский флот перешел к обороне. В ____(8)_____ г. Россия потерпела самое крупное поражение на море в этой войне в _____(9)________проливе. Тогда была разбита 2-я Тихоокеанская эскадра под командованием вице- адмирала ________(10)_________, присланная из___(11)__».
11. Развернутый ответ по теме (максимальный балл-26 б)
1. Влияние Золотой Орды на развитие Древней Руси в XIII-XV вв.
2. Петровские реформы и их оценка историками и современниками.
3. Война 1812 г. и ее влияние на развитие России в первой половине XIX в.
4. «Оттепель» и ее влияние на развитие культуры.
Критерии оценивания работ участников школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории 10 класс
№ задания | Правильный ответ | Критерии оценивания | Максимальное количество баллов |
1. | г | 1 балл за правильный ответ | 1б. |
2. | бгд | 1 балл за правильный ответ | 3б. |
3. | А) нормы, установленные в «Уставе Владимира Всеволодича» Б) годы созыва Государственных дум В) лауреаты Нобелевской премии Г) вспомогательные исторические дисциплины | 8 б. | |
4. | А) р.Кагул (это сражение не связано с Отечественной войной 1812 г.) Б) сохранение единой и неделимой России (не относится к политическим требованиям программы партии эсеров) В) П.Н.Милюков (никогда не был председателем Государственной думы) | до 2 баллов за каждый правильный ответ (1 б. за лишнее слово и 1б. за объяснение | 6 б. |
5. | дгбва | 1 балл за правильный ответ | 5 б. |
6. | 3125 | 2 балла за каждый правильный ответ | 8 б. |
7. | А) «Банкетная кампания». Б)1904 г. В) Либеральное движение. Г) Названы следующие политические цели российских либералов: - ограничение самодержавия, введение конституции; - учреждение выборного представительного органа от народа; - введение либерально-демократических свобод (свободы слова, общественных организаций, собраний, совести и т. д.) | 2 балла за каждый правильный ответ | 8 б. |
8. | 135 Успенский собор Благовещенский собор Архангельский собор | 4 балла за каждый правильный ответ (2б за ответ+ 2 б за название) | 12 б. |
9. | А) «Утро стрелецкой казни» В.И.Суриков Б) Подавление стрелецкого бунта 1698 г. и казнь стрельцов. В) Стрельцы, бояре, царь Петр Первый, А.Д.Меншиков и др. Г) военная реформа 1699 г. закрепила замену стрелецких войск подконтрольной правительству регулярной армией. | до 3 баллов за каждый правильный ответ | 12 б. |
10. | 1. 1904 г. 2. Порт-Артур 3. «Варяг» 4. «Кореец» 5. С.О.Макаров 6. «Петропавловск» 7. В.В.Верещагин 8. 1905 г. 9. Цусимский 10. З.П.Рожественский 11. Балтика | 1 балл за каждый правильный ответ | 11 б. |
11. | | 1. Связность и логичность повествования- до 4 б 2.Грамотность использования исторических фактов и терминов- до 11 б. 3. Четкость и доказательность основных положений работы- до 11 б. При оценивании по этому критерию следует поощрять знание участником различных точек зрения историков по данному вопросу. | 26 б. |