Задания для работы с картами и контурными картами на уроках истории в 5-6 классах

1
1
Материал опубликован 12 July 2019

Задания для работы с картами и контурными картами на уроках истории в 5 - 6 классах.

 

Не смотря на изменения в системе обучения, работа с исторической картой по-прежнему является одним из важнейших элементов учебной деятельности на уроке и дома. С помощью карты на уроках истории изучается историческое пространство, изменение территорий и границ государств, продвижение человечества по планете. Современная политическая ситуация так же требует «географического» взгляда на историю.

На уроках учителя истории используют как просто карты, так и контурные. От последних можно отказаться, это уже выбор учителя. Но от исторических карт (настенные, в учебниках, атласах, на электронных носителях) отказаться невозможно, хотя бы по той причине, что современные дети больше привыкли воспринимать визуально. При этом в работе с картой очень важен этап 5- 6 классов, так как карта – это не просто картинка, а источник информации. Если ребенок не научится этот источник понимать, то вся работа с картой будет ненужной.

Историческая карта – это наглядно-условно графическое пособие, служащее для локализации исторических событий в пространстве, созданию представлений о географической среде, в которой они развивались. Сразу определимся с фактором, усложняющим дело учителя: исторические карты носят, в основном, локальный характер. Поэтому необходимо в кабинете иметь большую настенную карту (или, если нет возможности, карту в учебнике), чтобы локальную карту соотносить с мировой.

Контурная карта - тип условно графической наглядности, предназначенный для самостоятельной работы учащихся по предлагаемым заданиям. Что в работе с контурной картой является проблемой? Для некоторых детей это просто набор линий, абсолютно непонятных. Поэтому, на мой взгляд, не надо начинать торопиться работать с контурной картой, иначе она станет просто раскраской для детей.

Исторические карты являются настолько привычной частью урока, что стали незаметным, малоиспользуемым элементом учебной деятельности. В лучшем случае, карта используется для показа некоторых событий и объектов учителем и учащимися. Это немаловажный элемент работы с картой, но не единственный. Чтобы работа с картой превратилась реально в деятельность, необходимо использовать разные задания.

Первое знакомство с картой у детей происходит на уроках в начальной школе, поэтому 5- й класс начинаем с небольшого повторения, связанного со сторонами света. Дети не всегда знают, где располагается север или восток, а такое явление как северо-восток вызывает у них полное недоумение.

Для проверки знаний детей о данном вопросе можно использовать розу ветров. Роза ветров в картографии и геральдике — картографическое обозначение основных географических азимутов сторон горизонта в виде звезды.

Она часть используется в учебниках как украшение, но ее можно сделать и практически используемым элементов. Кроме того, название «роза ветров» привлекательно для детей и легко запоминается.

После того, как с детьми повторили (а, иногда, и выучили) направления сторон света, то можно сделать небольшую проверочную с использованием изображения розы ветров.

 

 

Варианты заданий:

А) подписать стороны света;

Б) обнаружить и исправить ошибочные названия;

В) указать в каком направлении располагается выдуманное государство

 

Следующим этапом работы с картой будет выработка умения «читать карту». В данном случае подходит задание под названием «Да» или «Нет». Учащимся дается несколько суждений, которые они должны подтвердить или опровергнуть. Суждения должны быть связаны с содержанием карты. Например, карта «Древний Египет»

Фарафра – это оазис

Мемфис – это название озера

Вдоль Нила шел канал Иосифа

Недалеко от Гизы располагаются пирамиды

Одним из направлений военных походов фараонов был Нижний Египет

Город Сиена располагается рядом с первым порогом Нила.

 

В первый раз данная работа должна проводится фронтальным образом с подробным разбором каждой ошибки или непонятного элемента. Можно данную работу проводить с помощью кратких вопросов:

Как назывался район пирамид?

Как назывался канал, проложенный вдоль Нила?

Какое полезное ископаемое было на территории Синайского полуострова?

В какие страны ходил походом фараон?

Какие народы нападали на Египет?

Назовите столицы Древнего Египта?

Выпишите название пустыни, которая перекрывала египтянам выход в Красное море?


 

Ответы на вопросы и определение правильности суждений помогает учащимся ознакомиться с содержанием карты, научит использовать условные обозначения.

При работе с контурной картой по данной теме можно использовать, кроме обычных, и следующие задания:

А) Торговый караван вышел из Большого оазиса в город Сиут, а потом должен был дойти до города Гераклеополь. Проложите маршрут торгового каравана.

Б) Археологи обнаружили на Синайском полуострове большое количество золотых изделий, хотя золота в этом районе нет. Откуда могли привезти эти золотые изделия? Проложите маршрут доставки.

Условие для выполнения задание: обозначить четко начало и конец маршрута.

 

Одно из направлений деятельности с картой – это определение географических объектов. Это может быть в таком варианте:

выпишите название морей:

1.

2.

3.

 

выпишите название гор:

1.

2.

3.

выпишите название рек:

выпишите название государств:

выпишите названия городов:

выпишите название народов:

Для этого можно использовать такие карты, как «Древняя Месопотамия», «Завоевания персов», то есть те, на которых множество объектов.

Ниже предлагаются варианты заданий по теме «Возвышение Македонии»

Для работы с контурными картами:

 

Вариант 1

Отметить территорию Македонии к началу правления Филиппа 2

Отметить столицу Македонии

Отметить и подписать любое государство, зависимое от Македонии

Отметить цифрой «4» город, где происходил съезд греческих полисов.

 

Вариант 2

Отметить территорию Македонии к 336 году

Отметить столицу Македонии

Отметить любую территорию, которая сохранила свою независимость от Македонии

Отметить город, около которого происходила битва греков и македонцев

 

«Держава Александра Македонского»

Вариант 1

Отметить границы державы Александра Македонского

Отметить сражение, которое произошло в 334 г (подписать)

Отметить самое большое государство, образ-ся после распада империи Александра Македонского.

Покажите путь Александра из Александрии Египетской до Александрии Арианы

 

Вариант 2

Отметить границы державы Александра Македонского

Отметить сражение, которое произошло в 331 г (подписать)

Отметить государство, образ-ся после распада империи Александра Македонского, связанное с историей пирамид.

Покажите путь Александра из Александрии Арианы до Александрии Опианы

 

Для работы с картой:

«Да» или «Нет»

Македония находится к северу от Греции

Филиппополь – столица Македонии

Полуостров Херсонес находится рядом с Персидским государством

Битва при Херонее походила на территории Греции

Область Фессалия была завоевана Филиппом 2 в 352 году

Область Иллирия была зависима от Македонии

Определить статус данного государства по отношению к Македонии

Спарта

 

Фракия

 

Пеония

 

Остров Кифера

 

 

Эта работа носит письменный характер, поэтому можно добавить еще один аспект, связанный с выводом по теме « Как изменилась территория Македонии к концу правления Филиппа II

В 6 – м классе работа с картами продолжается в том же ключе. На мой взгляд, контурные карты использовать при изучении истории средних веков проблематично из – за нехватки времени. Но обычная карта, наоборот, может использоваться весьма активно.

Например, карта «Европа в начале VI века»

Задание с элементами повторения и изучения нового.

 

Заполните таблицу, используя карту

 

Географическое название

Название в древний период истории

Племя варваров, захватившее данную территорию

Апеннинский полуостров

 

Остроготы

 

Эллада

Славяне

Пиренейский полуостров

 

 

 

Карфаген

 

 

Альбион

Бритты и саксы

 

Галлия

 

 

 

Возможен следующий вариант

 

Географическое название

Название в древний период истории

Племя варваров, захватившее данную территорию

Апеннинский полуостров

 

 

Балканский полуостров

 

 

Пиренейский полуостров

 

 

Северная Африка

 

 

Британские острова

 

 

Часть Европы, включавшая территории между Альпами, Средиземным морем, Пиренеями

 

 

 

 

Карта «Франкское королевство»

Задания:

Восстановить правильную хронологическую последовательность, вхождения городов во Франкское государство (один город лишний, он не был завоеван франками):

 

А) Женева Пуатье Неаполь Милан

Б) Марсель Павия Бордо Прага

 

II .Открытые вопросы:

А) В каком городе находилась резиденция Карла Великого?

Б) Фульда - монастырь или город?

В) Какой народ проживал на территории Апеннинского полуострова?

Г) Какая река была на территории саксов?

Д) Какие горы перешли войска Карла Великого, чтобы воевать с Кордовским эмиратом?

Е) Как называлась территория на которой находился город Рим?

Д) По берегам какой рект расселялись франки?

Е) Какие города можно было посетить, перемещаясь из Суассона в Тулузу?

III. Считается, что распад империи Карла Великого дал начало трем современным европейским государствам. Так ли это или нет? При ответе необходимо использовать современную политическую карту.

 

Карта «Развитие ремесла и торговли в Европе»

Города и страны (Подчеркнуть города, связанные с государствами):

Королевство Кастилия - Неаполь Толедо Краков

 

Королевство Неаполитанское- Марсель Кельн Таранто

 

Королевство Франция - Париж Берн Цюрих

 

Священная Римская империя - Ахен Лиссабон Сиракузы

II.Ответить “да” или “”нет”

Барселона - крупный центр судостроения

Из Туниса в Триполи можно было добраться как по суше, так и по морю

Константинополь не был связан торговыми отношениями с Европой

Лондон не входил в Ганзу

Толедо - город. который был центром ремесленного производства и местом, где проходила крупнейшая ярмарка

Неаполь и Париж находились на одном морском маршруте

Королевство Англия было крупным поставщиком зерна в страны материковой Европы

Город Любек входил в Ганзу

 

В этой теме можно использовать и контурную карту со следующими заданиями:

Подписать ремесленные центры, которые находятся на Пиренейском полуострове

Подписать центры судостроения на Апеннинском полуострове

Подписать столицы крупных государств, который и на данный момент являются столичными городами.

Проложить маршрут купца, который едет с товарами из города Базель в город Венецию.

Проложить маршрут ганзейского купца таким образом, чтобы он проходил только через города Ганзы.

 

 

Карта «Крестовые походы»

Для работы с контурной картой «маршрутные задания»:

 

Какие города необходимо было проехать рыцарю для участия в крестовом походе, если выезжал он из Тулузы, а ехал в Венецию? (проложите маршрут по карте)

 

Корабль с крестоносцами вышел из Марселя в Акру. По пути корабль зашел в два порта для пополнения запасов воды. покажите на карте маршрут корабля

 

Рыцари - крестоносцы из Священной римской империи добирались до Константинополя сухопутным маршрутом. Проложите этот маршрут, показав города, как основные места базирования .

Для работы с картой

Да” или “нет”:

 

Первый крестовый поход был провозглашен в Риме

Английские рыцари добирались до мест сражений по морю

Город Акра находился на острове Сицилия

Крестовый поход против славян начинался на территории Германии

Антиохия - город, который принадлежал крестоносцам после Первого крестового похода

Белград в период крестовых походов был частью Византийской империи

Крестоносцы никогда не использовали Родос как перевалочную базу для своих войск

Четвертый крестовый поход затронул территорию Болгарского царства

Восстания против крестоносцев поднимали народы Малой Азии

Рядом с городом Никеей произошла основная битва рыцарей - крестоносцев

 

Конечно, это лишь часть заданий, которые можно использовать при работе с картой. Как показывает опыт, большая часть успешно детей справляется с данными видами работ.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень хорошая и нужная работа!

12 July 2019

Похожие публикации