Технологическая карта урока географии в 6 классе «Работа с климатическими картами»
Технологическая карта урока
Предмет: География
Раздел: Атмосфера
Учитель: Молявко Н.С.
Тема: Работа с климатическими картами (урок-практикум)
Класс: 6б
Вид урока: Урок-практикум
Цель урока: создать условия для формирования умений работа с климатическими картами.
Образовательные задачи:
· дать представление о различных видах климатических карт и способами работы с ними;
· научить работать с различными типами климатических карт;
Развивающие задачи:
· продолжить развитие умения работать с текстом учебника; способствовать развитию навыка наблюдения объектов природы при работе с климатическими картами.
· развивать умения наблюдать, классифицировать, обобщать;
· развивать логическое мышление, внимание, речь учащихся;
· воспитывать активность личности, умение отстаивать свою позицию, проявлять инициативу.
Воспитательные задачи:
· способствовать пробуждению познавательного интереса к изучению природы мира;
· развивать умение взаимодействовать в малых группах (коммуникативная деятельность).
Программное обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
Дидактический материал: инструктивные карты, учебники, атласы
Наглядные пособия: атласы, карта настенная
Формы организации учебной деятельности: групповая работа, беседа:
Урок: Работа с климатическими картами. (1 час)
Этапы урока
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Результаты |
Цели |
Оборудование |
1. Организационный момент |
Приветствие учащихся |
Приветствие учителя |
|
|
Слайд 1 |
2. Актуализация знаний. |
Давайте вспомним что мы с вами изучали на прошлом уроке? Посмотрите на экран. Что такое погода? Что такое климат? Какие климатические пояса выделяют на планете? А зачем нам с вами знать особенности климатических поясов? А какие характеристики климатических поясов необходимо знать? Давайте отгадаем загадки Это важный показатель, Градусник - ее приятель. Если жарко - высока, А в мороз она низка.
Меряет его прибор, Родственник термометра. Людям служит с давних пор Стрелочка барометра. Если низкое оно, То стучится дождь в окно. Если вверх оно идет, То дождя никто не ждет
Он вчера совсем не дул, Флигель даже отдохнул. А теперь он просто шквал! Как бы флигель не сломал!
Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут. Правильно. А что приносят с собой часто облака? Какие приборы используются для определения показателей климата? Выполните задание: Установите соответствие прибор - показатель |
Смотрят презентацию, отвечают на вопросы
Температура
Атмосферное давление
Ветер
Облака
Атмосферные осадки.
Работа у доски Анероид – атмосферное давление Термометр – температура Осадкомер – количество осадков Флюгер – направление ветра |
Включаются в проблему, связанную с темой урока; формулируют тему и цель урока.
|
Эмоциональное воздействие на учащихся, вызвать интерес, активность, опыт, привлечь внимание детей наглядностью |
Слайд 2 Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9 |
3 Создание проблемной ситуации, постановка проблемы. Целеполагание. Планирование. |
А для чего нам с вами знать особенности погоды и климата?
А как называется наука о предсказании погоды? А как называется профессия людей, которые занимаются предсказаниями погоды? Сегодня мы с вами будем работать на уроке в роли метеорологов. А что надо знать и уметь метеорологам, для предсказания погоды и климата?
А где мы с вами возьмем данные для предсказания особенностей климата территории? |
Дети высказывают разные мнения (возникает проблемная ситуация). Метеорология
Метеорологи
Погодные (климатические показатели) Из карты в учебнике и атласе. |
|
|
|
3. Практическая деятельность детей (работа в группах) |
Вы поделены на группы. Каждая группа работать будет со своей территорий для определения особенностей климата. 1 группа Рио-де-Жанейро 2 группа Новосибирск 3 группа Каир 4 группа Санкт Петербург 5 группа Сидней У каждой группы и у каждого члена группы имеются свои инструктивные карты, которые заполняются во время работы. В данных картах прописан алгоритм работы с климатическими картами и некоторые вопросы на которые вы должны ответить. На работу вам отводится 10 минут. |
Работают с разными источниками географической информации (учебником и атласом); выделяют главное, анализировать собранную информацию, оформляют результаты работы в таблице;
|
Заполняют инструктивную карту |
Продолжить формировать умения работать с разными источниками географической информации; умений выделять главное, анализировать собранную информацию, оформлять результаты работы в виде таблицы; |
Слайд 10 - 11 |
4. Физминутка |
|
|
|
|
Слайд 12 |
5. Результаты самостоятельной работы групп. |
Слушает ответы учащихся, оценивает.
А теперь давайте разберем вопросы, которые у вас еще имеются в картах.
|
Выступают с отчётом о проделанной работе
Отвечают на вопросы |
Развитие умения выступать перед аудиторией, грамотно и доказательно излагать свои мысли, умение видеть значимость своей работы в ходе передачи приобретённых знаний.
|
формирование умения кратко излагать свои мысли устно, способствовать пробуждению познавательного интереса к изучению географии
|
|
6. Проверка приобретённых знаний |
Сегодня мы с вами тренировались работать с климатическими картами. 1. Какие разновидности климатических карт бывают? Какой существует алгоритм работы с климатическими картами? 2. Найдите соответствия: Климатический пояс – воздушная масса: Арктический , экваториальная воздушная масса, тропический пояс, арктическая воздушная масса, экваториальный климат, тропическая воздушная масса 3. Найти соответствие: Умеренный климат Умеренная воздушная масса Сезонность Чередование двух воздушных масс в течение года Большое количество осадков Экваториальная воздушная масса Постоянные средние температуры в течение года температуры
|
Отвечают на вопросы
Арктический – арктическая ВМ Экваториальный – экваториальная ВМ Тропический – тропическая ВМ
Умеренный климат – сезонность, умеренная воздушная масса Экваториальный климат Большое количество осадков Экваториальная воздушная масса Постоянные средние температуры в течение года температуры |
|
|
Слайд 13
Слайд 14 - 15 |
7. Рефлексия |
Давайте ответим на вопросы: На уроке я узнал… Мне было трудно… Мне понравилось… У вас на партах карточки со смайликами Выберите тот, что соответствует вашему настроению |
Отвечают на вопросы по желанию…
Обсуждения в группах, делают свои выводы |
Высказывают своё мнение, выражают свои мысли и чувства |
Вызвать желание учащихся размышлять высказывать своё мнение |
Слайд 16
Слайд 17 |
8. Домашнее задание |
|
Делают записи в дневниках |
|
|
Слайд 18 |
Инструктивная карта
Группа 1
Дайте характеристику климатических показателей города Рио-де-Жанейро
Алгоритм работы с климатическими картами
1. Познакомьтесь с легендой климатической карты.
2. Найдите заданный город.
3. По картам определите и занесите данные в таблицу № 1:
· Температуру января (по ближайшей изотерме),
· Температуру июля (по ближайшей изотерме),
· Вычислите амплитуду температур (амплитуда температур – это разница между самой высокой и самой низкой температурами),
· Среднегодовое количество осадков,
· Преобладающие постоянные ветра,
· Климатический пояс,
· Воздушные массы.
Таблица № 1
Показатели климата |
Рио-де-Жанейро |
Средняя температура января, ºC |
|
Средняя температура июля, ºC |
|
Годовая амплитуда температур, ºC |
|
Среднегодовое количество осадков |
|
Преобладающий ветер |
|
Климатический пояс |
|
Воздушные массы |
|
4. Определите, где на земном шаре находятся районы, в которых температура никогда не поднимается выше нулевой отметки. Объясните почему._________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Определите, в каких широтах Земли расположены самые засушливые и самые влажные районы. _______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Инструктивная карта
Группа 2
Дайте характеристику климатических показателей города Новосибирск
Алгоритм работы с климатическими картами
1. Познакомьтесь с легендой климатической карты.
2. Найдите заданный город.
3. По картам определите и занесите данные в таблицу № 1:
· Температуру января (по ближайшей изотерме),
· Температуру июля (по ближайшей изотерме),
· Вычислите амплитуду температур (амплитуда температур – это разница между самой высокой и самой низкой температурами),
· Среднегодовое количество осадков,
· Преобладающие постоянные ветра,
· Климатический пояс,
· Воздушные массы.
Таблица № 1
Показатели климата |
Новосибирск |
Средняя температура января, ºC |
|
Средняя температура июля, ºC |
|
Годовая амплитуда температур, ºC |
|
Среднегодовое количество осадков |
|
Преобладающий ветер |
|
Климатический пояс |
|
Воздушные массы |
|
4. Определите, где на земном шаре находятся районы, в которых температура никогда не поднимается выше нулевой отметки. Объясните почему._________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Определите, в каких широтах Земли расположены самые засушливые и самые влажные районы. _______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Инструктивная карта
Группа 3
Дайте характеристику климатических показателей города Каир
Алгоритм работы с климатическими картами
1. Познакомьтесь с легендой климатической карты.
2. Найдите заданный город.
3. По картам определите и занесите данные в таблицу № 1:
· Температуру января (по ближайшей изотерме),
· Температуру июля (по ближайшей изотерме),
· Вычислите амплитуду температур (амплитуда температур – это разница между самой высокой и самой низкой температурами),
· Среднегодовое количество осадков,
· Преобладающие постоянные ветра,
· Климатический пояс,
· Воздушные массы.
Таблица № 1
Показатели климата |
Каир |
Средняя температура января, ºC |
|
Средняя температура июля, ºC |
|
Годовая амплитуда температур, ºC |
|
Среднегодовое количество осадков |
|
Преобладающий ветер |
|
Климатический пояс |
|
Воздушные массы |
|
4. Определите, где на земном шаре находятся районы, в которых температура никогда не поднимается выше нулевой отметки. Объясните почему.______________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Определите, в каких широтах Земли расположены самые засушливые и самые влажные районы.______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Инструктивная карта
Группа 4
Дайте характеристику климатических показателей города Санкт Петербург
Алгоритм работы с климатическими картами
1. Познакомьтесь с легендой климатической карты.
2. Найдите заданный город.
3. По картам определите и занесите данные в таблицу № 1:
· Температуру января (по ближайшей изотерме),
· Температуру июля (по ближайшей изотерме),
· Вычислите амплитуду температур (амплитуда температур – это разница между самой высокой и самой низкой температурами),
· Среднегодовое количество осадков,
· Преобладающие постоянные ветра,
· Климатический пояс,
· Воздушные массы.
Таблица № 1
Показатели климата |
Санкт-Петербург |
Средняя температура января, ºC |
|
Средняя температура июля, ºC |
|
Годовая амплитуда температур, ºC |
|
Среднегодовое количество осадков |
|
Преобладающий ветер |
|
Климатический пояс |
|
Воздушные массы |
|
4. Определите, где на земном шаре находятся районы, в которых температура никогда не поднимается выше нулевой отметки. Объясните почему.______________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Определите, в каких широтах Земли расположены самые засушливые и самые влажные районы.__________________________________________ ___________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Инструктивная карта
Группа 5
Дайте характеристику климатических показателей города Сидней
Алгоритм работы с климатическими картами
1. Познакомьтесь с легендой климатической карты.
2. Найдите заданный город.
3. По картам определите и занесите данные в таблицу № 1:
· Температуру января (по ближайшей изотерме),
· Температуру июля (по ближайшей изотерме),
· Вычислите амплитуду температур (амплитуда температур – это разница между самой высокой и самой низкой температурами),
· Среднегодовое количество осадков,
· Преобладающие постоянные ветра,
· Климатический пояс,
· Воздушные массы.
Таблица № 1
Показатели климата |
Сидней |
Средняя температура января, ºC |
|
Средняя температура июля, ºC |
|
Годовая амплитуда температур, ºC |
|
Среднегодовое количество осадков |
|
Преобладающий ветер |
|
Климатический пояс |
|
Воздушные массы |
|
4. Определите, где на земном шаре находятся районы, в которых температура никогда не поднимается выше нулевой отметки. Объясните почему.______________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Определите, в каких широтах Земли расположены самые засушливые и самые влажные районы.______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Хлюпина Татьяна Леонидовна
ЛюдмилаХМАО