Технологическая карта урока географии в 6 классе «Работа с климатическими картами»

3
0
Материал опубликован 16 December 2015

Технологическая карта урока

Предмет: География            

Раздел: Атмосфера

Учитель: Молявко Н.С.

Тема: Работа с климатическими картами  (урок-практикум)

Класс:

Вид урока: Урок-практикум

Цель урока: создать условия для формирования умений работа с климатическими картами.

Образовательные задачи:

·       дать представление о различных видах климатических карт и способами работы с ними;

·       научить работать с различными типами климатических карт;

Развивающие задачи:

·       продолжить развитие умения работать с текстом учебника; способствовать развитию навыка наблюдения объектов природы при работе с климатическими картами.

·       развивать умения наблюдать, классифицировать, обобщать;

·       развивать логическое мышление, внимание, речь учащихся;

·       воспитывать активность личности, умение отстаивать свою позицию, проявлять инициативу.

Воспитательные задачи:

·       способствовать пробуждению познавательного интереса к изучению природы мира;

·       развивать умение взаимодействовать в малых группах (коммуникативная деятельность).

Программное обеспечение: компьютер,  мультимедийный проектор, презентация.

Дидактический материал: инструктивные карты, учебники, атласы

Наглядные пособия: атласы, карта настенная

Формы организации учебной деятельности: групповая работа, беседа:

Урок: Работа с климатическими картами. (1 час)

 

Этапы урока

 

 

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

 

Результаты

 

Цели

 

Оборудование

1. Организационный момент

Приветствие учащихся

Приветствие учителя

 

 

Слайд 1

2. Актуализация знаний.

Давайте вспомним что мы с вами изучали на прошлом уроке? Посмотрите на экран.

Что такое погода?

Что такое климат? Какие климатические пояса выделяют на планете?

А зачем нам с вами знать особенности климатических поясов?

А какие характеристики климатических поясов необходимо знать?

Давайте отгадаем загадки

Это важный показатель,

Градусник - ее приятель.

Если жарко - высока,

А в мороз она низка.

 

Меряет его прибор,

Родственник термометра.

Людям служит с давних пор

Стрелочка барометра.

Если низкое оно,

То стучится дождь в окно.

Если вверх оно идет,

       То дождя никто не ждет

 

Он вчера совсем не дул,

Флигель даже отдохнул.

А теперь он просто шквал!

       Как бы флигель не сломал!

 

 

Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут.

Правильно. А что приносят с собой часто облака? 

Какие приборы используются для определения показателей климата?

Выполните задание: Установите соответствие прибор - показатель

Смотрят презентацию, отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Температура

 

 

 

Атмосферное давление

 

 

 

 

 

 

 

 

Ветер

 

 

 

Облака

 

Атмосферные осадки.

 

Работа у доски

Анероид – атмосферное давление

Термометр – температура

Осадкомер – количество осадков

Флюгер – направление ветра

Включаются в проблему, связанную с темой урока; формулируют тему и цель урока.

 

 

 

Эмоциональное воздействие на учащихся, вызвать интерес, активность, опыт, привлечь внимание детей наглядностью

 

 

 

Слайд 2

Слайд 3

 

 

 

 

 

Слайд 4

 

 

 

Слайд 5

 

 

 

 

 

 

Слайд 6

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 7

 

 

 

 

Слайд 8

 

 

 

 

 

 

Слайд 9

3 Создание проблемной ситуации,

постановка проблемы.

Целеполагание.

Планирование.

А для чего нам с вами знать особенности погоды и климата?

 

 

А как называется наука о предсказании погоды?

А как называется профессия людей, которые занимаются предсказаниями погоды?

Сегодня мы с вами будем работать на уроке в роли метеорологов.

А что надо знать и уметь метеорологам, для предсказания погоды и климата?

 

А где мы с вами возьмем данные для предсказания особенностей климата территории?

Дети высказывают разные мнения

(возникает проблемная ситуация).

Метеорология

 

Метеорологи

 

 

 

 

Погодные (климатические показатели)

Из карты в учебнике и атласе.

 

 

 

3. Практическая деятельность детей (работа в группах)  

Вы поделены на группы. Каждая группа работать будет со своей территорий для определения особенностей климата.

1 группа  Рио-де-Жанейро

2 группа Новосибирск

3 группа Каир

4 группа Санкт Петербург

5 группа Сидней

У каждой группы и у каждого члена группы имеются свои инструктивные карты, которые заполняются во время работы.  В данных картах прописан алгоритм работы с климатическими картами и некоторые вопросы на которые вы должны ответить. На работу вам отводится 10 минут.

Работают с разными источниками географической информации (учебником и атласом);

выделяют  главное, анализировать собранную информацию,

оформляют результаты работы  в таблице;

 

Заполняют инструктивную карту

Продолжить формировать умения работать с разными источниками географической информации;

умений выделять главное,

анализировать собранную информацию,

оформлять результаты работы в виде таблицы;

Слайд 10 - 11

4. Физминутка

 

 

 

 

Слайд 12

5.  Результаты самостоятельной работы групп.

Слушает ответы учащихся, оценивает.

 

 

 

 

 

 

 

А теперь давайте разберем вопросы, которые у вас еще имеются  в картах.

 

Выступают с отчётом о проделанной работе

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

Развитие умения выступать перед аудиторией, грамотно и доказательно излагать свои мысли, умение видеть значимость своей работы в ходе передачи приобретённых знаний.

 

формирование умения  кратко излагать свои мысли устно,

способствовать пробуждению познавательного интереса к изучению географии

 

 

6. Проверка приобретённых знаний

 Сегодня мы с вами тренировались работать с климатическими картами.

1.     Какие разновидности климатических карт бывают?

Какой существует алгоритм работы с климатическими картами?

2.    Найдите соответствия:

Климатический пояс – воздушная масса:

Арктический , экваториальная воздушная масса, тропический пояс, арктическая воздушная масса, экваториальный климат, тропическая воздушная масса

3.    Найти соответствие:

Умеренный климат

Умеренная воздушная масса

Сезонность

Чередование двух воздушных масс в течение года

Большое количество осадков

Экваториальная воздушная масса

Постоянные средние температуры в течение года температуры

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

Арктический – арктическая ВМ

Экваториальный – экваториальная ВМ

Тропический – тропическая ВМ

 

 

 

 

 

Умеренный климат – сезонность, умеренная воздушная масса

Экваториальный климат

Большое количество осадков

Экваториальная воздушная масса

Постоянные средние температуры в течение года температуры

 

 

Слайд 13

 

 

 

 

 

Слайд 14 - 15

7. Рефлексия

Давайте ответим на вопросы:

На уроке я узнал…

Мне было трудно…

Мне понравилось…

У вас на партах карточки со смайликами

Выберите тот, что соответствует вашему настроению

Отвечают на вопросы по желанию…

 

 

 

Обсуждения в группах, делают свои выводы

Высказывают своё мнение, выражают свои мысли и чувства

Вызвать желание учащихся размышлять высказывать своё мнение

Слайд 16

 

 

 

 

 

Слайд 17

8. Домашнее задание

 

Делают записи в дневниках

 

 

Слайд 18

Инструктивная карта

Группа 1

Дайте характеристику климатических показателей города Рио-де-Жанейро

Алгоритм работы с климатическими картами

1.    Познакомьтесь с легендой климатической карты.

2.    Найдите заданный город.

3.    По картам определите и занесите данные в таблицу № 1:

·       Температуру января (по ближайшей изотерме),

·       Температуру июля (по ближайшей изотерме),

·       Вычислите амплитуду температур (амплитуда температур – это разница между самой высокой и самой низкой температурами),

·       Среднегодовое количество осадков,

·       Преобладающие постоянные ветра,

·       Климатический пояс,

·       Воздушные массы.

Таблица № 1

Показатели климата

Рио-де-Жанейро

Средняя температура января, ºC

 

Средняя температура июля, ºC

 

Годовая амплитуда температур, ºC

 

Среднегодовое количество осадков

 

Преобладающий ветер

 

Климатический пояс

 

Воздушные массы

 

 

4.    Определите, где на земном шаре находятся районы, в которых температура никогда не поднимается выше нулевой отметки. Объясните почему._________________________________________________________________           __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.    Определите, в каких широтах Земли расположены самые засушливые и самые влажные  районы. _______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Инструктивная карта

Группа 2

Дайте характеристику климатических показателей города Новосибирск

Алгоритм работы с климатическими картами

1.    Познакомьтесь с легендой климатической карты.

2.    Найдите заданный город.

3.    По картам определите и занесите данные в таблицу № 1:

·       Температуру января (по ближайшей изотерме),

·       Температуру июля (по ближайшей изотерме),

·       Вычислите амплитуду температур (амплитуда температур – это разница между самой высокой и самой низкой температурами),

·       Среднегодовое количество осадков,

·       Преобладающие постоянные ветра,

·       Климатический пояс,

·       Воздушные массы.

Таблица № 1

Показатели климата

Новосибирск

Средняя температура января, ºC

 

Средняя температура июля, ºC

 

Годовая амплитуда температур, ºC

 

Среднегодовое количество осадков

 

Преобладающий ветер

 

Климатический пояс

 

Воздушные массы

 

 

4.    Определите, где на земном шаре находятся районы, в которых температура никогда не поднимается выше нулевой отметки. Объясните почему._________________________________________________________________           __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.    Определите, в каких широтах Земли расположены самые засушливые и самые влажные  районы. _______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Инструктивная карта

Группа 3

Дайте характеристику климатических показателей города Каир

Алгоритм работы с климатическими картами

1.    Познакомьтесь с легендой климатической карты.

2.    Найдите заданный город.

3.    По картам определите и занесите данные в таблицу № 1:

·       Температуру января (по ближайшей изотерме),

·       Температуру июля (по ближайшей изотерме),

·       Вычислите амплитуду температур (амплитуда температур – это разница между самой высокой и самой низкой температурами),

·       Среднегодовое количество осадков,

·       Преобладающие постоянные ветра,

·       Климатический пояс,

·       Воздушные массы.

Таблица № 1

Показатели климата

Каир

Средняя температура января, ºC

 

Средняя температура июля, ºC

 

Годовая амплитуда температур, ºC

 

Среднегодовое количество осадков

 

Преобладающий ветер

 

Климатический пояс

 

Воздушные массы

 

 

4.    Определите, где на земном шаре находятся районы, в которых температура никогда не поднимается выше нулевой отметки. Объясните почему.______________________________________________________________          ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.    Определите, в каких широтах Земли расположены самые засушливые и самые влажные районы.______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Инструктивная карта

Группа 4

Дайте характеристику климатических показателей города Санкт Петербург

Алгоритм работы с климатическими картами

1.    Познакомьтесь с легендой климатической карты.

2.    Найдите заданный город.

3.    По картам определите и занесите данные в таблицу № 1:

·       Температуру января (по ближайшей изотерме),

·       Температуру июля (по ближайшей изотерме),

·       Вычислите амплитуду температур (амплитуда температур – это разница между самой высокой и самой низкой температурами),

·       Среднегодовое количество осадков,

·       Преобладающие постоянные ветра,

·       Климатический пояс,

·       Воздушные массы.

Таблица № 1

Показатели климата

Санкт-Петербург

Средняя температура января, ºC

 

Средняя температура июля, ºC

 

Годовая амплитуда температур, ºC

 

Среднегодовое количество осадков

 

Преобладающий ветер

 

Климатический пояс

 

Воздушные массы

 

 

4.    Определите, где на земном шаре находятся районы, в которых температура никогда не поднимается выше нулевой отметки. Объясните почему.______________________________________________________________         __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.    Определите, в каких широтах Земли расположены самые засушливые и самые влажные районы.__________________________________________ ___________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Инструктивная карта

Группа 5

Дайте характеристику климатических показателей города Сидней

Алгоритм работы с климатическими картами

1.    Познакомьтесь с легендой климатической карты.

2.    Найдите заданный город.

3.    По картам определите и занесите данные в таблицу № 1:

·       Температуру января (по ближайшей изотерме),

·       Температуру июля (по ближайшей изотерме),

·       Вычислите амплитуду температур (амплитуда температур – это разница между самой высокой и самой низкой температурами),

·       Среднегодовое количество осадков,

·       Преобладающие постоянные ветра,

·       Климатический пояс,

·       Воздушные массы.

Таблица № 1

Показатели климата

Сидней

Средняя температура января, ºC

 

Средняя температура июля, ºC

 

Годовая амплитуда температур, ºC

 

Среднегодовое количество осадков

 

Преобладающий ветер

 

Климатический пояс

 

Воздушные массы

 

 

4.    Определите, где на земном шаре находятся районы, в которых температура никогда не поднимается выше нулевой отметки. Объясните почему.______________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5.    Определите, в каких широтах Земли расположены самые засушливые и самые влажные районы.______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Комментарии

Работа не соответствует теме конкурса

7 February 2016

Урок хороший, но для участия в конкурсе по "географии России" нужно использовать больше материала по России.

13 February 2016