Задания, формирующие функциональную математическую грамотность, на примере «мягкого мониторинга»
Задания, формирующие функциональную математическую грамотность, на примере « мягкого мониторинга»
На сайте, института стратегии развития образования Российской академии образования, представлены демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов по шести направлениям (математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, читательская грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление). Материалы включают основные подходы к оценке функциональной грамотности по всем составляющим, демонстрационные варианты диагностических работ, характеристики заданий и систему оценивания. Для оценки математической грамотности представлены следующие текстовые задачи: « Тормозной путь», « Поездки на метро», « Бугельские подъемники», « Покупка телевизора», Кассовый аппарат», «Кожаная мозаика», « Выкладывание плитки», Багаж в аэропорту». В этом проекте нами разработаны еще несколько задач для оценки математической грамотности учащихся 5-7 классов.
Задача про « ЕВРО»
Сергей Петрович из Москвы решил путешествовать по Европе. «Евро»-официальная валюта 19 стран «еврозоны» (Австрии, Бельгии, Германии, Греции, Ирландии, Испании, Италии, Кипра, Латвии, Литвы, Люксембурга, Мальты, Нидерландов, Португалии, Словакии, Словении, Финляндии, Франции, Эстонии). Перед поездкой он зашел в обменный пункт , имея при себе следующую валюту:
Задание 1/1
Сколько « евро» взял с собой Сергей Петрович в путешествие, ели курс «евро» на 22.10.2019 составляет 70,89 рублей за 1 евро, курс доллара на 22.10.2019 составляет 63,61 рублей за 1 доллар? Запиши ответ
Ответ _________________________________
Задание 1/2
Подлинность купюры Евро можно проверить по серийному номеру.
Букву нужно заменить на ее порядковый номер в английском алфавите и сложить с остальными цифрами, затем у получившегося числа сложить все цифры и т.д. до тех пор пока не останется одна цифра. Если эта цифра не равна 8, то купюра фальшивая.
Подсказка: Буквы английского алфавита по порядку:
A - 1, B - 2, C - 3, D - 4, E - 5, F - 6, G - 7, H - 8, I - 9, J - 10, K - 11, L - 12, M - 13, N - 14, O - 15, P - 16, Q - 17, R - 18, S - 19, T - 20, U - 21, V - 22, W - 23, X - 24, Y - 25, Z - 26.
Проверь – не фальшивая ли эта купюра?
Задание 1/3
Отметьте галочкой страны, в которых Сергей Петрович может расплачиваться за свои покупки «евро»:
Франция. 2 Турция 3. Великобритания 4 .Испания 5. США
Задача про «Температуру»
В мире имеют наибольшее распространение две температурные шкалы: Габриэля Фаренгейта и Андерса Цельсия. Обе шкалы ориентируются на такие два знаковых показателя, как точка замерзания воды и точка закипания воды. По Фаренгейту это 32º и 212º, по Цельсию, соответственно, 0º и 100º.
Шкала Фаренгейта широко применялась в англоговорящих странах ещё совсем недавно, до 60-х годов ХХ века. Сейчас её последовательно используют лишь в Соединённых Штатах Америки и на некоторых прилегающих и зависимых территориях (например, на Ямайке и Бермудских островах). В остальных частях света традиционно пользуются шкалой Цельсия.
Для преобразования показателей шкалы Фаренгейта в данные шкалы Цельсия следует совершить такие математические действия: от числа градусов по Фаренгейту сначала отнять 32, а затем умножить результат на 5/9.
Чтобы совершить обратный перевод, из градусов Цельсия в градусы Фаренгейта, необходимо сначала умножить исходное число (градусы Цельсия) на 9/5, а далее прибавить к результату 3
Задание 1/1
Ты собралсяпоехать к другу в США в город Вашингтон. Посмотрев прогноз погоды, ты узнал, что сейчас там 25°F. Какую одежду тебе надо взять с собой, чтобы быть одетым по сезону? Выбери правильный ответ, обоснуй его
Зимнюю 2. Демисезонную 3. Летнюю
Ответ___________________________________________
Задание 1/2
Сегодня 23.10.2019 года в 12.00 часов температура воздуха составляет -5 градусов Цельсия. Посмотрите на график и ответьте на вопросы
Какая температура воздуха была позавчера в 12.00, если она ежедневно понижалась на 5 градусов Цельсия? Ответ ________________________
Изобрази график изменения температуры с 23.10.2019 по 25.10 2019 , если температура воздуха равномерно повышается на 3 градуса Цельсия
.
Заключение.
Целенаправленное формирование умений решать задачи вообще, математические в частности, является, безусловно, одним из важнейших путей усовершенствования образования. А это, в свою очередь, связано с формированием навыков анализа условия задачи, поиска путей её решения, осмысления результатов решения.
Формирование определенной системы математических знаний всегда было в центре внимания в математическом образовании. Объем этой системы является слишком большим с общеобразовательных позиций, а качество владения ими – недостаточно высоким. А главное, формирование этой системы знаний и умений не связана органически с формированием умений применять математику и стратегией решения задач.
.
Используемая литература:
1. Основные результаты международного исследования PISA – 2015 г. оценки учебных достижений учащихся 4-х и 8-х классов общеобразовательных школ РФ. Оценки качества образования ИСРО РАО.
2. ФГОС ООО (Приказ МОиН РФ от 17.12.2010№1897, ред. От 31.12.2015)
3.Концепция развития математического образования в Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. N 2506-р).
5.Приёмы педагогической техники А.Гин, Луганск, Учебная книга, 2003 год