12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Елена Владимировна61210 Учитель биологии и химии высшей квалификационной категории, руководитель РМО учителей биологии и химии Россия Материал размещён в группе «Задания к урокам биологии по ФГОС» |
Задания по биологии на тему «Типы развития насекомых»
Пояснительная записка
Задания для учащихся составлены к уроку биологии в 7 классе на тему «Тип Членистоногие. Класс Насекомые» (УМК любой) и могут быть использованы при изучении типов развития насекомых.
Задания способствуют развитию таких компетентностей как информационная, коммуникативная, бытовая, познавательная. Они ориентированы на активизацию учебной работы школьников, формирование у них организованности, способности самостоятельно учиться, находить и использовать нужную информацию, работать в группах, парах, индивидуально, находить решения в нестандартных ситуациях. Такие задания позволяют формировать функциональную грамотность, делают урок более содержательным и интересным для учащихся и учителя, способствуют саморазвитию личности в процессе обучения и формированию практико-ориентированных навыков у обучающихся.
Использованные ресурсы:
Задания к теме «Типы развития насекомых»
Задание 1.
Прочитайте диалог Алисы с Гусеницей из произведения Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес».
- Ну, может быть, вы пока ещё не находите этого, - возразила Алиса, - но когда вы превратитесь в куколку – что, знаете ли, рано или поздно должно произойти, - а потом в бабочку, я смею думать, у вас немного закружится голова, не так ли?
- Ничуть! – сказала Гусеница.
- Ну, возможно, ваши ощущения будут другими, - возразила Алиса. – Я знаю, что у меня, несомненно, закружилась бы голова.
- У тебя! – воскликнула с презрением Гусеница. – Кто ты такая?
Ответьте на вопросы:
1. О каком биологическом процессе идет речь в тексте?
2. Какой тип превращения описан в тексте?
3. Сколько стадий включает этот процесс у данного вида насекомого? Назовите их.
4. Назовите насекомых, для которых характерен данный тип превращения.
5. В чём заключается биологический смысл данного биологического процесса?
Ответы:
1. О метаморфозе.
2. Полное превращение.
3. Четыре: яйцо – личинка (гусеница) – куколка – взрослое насекомое (бабочка).
4. Жуки, осы, пчёлы, муравьи, мухи.
5. Личиночные формы некоторых насекомых живут в иных условиях и имеют другие источники питания, чем взрослые особи: это снижает конкуренцию за пищу и в целом остроту борьбы за существование внутри вида.
Задание 2.
Однажды Валерий Солоухин сказал:
Раздавливая ногой отвратительную,
Ползучую, жирную гусеницу,
Разве ты знаешь,
Какую …….. ты раздавил?
Ответьте на вопросы:
1. Какое слово пропущено в тексте?
2. Какой вред могут наносить гусеницы в природе?
Ответы:
1. Бабочку.
2. Гусеницы повреждают растения, поедая ткань листьев, а в отдельных случаях даже их жилки. Молодые гусеницы соскребают ткани только с нижней стороны листа и оставляют верхний прозрачный эпидермис нетронутым. Гусеницы более старшего возраста также повреждают цветки, плоды и молодые побеги. Некоторые виды сверлят стебель и плоды, что затрудняет их обнаружение и борьбу с ними. Помимо непосредственных повреждений они также загрязняют растения своими экскрементами.