Задания по русскому языку «Деепричастие» для формирования УУД (8 класс)
Задания на формирование универсальных учебных действий
при изучении темы «Деепричастие»
Выполнила слушатель Игнатьева С.А., МБОУ «Иштуганская СОШ» Сабинского р-на
Регулятивные УУД
Проставь пропущенные буквы. Подчеркни четвертое «лишнее». Улыбаюсь, пугаясь, умываясь, болтая. Пр…слонившись, ра…веселившийся, п…дойдя, зап…рев. Пользуясь, мечтая, думая, подпрыгивая. Пом…рившись, в…лнуясь, пр…готовившись, подск…чив. |
Улыбаюсь, пугаясь, умываясь, болтая. Прислонившись, развеселившийся, подойдя, заперев. Пользуясь, мечтая, думая, подпрыгивая. Помирившись, волнуясь, приготовившись, подскочив. |
|||||||||
Замените, где возможно, глаголы деепричастиями. Герасим шел, не торопился, не отпускал Муму с веревки. 2) Море играло маленькими волнами, рождало их, украшало бахромой пены, сталкивало друг с другом. 3) Товарищи заметили его беспокойство и ушли. 4) Изредка порывы ветра приносили с собой сухие листья и бросали их в костер. |
|
|||||||||
От данных ниже глаголов образуйте деепричастия несовершенного вида, обозначьте суффиксы: Замирать, плакать, чувствовать, безмолвствовать, наслаждаться, расстилаться. |
Замирая (я), плача (а), чувствуя (я), безмолвствуя (я), наслаждаясь (я), расстилаясь (я) |
|||||||||
Найдите в тексте деепричастия, составьте слово из начальных букв деепричастий. Я шутя говорил, что в десять лет они все у меня будут с высшим образованием. Не печалься о сыне, злую долю кляня. Охотясь за певчими птицами, я потерял счет времени. Малыш старался нам рассказать свою историю, лепеча на своем языке непонятными нам фразами. Актера встречали аплодируя. |
Шутя Кляня Охотясь Лепеча Аплодируя ШКОЛА |
|||||||||
Подбери соседу по парте текст с деепричастиями совершенного вида из учебника литературы. |
Зима!...Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетётся рысью как-нибудь; Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая; Ямщик сидит на облучке В тулупе, в красном кушаке. Вот бегает дворовый мальчик, В салазки жучку посадив, Себя в коня преобразив; Шалун уж заморозил пальчик: Ему и больно и смешно, А мать грозит ему в окно… (А.С. Пушкин) |
|||||||||
Составь таблицу «Деепричастия совершенного и несовершенного вида». Распредели деепричастия в таблицу Крича, действуя, примчавшись, столкнувшись, найдя, пройдя, идя, умывшись, принесши, окрикнув, вертясь, смотря, вглядываясь. |
|
|||||||||
Составь план из пяти вопросов «Деепричастие как часть речи». Подготовь по этому плану устное сообщение. |
Что такое деепричастие? На какие вопросы отвечает деепричастие? Какое действие обозначает? От какой части речи можно поставить вопрос к деепричастию? Какая синтаксическая роль у деепричастия в предложении? |
|||||||||
Из какого произведения эти предложения? Проставь необходимые знаки препинания. А девочка тоже ползла по болоту не поднимая вверх высоко головы. Лось обирая осинку с высоты своей спокойно глядел на ползущую девочку. И он смело пошел вперед пересекая чистую поляну. Он еще мог бы сделав усилие вырваться из елани обратно. Затаив дыхание сидели дети на холодном камне дожидаясь когда и к ним придут лучи солнца и обогреют их хоть немного. |
А девочка тоже ползла по болоту, не поднимая вверх высоко головы. Лось, обирая осинку, с высоты своей спокойно глядел на ползущую девочку. И он смело пошел вперед, пересекая чистую поляну. Он еще мог бы, сделав усилие, вырваться из елани обратно. Затаив дыхание, сидели дети на холодном камне, дожидаясь, когда и к ним придут лучи солнца и обогреют их хоть немного. «Кладовая солнца» М.М. Пришвин |
|||||||||
Составь алгоритм «Обособление деепричастий и деепричастных оборотов в предложении». |
Деепричастие (деепричастный оборот)
Обособляется Не обособляется Независимо от положения
|
|||||||||
Распространи данные предложения, используя деепричастные обороты. Я иду домой. Спортсмен догоняет соперника. Фирма «Олимп» выполняет заказы. Снег ложится на землю. Птицы летят на юг. |
Я иду домой, весело посвистывая в предвкушении теплой встречи родными. Спортсмен догоняет соперника, опередив основных конкурентов. Фирма «Олимп» выполняет заказы, специализируясь на поставке оборудования в спортивные магазины. Снег ложится на землю, кружась белоснежными вихрями и покрывая все вокруг белоснежным покрывалом. Птицы летят на юг, изредка издавая прощальные звуки. |
|||||||||
Выполните морфемный разбор деепричастий. Взвешивая, прислушиваясь, задержавшись, прочитав. |
Часть речи. Общее значение. Морфологические признаки: Синтаксическая роль.
Взвешивая – дееприч., н.ф. взвешивая, несовер. вид, переход., невозвр., неизм. В предложении является обстоятельством. |
|||||||||
Определите часть речи выделенного слова в предложениях. Благодаря участию ферментов происходит сложный процесс разложения. Он шел вприпрыжку, мысленно благодаря природу за солнечный день. |
Благодаря (предлог) участию ферментов происходит сложный процесс разложения. Он шел вприпрыжку, мысленно благодаря (деепричастие) природу за солнечный день. |
|||||||||
Составь таблицу «Деепричастие». Подбери примеры из художественных текстов. |
Деепричастие
Хорь присел на скамью и, преспокойно поглаживая свою курчавую бороду, вступил со мной в разговор. («Записки охотника» И.С. Тургенев) До самого полудня пролежал он, желая заснуть… («Петербургские повести» Н.В.Гоголь) Женщина посвистала, пощёлкала пальцами, и пёс, немного поколебавшись, последовал за ней. («Собачье сердце» М.Н. Булгаков) |
|||||||||
Составь таблицу «Причастие и деепричастие». Отобрази в таблице сходства и различия отглагольных форм. |
|
|||||||||
Образуй от данных глаголов деепричастия. Составь с полученными деепричастиями словосочетания с существительными в винительном падеже и распределите их в две колонки по признаку переходности и непереходности Строить, набирать, видеть, увидеть, убирать, бросать. шагать, чертить, блестя, шагнуть.
|
|
Познавательные УУД
Найдите в учебнике истории 5 предложений с деепричастиями и выпишите их, указывая страницу. |
Попытки пробиться к нему (Балтийское море), отвоевав значительную территорию его северного берега, не привела к улучшению. Стр. 118 Государь умел подавлять буйство чувств и, остынув, спешил навстречу обиженному со словами примирения. Стр. 44 Желая пресечь всевозможные слухи о якобы спасшемся царевиче Дмитрии, Шуйский велел торжественно перенести останки из Углича в Архангельский собор Московского Кремля. Стр 17 Казаки несли пограничную службу, прежде всего охраняя рубеж Речи Посполитой. Стр 57 Закончив его (Шляхетский кадетский корпус), дворяне получали офицерский чин. Стр. 154 |
Найдите и запишите 10 глаголов несовершенного вида, которые не могут иметь формы деепричастия. Например, шить. |
Бить, тереть, вить, ткать, врать, спать, гнуть, слать, есть, рвать, |
Выполните проект «История деепричастий». Распределите обязанности в группе согласно плану работы. |
План работы Роль деепричастий в русской поэзии Роль деепричастий в русской прозе Образование деепричастий (морфемы) Роль деепричастия в предложении Исторические причины отделения деепричастий в отдельную часть речи |
Подбери деепричастие и омонимичное ему существительное. Можно использовать падежные формы. |
Пища (издавая звуки) – пища (еда)
|
Определи значение фразеологизма «работать засучив рукава», используя дополнительные источники информации. Какие типы словарей тебе потребуются? |
Не жалея сил, много и усердно, старательно, энергично, с большим энтузиазмом. Все дружно, засучив рукава принялись за дело.
(?) Из свободного словосочетания засучив рукава, т. е. завернув рукава кверху, чтобы было удобно работать. В Древней Руси верхняя одежда шилась с длинными рукавами, которые иногда доходили до колен. Работать со спущенными рукавами было неудобно, поэтому их засучивали.
Учебный фразеологический словарь. — М.: АСТ. Е. А. Быстрова, А. П. Окунева, Н. М. Шанский. 1997.
засучив рукава — усердно, прилежно, старательно, исправно, до посинения, не жалея сил, с превеликим усердием, истово, рьяно, не щадя сил Словарь русских синонимов. засучив рукава нареч, кол во синонимов: 15 • в поте лица (10) … Словарь синонимов
ЗАСУЧИВ РУКАВА — работать, взяться [за дело] Энергично, со всем усердием и старанием. Имеется в виду, что лицо, группа лиц (Х) работает или проявляет готовность к работе, прилагая при этом все усилия. Говорится с одобрением. реч. стандарт. ✦ Х работает засучив… … Фразеологический словарь русского языка
Засучив рукава — Разг. Экспрес. Усердно, старательно, энергично (делать что либо). Февраль на дворе, вот вот пригреет солнышко, и хлеборобу, засучив рукава, надо браться за дело И хотя в почву ещё не брошено зерно, не пробудилась нива, уже думает он о том, что… … Фразеологический словарь русского литературного языка
Засучив рукава — Разг. Одобр. Усердно, старательно, энергично (работать). ФСРЯ, 396; БМС 1998, 507; ЗС 1996, 150, 482; Ф 1, 204; ФМ 2002, 403 … Большой словарь русских поговорок
засучив рукава делать что-л — в зн. нареч.; Усердно, старательно, энергично … Словарь многих выражений
работавший засучив рукава — прил., кол во синонимов: 35 • горбатившийся (60) • изнурявший себя тяжелой работой (34) • … Словарь синонимов |
В учебнике литературы найди «Легенду о Данко» Максима Горького. Посчитай количество деепричастий, которые тебе встретятся. |
Использовалось 15 деепричастий |
Запиши данное предложение, используя современные нормы русского языка. Найди в дополнительных источниках информацию о том, какие правила словообразования существуют для деепричастий в разных говорах. Во народ дает, да чаво токо не дадумафши! |
До чего только не додумается народ! Северные говоры: Деепричастия наст. времени с суффиксами –а-, -я-, -учи- образованы от основы наст. времени глаголов несов. вида, -учи (играючи) Деепричастия прошедшего времени образуются от основы прошедшего времени: на согласный с помощью суффикса – вши-, -мши-, -тши-, -лши-: уехавши, уехамши, уехатши, уехалши. |
Используя учебник, составьте план рассказа «Деепричастие в нашей жизни» |
|
Найди и выпиши из любого фразеологического словаря несколько фразеологизмов с деепричастиями. Подготовь к ним иллюстрации. |
|
|
|
Коммуникативные УУД
1) Какова тема и главная мысль текста? 3) Какие типы речи характерны для текста? 5) Какие языковые средства помогают ему выполнить задачу? Издалека увидели мы под сосенками в траве что-то желтое, словно насорено ярких осенних листьев. Но откуда взяться осенним листьям в начале июня? Пожалуй, это не листья, а грибы. И точно — кругом огибая сосенку, словно взявшись за руки и водя хоровод вокруг нее, кружились маслята. Тот гриб наклонился на одну сторону, тот на другую, как в бесшабашной пляске, те низко присели, те, напротив, привскочили на цыпочки. Маслята были вполовину чайного блюдца, желтые и светло-желтые, а не то чтобы темно-коричневые и с белой пленочкой с нижней стороны. Но, к нашему удивлению, все маслята оказались свежие, здоровые, совсем нетронутые червяком. В. Солоухин |
Составьте небольшой текст из 10 предложений об осени, используя деепричастия. |
Напиши небольшую сказку о том, как в русском языке появилась часть речи «Деепричастие». |
Составь кроссворд «Деепричастие» |
Образуйте деепричастия от глаголов в словосочетаниях выпучу глаза, затаю дыхание, высуну язык, задеру нос. С получившимися фразеологизмами составьте связный текст.
|
Составь рассказ по картинке. Употреби не менее трех деепричастных оборотов в своем рассказе. |
Найди в семейном фотоальбоме фотографию, где изображена вся твоя семья. Составь по фотографии небольшой рассказ. Не забудь употребить в тексте деепричастные обороты! |
Найди в предложении деепричастие. Докажи, что оно в составе деепричастного оборота, приводя не менее трех аргументов. Мальчики бросились врассыпную, едва завидев охранника с дубинкой. |
Составь акростих на тему «Зима», применяя в каждой строчке деепричастие. |
Работа в группе. Составьте небольшой связный текст о том, как вы изучали тему «Деепричастие». Прочитайте получившийся текст, используя разную интонацию. |
Сопоставь две картинки и составь одно предложение, где глагол-сказуемое будет обозначать действие на первой картинке, а деепричастный оборот – действие на второй картинке.
|
Подбери из старых журналов вырезки фотографий и картинок на любую тему. Задание в парах: составь по картинкам соседа связный текст, употребляя в своем рассказе деепричастные обороты. |
Составьте кластер на тему «Деепричастие как часть речи» |
Списать пословицы, раскрыть скобки. Написать мини-сочинение о том, как вы понимаете одну из пословиц. Ответить на вопрос: как отрицательная частица помогает подчеркнуть глубокий смысл пословицы? 1.(Не) зная броду, (не) суйся в воду. 2. (Не) работая, сыт не будешь. 3. (Не) учась, и лаптя не сплетёшь. 4. Держи голову высоко, (не) поднимая носа.
|
Добавь в предложения деепричастие и деепричастный оборот. Какими красками теперь заиграла зима? После короткой оттепели __________ свои ледяные плечи наступила зима. Закружила она колючими снегами _______________. Лес выглядит нарядно. Эту сказку сделала искусная рука скульптора, имя которому – природа. |