«Задумчивая русская природа,
Достойная красавица моя!»
В тебе величье моего народа,
Его души бескрайные поля,
Задумчивая русская природа,
Достойная красавица моя!
В. Рождественский
Цели:
- расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру; - формирование основ экологической грамотности; - воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы.
Оборудование: мультимедийный экран (во время праздника-игры показ слайдов с изображением объектов природы), компьютер, рисунки о природе, фотографии птиц, животных, плакаты «Мы – защитники природы», запись песен, голоса птиц.
(В игре принимают участие две команды).
Ход:
П. И. Чайковский. «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»
1 чтец
Русский лес
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить,
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться –
И видно все до дна.
Течет вода-водица,
Вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану –
Присяду на пенек.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.
(С. Никулин)
Ведущий: Дорогие ребята, сегодня мы с вами побываем в удивительном мире природы: в гостях у животных, заглянем в царство грибов. Вас ждут интересные вопросы и весёлые игры. От каждого класса представлена команда. Давайте их поприветствуем!!!
(представление команд)
Оценивать ваши знания в ходе соревнования команд будет жюри. Болельщики тоже могут принести своей команде дополнительный балл за правильный ответ.
Ведущий: Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд? Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. Тысячи видов, сотни тысяч названий. Природа приоткроет свои тайны, если мы научимся быть внимательными. Итак в путь. Первая станция нашего путешествия «Царство РАСТЕНИЙ».
Ф. Шуберт «Вальс цветов»
2 чтец
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм-
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда,
Будь сердцем чуток!
Не оскверняй её святынь.
1-й конкурс. Викторина «Узнай растение».
На какие группы можно разделить все растения? (Хвойные и цветковые).
Почему мать-и-мачеха получила такое название?
Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). Почему?
Какие деревья с белой корой? (Береза, осина).
Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина).
Какой газ необходим для дыхания растений? (Кислород).
Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен).
Листья какого дерева и без ветра трепещут? (Осина).
– Молодцы, ребята!
2-й конкурс. «Кто больше»? (конкурс капитанов)
Капитаны по очереди произносят названия деревьев и кустарников. Побеждает последний назвавший дерево (кустарник).
3-й конкурс. Игра «Пятый лишний».
Назови лишнее. Объясни – ПОЧЕМУ?
Клён, осина, рябина, ель, тюльпан. Так как …
Сосна, берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …
Яблоня, слива, смородина, малина, рябина. Так как …
Вяз, осина, липа, дуб, ель. Так как …
Яблоня, груша, слива, тополь, вишня. Так как …
Колокольчик, клубника, ромашка, ландыш, фиалка. Так как …
4-й конкурс. Загадки для болельщиков.
Русская красавица,
Всем нам очень нравится.
Бела она, стройна,
Одежда зелена. (Береза).
Прямо в небо рвутся, ввысь;
Ты внимательно всмотрись:
Не березы, не осинки,
Нет листочков, есть хвоинки. (Ели).
Вот бочонок с шапочкой,
С дерева упал.
Год прошел – и деревцем
Маленьким он стал. (Желудь).
Ветви над рекой склонила,
В реку смотрится уныло. (Ива).
Осень тихая настанет,
Дивным дерево то станет:
Листья – звезды яркие,
Золотые, жаркие. (Клен).
Летом знойным зацветет –
Сразу пчел к себе зовет.
Круглые листочки,
Светлые цветочки.
Вкусен, сладок их нектар...
Кто-то дерево узнал? (Липа).
Что за дерево такое
Угощает снегирей?
Снег стоит, трещат морозы,
Ну а ягоды вкусней. (Рябина).
II. Вторая станция. «Царство Животных».
Ведущий: Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу. Послушайте стихотворение Б. Заходера. «Про всех на свете».
3 чтец
Все-все, все на свете,
На свете нужны,
И мошки не меньше
Нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников,
Злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мед,
И кто делает яд!
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки!
И если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы все-таки очень
Друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!
Все-все,
Все на свете нужны,
И это все дети
Запомнить должны!
Ведущий: На нашей планете много животных, но некоторые из них занесены в красную книгу, т.к. они могут исчезнуть совсем. Поэтому главная задача человека сохранить и приумножить животный мир. Мы продолжаем наши конкурсы
1-й конкурс. Викторина «Лесные задачки».
Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).
Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).
Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).
Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).
Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).
Почему весной запрещена охота? (Весной пушные звери линяют, из-за чего мех обесценивается. Кроме того, у зверей весной детеныши).
У рака на 2 ноги больше, чем у паука, а у пчелы на 4 ноги меньше, чем у рака. Сколько ног у каждого из них? Сколько ног у жука? (6) Сколько ног у паука? (8)
Когда цапля стоит на одной ноге – она весит 3 кг. Какой будет масса цапли, если она станет на обе ноги? (3 кг)
2-й конкурс. «Забавные зверюшки».
Если понаблюдать за животными, то можно увидеть много интересного и забавного. А сейчас я предлагаю командам изобразить зверей, так чтобы все догадались – КТО ЭТО?
Комары и лягушата на болоте.
Бобры на реке.
III. Третья станция. «Царство Грибов».
Ведущий: Отгадайте загадку и узнаете, какая нас ждёт станция.
По дорожке, по тропинке
В лес за ними мы идём.
Если место попадётся,
То лукошко наберём. (Грибы).
Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают грибы – ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы.
А сейчас мы отправляемся за грибами. Вы любите собирать грибы?
1-й конкурс. «На лесной полянке».
Сейчас мы вспомним правила сбора грибов. За несколько минут обсудите в команде эти правила и решите, кто будет отвечать. Выходят по одному человеку от команды и по очереди говорят правила.
2-й конкурс. «Собери грибы».
На полу рассыпаны картинки грибов (на 1 меньше, чем участников) – под музыку дети танцуют, движутся по кругу. Прекращается звучание – надо успеть взять с пола «гриб». Из игры выходит тот, кому не досталось «грибка». Одна картинка убирается.
Загадки для болельщиков
Вот в траве приметные
Шляпки разноцветные.
Вспомни ты их имя,
Но не ешь сырыми! (Сыроежки).
Очень дружные ребята
У пенька живут... (Опята).
Где хвоинок многовато,
Поджидают нас... (Маслята).
Под осиной гриб тот, дети,
В ярком красненьком берете. (Подосиновик).
У берёзок, посмотри:
Здесь один, тут целых три! (Подберёзовик).
Царь грибов живёт в дубраве.
Для жаркого нужен маме. (Боровик, белый).
IV. Четвёртая станция. «Экологическая».
– Ребята, что такое «экология»?
Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Но не все люди помнят об этом. Вот послушайте стихотворение С. В. Михалкова, поэта-юбиляра, о горе – туристах, которые пришли отдохнуть в лес.
4 чтец: Прогулка. (С.Михалков)
Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят, и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Там и тут пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло.
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костёр, бумагу жгли –
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо
– Эй, ребята! – крикнул Дима, –
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода,
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали,
Жгли костёр.
В футбол играли –
Веселились, как могли:
Пили квас, конфеты ели,
Хороводом песни пели…
Отдохнули – и ушли!
И остались на поляне
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки –
Две размокшие баранки –
Словом мусора гора.
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не нашли!
– А как бы вы поступили на месте этих туристов?
– Какой вред наносят люди таким поведением?
– Какие ещё источники загрязнения природы вы знаете? (Дети перечисляют).
Ведущий: Нужно помнить, что бумага разлагается в течение 2 лет, необожженная жестяная консервная банка — 90 лет, полиэтиленовая пленка — 200 лет, алюминиевая банка — 500 лет, стекло — более 1000 лет.
Д. Шостакович. Прелюдия №5
5 чтец
Птицы, рыбы и звери
В душу людям смотрят.
Вы их жалейте, люди!
Не убивайте зря!
Ведь небо без птицы – не небо!
А море без рыб – не море!
А земля без зверей - не земля!
6 чтец
Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы.
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,
И должно быть сердце. Сердце человечье!
7 чтец
Люди- человеки, страны и народы,
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться…
Пусть расправит крылья раненая птица!
8 чтец
Давайте будем беречь планету!
Во всей Вселенной красивей нету.
Во всей Вселенной совсем одна!
Что будет делать без нас она?
Ребята, я надеюсь, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.
Ennio Marricone (из к/ф «Профессионал»)
9 чтец
День ЗЕМЛИ. (М. Дубин)
Как яблоко на блюдце,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все исчерпать до дна.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.
Мы общей жизни зерна,
Одной судьбы родня,
Нам пировать позорно
В счет будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ.
Не то Земли не будет
И каждого из нас.
10 чтец
Берегите эту Землю, эту воду, Даже малую былиночку любя, Всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя! – Вот и подошло к завершению наше путешествие в удивительный мир ПРИРОДЫ.
Слово для подведения итогов я предоставляю нашему жюри. (Награждение команд).
Литература:
Акимушкин И. И. Причуды природы. М., 1981.
Детская энциклопедия: Растения. М., 2003.
Как прекрасен этот мир!.. / Ред.-сост. Л. И. Жук. – Мн.: Красико-Принт, 1998.
Учите детей отгадывать загадки / Ю. Г. Илларионова. – М.: Просвещение, 1985
Колышкина Елена Владимировна