Урок окружающего мира во 2 классе на тему «Заглянем в кладовые Земли»

3
0
Материал опубликован 30 November 2022

Тема: «Заглянем в кладовые Земли»

Цель: формирование представлений о горных породах и минералах.

Задачи:

Образовательные:

формировать представление о камнях как части неживой природы;

познакомить с горными породами и минералами;

учить различать и узнавать горные породы и минералы;

учить различать составные части гранита;

формировать способность узнавать изученные камни на иллюстрациях и в натуральном виде.

Воспитательные:

воспитывать интерес к природе;

воспитывать уважение к одноклассникам, к учителю;

воспитывать уважительное отношение к мнению других.

Развивающие:

развивать ППП: внимание, память, мышление;

развивать мыслительные операции: анализ, классификацию.

Оборудование: компьютер, проектор; учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир, 2 класс» часть 1, рабочая тетрадь А.А.Плешакова «Окружающий мир, 2 класс» часть 1; образцы гранита, слюды, кварца, полевого шпата, тексты, карточки; листы самооценивания.

Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы: словесный (беседа, рассказ), наглядный (презентация, образцы минералов), практический (работа в группах, работа в тетради).

УУД:

Предметные:

иметь представление о камнях как части неживой природы;

знать некоторые горные породы и минералы, понимать разницу между горной породой и минералом;

уметь различать и узнавать горные породы и минералы;

уметь различать и узнавать составные части гранита;

узнавать изученные камни на иллюстрациях и в натуральном виде.

Личностные:

осознавать значение камней в нашей жизни;

делиться эмоционально-эстетическими впечатлениями от восприятия образцов камней;

иметь уважительное отношение к мнению других;

уметь выполнять правила работы в группах на уроке.

Познавательные:

определять основную и второстепенную информацию;

осуществлять выделение необходимой информации;

осмысливать прочитанную информацию, услышанную от учителя информацию.

Регулятивные:

уметь самостоятельно формулировать тему урока, удерживать учебную задачу;

уметь действовать по инструкции учителя, отвечать по поднятой руке, не выкрикивать;

иметь навыки самоконтроля.

Коммуникативные:

уметь участвовать в диалоге, работать в парах;

уметь слушать и слышать одноклассников;

уметь формулировать свою точку зрения, озвучивать и отстаивать её.





Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечание

I. Организаиионный

Приветствие, проверка готовности к уроку.

- Здравствуйте, ребята. 

- Проверьте готовность к уроку. На столах у вас должны лежать учебники по окружающему миру, тренажёр, дневник и пенал. Все готовы?

Проверка домашнего задания.

- О чём мы говорили на прошлом уроке?

- Назовите известные вам созвездия.


Мотивация учебной деятельности.

- Мы изучили небо. А теперь с небес спустимся на землю.

- Чтобы узнать, что интересное есть под землёй, мы заглянем в кладовые земли.

Дети встают, здороваются, проверяют готовность к уроку и садятся.



- О звёздном небе.

- Орион, Лев, Лебедь, Медведица.




II. Основной


Загадки.


Давайте для начала отгадаем загадки.


Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след. (МЕЛ)

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже. (ПЕСОК)


Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу -

Она понадобится сразу. (ГЛИНА)


- Мел, песок, глина - это горные породы. Так их назвали ученые. Как вы думаете, где можно встретить горные породы?

- Из горных пород сложены не только горы, но и равнины, дно водоемов, то есть вся твердая оболочка земли до глубины 30–40 километров и более.

- Горные породы состоят из минералов. Вы видите примеры минералов на слайде. Минералами, например, являются гипс, золото, серебро, кварц и другие.

-А есть такие минералы, с которыми мы сталкиваемся ежедневно.

- Возьмите в руки простой карандаш. Рассмотрите его стержень. Этот минерал называется графит. Кстати, вы знаете, какой минерал состоит из того же вещества, что и графит?

- Алмаз. Представляете? Такой чёрный графит и сверкающий алмаз имеют одинаковый состав.

- Минералом также является обычная поваренная соль, которая у каждого найдется дома на кухне.


Целеполагание.

- Сегодня, ребята, мы будем изучать одну из горных пород и минералы, из которых она состоит. Чтобы узнать, о какой горной породе пойдёт речь, отгадайте загадку.

Он очень прочен и упруг,

Строителям – надёжный друг.

Дома, ступени, постаменты

Красивы будут и заметны. (ГРАНИТ)

- Откройте учебники, прочитайте тему урока и первые две задачи, на которые указывает муравьишка.





Демонстрация образцов.

- Сегодня, как вы можете увидеть на странице учебника, у нас будет практическая работа. Для начала я хочу показать вам коллекцию образцов, которые мы будем изучать на уроке.


Правила обращения с образцами.

- Перед тем, как приступить к работе, я хочу напомнить вам правила обращения с коллекционным материалом, то есть с гранитом и минералами. 1) Нельзя держать в руках длительное время. Ваш образец будет лежать перед вами, можете его рассматривать, АККУРАТНО подержать, но НЕ перекладывать из рук в руки. 2) Нельзя подбрасывать образцы, стучать по ним, бить их об стол. 3) Помните, что образцы – это очень ценные и очень дорогие материалы, обращайтесь с ними бережно!


Практическая работа в группах.

- Работать будем в составе четырёх групп, по 7 человек в каждой. Каждая группа получит сою горную породу или минерал, интересную информацию об этом образце и карточку. Вам необходимо рассмотреть образец, прочитать текст и выписать необходимые данные в карточку. Затем вы выйдете перед классом и расскажете о своём образце.


- Что вам больше всего запомнилось о граните/шпате/кварце/слюде?

- Какой вывод можем сделать? Чем отличается горная порода от минералов?



Работа в тренажёрах.

- Откройте свои тренажёры на стр.32. Давайте заполним схему «Состав гранита».


Физкультминутка

Раз! Подняться, потянуться.

Два! Согнуться, разогнуться.

Три! В ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре — руки шире.

Пять — руками помахать.

Шесть — за парту тихо сесть.


- Давайте выполним второе задание. Посмотрите на слайд вы можете написать несколько названий любых горных пород.








- Мел.





- Песок.





- Глина.


- В горах.








Рассматривают стержни карандашей.

Делают предположения.












- Гранит.

- Тема урока – «Заглянем в кладовые Земли». Задачи: узнать, что такое горные породы и минералы; научиться различать составные части гранита.

Рассматривают образцы.





Слушают правила обращения с образцами.








Выполняют практическую работу.




Ответы детей.

Горная порода – это смесь минералов, а минерал – чистое вещество, составная часть горной породы.

Работают в тренажёрах.


Выполняют упражнения.






Слайд 1.





Слайд 2.






Слайд 3.









Слайд 4.



Слайд 5.












Слайд 6.




Учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир, 2 класс» часть 1

Стр.52


Образцы гранита, слюды, кварца, полевого шпата


Слайд 7.







Образцы, тексты, карточки









Рабочая тетрадь А.А.Плешакова «Окружающий мир, 2 класс» часть 1

Стр.32





Стр. 33

Слайд 8.


III. Закрепление и обобщение

Беседа.

- Какова была тема нашего урока?

- Какие задачи мы перед собой поставили?

- Нам удалось их выполнить?

- Какую горную породу изучали?

- Из каких минералов состоит гранит?


- Чем горная порода отличается от минералов?

- Какой факт вам больше всего понравился, запомнился?


- Заглянем в кладовые земли.

Озвучивают задачи.

- Да.

- Гранит.

- Кварц, слюда, полевой шпат.

Ответы детей.


IV. Заключительный

Рефлексия.

- Сейчас я предлагаю вам оценить то, как вы поработали в группах на сегодняшнем уроке. У вас на партах лежат листы самооценивания навыков сотрудничества. Вам необходимо поставить + напротив того утверждения, которое вы для себя считаете верным.

Домашнее задание.

- Давайте запишем домашнее задание: учебник: с.52-55 чит.; т.с.33-34, упр.3,4.

- Вы работали очень активно. Спасибо за урок!


Проводят самооценивание.




Записывают дом.задание.

Листы самооценивания



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.