Урок окружающего мира во 2 классе на тему «Заглянем в кладовые Земли»
Тема: «Заглянем в кладовые Земли»
Цель: формирование представлений о горных породах и минералах.
Задачи:
Образовательные:
формировать представление о камнях как части неживой природы;
познакомить с горными породами и минералами;
учить различать и узнавать горные породы и минералы;
учить различать составные части гранита;
формировать способность узнавать изученные камни на иллюстрациях и в натуральном виде.
Воспитательные:
воспитывать интерес к природе;
воспитывать уважение к одноклассникам, к учителю;
воспитывать уважительное отношение к мнению других.
Развивающие:
развивать ППП: внимание, память, мышление;
развивать мыслительные операции: анализ, классификацию.
Оборудование: компьютер, проектор; учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир, 2 класс» часть 1, рабочая тетрадь А.А.Плешакова «Окружающий мир, 2 класс» часть 1; образцы гранита, слюды, кварца, полевого шпата, тексты, карточки; листы самооценивания.
Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы: словесный (беседа, рассказ), наглядный (презентация, образцы минералов), практический (работа в группах, работа в тетради).
УУД:
Предметные:
иметь представление о камнях как части неживой природы;
знать некоторые горные породы и минералы, понимать разницу между горной породой и минералом;
уметь различать и узнавать горные породы и минералы;
уметь различать и узнавать составные части гранита;
узнавать изученные камни на иллюстрациях и в натуральном виде.
Личностные:
осознавать значение камней в нашей жизни;
делиться эмоционально-эстетическими впечатлениями от восприятия образцов камней;
иметь уважительное отношение к мнению других;
уметь выполнять правила работы в группах на уроке.
Познавательные:
определять основную и второстепенную информацию;
осуществлять выделение необходимой информации;
осмысливать прочитанную информацию, услышанную от учителя информацию.
Регулятивные:
уметь самостоятельно формулировать тему урока, удерживать учебную задачу;
уметь действовать по инструкции учителя, отвечать по поднятой руке, не выкрикивать;
иметь навыки самоконтроля.
Коммуникативные:
уметь участвовать в диалоге, работать в парах;
уметь слушать и слышать одноклассников;
уметь формулировать свою точку зрения, озвучивать и отстаивать её.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Примечание |
I. Организаиионный | Приветствие, проверка готовности к уроку. - Здравствуйте, ребята. - Проверьте готовность к уроку. На столах у вас должны лежать учебники по окружающему миру, тренажёр, дневник и пенал. Все готовы? Проверка домашнего задания. - О чём мы говорили на прошлом уроке? - Назовите известные вам созвездия. Мотивация учебной деятельности. - Мы изучили небо. А теперь с небес спустимся на землю. - Чтобы узнать, что интересное есть под землёй, мы заглянем в кладовые земли.
| Дети встают, здороваются, проверяют готовность к уроку и садятся. - О звёздном небе. - Орион, Лев, Лебедь, Медведица. | |
II. Основной | Загадки. – Давайте для начала отгадаем загадки. Этот мастер белый-белый В школе не лежит без дела: Пробегает по доске, Оставляет белый след. (МЕЛ)
Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройке, и на пляже, Он и в стекле расплавлен даже. (ПЕСОК) Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу - Она понадобится сразу. (ГЛИНА) - Мел, песок, глина - это горные породы. Так их назвали ученые. Как вы думаете, где можно встретить горные породы? - Из горных пород сложены не только горы, но и равнины, дно водоемов, то есть вся твердая оболочка земли до глубины 30–40 километров и более. - Горные породы состоят из минералов. Вы видите примеры минералов на слайде. Минералами, например, являются гипс, золото, серебро, кварц и другие. -А есть такие минералы, с которыми мы сталкиваемся ежедневно. - Возьмите в руки простой карандаш. Рассмотрите его стержень. Этот минерал называется графит. Кстати, вы знаете, какой минерал состоит из того же вещества, что и графит? - Алмаз. Представляете? Такой чёрный графит и сверкающий алмаз имеют одинаковый состав. - Минералом также является обычная поваренная соль, которая у каждого найдется дома на кухне. Целеполагание. - Сегодня, ребята, мы будем изучать одну из горных пород и минералы, из которых она состоит. Чтобы узнать, о какой горной породе пойдёт речь, отгадайте загадку. Он очень прочен и упруг, Строителям – надёжный друг. Дома, ступени, постаменты Красивы будут и заметны. (ГРАНИТ) - Откройте учебники, прочитайте тему урока и первые две задачи, на которые указывает муравьишка. Демонстрация образцов. - Сегодня, как вы можете увидеть на странице учебника, у нас будет практическая работа. Для начала я хочу показать вам коллекцию образцов, которые мы будем изучать на уроке. Правила обращения с образцами. - Перед тем, как приступить к работе, я хочу напомнить вам правила обращения с коллекционным материалом, то есть с гранитом и минералами. 1) Нельзя держать в руках длительное время. Ваш образец будет лежать перед вами, можете его рассматривать, АККУРАТНО подержать, но НЕ перекладывать из рук в руки. 2) Нельзя подбрасывать образцы, стучать по ним, бить их об стол. 3) Помните, что образцы – это очень ценные и очень дорогие материалы, обращайтесь с ними бережно! Практическая работа в группах. - Работать будем в составе четырёх групп, по 7 человек в каждой. Каждая группа получит сою горную породу или минерал, интересную информацию об этом образце и карточку. Вам необходимо рассмотреть образец, прочитать текст и выписать необходимые данные в карточку. Затем вы выйдете перед классом и расскажете о своём образце. - Что вам больше всего запомнилось о граните/шпате/кварце/слюде? - Какой вывод можем сделать? Чем отличается горная порода от минералов? Работа в тренажёрах. - Откройте свои тренажёры на стр.32. Давайте заполним схему «Состав гранита». Физкультминутка Раз! Подняться, потянуться. Два! Согнуться, разогнуться. Три! В ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре — руки шире. Пять — руками помахать. Шесть — за парту тихо сесть. - Давайте выполним второе задание. Посмотрите на слайд вы можете написать несколько названий любых горных пород. | - Мел. - Песок. - Глина. - В горах. Рассматривают стержни карандашей. Делают предположения. - Гранит. - Тема урока – «Заглянем в кладовые Земли». Задачи: узнать, что такое горные породы и минералы; научиться различать составные части гранита. Рассматривают образцы. Слушают правила обращения с образцами. Выполняют практическую работу. Ответы детей. Горная порода – это смесь минералов, а минерал – чистое вещество, составная часть горной породы. Работают в тренажёрах. Выполняют упражнения. | Слайд 1. Слайд 2. Слайд 3. Слайд 4. Слайд 5. Слайд 6. Учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир, 2 класс» часть 1 Стр.52 Образцы гранита, слюды, кварца, полевого шпата Слайд 7. Образцы, тексты, карточки Рабочая тетрадь А.А.Плешакова «Окружающий мир, 2 класс» часть 1 Стр.32 Стр. 33 |
III. Закрепление и обобщение | Беседа. - Какова была тема нашего урока? - Какие задачи мы перед собой поставили? - Нам удалось их выполнить? - Какую горную породу изучали? - Из каких минералов состоит гранит? - Чем горная порода отличается от минералов? - Какой факт вам больше всего понравился, запомнился? | - Заглянем в кладовые земли. Озвучивают задачи. - Да. - Гранит. - Кварц, слюда, полевой шпат. Ответы детей. | |
IV. Заключительный | Рефлексия. - Сейчас я предлагаю вам оценить то, как вы поработали в группах на сегодняшнем уроке. У вас на партах лежат листы самооценивания навыков сотрудничества. Вам необходимо поставить + напротив того утверждения, которое вы для себя считаете верным. Домашнее задание. - Давайте запишем домашнее задание: учебник: с.52-55 чит.; т.с.33-34, упр.3,4. - Вы работали очень активно. Спасибо за урок! | Проводят самооценивание. Записывают дом.задание. | Листы самооценивания |