Доклад «Индивидуальная образовательная траектория — персональный путь развития одаренности младшего школьника»
Траектория индивидуального развития Андрюнкина А.К.
Личностно-ориентированное обучение Часть 1
Личностно-ориентированное обучение Цель дифференциации процесса обучения — обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе овладения им содержания общего образования. Основания дифференциации: • по способностям • по неспособностям • по интересам • по проектируемой профессии
1. Одаренные дети «Ах, эти мне «wunder kinder»! Сколько я их встречал, и сколько раз обманулся! Так они часто летают праздными и ненужными ракетами! Полетит, полетит, светло и красиво, а там и скоро лопнет в воздухе и исчезнет! Нет! Я уже теперь никому и ничему между ними не верю! Пускай наперед вырастут и окрепнут, и докажут, что они не пустой фейерверк!..» Л.Н. Толстой
1. Одаренные дети Действия педагога Тактичное поведение по отношению к ученику. Согласованность действий с его родителями, психологом. Научение приемам саморегуляции. Поддержка. Подробное объяснение логики всех действий. Формирование умения планировать свою деятельность, прогнозировать результат, переключаться с одного вида деятельности на другой. Изучение природы страхов. Поощрение успехов. Проведение тренингов. Согласованность действий с его родителями, психологом. Поощрение успехов. Проведение тренингов. Согласованность действий с его родителями, психологом. Беседа с учеником о терпимости по отношению к другим. Поручение оказать помощь кому-то из товарищей, совместно выполнить какое-либо задание. Поощрение за успехи. Формирование терпимости и скромности. Согласованность действий с его родителями, психологом. Ориентирование на различные способы общения с людьми, близкими по интересам. Включение в новую по форме и содержанию деятельность, организация взаимодействия с ровесниками в той области, которая одаренному ученику кажется незнакомой или неосвоенной Разъяснительная работа. Комментарий к установившимся в обществе правилам и нормам. Проигрывание ситуаций о т обратного. Отрицательные проявления личности одаренного ребенка Повышенная эмоциональность, возбудимость, чувствительность Нетерпеливость Преувеличенные страхи Склонность к самообвинению, пониженная самооценка Предъявление завышенных требований к себе и окружающим Недостаточная общительность со сверстниками, трудности в установлении социальных контактов Неравномерность развития отдельных способностей и личностных свойств Неприязнь к школе, протест против стандартных требований, если они кажутся бессмысленными или не отвечают интересам ребенка
2. Слабоуспевающие ученики Группы неуспевающих школьников Дети с неправильным отношением к учению Дети, усваивающие материал с трудом Дети, у которых не сформированы навыки учебной работы Учащиеся, не умеющие трудиться Дети, у которых отсутствуют познавательные и учебные интересы
2. Слабоуспевающие ученики Действия педагога Повторить объяснение, разбив его на части. Задать вопросы по основным содержательным частям изученного материала, опустив детали Выполнить несколько однотипных заданий, постоянно возвращаясь к тексту этих правил или формул. После тренировки воспроизвести их Разъяснять назначение данных умений, систематично и последовательно отрабатывать каждое умение, обеспечить алгоритмизацию отработки умений навыков. Давать точные предписания по выполнению элементарных операций и действий в определенной последовательности Признаки отставания в учении Затрудняется отвечать на вопросы по тексту Испытывает затруднения в понимании, запоминании, воспроизведении правил Не владеет общеучебными умениями, навыками
Траектория индивидуального развития (теория) Часть 2
Под термином “индивидуализация” в педагогике понимается учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех формах и методах обучения. “Дифференциация” означает учет индивидуальных особенностей в форме, предполагающей группировку учащихся на основании выделения определенных особенностей . Под термином “индивидуализация” в педагогике понимается учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех формах и методах обучения. “Дифференциация” означает учет индивидуальных особенностей в форме, предполагающей группировку учащихся на основании выделения определенных особенностей . Индивидуальная образовательная траектория представляет собой целенаправленную образовательную программу, обеспечивающую ученику позиции субъекта выбора, разработки, реализации образовательного стандарта при осуществлении учителем педагогической поддержки, самоопределения и самореализации.
Как организовать образование учеников по их собственным, но разным траекториям? Первый способ-дифференциация обучения, согласно которой к каждому ученику предлагается подходить индивидуально, дифференцируя изучаемый им материал по степени сложности, направленности или другим параметрам. Для этого учеников обычно делят на группы по типу способные, средние, отстающие. Второй способ предполагает, что собственный путь образования выстраивается для каждого ученика применительно к каждой изучаемой им образовательной области.
При составлении индивидуальной образовательной траектории: учитель создает ученику возможность для выбора, выступая, как консультант и советчик. На уроке учитель учитывает индивидуальные интересы школьников; особенности учебной деятельности; предпочитаемые виды учебных занятий; способы работы с учебным материалом; особенности усвоения учебного материала; виды учебной деятельности; для ученика при составлении индивидуальной траектории самое важное – оценить свои возможности, способности, перспективы, интересы, усилия, которые он предполагает приложить для изучения того или иного материала либо чтобы добиться запланированного результата.
Траектория индивидуального развития (практика) Часть 3
Организационно-педагогические условия Переход ученика на индивидуальную образовательную программу происходит по правилам, которые устанавливает учебное заведение. При этом правила должны предусматривать: оценку педагогическим коллективом готовности ученика к переходу на индивидуальную программу; желание ученика перейти на обучение по индивидуальной программе и осознание им ответственности принимаемого решения; согласие родителей.
Индивидуальная образовательная программа реализуется различными способами: Занятие в классе Групповые занятия Самостоятельное изучение Практика