Методические рекомендации на тему «Мнемотехника как средство развития речевой активности у детей с ЗПР»
Мнемотехника как средство развития речевой активности у детей с ЗПР
Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам
– он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он усвоит их на лету.
К.Д. Ушинский
Задержка психического развития – понятие, сложившееся в 60-е гг. XX столетия и понятие психолого-педагогическое. Оно утверждает наличие отставания в развитии психической деятельности ребенка. ЗПР – обратимое замедление темпа психического развития, оно выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, низкой интеллектуальной целенаправленности, преобладание игровых интересов, быстрой пресыщаемости интеллектуальной деятельностью.
С целью коррекции имеющихся недостатков необходимо прикладывать максимум усилий для развития познавательной деятельности (памяти, внимания, мышления, навыков анализа и синтеза), так как развитие данных процессов у детей с ЗПР, будут способствовать дальнейшему успешному обучению в школе.
Психолого-педагогические исследования указывают на преобладание произвольных форм запоминания над непроизвольными, недостатки продуктивности запоминания, сложности в применении эффективных приемов запоминания, низкий объем запоминания и его последовательность в воспроизведении, а также преобладание конкретно-действенного и наглядно-образного мышления. Именно поэтому использование мнемотехники как вспомогательного приёма при обучении детей в ЗПР является наиболее эффективной.
Мнемоника (или мнемотехника) – это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память, а тем более у детей с ЗПР, познавательная активность которых снижена и мыслительные функции ослаблены. Процесс запоминания при использовании наглядных средств происходит в этом случае непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника помогает развивать …
ассоциативное мышление,
зрительную и слуховую память,
зрительное и слуховое внимание,
воображение связную речь,
мелкую моторику рук.
Более того приемы мнемотехники приводят к …
обогащению словарного запаса,
формированию связной речи.
(Это является крайне необходимым, когда у детей с задержкой психического развития имеется сочетанное нарушение речи).
Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из трёх-четырёх картинок, по которым можно составить предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести стихотворение или даже целый рассказ. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка.
Таким образом, мнемотехника влияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности. Кроме того, мнемосхемы можно использовать для обогащения словарного запаса по какой-то лексической теме, при разучивании стихотворений, скороговорок, отгадывании загадок, при составлении рассказов и для обучения пересказу.
(В качестве иллюстрации представлены авторские примеры использования мнемоники для изучения лексической темы «Посуда»)
Мнемотаблицы на слова
Детям предлагается мнемотаблица на определенное слово по лексической теме. Этот прием служит не только для расширения ассоциативного словаря, развития логического мышления и памяти дошкольников, но и способствует развитию связной речи, так как детям необходимо объяснить, почему тот или иной предмет нарисован в данной клеточке.
Этапы работы с мнемотаблицей на слово:
1. Рассматривание мнемотаблицы.
2. Перекодирование информации.
3. Воспроизведение таблицы по памяти.
Мнемодорожки для составления предложений
Особенностью мнемодорожки является то, что на каждое слово предложения подбирается картинка. Ребенок, отвечая на вопрос взрослого с помощью мнемодорожки, учится использовать правильный порядок слов в предложении, грамматически правильно оформлять его, а также отвечать на вопрос полным предложением.
Мнемотаблицы для заучивания стихотворений, скороговорок, загадок.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для ребят дошкольного возраста, так как у дошкольников преобладает наглядно-образная память, запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Сначала воспитатель подбирает стихотворение и опорные картинки к нему. Картинки должны быть яркими и узнаваемыми. При чтении стихотворения картинки выставляются на доску. Затем, после чтения стихотворения воспитателем, дети воспроизводят это стихотворение по опорным картинкам.
Этапы работы с мнемотаблицей для заучивания стихотворения:
1. Воспитатель выразительно читает стихотворение.
2. Воспитатель объясняет ребенку смысл трудных слов. Ребенок повторяет их.
3. Воспитатель сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
4. Воспитатель задает вопросы по содержанию стихотворения, помогает ребенку уяснить основную мысль.
5. Воспитатель читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Вот большой стеклянный чайник
Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни – разобьются.
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос.
Он посуду нам принес.
Н. Нищева
Машина каша
Маша каши наварила,
Маша кашей всех кормила.
Положила Маша кашу
Кошке – в чашку,
Жучке – в плошку,
А коту – в большую ложку.
В миску курицам, цыплятам
И в корытце поросятам.
Всю посуду заняла,
Все до крошки раздала.
Н. Нищева
Мы посуду с братом мыли
Мы посуду с братом мыли,
На пол миску уронили,
И накрыла миска та
сверху нашего кота!
Кот тихо-онько
полз от страха,
получилась...
черепаха!
Т. Ситникова
Мыть посуду – не пустяк
Блюдца мокрые скользят,
Ложки, падая, звенят,
Помогая нашей маме,
Мы посуду моем сами.
Сами чашки вытираем,
Сами ставим их на полки,
Сами дружно подбираем
На полу потом… осколки.
Т. Петухова
Посуда
Чисто вымыта посуда:
Миска, сахарница, блюдо.
Вилка, блюдце, чашка, ложка,
Нож, кастрюля, кружка, плошка.
Т. А. Куликовская
Для чего нужна посуда?
Посмотри-ка, вот посуда:
Чайник, нож, кастрюля, блюдо,
Чашка, блюдце, ложка, вилка,
Сковородка и бутылка.
Для чего, скажи, она
Нам с тобою так нужна?
Чтобы жарить и варить,
Чтобы кушать, чтобы пить!
Л. Смирнова, С. Овчинников
Сахарница
Сахарница, сахарница –
Крендельками ручки!
Мы за эту сахарницу
Получили взбучку.
Жалко, что у сахарницы
Ручка отвалилась.
Но зато из сахарницы
Чашка получилась!
И. Шевчук
* * * * *
Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой.
Ждет лошадка у ворот –
Открывай пошире рот (ложка).
* * * * *
Чайника подружка
Имеет два ушка.
Варит кашу, суп для Юли.
И зовут её … (кастрюля).
* * * * *
И оладьи, и омлет,
И картошку на обед,
А блины – вот это да!
Жарит всё … (сковорода).
* * * * *
По моей тарелке
Лодочка плывёт.
Лодочку с едою
Отправляю в рот (ложка).
Мнемотаблицы для составления описательных рассказов
Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он должен начать, как продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием определенных символов, обозначающих различные признаки предметов. Например:
– знак вопроса – название предмета или объекта;
– форма – называют, какую форму имеет сам предмет или его части;
– величина – рисуют два предмета контрастной величины;
– цвет – дети рисуют цветовые пятна;
– контур из деталей предмета – обозначаются детали предмета, ребенок должен назвать, из каких деталей состоит предмет;
– рука – какие действия совершают с этим предметом, что можно приготовить, например: из яблок можно сварить яблочный компот, варенье, испечь яблочный пирог;
– человек – для чего объект нужен человеку, каким образом человек о нем заботится (если это живое существо или растение), или как человек использует его (если это неодушевленный предмет).
Этапы работы с мнемотаблицей для составления описательного рассказа:
1. Рассматривание мнемотаблицы.
2. Беседа по содержанию условных обозначений, каждому пункту плана.
3. Составление описательного рассказа по мнемотаблице воспитателем.
4. Составление описательного рассказа по мнемотаблице ребенком.
Мнемотаблицы для пересказа
На начальных этапах обучения пересказу можно использовать иллюстрированные панно и опорные картинки, затем иллюстрации следует заменить условными схемами, которые помогают детям учиться составлять план пересказа. На более поздних этапах можно использовать простые рисунки-схемы, которые составляют сами дошкольники.
Этапы работы с мнемотаблицей для пересказа текста:
1. Воспитатель объясняет ребенку смысл трудных слов. Ребенок повторяет их.
2. Чтение текста воспитатель с демонстрацией сюжетной картины.
3. Беседа по содержанию текста.
4. Повторное чтение текста воспитателем с установкой на пересказ с опорой на мнемотаблицу.
5. Пересказ рассказа ребенком с опорой на мнемотаблицу.
Разбитая чашка
Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видал. Отец пришел и спросил: «Кто разбил?» Мальчик затрясся от страха и сказал: «Я». Отец сказал: «Спасибо, что правду сказал».
Л. Толстой.
В результате использования таких приемов мнемотехники у детей:
расширяется круг знаний об окружающем мире;
появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок;
словарный запас выходит на более высокий уровень;
дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Использованные источники:
Омельченко Л. Познавательно-речевое развитие дошкольников. М.: Учитель, 2015.
Ткаченко Т.А. Наглядно-дидактическое пособие «Составление описательных рассказов по опорным схемам» Метод. руководство, картинный комплект. М.: Книголюб, 2005.
Тихомирова Л.Ф. ''Познавательные способности детей 5-7 лет''. М. 2005
Картинки - https://yandex.ru/images/
Ефимова Алла Ивановна
Аладышева Татьяна Петровна
Родионова Татьяна
Дементьева Ирина Михайловна
Янакова Ольга Александровна
Дементьева Ирина Михайловна
Порошина Ольга Анатольевна
Янакова Ольга Александровна
Елена Гаврииловна Гончарова
Янакова Ольга Александровна
Акманова Наиля Ахмадулловна
Янакова Ольга Александровна
Шабанова Алёна
Янакова Ольга Александровна
Сафонова Ирина Александровна
Янакова Ольга Александровна