Занятие кружка «Мир под микроскопом» на тему «Примеры объектов изучения разнообразия и особенностей строения растений с применением микроскопа»
Персональный сайт - Занятия «Мир под микроскопом» (ucoz.ru)
Пояснительная записка
Занятие кружка «Мир под микроскопом» 1год обучения
Возраст: 10-15лет
Направленность: естественнонаучная
Тип занятия: Комплексное применение знаний
Форма обучения: заочная (с применением информационно-коммуникативных технологий, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий)
Занятие разработано: по Дополнительно общеобразовательной (общеразвивающая) программе «Мир под микроскопом» Составитель: канд. биол. наук, доцент Габдулинова Камиля Гапбасовна
Основой занятия – Является просмотром видео лекций, презентации, самостоятельное выполнение заданий, обобщающее тестирование.
Необходимые технические средства: выход в интернет, ноутбук. смартфон, микроскоп.
Методы и приемы: репродуктивные, интерактивные, частично-поисковые, исследовательские, наглядные, диалоговый.
Деятельность обучающихся: индивидуальная, парная
Технологии: ИКТ, личностно-ориентированная, здоровье сберегающая.
Основные принципы при проведении занятия:
не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального фона занятия;
создание условий для общения учащихся как основы внутренней мотивации к учению;
уважительное отношение к детскому знанию и незнанию;
оценка не только знаний, но и стремления к ним, находчивости;
Цель– создание условий для формирования склонности обучающихся для самостоятельного приобретение недостающих знаний из разных источников эффективного использования ресурсов ДОД. .
Задачи:
Образовательные: (ориентированные на достижение предметных результатов):
-развивать самостоятельность при ведении учебно-познавательной деятельности.
- знакомить с многообразием микроскопов, устройством и правилами работы с ними (на примере цифрового микроскопа).
- обучать технике изготовления микропрепаратов; способам фиксирования результатов наблюдений в виде фото и видео, выполненных с помощью цифрового микроскопа.
- сформировать у школьников представление о принципах функционирования микроскопа и об основных методах микроскопирования;
Развивающие: (ориентированные на метапредметные результаты образования):
- развить способности аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемую информацию;
-формировать навык работы со справочной научной и научно - популярной литературой (поиск и отбор необходимого материала).
- развивать у обучающихся представления и понятий об объектах и явлениях окружающего мира (неживой и живой природы, а также предметах, изготовленных людьми) в процессе работы с цифровым микроскопом.
Воспитательные: (ориентированные на личностные результаты):
- воспитание бережного отношения к природе через осознание неповторимости и своеобразия природных объектов и явлений в процессе их изучения с помощью микроскопа.
- развитие эмоциональной сферы и восприятия, сохранение чувства удивления, восхищения открывающимися гранями красоты природы при созерцании микромира.
Презентация Примеры объектов
PPTX / 39.03 Мб
Примеры объектов изучения разнообразия
DOCX / 19.09 Мб
Выявить и проанализировать особенности использования растительных объектов в практическом курсе
«Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки»
В многоклеточном организме клеток много, они разные по форме, размерам, функциям. Во всех живых клетках идут сходные процессы: питание, дыхание, обмен веществ, рост и деление (размножение) клетки.
Нормальный ход процессов жизнедеятельности зависит от благоприятных условий среды, где произрастает растение. Объектом исследования выступает в данном случае препарат кожицы лука. На данном препарате хорошо видно плотную прозрачную оболочку, поры, цитоплазму – живое бесцветное вязкое вещество, ядро, ядрышко, вакуоли, клеточный сок, в котором могут содержаться красящие вещества. В цитоплазме клетки находятся многочисленные тельца – пластиды, при большом увеличении микроскопа хорошо они хорошо видны. У цветковых растений пластиды могут иметь разный цвет: желтый, бесцветный, оранжевый. Так, например, зеленые пластиды называются хлоропластами. При изучении темы «Клетка» учащимся можно предложить приготовить и рассмотреть микропрепараты органов некоторых комнатных растений. Опыт показывает, что учащиеся успешно справляются с этими работами. Их проведение способствует углублению знаний учащихся о клеточном строении органов растений, а также выработке умений приготовления временных микропрепаратов и их изучения под микроскопом. Для того, чтобы подвести учащихся к выводу о том, что все органы растения имеют клеточное строение, необходимо рассмотреть микропрепараты листа, стебля, корня, цветка. При этом следует учитывать, что их приготовление не должно занимать много времени и требовать сложных манипуляций.
Удобными объектами исследования являются листья валлиснерии элодеи, так как у последней листья состоят из двух слоев клеток.
Корни водных растений валлиснерии, водокраса и пистии сравнительно тонкие, поэтому удобны для приготовления микропрепаратов.
Удобными объектами для сравнительной характеристики ткани являются такие объекты, как черешки листа бегонии, стебель бальзамина и др. Важно также обратить внимание учащихся на то, что форма клеток и их размеры, строение у разных органов одного растения и, тем более, у разных растительных организмов сильно различаются. Это поможет в дальнейшем сформировать у учащихся отличительные особенности различных тканей и органов, связанных с различными функциями.
Клетки образуют особые ткани и органы растений, которые формируют тело растения, придают ему упругость и прочность, образуют защитные внешние покровы, обеспечивают поступление в организм питательных веществ, отвечают за их передвижение и использование. Клетки благодаря способности образовывать ткани соединили все органы растения в одно целое - организм. Жизнедеятельность организма полностью зависит от жизнедеятельности его клеток и тканей.
Крахмал картофельный (водная эмульсия) под микроскопом высокого разрешения
ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ. КЛЕТКИ ПОД МИКРОСКОПОМ
Одноклеточные водоросли под микроскопом
Информационные источники
Одноклеточные водоросли
Крахмал картофельный (водная эмульсия) под микроскопом высокого разрешения
ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ. КЛЕТКИ ПОД МИКРОСКОПОМ
Одноклеточные водоросли под микроскопом
https://youtu.be/YzuMfhuyXRQ
Лабораторный практикум по зоологии позвоночных: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. зав. / В.М. Константинов, С.П.Шаталова, В.Г.Бабенко и др. / Под ред. В.М.Константинова. - М.: Академия, 2004. - 272 с.
Практикум по систематике растений и грибов: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Г.Еленевский, М.П.Соловьева, Н.М.Ключникова и др.; Под ред. А.Г.Еленевского. - М.: Академия, 2004. - 160 с.
Степанян, Е.Н. Лабораторные занятия по зоологии с основами экологии: Учеб. пособие для студ. высш. пед учеб. заведений. / Е.Н.Степанян, Е.М. Алексахина. - М.: Академия, 2001. - 120 с.
Шарова, И.Х. Зоология беспозвоночных: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / И.Х. Шарова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 592с.
Хржановский, В.Г. Практикум по курсу общей ботаники: Учеб. пособие. / В.Г.Хржановский, С.Ф Пономарева. - М.: Высш. школа, 1979. - 422 с.
Литература для учащихся и учебная литература
Гуриков В.А. Становление прикладной оптики / В.А.Гуриков. - М.: Наука, 1983 - 188с.
Мазур, О. Ч. Невидимый мир / О. Ч. Мазур., 2015. - 96с.
Мазур, О.Ч. Удивительный микроскоп. Иллюстрированный путеводитель / О.Ч.Мазур. - М.Эксмо, 2018 - 96с.
Толанский, С. Революция в оптике / С.Толанский. - М.: Мир, 1971- 223 с.
Литература для родителей:
Мазур, О. Ч. Невидимый мир / О. Ч. Мазур. 2015. -96с.
Толанский, С. Революция в оптике / С.Толанский. - М.: Мир, 1971223 с.
Информационно-коммуникативные технологии познания окружающего мира в начальной школе (Цифровые средства наблюдения и фиксации в курсе «Окружающий мир») / авт.-сост. Т. Р. Кулиджи, В. В. Хрущева. - Новосибирск:, 2013.