Занятие кружка «Мир под микроскопом» на тему «Органы цветковых растений: корень, стебель, лист»
Занятие № 25-28. Тема «Органы цветковых растений: корень, стебель, лист »
Персональный сайт - Занятия «Мир под микроскопом» (ucoz.ru)
Пояснительная записка
Занятие кружка «Мир под микроскопом» 1год обучения
Возраст: 10-15лет
Направленность: естественнонаучная
Тип занятия: Комплексное применение знаний
Форма обучения: заочная (с применением информационно-коммуникативных технологий, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий)
Занятие разработано: по Дополнительно общеобразовательной (общеразвивающая) программе «Мир под микроскопом» Составитель: канд. биол. наук, доцент Габдулинова Камиля Гапбасовна
Основой занятия – Является просмотром видео лекций, презентации, самостоятельное выполнение заданий, обобщающее тестирование.
Необходимые технические средства: выход в интернет, ноутбук. смартфон, микроскоп.
Методы и приемы: репродуктивные, интерактивные, частично-поисковые, исследовательские, наглядные, диалоговый.
Деятельность обучающихся: индивидуальная,парная
Технологии: ИКТ, личностно-ориентированная, здоровье сберегающая.
Основные принципы при проведении занятия:
не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального фона занятия;
создание условий для общения учащихся как основы внутренней мотивации к учению;
уважительное отношение к детскому знанию и незнанию;
оценка не только знаний, но и стремления к ним, находчивости;
Цель– создание условий для формирования склонности обучающихся для самостоятельного приобретение недостающих знаний из разных источников эффективного использования ресурсов ДОД. .
Задачи:
Образовательные: (ориентированные на достижение предметных результатов):
-развивать самостоятельность при ведении учебно-познавательной деятельности.
- знакомить с многообразием микроскопов, устройством и правилами работы с ними (на примере цифрового микроскопа).
- обучать технике изготовления микропрепаратов; способам фиксирования результатов наблюдений в виде фото и видео, выполненных с помощью цифрового микроскопа.
- сформировать у школьников представление о принципах функционирования микроскопа и об основных методах микроскопирования;
Развивающие: (ориентированные на метапредметные результаты образования):
- развить способности аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемую информацию;
-формировать навык работы со справочной научной и научно - популярной литературой (поиск и отбор необходимого материала).
- развивать у обучающихся представления и понятий об объектах и явлениях окружающего мира (неживой и живой природы, а также предметах, изготовленных людьми) в процессе работы с цифровым микроскопом.
Воспитательные: (ориентированные на личностные результаты):
- воспитание бережного отношения к природе через осознание неповторимости и своеобразия природных объектов и явлений в процессе их изучения с помощью микроскопа.
- развитие эмоциональной сферы и восприятия, сохранение чувства удивления, восхищения открывающимися гранями красоты природы при созерцании микромира.
Микроскопическое строение корня
Презентация внутреннее строение корня
Внутреннее строение корня
PPTX / 25.21 Мб
Презентация внутреннее строение стебля
Презентация внутреннее строение стебля
PPTX / 2.46 Мб
Презентация внутреннее строение листа
Презентация внутреннее строение листа
PPT / 2.7 Мб
Практическая работа «Органы цветковых растений: корень, стебель, лист»
Задание 1. Наблюдение с помощью цифрового микроскопа строения кончика корня лука (использование временных или постоянных микро- препаратов).
Рассмотрите кончик корня лука при малом увеличении. На самом кон- чике виден корневой чехлик, над ним – зоны деления и растяжения. Далее расположен участок корня – зона всасывания, покрытый корневыми волос- ками- маленькими в начале зоны и все более длинными по мере приближе- ния к следующей зоне. Место, где происходит отмирание корневых волос- ков, является началом зоны проведения.
Сфотографируйте кончик корня, сделайте обозначения: корневой чехлик, зона деления, зона растяжения, зона корневых волосков, зона проведения.
Задание 2. Определение с помощью цифрового микроскопа возраста дерева (липы) по годичным кольцам (использование постоянных микро- препаратов).
Рассмотрите при малом увеличении поперечный срез стебля древес- ного растения липы. Древесина липы, как и у сосны, представлена годич- ными кольцами. Они образуются в результате неоднородного строения дре- весины. Весенняя древесина имеет светлую окраску и образует широкое кольцо, летне-осенняя древесина имеет темную окраску и образует тонкое кольцо. Светлое и темное кольца и будут составлять годичное кольцо, то есть год жизни дерева.
Определите возраст липы с помощью подсчета годичных колец.
Выполните фото поперечного среза стебля липы, на подписи укажите возраст растения.
Задание 3. Изучение с помощью цифрового микроскопа поперечного среза листа камелии с использованием постоянных микропрепаратов.
При малом увеличении видно, что лист снаружи покрыт эпидермой (кожицей). Между верхней и нижней эпидермой находится ткань, которая состоит из клеток, содержащих хлорофилл, Это мезофилл листа. В хлоро- филлоносных клетках мезофилла происходит фотосинтез. Между клет- ками мезофилла на некотором расстоянии друг от друга расположены про- водящие пучки (жилки листа на поперечном срезе).
При большом увеличении можно видеть, что клетки мезофилл листа неоднородны. У верхней эпидермы клетки имеют вытянутую форму, плотно сомкнуты, расположены в два слоя. Это столбчатый мезофилл.
Сфотографируйте лист камелии на поперечном срезе на малом увели- чении. На фото укажите: эпидерму, мезофилл, проводящие пучки
Задание 4. Выводы по результатам наблюдений.
Литература для педагога
Лабораторный практикум по зоологии позвоночных: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. зав. / В.М. Константинов, С.П.Шаталова, В.Г.Бабенко и др. / Под ред. В.М.Константинова. - М.: Академия, 2004. - 272 с.
Практикум по систематике растений и грибов: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Г.Еленевский, М.П.Соловьева, Н.М.Ключникова и др.; Под ред. А.Г.Еленевского. - М.: Академия, 2004. - 160 с.
Степанян, Е.Н. Лабораторные занятия по зоологии с основами экологии: Учеб. пособие для студ. высш. пед учеб. заведений. / Е.Н.Степанян, Е.М. Алексахина. - М.: Академия, 2001. - 120 с.
Шарова, И.Х. Зоология беспозвоночных: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / И.Х. Шарова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 592с.
Хржановский, В.Г. Практикум по курсу общей ботаники: Учеб. пособие. / В.Г.Хржановский, С.Ф Пономарева. - М.: Высш. школа, 1979. - 422 с.
Литература для учащихся и учебная литература
Гуриков В.А. Становление прикладной оптики / В.А.Гуриков. - М.: Наука, 1983 - 188с.
Мазур, О. Ч. Невидимый мир / О. Ч. Мазур., 2015. - 96с.
Мазур, О.Ч. Удивительный микроскоп. Иллюстрированный путеводитель / О.Ч.Мазур. - М.Эксмо, 2018 - 96с.
Толанский, С. Революция в оптике / С.Толанский. - М.: Мир, 1971- 223 с.
Литература для родителей:
Мазур, О. Ч. Невидимый мир / О. Ч. Мазур. 2015. -96с.
Толанский, С. Революция в оптике / С.Толанский. - М.: Мир, 1971223 с.
Информационно-коммуникативные технологии познания окружающего мира в начальной школе (Цифровые средства наблюдения и фиксации в курсе «Окружающий мир») / авт.-сост. Т. Р. Кулиджи, В. В. Хрущева. - Новосибирск:, 2013.
Ильина Оксана Геннадьевна
Медведева Татьяна Александровна