Занятие кружка «Мир под микроскопом» на тему «Органы цветковых растений: корень, стебель, лист»

16
2
Материал опубликован 3 December 2021 в группе

Занятие № 25-28. Тема «Органы цветковых растений: корень, стебель, лист »

Персональный сайт - Занятия «Мир под микроскопом» (ucoz.ru)

Пояснительная записка

Занятие кружка «Мир под микроскопом» 1год обучения

Возраст: 10-15лет

Направленность: естественнонаучная

Тип занятия: Комплексное применение знаний

Форма обучения: заочная (с применением информационно-коммуникативных технологий, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий)

Занятие разработано: по  Дополнительно общеобразовательной (общеразвивающая) программе «Мир под микроскопом» Составитель: канд. биол. наук, доцент Габдулинова Камиля Гапбасовна

Основой занятия – Является просмотром видео лекций, презентации, самостоятельное выполнение заданий, обобщающее тестирование.

 Необходимые технические средства: выход в интернет, ноутбук. смартфон, микроскоп.

Методы и приемы: репродуктивные, интерактивные, частично-поисковые, исследовательские, наглядные, диалоговый.

 Деятельность обучающихся: индивидуальная,парная

Технологии: ИКТ, личностно-ориентированная, здоровье сберегающая.

Основные принципы при проведении занятия:

не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального фона занятия;

создание условий для общения учащихся как основы внутренней мотивации к учению;

уважительное отношение к детскому знанию и незнанию;

оценка не только знаний, но и стремления к ним, находчивости;

Цель– создание условий для формирования склонности обучающихся для самостоятельного приобретение недостающих знаний из разных источников эффективного использования ресурсов ДОД. .

Задачи:

Образовательные: (ориентированные на достижение предметных результатов):

-развивать самостоятельность при ведении учебно-познавательной деятельности.

- знакомить с многообразием микроскопов, устройством и правилами работы с ними (на примере цифрового микроскопа).

- обучать технике изготовления микропрепаратов; способам фиксирования результатов наблюдений в виде фото и видео, выполненных с помощью цифрового микроскопа.

- сформировать у школьников представление о принципах функционирования микроскопа и об основных методах микроскопирования;

Развивающие: (ориентированные на метапредметные результаты образования):

развить способности аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемую информацию;

-формировать навык работы со справочной научной и научно - популярной литературой (поиск и отбор необходимого материала).

- развивать у обучающихся представления и понятий об объектах и явлениях окружающего мира (неживой и живой природы, а также предметах, изготовленных людьми) в процессе работы с цифровым микроскопом.

Воспитательные: (ориентированные на личностные результаты):

- воспитание бережного отношения к природе через осознание неповторимости и своеобразия природных объектов и явлений в процессе их изучения с помощью микроскопа.

- развитие эмоциональной сферы и восприятия, сохранение чувства удивления, восхищения открывающимися гранями красоты природы при созерцании микромира.

Микроскопическое строение корня

g1638517931.gif

Презентация внутреннее строение корня
Внутреннее строение корня
PPTX / 25.21 Мб

q1638518082.gif

Презентация внутреннее строение стебля


Презентация внутреннее строение стебля
PPTX / 2.46 Мб

Презентация внутреннее строение листа

w1638518227.gif


Презентация внутреннее строение листа
PPT / 2.7 Мб


Практическая работа «Органы цветковых растений: корень, стебель, лист»

Задание 1. Наблюдение с помощью цифрового микроскопа строения кончика корня лука (использование временных или постоянных микро- препаратов).

Рассмотрите кончик корня лука при малом увеличении. На самом кон- чике виден корневой чехлик, над ним – зоны деления и растяжения. Далее расположен участок корня – зона всасывания, покрытый корневыми волос- ками- маленькими в начале зоны и все более длинными по мере приближе- ния к следующей зоне. Место, где происходит отмирание корневых волос- ков, является началом зоны проведения.

Сфотографируйте кончик корня, сделайте обозначения: корневой чехлик, зона деления, зона растяжения, зона корневых волосков, зона проведения.


Задание 2. Определение с помощью цифрового микроскопа возраста дерева (липы) по годичным кольцам (использование постоянных микро- препаратов).

Рассмотрите при малом увеличении поперечный срез стебля древес- ного растения липы. Древесина липы, как и у сосны, представлена годич- ными кольцами. Они образуются в результате неоднородного строения дре- весины. Весенняя древесина имеет светлую окраску и образует широкое кольцо, летне-осенняя древесина имеет темную окраску и образует тонкое кольцо. Светлое и темное кольца и будут составлять годичное кольцо, то есть год жизни дерева.

Определите возраст липы с помощью подсчета годичных колец.

Выполните фото поперечного среза стебля липы, на подписи укажите возраст растения.


Задание 3. Изучение с помощью цифрового микроскопа поперечного среза листа камелии с использованием постоянных микропрепаратов.

При малом увеличении видно, что лист снаружи покрыт эпидермой (кожицей). Между верхней и нижней эпидермой находится ткань, которая состоит из клеток, содержащих хлорофилл, Это мезофилл листа. В хлоро- филлоносных клетках мезофилла происходит фотосинтез. Между клет- ками мезофилла на некотором расстоянии друг от друга расположены про- водящие пучки (жилки листа на поперечном срезе).

При большом увеличении можно видеть, что клетки мезофилл листа неоднородны. У верхней эпидермы клетки имеют вытянутую форму, плотно сомкнуты, расположены в два слоя. Это столбчатый мезофилл.


Здесь в основном и происходит фотосинтез. У нижней эпидермы располо- жены более округлые клетки с крупными межклетниками – это губчатый мезофилл. Ее главная функция – газообмен и транспирация (испарение воды листьями)

Сфотографируйте лист камелии на поперечном срезе на малом увели- чении. На фото укажите: эпидерму, мезофилл, проводящие пучки

Задание 4. Выводы по результатам наблюдений.


Литература для педагога

Лабораторный практикум по зоологии позвоночных: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. зав. / В.М. Константинов, С.П.Шаталова, В.Г.Бабенко и др. / Под ред. В.М.Константинова. - М.: Академия, 2004. - 272 с.

Практикум по систематике растений и грибов: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Г.Еленевский, М.П.Соловьева, Н.М.Ключникова и др.; Под ред. А.Г.Еленевского. - М.: Академия, 2004. - 160 с.

Степанян, Е.Н. Лабораторные занятия по зоологии с основами экологии: Учеб. пособие для студ. высш. пед учеб. заведений. / Е.Н.Степанян, Е.М. Алексахина. - М.: Академия, 2001. - 120 с.

Шарова, И.Х. Зоология беспозвоночных: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / И.Х. Шарова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 592с.

Хржановский, В.Г. Практикум по курсу общей ботаники: Учеб. пособие. / В.Г.Хржановский, С.Ф Пономарева. - М.: Высш. школа, 1979. - 422 с.

Литература для учащихся и учебная литература

Гуриков В.А. Становление прикладной оптики / В.А.Гуриков. - М.: Наука, 1983 - 188с.

Мазур, О. Ч. Невидимый мир / О. Ч. Мазур., 2015. - 96с.

Мазур, О.Ч. Удивительный микроскоп. Иллюстрированный путеводитель / О.Ч.Мазур. - М.Эксмо, 2018 - 96с.

Толанский, С. Революция в оптике / С.Толанский. - М.: Мир, 1971- 223 с.

Литература для родителей:

Мазур, О. Ч. Невидимый мир / О. Ч. Мазур. 2015. -96с.

Толанский, С. Революция в оптике / С.Толанский. - М.: Мир, 1971­223 с.

Информационно-коммуникативные технологии познания окружающего мира в начальной школе (Цифровые средства наблюдения и фиксации в курсе «Окружающий мир») / авт.-сост. Т. Р. Кулиджи, В. В. Хрущева. - Новосибирск:, 2013.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Елена Аркадьевна,спасибо за качественный ресурс!

3 December 2021

Елена Аркадьевна, очень понравилась Ваша работа! Большое спасибо за отличный материал!

5 December 2021