Занятие «Человек. Личность. Я»
Уроки психологии. «Я познаю себя». Цикл тренинговых занятий для воспитанников подросткового возраста.
«Истоки формирования личности человека».
Цель: знакомство с понятием «личность», «человек». Формирование представления о факторах формирования личности человека.
Задачи:
Дать понятие «личность», «человек».
С помощью метода «мозговой штурм» определить факторы формирования личности человека.
Способствовать осознанию основных личностных черт собственной личности и основных причин, которые повлияли на их формирование.
Материал: макет «Человек», листы с заготовленными таблицами, мяч.
Ход занятия
Приветствие. Обсуждение правил работы в группе, цели и темы занятия.
«Рада приветствовать Вас сегодня на нашем первом занятии цикла «Уроки психологии». Цель нашего тренингового «путешествия» - познание себя и своей личности, формирование самоанализа и умения работать с собой. Сегодня, мы познакомимся с понятием «личность», «человек» и что, для них свойственно. Выделим основные факторы формирования личностных черт.
Обсуждение и принятие правил работы в группе:
-Уважение к собеседнику.
-Не говорим параллельно и не перебиваем.
-Активно слушаем.
-Нет оскорблениям и крикам.
-Активность.
-Правило «Рука». Хочешь выразить свое мнение, подними руку.
-Правило пропуска – можно воспользоваться только один раз.
- Наказания придумываем сами.
- Динамическое упражнение «Интуиция».
Цель: формирование положительного настроя на работу, позитивного взаимодействия между воспитанниками.
Инструкция: Воспитанники Вы сейчас будет представлять себя с помощью фраз «У меня есть…», «А у меня нет…» по очереди. Те, кто у кого что-то есть будут составлять первую команду, Те, у кого, нет-вторую. Образуем пары. Сейчас, по команде: «Раз,два, три пальцы покажи, Вы должны выкинуть одинаковое количество пальцев с напарником» Вторая часть задания – необходимое выкинуть (на двоих) определенное количество пальцев, которое скажет ведущий.
Теоретическая часть. Личность и человек. Их определение.
Участникам выдаются карточки с определением и их расшифровкой, которые они должны соотнести между собой (человек, личность, уровни личности – проранжировать от низшего к высшему).Приложение 2
Человек - биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens, наделенное сознанием и особой телесной организацией.
Личность - это человек, обладающий определенным набором психологических свойств, на которых основываются его поступки, имеющие значение для общества; внутреннее отличие одного человека от остальных.
Уровни личности
- первый уровень «низший» - составляют биологические и конституциональные свойства человека, практически не зависящие от социальных факторов (скорость протекания нервных процессов, половые и возрастные свойства и др.);
- второй уровень включает индивидуальные характеристики форм отражения (особенности познавательных процессов: памяти, мышления и т.п.);
- третий уровень представлен индивидуальным социальным опытом человека (знания, навыки, привычки, умения);
- четвертый - высший уровень характеризует направленность личности (убеждения, мировоззрение, идеалы, взгляды, самооценка, особенности характера).
Мозговой штурм «Факторы, влияющие на формирование развития личности»
Для задания потребуется ватман с макетом туловища, воспитанники будут работать по двум группам. Первая группа – будет использовать желтые круг и наклеивать положительные факторы, вторая – красные круги, которые будут символизировать негативные. Общими усилиями, группа будет определять факторы, которые будут фиксировать на ватмане.
Игра – разминка «Придумай».
Каждый участник, с помощью заготовленных бирок, будет отвечать на предъявляемые задания:
Отгадай слово по признакам: круглая, цветная, общая, населенная жизнью…
Придумаю существительные к слову «длинная»
Назови слова –ассоциации к словам: жизнь, дело, враг, лениться
Назови слова-пару обозначающее значение «часть-целое».
Опиши предмет прилагательными, чтобы другие догадались что это. Слово «Школа»
Придумай существительные к слову «Желтый»
Отгадай слово по следующей связи «ткань-платье», ……-дом»
Назови антоним (обратное) слов: круглый-…., глупый-…,сухой -….,
Упражнение «Мои качества». Приложение 1.
Участникам необходимо проанализировать свои личностные особенности и выделить те,качества, которые являются наиболее характерными для него вписать их в столбец «качества», затем оценить, какие факторы и условия сыграли основную роль в их формировании (воспитание, товарищи, родители,школа, соц.среда, спорт и.т.д).
Работа с таблицей
Упражнение «Каким бы я хотел себя видеть в конце года». Цель: Формирование положительного образа позитивных личностных изменений.
На чистых листах написать или нарисовать образ, который участники хотели бы видеть в конце учебного года, т.е. какие личностные и поведенческие изменения должны с ними произойти. Работа индивидуальная.
Завершающее упражнение «Комплимент».
Цель: повышение уровня сплоченности и доверия в коллективе.
Инструкция: необходимо соседу справа сказать комплимент на первую букву имени.
Литература
1.Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками.:Питер, 2008. 272с.
2. Маклаков А.Г. Общая психология.: Питер, 2016. 584с.
Приложение 1
Качество | Фактор | Качество | Фактор |
Положительные | | Положительные | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Отрицательные | | Отрицательные | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Приложение 2
???- биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens, наделенное сознанием и особой телесной организацией.
???-Это человек, обладающий определенным набором психологических свойств, на которых основываются его поступки, имеющие значение для общества; внутреннее отличие одного человека от остальных.
ЛИЧНОСТЬ
ЧЕЛОВЕК
Уровни личности:
-составляют биологические и конституциональные свойства человека, практически не зависящие от социальных факторов (скорость протекания нервных процессов, половые и возрастные свойства и др.);
- включает индивидуальные характеристики форм памяти, мышления и т.п.);
- представлен индивидуальным социальным опытом человека (знания, навыки, привычки, умения);
- характеризует направленность личности (убеждения, мировоззрение, идеалы, взгляды, самооценка, особенности характера).
Отгадай слово по признакам: круглая, цветная, общая, населенная жизнью…
Придумаю существительные к слову «длинная»
Назови слова – ассоциации к словам: жизнь, дело, враг, лениться
Назови слова-пару обозначающее значение «часть-целое».
Опиши предмет прилагательными, чтобы другие догадались что это. Слово «Школа»
Придумай существительные к слову «Желтый»
Отгадай слово по следующей связи «ткань-платье», ……-дом»
Назови антоним (обратное) слово к словам: круглый-…., глупый-…,сухой -….,