Занятие «Человек. Личность. Я»

6
0
Материал опубликован 23 September 2019

Уроки психологии. «Я познаю себя». Цикл тренинговых занятий для воспитанников подросткового возраста.

«Истоки формирования личности человека».

Цель: знакомство с понятием «личность», «человек». Формирование представления о факторах формирования личности человека.

Задачи:

    Дать понятие «личность», «человек».

    С помощью метода «мозговой штурм» определить факторы формирования личности человека.

    Способствовать осознанию основных личностных черт собственной личности и основных причин, которые повлияли на их формирование.

Материал: макет «Человек», листы с заготовленными таблицами, мяч.

Ход занятия

    Приветствие. Обсуждение правил работы в группе, цели и темы занятия.

«Рада приветствовать Вас сегодня на нашем первом занятии цикла «Уроки психологии». Цель нашего тренингового «путешествия» - познание себя и своей личности, формирование самоанализа и умения работать с собой. Сегодня, мы познакомимся с понятием «личность», «человек» и что, для них свойственно. Выделим основные факторы формирования личностных черт.

Обсуждение и принятие правил работы в группе:

-Уважение к собеседнику.

-Не говорим параллельно и не перебиваем.

-Активно слушаем.

-Нет оскорблениям и крикам.

-Активность.

-Правило «Рука». Хочешь выразить свое мнение, подними руку.

-Правило пропуска – можно воспользоваться только один раз.

- Наказания придумываем сами.

- Динамическое упражнение «Интуиция».

Цель: формирование положительного настроя на работу, позитивного взаимодействия между воспитанниками.

Инструкция: Воспитанники Вы сейчас будет представлять себя с помощью фраз «У меня есть…», «А у меня нет…» по очереди. Те, кто у кого что-то есть будут составлять первую команду, Те, у кого, нет-вторую. Образуем пары. Сейчас, по команде: «Раз,два, три пальцы покажи, Вы должны выкинуть одинаковое количество пальцев с напарником» Вторая часть задания – необходимое выкинуть (на двоих) определенное количество пальцев, которое скажет ведущий.

    Теоретическая часть. Личность и человек. Их определение.

Участникам выдаются карточки с определением и их расшифровкой, которые они должны соотнести между собой (человек, личность, уровни личности – проранжировать от низшего к высшему).Приложение 2

Человек - биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens, наделенное сознанием и особой телесной организацией.

Личность - это человек, обладающий определенным набором психологических свойств, на которых основываются его поступки, имеющие значение для общества; внутреннее отличие одного человека от остальных.

Уровни личности

- первый уровень «низший» - составляют биологические и конституциональные свойства человека, практически не зависящие от социальных факторов (скорость протекания нервных процессов, половые и возрастные свойства и др.);

- второй уровень включает индивидуальные характеристики форм отражения (особенности познавательных процессов: памяти, мышления и т.п.);

- третий уровень представлен индивидуальным социальным опытом человека (знания, навыки, привычки, умения);

- четвертый - высший уровень характеризует направленность личности (убеждения, мировоззрение, идеалы, взгляды, самооценка, особенности характера).

    Мозговой штурм «Факторы, влияющие на формирование развития личности»

Для задания потребуется ватман с макетом туловища, воспитанники будут работать по двум группам. Первая группа – будет использовать желтые круг и наклеивать положительные факторы, вторая – красные круги, которые будут символизировать негативные. Общими усилиями, группа будет определять факторы, которые будут фиксировать на ватмане.

    Игра – разминка «Придумай».

Каждый участник, с помощью заготовленных бирок, будет отвечать на предъявляемые задания:

    Отгадай слово по признакам: круглая, цветная, общая, населенная жизнью…

    Придумаю существительные к слову «длинная»

    Назови слова –ассоциации к словам: жизнь, дело, враг, лениться

    Назови слова-пару обозначающее значение «часть-целое».

    Опиши предмет прилагательными, чтобы другие догадались что это. Слово «Школа»

    Придумай существительные к слову «Желтый»

    Отгадай слово по следующей связи «ткань-платье», ……-дом»

    Назови антоним (обратное) слов: круглый-…., глупый-…,сухой -….,

    Упражнение «Мои качества». Приложение 1.

Участникам необходимо проанализировать свои личностные особенности и выделить те,качества, которые являются наиболее характерными для него вписать их в столбец «качества», затем оценить, какие факторы и условия сыграли основную роль в их формировании (воспитание, товарищи, родители,школа, соц.среда, спорт и.т.д).

Работа с таблицей

    Упражнение «Каким бы я хотел себя видеть в конце года». Цель: Формирование положительного образа позитивных личностных изменений.

На чистых листах написать или нарисовать образ, который участники хотели бы видеть в конце учебного года, т.е. какие личностные и поведенческие изменения должны с ними произойти. Работа индивидуальная.

    Завершающее упражнение «Комплимент».

Цель: повышение уровня сплоченности и доверия в коллективе.

Инструкция: необходимо соседу справа сказать комплимент на первую букву имени.

Литература

1.Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками.:Питер, 2008. 272с.

2. Маклаков А.Г. Общая психология.: Питер, 2016. 584с.
























Приложение 1



Качество

Фактор

Качество

Фактор

Положительные


Положительные






























































Отрицательные


Отрицательные














































Приложение 2

???- биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens, наделенное сознанием и особой телесной организацией.

???-Это человек, обладающий определенным набором психологических свойств, на которых основываются его поступки, имеющие значение для общества; внутреннее отличие одного человека от остальных.

ЛИЧНОСТЬ

ЧЕЛОВЕК

Уровни личности:

-составляют биологические и конституциональные свойства человека, практически не зависящие от социальных факторов (скорость протекания нервных процессов, половые и возрастные свойства и др.);
- включает индивидуальные характеристики форм памяти, мышления и т.п.);
- представлен индивидуальным социальным опытом человека (знания, навыки, привычки, умения);
- характеризует направленность личности (убеждения, мировоззрение, идеалы, взгляды, самооценка, особенности характера).



    Отгадай слово по признакам: круглая, цветная, общая, населенная жизнью…

    Придумаю существительные к слову «длинная»

    Назови слова – ассоциации к словам: жизнь, дело, враг, лениться

    Назови слова-пару обозначающее значение «часть-целое».

    Опиши предмет прилагательными, чтобы другие догадались что это. Слово «Школа»

    Придумай существительные к слову «Желтый»

    Отгадай слово по следующей связи «ткань-платье», ……-дом»

    Назови антоним (обратное) слово к словам: круглый-…., глупый-…,сухой -….,

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.