12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
рузанна37

Открытый урок на тему: 

«Человек в социальном измерении».

«Человек среди людей».

Цели:

подвести к пониманию особенностей формирования личности и индивидуальных качеств человека;

продолжить формирование умений работать с текстом учебника, делать выводы;

воспитывать в себе стремление развивать в себе такие качества, как целеустремлённость, воля, старательность, терпеливость, настойчивость.

Основные понятиячеловек, личность,  сильная личность, индивид, индивидуальность.

Оборудование: учебник Л.Н. Боголюбов, 2013 г. ИКТ

Ход урока:

I. Организационный момент.

II Актуализация знаний по теме «Человек в социальном измерении»

прочитать параграф 1-5.

выполнить задания в классе и дома - все (устно),

 нарисовать рисунок на тему:

«Чем человек отличается от животного». (краткий рассказ рисунка)

 III. Изучение нового материала.

План:

Что такое личность?

Индивидуальность – плохо или хорошо?

Сильная личность – какая она?

Работа с учебником стр.8 «Обсудим вместе».

Здравствуйте, садитесь! Ребята, сегодня мы с вами вспомним и повторим все, что мы изучили по теме «Человек среди людей», «Человек в социальном измерении» для этого в течении всего урока мы будем выполнять различные задания.

2. Повторение и закрепление:

Человек кто он такой? – существо социальное (общественное).

Он растёт и развивается среди людей, в человеческом обществе. Семья, школа, сначала детское, а затем и взрослое общество, игра, труд, учение – все, что окружает человека, влияет на него, воспитывает в нём определённые качества.

 личности.

Что же такое личность? (отвечают дети) Стр.8.

  1. Личность  это совокупность качеств человека, которые приобретаются им в процессе жизни в обществе, в деятельности и общении с другими людьми.

Личность  это человек носитель, каких либо качеств, свойств.

Личность изучается разными науками. 

Какими? (психология, социология, философия, история). 

Психологи называют личность вершиной всех качеств человека т.к. только личность обладает сознанием.

Что же такое сознание? (отвечают дети)

Сознание – отношение человека к миру, понимание того, что он делает, как живёт, о чём мечтает. Сознание позволяет человеку заниматься различной деятельностью, вступать в общение с другими людьми.

Когда говорят о личности имеют ввиду особенные качества и способности, характерные черты, позволяющие представить целость  личности.

Когда о человеке можно сказать, что он личность?

Понимание человека самого себя, отделение своего «я» от других людей;

способность человека к разной деятельности ( игра, труд, учёба).

Для успешной деятельности в школе важны такие качества как целеустремлённость, воля, старательность, терпеливость, настойчивость.

Индивидуальность – это плохо или хорошо? Дети отвечают.

Упражнение «Я — ...» Сейчас я раздам листочки, которые разделены на две половины. Каждая половина содержит вопрос, на который ниже нужно будет написать по 8 ответов. Вот так: кто я? Какой я?

-Все написали? А теперь разделитесь на пары (можно рассчитаться на первый-второй по порядку) и прочитайте друг другу, какие качества вам удалось у себя обнаружить.

Забавно, правда?

Оказывается, все разные, но все очень хорошие люди. Вы просто замечательно поработали, Каждый попытался заглянуть в свою индивидуальность и дать ей характеристику.

Слово учителя: Теперь мы можем сказать, что индивидуальность - это своеобразие человека, то, что делает его непохожим на окружающих, это оригинальность его личности.

Люди имеют общие черты друг с другом (строение организма, умение мыслить, говорить и т.д.). Но вместе  с тем все люди разные.. каждый имеет свои присущие черты – кто-то пишет стихи, кто-то поёт, кто-то голубоглазый. Первый активен, второй непоседлив, четвёртый стеснителен, а пятый любит одиночество и т.д. – всё это называется индивидуальность. 

Каждый человек – индивидуальность, т.е. обладает неповторимостью и уникальность. Черты индивидуальности проявляются во всём (поведение эмоции, привычки и т.д.)

Работа с учебником стр.15 « Сильная личность».

3. Сильная личность – какая она?

Сильная личность – это личность, которая не смотря на свои недостатки может их преодолеть.

 

Работа с учебником стр. 15 «Жил на свете человек» (дети отв.)

Кого можно назвать сильной личностью например: (Великого композитора Людвиг ван Бетховен)

Кого из истории вы можете назвать сильной личностью? (стр29. Петра 1)

Слово учителя:

Сильные личности обладают умением отказываться от тех благ и интересов, когда нужно другим помочь защитить Отечество.

Таким образом, человек рождается как биологическое существо, а развивается как социальное. И вследствие этого, формируется личность.

Переломным моментом в жизни человека становиться поступление в школу. Учение становиться обязательным занятием ребенка. У него появляются новые права и обязанности. Ученик должен использовать время ,предназначенное для обучения , так чтобы обогащать свои знания, систематически готовиться к урокам, слушать учителей, не отвлекаясь, выполнять все их указания. Выполняя все требования , ученик развивает человеческие качества в его деятельности.

ПОСЛОВИЦЫ О КАЧЕСТВАХ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ

Добрый человек придет, словно свету принесет.

Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный.

Не в силе честность, а в правде.

От умного научишься, от глупого разучишься.

Чем больше терпенья, тем умнее человек.

А как человек познает мир? (п.2. отв.- ).

Какое значение в жизни человека имеет деятельность? ( п.3. стр 26-27 отв.- )

Дети отвечают:

Все что сделано человеком, яв-ся результатом его деятельности. Слово дея-ть означает – занятие человека , его труд. Это то, что присуще только людям , отличает их от животных

Что такое потребность? (Термин). Дети отвечают:

(осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма (биологические потребности ) и развития личности (социальные, духовные потребности).

Какие бывают потребности человека?

Стр.34 рассказывает-

Просмотр презентации:

Поготовила ученица:

После презинтации: (умничка!)

Физкультминутка.

Мы сейчас все дружно встанем

И немножко отдохнём

Вправо, влево повернитесь,

Наклонитесь, поклонитесь.

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бегом вприпрыжку,

Молодцы вы, ребятишки!

ИГРА

Инструкция: для этого давайте поиграем с вами в игру «Крестики-нолики» на тему: «Межличностные отношения».  Сейчас вы разделитесь на две команды, ряд у окна и первый вариант среднего ряда будут команда «Крестики», а ряд у стены и 2 вариант среднего ряда – «Нолики». На доске вы видите игровое поле, которое состоит из 9 квадратов. Каждый квадрат это номер вопроса. Вы называете номер квадрата, я зачитываю вам вопрос, и вы отвечаете на него. Если вы ответили верно, я ставлю в этом квадрате крестик, затем ход переходит команде нолик, они также должны ответить на вопрос. Побеждает та команда, у которой будут по горизонтали, диагонали, вертикале будут все крестики или нолики.

Дайте определение термину «Межличностные отношения»? 

(Межличностные отношения – взаимосвязи человека с окружающими его людьми: с другим человеком, группой (большой и малой)

Назовите виды межличностных отношений? (деловые и личные)

Назовите формы межличностных отношений? 

(знакомство, приятельские отношения, товарищество, дружба, любовь)

Внутреннее расположение, привлекательность человека – это … (симпатия)

Внутренне недовольство человеком, неудовлетворенность его поведением – это … (антипатия)

Назовите три уровня знакомства 

(1 уровень - Узнаю в лицо, 2 – Приветствую3 – Разговариваю)

Деловые связи, общая цель, средства и результаты общей деятельности – это форма межличностных отношений, которая называется … (товарищество)

Из чего состоит система взаимосвязи межличностных отношений? (взаимодействие, взаимопонимание, взаимовосприятие)

Общение с подругой моих друзей – это пример, какой формы межличностных отношений? (приятельские взаимоотношения)

2. Соответствие

Инструкция: посмотрите внимательно на доску, на ней вы видите таблицу, состоящую из двух колонок.

Установите соответствие между видами отношений и их примерами. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца письменно в тетрадях, на работу у вас 4 минуты. Затем мы проверим, что у вас получилось.

СТИЛИ МО

ПРИМЕРЫ

А) Официальные

1) отношения директора и учителя;

Б) Личные

2) отношения между двумя братьями;

 

3) обращение солдата к командиру;

 

4) разговор друзей на улице;

 

5) обращение адвоката к семье.

 

6) Обращение родителей к директору школы

 

7) Поездка на рыбалку с приятелем

 

8) Звонок маме

 

9) Встреча Президента с Председателем Правительства РФ

 

10) Поздравление сестры с Днем Рождения

3. Тест «Конфликты в межличностных отношениях»»

Вариант 1

А1. Способность обеих сторон идти на уступки для урегулирования разногласий:

 1) сотрудничество;

 2) избегание;

 3) приспособление;

 4) компромисс.

А2. Случай, происшествие, недоразумение:

 1) инцидент;

 2) конфликт;

 3) аргумент;

 4) поведение.

А3. Верно ли, что:

А. наиболее острые конфликты происходят из-за моральных барьеров;

Б. несправедливость высказывания может привести к конфликту?

 1) верно только А;

 2) верно только Б;

 3) верны оба суждения;

 4) оба суждения неверны.

А4. Верны ли суждения о поведении участников в конфликтной ситуации:

А. стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая еѐ, не уступая, но и не настаивая на своѐм, - это компромисс;

Б. непогашенный конфликт может вспыхнуть вновь с ещѐ большей силой?

 1) верно только А;

 2) верно только Б;

 3) верны оба суждения;

 4) оба суждения неверны.

В1. Найдите в приведѐнном списке примеры советов, помогающих разрешить  конфликтную ситуацию.  1) проявляйте упорство в разрешении конфликта;

2) уступка - признак слабости, избегайте уступок;

3) обратитесь за объективной оценкой конфликта к нейтральному человеку;

4) дайте волю своим эмоциям;

5) попытайтесь посмотреть на конфликт с точки зрения другой стороны;

6) умейте прощать слабости других людей.

С1. Назовите варианты поведения в конфликтных ситуациях.

Какой из вариантов может привести к разгоранию конфликта с новой силой? Почему?

 

Вариант 2

А1. Что из перечисленного соответствует понятию "конфликт"?

 1) столкновение противоположных интересов;

 2) дружеский розыгрыш;

 3) обсуждение фильма;

 4) спортивное состязание.

А2. Переход конфликта из внутреннего состояния во внешнее действие:

 1) причина;

 2) осознание;

 3) инцидент;

 4) посредничество.

А3. Верны ли суждения о ступенях конфликта:

А. углублению конфликта будут способствовать оскорбление и грубость;

Б. прерывание конфликта может способствовать его разрешению?

 1) верно только А;

 2) верно только Б;

 3) верны оба суждения;

 4) оба суждения неверны.

А4. Верны ли суждения о способах разрешения конфликта:

А. разрешая конфликт, надо быть готовым пойти на уступки;

Б. лучшим способом разрешения конфликта является подчинение?

 1) верно только А;

 2) верно только Б;

 3) верны оба суждения;

 4) оба суждения неверны.

В1. Ниже приведѐн перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют

понятие "самообладание". Укажите термин, относящийся к другому понятию.

 1) выдержка;

 2) спокойствие;

 3) невозмутимость;

 4) сдержанность;

 5) хладнокровие;

 6) раздражение. 
С1. Назовите варианты выхода из конфликта

4. Кроссворд

Инструкция: ребята, сейчас вы в тетрадях составите кроссворд по двум темам «Человек в группе. Общение», состоящий из 7 вопросов. Для составления кроссворда вы можете пользоваться тетрадками и учебниками. На работу у вас 10 минут.

После составления кроссворда учитель предлагает поменяться кроссвордами соседям по парте и решить их.

IV. Закрепление изученного материала.

Что нужно ребёнку, чтобы он развивался как человек?

Что такое личность?

Почему человек социальное существо?

V. Домашнее задание

Домашнее задание: написать мини-сочинение на тему «Я – личность», работа с высказываниями из учебника стр.24-25.

VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.