Занятие «Добрый мир»
Занятие «Добрый мир»
Цель:
Обобщение представлений детей о добре и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию;
Стимулирование потребности совершать добрые поступки;
Формирование умения передавать эмоциональное состояние в рисунке;
Формирование позитивного образа своего «Я».
Материалы:
Колечко
Мягкая игрушка
Аудиозапись с классической или релаксационной музыкой
Песочница для групповой работы
Игрушки, предметы и т.д. для работы в песочнице
Ножницы, клей, веревочки, нитки, пайетки, бусы и т.д. (для амулета)
Ход занятия:
Ритуал начала занятия.
Игра «Солнце».
Цель: активизировать детей, создать положительное настроение.
Ход игры: дети встают в круг. Психолог произносит слово «солнце», и дети начинают поднимать руки вверх, разводят их в стороны («лучики») и улыбаются друг другу.
Упражнение «Фея доброты».
Дети стоят в кругу и вытягивают перед собой руки. Психолог незаметно кладет в ладошки одного из детей колечко и громко говорит: «Кто сегодня всех добрей, выходи ко мне скорей». Тот, у кого колечко, должен выбежать в центр круга. Этот человек становится феей доброты. Фея доброты дотрагивается до кого-либо из детей колечком и говорит о нем что-то доброе. Тот, до кого дотронулась фея, должен сказать что-нибудь доброе о своем соседе, который, в свою очередь, говорит что-то доброе следующему по кругу ребенку и т.д. последний ребенок в круге вместе с феей повторяет все доброе, что дети сказали друг о друге.
Упражнение «Когда приходит доброта».
Психолог просит детей представить, что фея доброты подарила им ларец с дарами доброты. Затем дети перечисляют, что может быть добрым. Например, добрые глаза, добрая улыбка, доброе рукопожатие, добрый взгляд, доброе слово, добрая душа, доброе сердце, добрый день и т.д.
«Чтобы помочь фее оживить дары, нужно сделать следующее:
Посмотреть друг на друга добрыми глазами;
Улыбнуться друг другу доброй улыбкой;
Подарить друг другу добрый взгляд;
Сказать друг другу доброе слово;
Рассказать о добром дне».
Упражнение «Путешествие по стране Добряндии» (песочная терапия).
Психолог «превращает» детей в Волшебников и говорит: «Вы – Волшебники. Вы задумали отправиться в путешествие, чтобы создать волшебную поляну, в стране Добряндии, на которой еще никто не был. Сейчас вы выберите себе по три героя, которых бы вы хотели поселить в новой стране. Отдельно захватите предметы – все, что будет вам нужно для создания волшебной полянки».
Звучит классическая музыка, дети в песочнице для групповой работы создают волшебную поляну страны Добряндии.
Обсуждение:
Какое название вы дали для волшебной поляны?
Кто жители этой чудной поляны?
Какое настроение у жителей волшебной поляны? Почему?
Чем любят заниматься жители волшебной поляны?
Что окружает жителей поляны? И т.д.
Психолог обобщает высказывания детей.
По окончании сеанса участники сами разбирают песочную картину, таким образом закрепляя опыт, приобретенный им на символическо-бессознательном уровне.
Упражнение «Амулет добра».
Рассадив детей за большим столом, психолог предлагает детям создать свой амулет добра, чтобы добро наш рук, душ, дел, слов и т.д. распространился по всей земле.
Упражнение «Добрые тучки».
Дети встают в круг. Все они маленькие серые тучки, а один из них ветерок. Ветерок по очереди дотрагивается до тучек, и каждая рассказывает им, кого и при каких обстоятельствах она напоила дождиком.
Например: «Я напоила человека, заблудившегося в пустыне; я напоила розу, хозяйка которой заболела и не смогла ее полить».
Заключительный этап.
Дети садятся на пол, образую круг. Психолог просит детей рассказать, что им понравилось, а что не понравилось, что было хорошо и что плохо. Дети, передавая мягкую игрушку, поочередно высказывают свое мнение.
Ритуал окончания занятия.
Игра «Солнце».
После проведенного занятия, в группе можно провести детско-родительский конкурс «Коллаж добра». Дети совместно с родителями на листе ватмана делаю «Коллаж добра». К коллажу дети с родителями придумывают и рассказываю историю о добре. Финал – выставка «Коллаж добра».
Используемая литература:
Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. «Подарки фей». Развивающая сказкотерапия для дошкольников. – СПб.: Речь, 2006. – 96 с.
Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2006. – 125 с.
Коррекционно-развивающие занятия: комплекс мероприятий по развитию воображения. Занятия по снижению детской агрессии / сост. С.В. Лесина, Г.П. Попова, Т.Л. Снисаренко. – Изд. 2-е – Вологда: Учитель, 2014. – 164 с.