Занятие для начальных классов «Иван и слон Бимбо»
Тема: Иван и слон Бимбо.
Цель: Осознанное восприятие и усвоение представлений о ритме с помощью графического выражения музыки. Развивать смелость, уверенность в себе. Снятие тревоги, напряжения. Расширять словарный запас словарных оборотов. Снятие эмоционального напряжения. Развивать моторику.
Оборудование: Рисовальные доски, бумага, два карандаша.
1. Вводная ситуация. (5 мин.)
Педагоги приветствуют детей, завязывают беседу о том, как дети поживают, что интересного с ними произошло со времени последней встречи.
2. Музыкальный рассказ со стимуляцией речи и изобразительного творчества детей. (15 мин.)
Дети садятся на стулья, расставленные полукругом возле рояля. Педагоги начинают музыкальный рассказ о мальчике Иване и его захватывающем приключении со слоном Бимбо с короткого вступления, отталкиваясь от воспоминаний детей о цирке.
Своей импровизацией психолог подчеркивает характерные мотивы, связанные с отдельными моментами сюжета рассказа.
Сюжет музыкального рассказа:
Как-то раз из цирка, находящегося в городке, где жил мальчик Иван, ушел большой ручной слон Бимбо. Когда об этом узнали люди в городке, они попрятались по домам. Дети, возвращающиеся в это время из школы, быстро убегали с улиц. И только Иво, который по дороге из школы домой зашел навестить свою бабушку, не знал, что случилось. Он возвращался домой позже всех и очень удивлялся, что на улицах нет ни души. Иво постоянно оглядывался по сторонам, так как тишина на улицах казалась ему странной. Он медленно шел по длинной пустой улице, когда вдруг из репродуктора послышался незнакомый голос: «Мы просим жителей города идти по своим домам и не выходить на улицу. Из цирка ушел дрессированный индийский слон Бимбо. У слона смирный характер, однако, при встрече с незнакомыми людьми он может испугаться. Спасибо за внимание!»
Незнакомый голос еще раз повторил объявление, потом опять наступила тишина. Иво остановился и от удивления не мог сдвинуться с места. Он стоял на пустой тихой улице, словно окаменев, один-одинешенек. Стоял до тех пор, пока где-то на другом конце улицы не раздался шум и странный топот. Шум приближался, и Иво показалось, что медленный топот заполнил все пространство вокруг него. Иво испугался, закрыл глаза и прижался к стене дома, у которого стоял. Когда он подумал, что больше этого не вынесет и уйдет, топот стал медленно удаляться. Иво открыл глаза и увидел широкую серую спину, хвост и большие уши уходящего слона. Слон шел медленно и, как показалось Иво, очень степенно.
На другом конце улицы загудел мотор автомобиля. Когда машина приблизилась, Иво увидел, что это был старый джип, весь оклеенный красочными картинками. Машина принадлежала цирку, покататься на ней мечтали все мальчишки города. Джип быстро догнал слона Бимбо. Однако слон не обратил на него внимания и продолжал идти. Машина остановилась, из нее выскочил дядя, в котором Иво узнал дрессировщика слонов. Дрессировщик что-то закричал Бимбо и дружески похлопал его по хоботу. Бимбо остановился и, как показалось Иво, подмигнул дрессировщику. Потом медленно повернулся и, словно ничего не случилось, степенно пошел рядом со своим дрессировщиком обратно.
Иво побежал им навстречу. Он показывал на Бимбо, который спокойно помахивал ушами, и кричал: «Дядя, дядя, я был совсем один на улице, когда пришел слон. Он мне ничего не сделал. Просто прошел мимо меня, как на прогулке».
Ты молодец, - дрессировщик дружески похлопал Иво по плечу. -Знаешь, Бимбо никогда не обидит того, кто ему не сделал ничего плохого. Это спокойное и умное животное.
Ваня проводил дрессировщика и Бимбо до самого цирка, а когда расставался с ними, ему показалось, что Бимбо дружески подмигнул ему на прощанье.
Сразу же по окончании музыкального рассказа педагоги побуждают детей к свободному индивидуальному рассказу о том, как бы они себя повели, оказавшись на месте Иво.
На следующем этапе рецептивной ситуации учитель повторяет музыкальные мотивы, связанные с отдельными драматическими сюжетами.
Мотив идущего слона Бимбо психолог выражает соответствующим регистром, медленным темпом и драматическими акцентами.
Мотив паники и бегства людей – пассажами 8-ых и 16-ых.
Мотив Иво, спокойно идущего по тихой улице – простой мелодией правой руки в мажорной тональности. Он использует несколько пауз для выражения удивления мальчика, который очутился совсем один на обычно людной улице. Во второй части мотива он должен выразить тревогу и напряжение мальчика, услышавшего сообщение из репродуктора. Здесь учитель переводит мелодию правой руки в минорную тональность и неправильным ритмом и быстрым чередованием темпа изображает состояние неуверенности, беспокойства и напряжения.
Мотив успокоения и радости мальчика, когда он смог преодолеть свой страх и неуверенность, выражает веселым рядом аккордов в мажорной тональности в умеренном маршевом темпе.
Мотив посещения детьми цирка, куда они пришли посмотреть выступление слона Бимбо, выражает импровизация циркового галопа в живом темпе.
Потом терапевты просят детей пересказать содержание рассказа, руководствуясь музыкальными мотивами.
В следующей фазе рецептивной ситуации дети усиливают выразительность отдельных музыкальных мотивов характерным звуком соответствующих музыкальных инструментов из инструментария Орфа. Учитель снова играет отдельные музыкальные мотивы, а дети воспроизводят их ритм. Чтобы освоить ритм отдельных музыкальных мотивов, дети воспроизводят его на одинаковых инструментах, которые наиболее соответствуют по тембру той или иной сюжетной сцене, например:
1. Мотив слона – удар плоской ладонью по барабану.
Ритм:
Мотив бегства людей – тамбурины.
Ритм:
Мотив, выражающий беспокойство и тревогу мальчика на безлюдной улице, - треугольник.
Ритм:
Мотив успокоения мальчика – клавес.
Ритм:
Мотив посещения детьми цирка – пандейра.
Ритм:
Дети могут инструментально воспроизводить ритм мотивов поочередно – в группе и индивидуально.
Наконец, педагоги просят детей изобразить сюжет рассказа с помощью драматических и двигательных элементов. Каждый ребенок по очереди выступает в роли мальчика Иво, встретившегося со слоном, остальные дети помогают создать драматическую ситуацию: объявление из репродуктора, паника и бегство людей, приход слона, дрессировщика и т.д.
3. Музыкорисование (5 мин.)
Дети удобно садятся на стулья, полукругом расставленные возле фортепиано. На ручках кресел лежат рисовальные доски с приколотыми листами рисовальной бумаги и по два карандаша разного цвета, по выбору ребенка. Психолог объясняет детям, что они должны не рисовать сценки из рассказа, а попробовать нарисовать ритм отдельных мотивов музыкальной импровизации свободными линиями, которые будут выражать то медленный ритм походки слона, то ритм панического бегства людей и т.д. Форма линии, ее размещение на листе, ширина и т.д. должны соответствовать впечатлениям детей от музыкальной импровизации.
С целью лучшей концентрации детей на ритме музыки психолог через некоторое время после начала музыкорисования предлагает детям попробовать рисовать с закрытыми глазами.
4. Пение детей, мотивированное сюжетом музыкального рассказа. (10 мин.)
По модели вокально-инструментальной интерпретации педагоги знакомят детей с новой песней о слоне Бимбо. По образцу, описанному во втором занятии, в исполнении отдельных частей песни постепенно включаются все дети.
Песня о Бимбо.
Жил ве - се - лый слон, звал - ся Бим -бо он
вы-шел Бим-бо на про-гул-ку и по-шел по пе - ре- ул-ку
встре-тил ут-ром ра-но маль-чи - ка И - ва - на.
Бим-бо Ва-неч - ку ка - тал, гром-ко пес-ню на - пе - вал:
Тра -ля -ля-ля ля -ля-ля, Бим-бо с Ва-неч-кой друзь-я!
Жил веселый слон, Звался Бимбо он. Вышел Бимбо на прогулку И пошел по переулку. Встретил утром рано Мальчика Ивана, Встретил утром рано Мальчика Ивана. Бимбо Ванечку катал, Громко песню напевал: «Тра-ля-ля-ля-ля-ля-ля, - Бимбо с Ванечкой – друзья! Тра-ля-ля-ля-ля-ля-ля, - Бимбо с Ванечкой – друзья!» |
5. Психологическая и соматическая релаксация с помощью музыки. (10 мин.)
Музыка А. Вивальди, концерт до минор для флейты с оркестром (Ларго).
Музыкальная релаксация осуществляется по моделям предыдущих занятий. При аутогенной тренировке психолог внушает детям ощущение тяжести в правой и левой ноге.
Музыкальная релаксация заканчивается брюшным дыханием упр.
№3 (см. Приложение), согласованным с простым движением верхних конечностей в ритме релаксационной музыки. Дыхание и движение под музыку педагоги разучивают индивидуально с каждым ребенком, регулируя темп и способ движения таким образом, чтобы ритмы движения, дыхания и музыки совпадали. Педагоги просят детей делать упражнения самостоятельно по указанному образцу. В начале самостоятельных упражнений педагоги помогают согласовать ритм движения, дыхания и музыки с помощью устного звучащего счета.
Заканчивают занятие беседой с детьми об их чувствах и впечатлениях в сопровождении тихой, создающей соответствующее настроение музыки.
Музыка М.П. Мусоргского, «Картинки с выставки» - «Игра детей».