Занятие «Когда тебе тяжело…»: формирование жизнестойкости и преодоление трудностей.
Сценарий мероприятия с учетом этапов технологии педагогической поддержки О.С. Газмана.
Тип социально уязвимых детей: зависимое поведение младших школьников, которые не могут переживать трудные ситуации, которые они не могут изменить.
Достаточно распространенная категория, требующая особого внимания и поддержки в адаптации к меняющимся обстоятельствам.
Тема мероприятия: Занятие «Когда тебе тяжело…»: формирование жизнестойкости и преодоление трудностей.
Цель: Создание поддерживающей атмосферы, укрепление уверенности в себе, развитие навыков совладания в трудной ситуации, изменить которую невозможно.
Целевая аудитория: ученики 3-4 классов
Место проведения: школьный актовый зал или просторный кабинет
Материалы: изображение солнца и три луча с правилами, два бумажных цветка.
Мягкая игрушка(другой предмет)
Небольшие призы (сладости).
Ведущие: два педагога-психолога(по возможности)
Сценарий мероприятия
(с учетом этапов технологии педагогической поддержки О.С. Газмана)
I этап: Диагностический (15 минут)
Цель: Установление контакта, создание атмосферы доверия, выявление потребностей и проблем детей.
Методы:
Приветствие и знакомство: Ведущие представляются, предлагают детям представиться, используя игрушку/предмет, передают по очереди называя своё имя и увлечение.
Происходит самопрезентация.
Беседа: Сегодня мы поговорим о трудных ситуациях, научимся смотреть на них
подругому и выполним интересные упражнения.У каждого в жизни бывают трудные ситуации, когда нам тяжело, грустно и кажется, что никто не может помочь. Выход
есть из любой ситуации. Мы должны помочь себе сами, а потом и окружение
изменит к нам свое отношение.
Представьте ситуацию. Папа не живет в семье. Это очень огорчает,
из-за этого становится грустно. Для развлечения с друзьями остается мало времени,
потому что нужно гулять с младшим братом или сестрой. Вы не можете изменить эту ситуацию. Попробуйте посмотреть на нее с другой стороны и выбрать только
светлые мысли. Вы собирали когданибудь цветы на лугу? Вспомните, ведь вы
выбирали те цветы, которые вам понравились.
Открытые вопросы: У вас были сложные ситуации, которые вызывали
грустные мысли? С чем это связано?Как долго длились грустные мысли?
Каким образом вы нашли выход из ситуации?
Сформулируем правило: «Мысли нужно выбирать, как цветы, –
только красивые (положительные)». Прикрепить «луч», на котором написано правило, к солнцу.
Важно: подчеркивается, что нет "правильных" или "неправильных" ответов. Ведущие внимательно слушают, проявляют эмпатию.
II этап: проектировочный (20 минут)
Цель: Совместное определение задач и целей мероприятия, формирование позитивных ожиданий.
Методы:
Обсуждение результатов диагностики: Ведущие обобщают высказывания детей, выделяют основные темы и потребности.
Формулирование целей: вместе с детьми формулируются цели мероприятия: научиться справляться с трудностями, стать увереннее в себе, найти поддержку в группе.
Правила группы: совместно разрабатываются правила поведения на тренинге: уважать мнение других, быть активным, говорить по очереди, сохранять конфиденциальность.
Упражнение «Даже если...» – «В любом случае...»
Подготовить для упражнения два бумажных цветка.
На одном написать: «Даже если...», на другом – «В любом случае...».
У нас два цветка. Первый называется «Даже если...», а второй – «В любом случае...». Они помогут избавиться от темных мыслей. Говорите их вместо слов сожаления,
которые вы повторяете, когда грустно: «Вот если бы все было подругому...». Скажите так: «Даже если папане живет с нами, я могу с ним видеться, когда захочу.Даже если мне приходится гуляь с младшим братом,нам с ним бывает очень весело и у меня остается время поиграть с друзьями».
III этап: деятельностный (60 минут)
Цель: Реализация намеченных задач, развитие необходимых навыков, создание ситуаций успеха.
Методы:
Упражнение «Ладошка»
Предложить детям приложить руку к листочку бумаги, обвести ладонь, сверху
каждого пальца написать то, от чего ему тяжело, что трудно вынести и как выйти из
этой ситуации.
Задать вопросы.
Что вы чувствуете после упражнения?
Тяжело или легко было выполнить задание?
Кому из близких вы бы посоветовали выполнять его?
Цель: Акцент на развитие самосознания.
Работа с текстом «Я не могу этого вынести»
Прочитать детям рассказ и задать вопросы. Сделайте
вывод: светлые и блестящие мысли могут очень многое.
Что помогло Диме справиться с трудной для него
ситуацией?
Как он научился действовать?
Что понадобилось Диме, чтобы научиться так вести
себя?
Упражнение «Ладошка»
Предложите детям приложить руку к листочку бумаги, обвести ладонь, сверху
каждого пальца написать то, от чего ему тяжело, что трудно вынести и как выйти из
этой ситуации.
Задайте вопросы.
Что вы чувствуете после упражнения?
Тяжело или легко было выполнить задание?
Кому из близких вы бы посоветовали выполнять его?
Важно: Ведущие моделируют конструктивное поведение, учат находить ресурсы поддержки (друзья, родственники, учителя, психологи).
Ролевая игра "Я справлюсь!": Дети разыгрывают сценки, в которых они успешно преодолевают трудности. Цель: Отработка навыков уверенного поведения, снижение тревожности.
Упражнение "Круг поддержки": Дети встают в круг, в центре – один участник. Остальные по очереди говорят ему слова поддержки и одобрения. Затем выбирается следующий участник. Цель: Создание атмосферы взаимной поддержки, укрепление чувства принадлежности к группе.
IV этап: рефлексивный (25 минут)
Цель: анализ полученного опыта, осознание достижений, планирование дальнейших действий.
Методы:
Обсуждение Мы собрали все лучики нашего солнышка! Помните о на-
ших правилах, и всегда сможете найти выход из сложной ситуации, будете радоваться жизни, как это солнышко!
"Что я узнал нового?": Ведущие задают вопросы: "Что вам больше всего запомнилось?", "Какие упражнения были полезными?", "Что вы планируете использовать в своей жизни?".
Ритуал завершения: Все участники встают в круг, берутся за руки и говорят: " Мы – справимся!".
Завершение (5 минут):
Вручение небольших призов.
Общее фото на память.
Ведущие предлагают детям контакты служб поддержки, если им понадобится дополнительная помощь.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рассказ «Я не могу этого вынести»
Однажды мамонтенок Степан пришел в гости к мамонтенку Диме, который толь-
ко что вернулся с прогулки. Дима был в ярости. Когда друг вошел к нему в пеще-
ру, то услышал, как он кричал: «Я не могу этого вынести!»
– Чего ты не можешь вынести? – спросил Степан.
– Я не могу вынести, когда другие корчат мне рожи и дразнят меня! Они выво-
– Успокойся, Дима, – сказал Степан, – ты сейчас очень рассержен, мы не сможем
поговорить, если ты не успокоишься.
– О, Степан, как обидно, когда другие корчат мне рожи и обзывают меня! Мой
светлый ум куда-то прячется от обиды, а темные мысли прыгают в голове, как
– Дима, разве от тебя зависит, что говорят и делают другие? Разве можешь ты за-
ставить их думать и действовать иначе?
– Конечно, нет, – ответил Дима, – это же их мысли и действия.
– Но ты забыл, Дима, что у тебя есть что-то, что ты можешь изменять, если захо-
чешь. Что это, Дима?
– Да-да, я помню – это мои мысли, но поверь, что когда ты слышишь, как тебя об-
зывают, то в этот момент трудно думать о чем-то хорошем.
– Ты совсем забыл, Дима, что у тебя есть еще и блестящие мысли. Это как раз
то, что тебе нужно сейчас! Светлые и блестящие мысли могут очень многое.
На следующий день Дима снова вышел погулять. Самый большой из мамонтов
по имени Боден, который часто задирался и обижал других, вышел вперед и на-
чал обзывать Диму и корчить рожи. Обычно Дима старался спрятаться, но только
не на этот раз. Он хорошо потренировался, поэтому уверенно подошел к обидчи-
ку и спокойным, но громким голосом сказал: «Послушай, это же твои глаза, твой
рот и твой нос. Все принадлежит тебе, и ты можешь использовать их как угодно:
кривляться, гримасничать. Но есть один недостаток, который нужно исправить:
твои уши не участвуют в этом деле, хотя имеют полное право на это. Мне кажет-
ся, что ты должен шевелить ушами, когда корчишь рожу». Сказав это, Дима по-
вернулся и ушел, оставив застывшего от изумления Бодена и всю его компанию.
Позднее Дима и Степан обсуждали произошедшие события.
– Как ты думаешь, перестанет теперь Боден строить рожи и обзывать тебя? –
спросил друг.
– Может быть, перестанет, а может, нет, – ответил Дима. – Это его право,
но я больше не собираюсь убегать и плакать из-за этого.
– Что же ты будешь делать, если он снова начнет дразниться?
– Я напомню ему про уши,– хихикнув, ответил Дима.
Каждый раз, как только Боден начинал дразнить Диму, он был готов ответить ему.
В первый день после своей победы, когда Боден попытался снова дразнить его,
Дима сказал, что Бодену нужно еще потренироваться шевелить ушами. На второй
день он повторил, что нужно еще долго тренироваться. На третий день он восклик-
нул: «О! Ты никогда не научишься!»
И задира Боден, не выдержав, убежал. Он был страшно зол. Вбежав в свою пеще-
ру, он закричал: «Я не могу этого вынести!» Боден топал ногами так сильно, что
когда его брат вошел в пещеру, он очень удивился и спросил:
– Что с тобой? Кто тебя так разозлил?
– Я не могу больше терпеть того, что этот маленький Дима не реагирует на мои
оскорбления и даже смеется надо мной!
– Да! Ты здорово разозлился! Что же ты теперь будешь делать? – спросил брат.
– Я поищу кого-нибудь другого, кому можно строить рожи и кого легко вывести
из себя…