Урок-тренинг на тему «Формирование жизнестойкости у подростков» (7 класс)

10
0
Материал опубликован 27 August 2020

Пылаева Марина Александровна

педагог-психолог МОУ средней школы №89  г. Ярославль



Подростки часто оказываются в сложных жизненных ситуациях, которые требуют от них умения принимать быстрые и оптимальные решения. Формирование жизнестойкости у подростков способствует формированию их стрессоустойчивости и развитию навыков эффективно действовать в сложных жизненных ситуациях.

Урок - тренинг

Формирование жизнестойкости у подростков

Цель – формирование жизнестойкости у подростков. Познакомить с понятием жизнестойкости и его значением в жизни человека.

Задачи:

Способствовать формированию навыков конструктивного поведения в проблемных жизненных ситуациях.

Познакомить подростков с алгоритмом действий при возникновении жизненных трудностей.

Способствовать формированию умения противостоять негативному давлению со стороны окружающих.

Ход урока:

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ.

Проводится вводная беседа с учащимися на тему жизнестойкости.

Вводная беседа с учащимися на тему жизнестойкости

Жизнестойкость связана с устойчивым переживанием человеком своих действий и происходящих вокруг событий как интересных и радостных (вовлеченность), как результатов личностного выбора и инициативы (контроль) и как важного стимула к усвоению нового (принятие риска).

Жизнестойкость определяется как способность человека возвращаться к нормальному состоянию после потрясений, своеобразная гибкость.

Проявления жизнестойкости в повседневной жизни

Здоровье. Жизнестойкость помогает преодолеть порою даже серьезные недуги; там, где пессимист предвидит лишь фатальный исход, жизнестойкий человек находит надежду.

Экстремальные ситуации. Любовь к жизни и внутренняя энергия помогают жизнестойкому человеку достойно выйти даже из экстремальных ситуаций.

Воинская служба. Жизнестойкость – одно из качеств, необходимых каждому воину для успешного прохождения службы.

Вопрос для класса: какие вы еще знаете жизненные сферы, где проявляется жизнестойкость человека?

ВТОРАЯ ЧАСТЬ

Проведение психологической игры: «Что делать, если…»

Инструкция: подросткам предлагаются карточки с проблемными ситуациями и решением для этой ситуации.

Затем предлагаем подросткам придумать еще способы действий в данных ситуациях.


СИТУАЦИЯ

РЕШЕНИЕ

Что делать, если…


Малознакомый тебе человек, с которым ты общаешься по интернету, приглашает тебя к себе в гости поиграть в приставку

ОБСУДИ СИТУАЦИЮ С КЕМ-ТО ИЗ ВЗРОСЛЫХ, КОМУ ТЫ ДОВЕРЯЕШЬ


НЕ ДОВЕРЯЙ НЕЗНАКОМЫМ ЛЮДЯМ

Что делать, если…


Твои одноклассники постоянно шутят над тобой и делают пакости

ПОГОВОРИ С КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ И ШКОЛЬНЫМ ПСИХОЛОГОМ

Что делать, если…


Ты зашел один в подъезд и вдруг заметил, что за тобой следует незнакомый человек

ГРОМКО КРИЧИ И ЗОВИ НА ПОМОЩЬ

Что делать, если…


С тобой никто не разговаривает в классе

НАСТРОЙСЯ НА ПОЗИТИВ И ПОГОВОРИ СО ШКОЛЬНЫМ ПСИХОЛОГОМ

Что делать, если…


Твои одноклассники постоянно делают пакости твоей однокласснице

РАССКАЖИ ОБ ЭТОЙ СИТУАЦИИ ВЗРОСЛОМУ ЧЕЛОВЕКУ, КОТОРОМУ ТЫ ДОВЕРЯЕШЬ

Что делать, если…


Мне нравится одноклассник (одноклассница), но я боюсь ему (ей) об этом сказать…

ТАНЦУЙ

Что делать, если…


Завтра контрольная, а я не успел подготовиться

ПОСТАРАЙСЯ УСПОКОИТЬСЯ И ВСПОМНИТЬ ВСЕ, ЧТО ТЫ ЗНАЕШЬ ПО ТЕМЕ КОНТРОЛЬНОЙ. ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ, ЭТО ТОЖЕ РЕЗУЛЬТАТ. ОБЪЯСНИ УЧИТЕЛЮ СИТУАЦИЮ И ДОГОВОРИСЬ О СРОКАХ ИСПРАВЛЕНИЯ.

Что делать, если…


В школу вызвали родителей из-за твоей плохой успеваемости

СОХРАНЯТЬ СПОКОЙСТВИЕ И СОСТАВИТЬ ПЛАН ПО ИСПРАВЛЕНИЮ ОЦЕНОК

Что делать, если…


У тебя старшеклассники вымогают деньги

РАССКАЖИ РОДИТЕЛЯМ И КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ

Что делать, если…


Тебе кто-то угрожает

НАЧНИ УГРОЖАТЬ В ОТВЕТ И РАССКАЖИ ОБ ЭТОМ РОДИТЕЛЯМ

Что делать, если…


Твой друг уговаривает тебя прогулять уроки

СКАЖИ «НЕТ»


Что делать, если…


Твой друг не хочет идти в школу и не объясняет причины

ПОСОВЕТУЙ ЕМУ ПОЗВОНИТЬ ПО ТЕЛЕФОНУ ДОВЕРИЯ 8 800 2000 122

Что делать, если…


Поссорился с родителями

ПОПРОБОВАТЬ С НИМИ ДОГОВОРИТЬСЯ, СХОДИ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ К ПСИХОЛОГУ

Что делать, если…


Поссорился с лучшим другом

БУДЬ ВЕЖЛИВ И ВСПОМНИ ТЕХНИКИ ПО РЕЛАКСАЦИИ, АКТИВНО ДВИГАЙСЯ И ЗАЙМИСЬ СПОРТОМ

Что делать, если…


Не получается учиться так хорошо, как этого хотят родители.

НА ВСЕ ОТВЕЧАЙ «ПРЕКРАСНО! ПРЕКРАСНО!»

ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ

Работа в группах. Разбор кейсов.

Кейс №1

Кейс для подростков «Авторитет у друзей»:

Сергея в классе не любили: обзывали, прятали и портили его личные вещи, смеялись над ним, когда он отвечал на уроке и.д. Сергею очень хотелось подружиться с авторитетными ребятами в классе, которые делали ему пакости, стать «своим» среди них. И он решил подражать Виталию и Коле, своим главным обидчикам. Они уже были известны всей школе своими «подвигами» и вели себя как настоящие «крутые парни»: свободно выходили из класса во время урока, пинали двери, ломали цветы в коридоре, били одноклассников и младших, откровенно хамили учителям. Сергей присоединился к Виталию и Коле и делал все, что они ему говорили: прогуливал школу, покупал новым «друзьям» сигареты и спиртные напитки, воруя деньги у родителей. Домой он стал приходить редко, постоянно ссорился с родителями. Через полгода его поставили на учет в полицию за кражу.

Алгоритм анализа ситуации

В какую ситуацию попал Сергей?

Кто были обидчиками Сергея?

Почему Сергей решил стать «другом» Виталия и Коли?

Как вы понимаете слова «стать своим» у друзей?

Какие способы выбрал Сергей, чтобы «стать своим» у друзей? Удалось ли Сергею стать их другом?

Считали ли Виталий и Коля Сергея своим другом?

Попробуй составить прогноз дальнейшего развития их дружбы, предскажи возможные последствия поведения Сергея.

Как нужно было поступить Сергею, чтобы не столкнуться с такими проблемами?

Кейс №2

Письмо Саши

«… Я так хочу свободы! Так хочу просто побыть одна, но с моими родственниками это просто невозможно! У меня два брата и младшая сестра, а также родители, которые заботятся обо мне так сильно, что меня уже тошнит от этого.

Если я хочу пойти к подруге на выходные, то у моих родителей сразу появляются срочные дела, которые я должна сделать именно на этих выходных. А если я скажу своим родителям, что у меня есть парень, они скажут, что он не достоин моего внимания и просто запретят с ним встречаться!

Папа говорит, что я лентяйка! Мне очень обидно!

Мой старший братец наказание какое-то! Он подкалывает меня, а я потом просто плачу ночью в подушку после его шуток! А младший брат обзывает меня перед друзьями! Сестрёнка пользуется моей косметикой и берет без спроса мои вещи! Как я устала от всего этого!

Поскорее бы мне поступить в техникум и уехать от них в другой город, чтобы не видеться подольше! Я мечтаю, чтобы у меня была своя маленькая комнатка, где никто и ничего бы не трогал! Хочу решать сама с кем, куда и когда мне идти. При первой же возможности – уеду!»

Вопросы для обсуждения:

В чём вы согласны с Сашей?

В чём она не права?

Охарактеризуйте отношение к ней её братьев, сестры, мамы, папы.

Правильно ли поступит Саша, если уедет из дома?

Какие вы можете дать советы каждому члену семьи?

Как поступить Саше в сложившейся ситуации?

Заключительная часть (РЕФЛЕКСИЯ)

Упражнение «Чемодан»

Необходимо прикрепить к доске ватман с рисунком чемодана.

Инструкция для учащихся:

Собираясь в дальнюю дорогу, человек берет с собой необходимые вещи, собирает чемодан.

На жизненном пути у каждого человека возникают какие-то свои сложные ситуации, и каждому может потребоваться какое-то свое решение, свой уникальный выход и способ для решения такой ситуации.

На листочках напишите, как вы будете действовать, какой свой уникальный способ будете применять для выхода из трудной жизненной ситуации, и прикрепите на наш чемодан.

Список литературы

Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе.-СПб.: Речь, 2002

Вачков И., Битянова М.Р. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников. -СПб, 2009.-111 с.

Книжникова С.В. Педагогическая профилактика суицидального поведения на основе формирования жизнестойкости (Монография).-Краснодар: «АВС-полиграфия», 2009

Особенности формирования жизнестойкости и совладания с трудными жизненными и стрессовыми ситуациями несовершеннолетних в образовании: методическое пособие. Составители: Борисенко О.В., Матерова Т.А., Ховалкина О.А., Шамардина М.В.-Барнаул, 2014.-184 с.

Программа «Тренинг «Жизнестойкость» Составитель: Ковалева Н.А., Курган, 2017.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.