Урок-тренинг на тему «Формирование жизнестойкости у подростков» (7 класс)
Пылаева Марина Александровна
педагог-психолог МОУ средней школы №89 г. Ярославль
Подростки часто оказываются в сложных жизненных ситуациях, которые требуют от них умения принимать быстрые и оптимальные решения. Формирование жизнестойкости у подростков способствует формированию их стрессоустойчивости и развитию навыков эффективно действовать в сложных жизненных ситуациях.
Урок - тренинг
Формирование жизнестойкости у подростков
Цель – формирование жизнестойкости у подростков. Познакомить с понятием жизнестойкости и его значением в жизни человека.
Задачи:
Способствовать формированию навыков конструктивного поведения в проблемных жизненных ситуациях.
Познакомить подростков с алгоритмом действий при возникновении жизненных трудностей.
Способствовать формированию умения противостоять негативному давлению со стороны окружающих.
Ход урока:
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ.
Проводится вводная беседа с учащимися на тему жизнестойкости.
Вводная беседа с учащимися на тему жизнестойкости
Жизнестойкость связана с устойчивым переживанием человеком своих действий и происходящих вокруг событий как интересных и радостных (вовлеченность), как результатов личностного выбора и инициативы (контроль) и как важного стимула к усвоению нового (принятие риска).
Жизнестойкость определяется как способность человека возвращаться к нормальному состоянию после потрясений, своеобразная гибкость.
Проявления жизнестойкости в повседневной жизни
Здоровье. Жизнестойкость помогает преодолеть порою даже серьезные недуги; там, где пессимист предвидит лишь фатальный исход, жизнестойкий человек находит надежду.
Экстремальные ситуации. Любовь к жизни и внутренняя энергия помогают жизнестойкому человеку достойно выйти даже из экстремальных ситуаций.
Воинская служба. Жизнестойкость – одно из качеств, необходимых каждому воину для успешного прохождения службы.
Вопрос для класса: какие вы еще знаете жизненные сферы, где проявляется жизнестойкость человека?
ВТОРАЯ ЧАСТЬ
Проведение психологической игры: «Что делать, если…»
Инструкция: подросткам предлагаются карточки с проблемными ситуациями и решением для этой ситуации.
Затем предлагаем подросткам придумать еще способы действий в данных ситуациях.
СИТУАЦИЯ | РЕШЕНИЕ |
Что делать, если… Малознакомый тебе человек, с которым ты общаешься по интернету, приглашает тебя к себе в гости поиграть в приставку | ОБСУДИ СИТУАЦИЮ С КЕМ-ТО ИЗ ВЗРОСЛЫХ, КОМУ ТЫ ДОВЕРЯЕШЬ НЕ ДОВЕРЯЙ НЕЗНАКОМЫМ ЛЮДЯМ |
Что делать, если… Твои одноклассники постоянно шутят над тобой и делают пакости | ПОГОВОРИ С КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ И ШКОЛЬНЫМ ПСИХОЛОГОМ |
Что делать, если… Ты зашел один в подъезд и вдруг заметил, что за тобой следует незнакомый человек | ГРОМКО КРИЧИ И ЗОВИ НА ПОМОЩЬ |
Что делать, если… С тобой никто не разговаривает в классе | НАСТРОЙСЯ НА ПОЗИТИВ И ПОГОВОРИ СО ШКОЛЬНЫМ ПСИХОЛОГОМ |
Что делать, если… Твои одноклассники постоянно делают пакости твоей однокласснице | РАССКАЖИ ОБ ЭТОЙ СИТУАЦИИ ВЗРОСЛОМУ ЧЕЛОВЕКУ, КОТОРОМУ ТЫ ДОВЕРЯЕШЬ |
Что делать, если… Мне нравится одноклассник (одноклассница), но я боюсь ему (ей) об этом сказать… | ТАНЦУЙ |
Что делать, если… Завтра контрольная, а я не успел подготовиться | ПОСТАРАЙСЯ УСПОКОИТЬСЯ И ВСПОМНИТЬ ВСЕ, ЧТО ТЫ ЗНАЕШЬ ПО ТЕМЕ КОНТРОЛЬНОЙ. ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ, ЭТО ТОЖЕ РЕЗУЛЬТАТ. ОБЪЯСНИ УЧИТЕЛЮ СИТУАЦИЮ И ДОГОВОРИСЬ О СРОКАХ ИСПРАВЛЕНИЯ. |
Что делать, если… В школу вызвали родителей из-за твоей плохой успеваемости | СОХРАНЯТЬ СПОКОЙСТВИЕ И СОСТАВИТЬ ПЛАН ПО ИСПРАВЛЕНИЮ ОЦЕНОК |
Что делать, если… У тебя старшеклассники вымогают деньги | РАССКАЖИ РОДИТЕЛЯМ И КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ |
Что делать, если… Тебе кто-то угрожает | НАЧНИ УГРОЖАТЬ В ОТВЕТ И РАССКАЖИ ОБ ЭТОМ РОДИТЕЛЯМ |
Что делать, если… Твой друг уговаривает тебя прогулять уроки | СКАЖИ «НЕТ» |
Что делать, если… Твой друг не хочет идти в школу и не объясняет причины | ПОСОВЕТУЙ ЕМУ ПОЗВОНИТЬ ПО ТЕЛЕФОНУ ДОВЕРИЯ 8 800 2000 122 |
Что делать, если… Поссорился с родителями | ПОПРОБОВАТЬ С НИМИ ДОГОВОРИТЬСЯ, СХОДИ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ К ПСИХОЛОГУ |
Что делать, если… Поссорился с лучшим другом | БУДЬ ВЕЖЛИВ И ВСПОМНИ ТЕХНИКИ ПО РЕЛАКСАЦИИ, АКТИВНО ДВИГАЙСЯ И ЗАЙМИСЬ СПОРТОМ |
Что делать, если… Не получается учиться так хорошо, как этого хотят родители. | НА ВСЕ ОТВЕЧАЙ «ПРЕКРАСНО! ПРЕКРАСНО!» |
ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ
Работа в группах. Разбор кейсов.
Кейс №1
Кейс для подростков «Авторитет у друзей»:
Сергея в классе не любили: обзывали, прятали и портили его личные вещи, смеялись над ним, когда он отвечал на уроке и.д. Сергею очень хотелось подружиться с авторитетными ребятами в классе, которые делали ему пакости, стать «своим» среди них. И он решил подражать Виталию и Коле, своим главным обидчикам. Они уже были известны всей школе своими «подвигами» и вели себя как настоящие «крутые парни»: свободно выходили из класса во время урока, пинали двери, ломали цветы в коридоре, били одноклассников и младших, откровенно хамили учителям. Сергей присоединился к Виталию и Коле и делал все, что они ему говорили: прогуливал школу, покупал новым «друзьям» сигареты и спиртные напитки, воруя деньги у родителей. Домой он стал приходить редко, постоянно ссорился с родителями. Через полгода его поставили на учет в полицию за кражу.
Алгоритм анализа ситуации
В какую ситуацию попал Сергей?
Кто были обидчиками Сергея?
Почему Сергей решил стать «другом» Виталия и Коли?
Как вы понимаете слова «стать своим» у друзей?
Какие способы выбрал Сергей, чтобы «стать своим» у друзей? Удалось ли Сергею стать их другом?
Считали ли Виталий и Коля Сергея своим другом?
Попробуй составить прогноз дальнейшего развития их дружбы, предскажи возможные последствия поведения Сергея.
Как нужно было поступить Сергею, чтобы не столкнуться с такими проблемами?
Кейс №2
Письмо Саши
«… Я так хочу свободы! Так хочу просто побыть одна, но с моими родственниками это просто невозможно! У меня два брата и младшая сестра, а также родители, которые заботятся обо мне так сильно, что меня уже тошнит от этого.
Если я хочу пойти к подруге на выходные, то у моих родителей сразу появляются срочные дела, которые я должна сделать именно на этих выходных. А если я скажу своим родителям, что у меня есть парень, они скажут, что он не достоин моего внимания и просто запретят с ним встречаться!
Папа говорит, что я лентяйка! Мне очень обидно!
Мой старший братец наказание какое-то! Он подкалывает меня, а я потом просто плачу ночью в подушку после его шуток! А младший брат обзывает меня перед друзьями! Сестрёнка пользуется моей косметикой и берет без спроса мои вещи! Как я устала от всего этого!
Поскорее бы мне поступить в техникум и уехать от них в другой город, чтобы не видеться подольше! Я мечтаю, чтобы у меня была своя маленькая комнатка, где никто и ничего бы не трогал! Хочу решать сама с кем, куда и когда мне идти. При первой же возможности – уеду!»
Вопросы для обсуждения:
В чём вы согласны с Сашей?
В чём она не права?
Охарактеризуйте отношение к ней её братьев, сестры, мамы, папы.
Правильно ли поступит Саша, если уедет из дома?
Какие вы можете дать советы каждому члену семьи?
Как поступить Саше в сложившейся ситуации?
Заключительная часть (РЕФЛЕКСИЯ)
Упражнение «Чемодан»
Необходимо прикрепить к доске ватман с рисунком чемодана.
Инструкция для учащихся:
Собираясь в дальнюю дорогу, человек берет с собой необходимые вещи, собирает чемодан.
На жизненном пути у каждого человека возникают какие-то свои сложные ситуации, и каждому может потребоваться какое-то свое решение, свой уникальный выход и способ для решения такой ситуации.
На листочках напишите, как вы будете действовать, какой свой уникальный способ будете применять для выхода из трудной жизненной ситуации, и прикрепите на наш чемодан.
Список литературы
Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе.-СПб.: Речь, 2002
Вачков И., Битянова М.Р. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников. -СПб, 2009.-111 с.
Книжникова С.В. Педагогическая профилактика суицидального поведения на основе формирования жизнестойкости (Монография).-Краснодар: «АВС-полиграфия», 2009
Особенности формирования жизнестойкости и совладания с трудными жизненными и стрессовыми ситуациями несовершеннолетних в образовании: методическое пособие. Составители: Борисенко О.В., Матерова Т.А., Ховалкина О.А., Шамардина М.В.-Барнаул, 2014.-184 с.
Программа «Тренинг «Жизнестойкость» Составитель: Ковалева Н.А., Курган, 2017.