Занятие «Милосердие - закон жизни»
Тема | Милосердие – закон жизни. |
Цель | Создание условий для воспитания у младших школьников милосердия и сострадания. |
Задачи | Образовательные: показать проявление милосердия и сострадания в различных жизненных ситуациях. Воспитательные: сформировать представление о том, что милосердие – важное качество человека, живущего по законам этики. |
УУД | ЛичностныеУУД: самоопределение к деятельности, нравственно-эстетическое оценивание. Регулятивные УУД: самоконтроль, самопроверка Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли, планировать учебное сотрудничество. Познавательные УУД: умение формулировать учебную задачу, проблему, находить информацию, анализировать, строить высказывание, делать выводы. |
Планируемые результаты | Предметные: Знать и понимать что такое милосердие. Уметь видеть чувства другого человека, проявлять внимание и милосердие. Личностные: Воспитание доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Адекватно оценивать собственное поведение и поведение других людей. Метапредметные: Устанавливать причинно-следственные связи, овладевать навыками смыслового чтения, осознанного построения речевых высказываний |
Основные понятия | сочувствие, сопереживание, сострадание, милосердие; |
Ход занятия:
Приветствие. Настрой на работу.
- Доброе утро всем хорошим людям. Предлагаю вам повернуться друг к другу и улыбнуться в знак пожелания удачи на сегодняшний день. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на занятии вам будет так же тепло и уютно. Вижу, что вы готовы к работе.
Введение в тему.
- Предлагаю вам вспомнить пословицу «Одна голова хорошо, а четыре лучше», поэтому вы работаете в четвёрках, отгадывая кроссворд. На работу вам даётся 5 минут.
1. Группа живущих вместе родственников.
2. Самое ценное, что есть у человека.
3. Самоотверженная, искренняя привязанность.
4. Проявление внимания к ближнему.
5. Чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми.
6. Почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо достоинств.
7. Жалость, сочувствие, вызываемое несчастьем другого человека.
8. Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
9. Вера в искренность и добросовестность кого-нибудь.
10. Место обитания всех этих чувств.
- Если вы всё отгадали верно, то у вас должно получиться по вертикали слово – тема нашего сегодняшнего разговора.
Тема «Милосердие- закон жизни».
Постановка цели и задач.
- На какие вопросы, нам предстоит ответить сегодня?
1.Выяснить значение слова милосердие.
2.Какие слова близки по значению к данному слову?
3.Кого можно назвать милосердным?
4.Кто нуждается в милосердии?
5.Можно ли научиться милосердию?
Работа по теме.
- Объясните, как вы понимаете слово «милосердие»?
МИЛОСЕРДИЕ (милое сердцу, хорошее, доброе)
Исследовательская работа через создание проблемной ситуации.
- Кто знает, что обозначает данное слово? Где мы можем найти его значение? Обратимся за помощью к словарям.
«Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость». | Даль |
«Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия». | Ожегов |
«Милосердие – готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается» . | Ушаков |
- Какое из определений вам ближе? Почему? А вы бываете милосердны?
Работа в парах.
Сочувствовать
Сопереживать
Сострадать
- Чем похожи слова? Есть ли разница между ними? Какая? Обсудите в паре и запишите их по мере увеличения чувства сопричастности переживаниям другого человека?
-Какое слово выражает самое сильное чувство? /Сострадать/. Мера стремления разделить с другим человеком его чувства, состояние души здесь наивысшая.
- А что означает приставка «СО», общая в выделенных понятиях?
- Она означает «ВМЕСТЕ». Что это значит? /Чувствовать вместе, т.е. разделять чувство другого человека, находясь вместе с ним./
- Давайте подумаем, часто ли мы разделяем чувства другого человека?
Там, где вы написали эти понятия в столбик, поставьте рядом с ними вопрос – КОМУ?
и напишите ответ.
- В этих ответах ваш опыт милосердия. И если рассматривать милосердие, как сострадание, сочувствие, сопереживание, как бы вы оценили свой опыт? Хотелось бы вам его расширить этот опыт?
Милосердие подвигает нас на доброделание. Помогая другим, ты помогаешь себе, потому что творение добра приносит благо и радость для тебя самого. Быть милосердным – значит жить в радости.
Внимание на экран (просмотр мультфильма «Кастрюлька для Анатоля»). Беседа после просмотра.
Какие чувства испытали? | Сначала жалость, страх, переживание. |
В какой момент? | В конце радость. |
Каким был Анатоль? | Чувствительный, одарённый, требовал много внимания, не такой как все. Инвалид. |
Почему он спрятался от всех? | Люди не понимали и не принимали, сторонились его. Он не мог ничего изменить, устал. |
Какой сюрприз жизнь преподнесла Анатолю? | Встретил удивительного человека. |
Почему его называют удивительным? | Он изменил жизнь Анатоля. |
Как она изменилась? А как он сам изменился? | Научился жить с кастрюлькой. Окружающие его стали замечать. Удивительный человек сшил сумочку для кастрюльки. |
Как вы думаете, этот человек проявил жалость или милосердие? Докажите, свою точку зрения. | Человек проявил милосердие, помог Анатолю, научил его жить с кастрюлькой. |
Если нельзя изменить ситуацию, то, что можно сделать? | Можно научиться жить в ней. Изменить своё отношение к ней. |
- А в чём же проявляется милосердие? Работа в парах. Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию.
подать милостыню
прощать обиды
накормить голодного
дать из-за боязни показаться другим жадным
предупредить об опасности
подарить то, что самому не нужно
утешить печального, плачущего
не мстить за зло
напоить жаждущего
дать в обмен на что-то
одеть бедного
сделать доброе ради похвалы или благодарности
помочь немощному по хозяйству
отдать игрушку брата
поделиться последним куском хлеба
творить добро не напоказ
посетить больного
дать добрый совет
- А как вам кажется, легко ли стать милосердным?
- У вас еще нет своих денег, чем вы можете пожертвовать, проявляя милосердие?
Л.Н. Толстой утверждал, что милосердие начинается дома. Что он хотел сказать этими словами? Чаще всего в милосердии нуждаются наши родные, друзья, одноклассники, соседи, животные. Как вы можете проявить милосердие к ним?
- Человек может научиться милосердию. Если ты будешь совершать дела милосердия (например, ухаживать за больными или младшими, бескорыстно предлагать свою помощь. Научить кого-нибудь, кто младше тебя, какому-нибудь делу доброму и полезному, которому ты уже научился. …), то эти дела со временем изменят и твое сердце, сделают его более человечным.
- Любая профессия требует от человека особых знаний и умений, которые приобретаются в учебных заведениях. Но любви к людям, милосердию, отзывчивости нигде не учат, нет таких дисциплин в учебных планах, ни одного учебного заведения.
- А что бы вы сказали о людях, которые избрали милосердие своим основным делом жизни?
- Профессии, каких людей вы бы назвали? /…/
- Говоря о милосердии, мы не можем не вспомнить сестер милосердия. Кого так называют? (Так называют женщин, ухаживающих за больными и ранеными, которые оказывают ближним бескорыстную помощь)
- Орден сестер милосердия основала великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, которая после гибели мужа целиком посвятила себя делам милосердия и основала Марфо – Мариинскую обитель. Во время Первой мировой войны она помогала фронту, ухаживала за ранеными и подбадривала их. Трудилась день и ночь: создавала детские приюты, больницы, сидела с умирающими и молилась. Движению сестер милосердия – 150 лет.
- А в наши дни есть место милосердию? И в наше время есть люди, которые делают добрые дела. Вот лишь некоторые из них.
4. Первичное закрепление. Задания в парах.
1. Определите, в чём больше всего нуждается каждый из следующих людей.
Больной, сирота, обиженный, нищий, провинившийся. (Здоровье, хлеб, утешение, приют, прощение)
2.Что лучше? (Ответ подчеркните в каждой паре глаголов)
Выслушать – закричать
Поделиться – отобрать
Позавидовать – порадоваться
Поссориться – уступить
Обидеться – простить
Протянуть ладонь – показать кулак
Утешить - промолчать
3.Из перечисленных слов выберите те, которые могут рассказать о милосердном человеке: добросердечный, равнодушный, безразличный, доброжелательный, бессердечный, щедрый, сострадательный, благодушный, завистливый, терпеливый.
5. Итог.
- Давайте подведем итоги. Вспомните, какие задачи мы ставили? Удалось ли решить их? Закончите предложения (слайд).
- Над чем заставил задуматься этот урок каждого из нас? Где будем применять полученные знания? Вывод: Какими бы мы не были разными, понятие милосердия одинаково для всех.
6. Рефлексия.
Наш разговор о милосердии не закончен. Я благодарю вас за теплый разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. Хочу подарить вам следующие строчки.
И нам нельзя пройти свой путь иначе.Ведь мир велик и каждый – странник в нем.
Ты слышишь? Кто-то у дороги плачет…
Раскрой ладонь – и одари теплом!
- Обратитесь мысленно к себе. Кому бы вы сказали слова благодарности за помощь, поддержку, сочувствие, милосердие? Напишите на ладошке.
- Я желаю вам всем жить среди милосердных людей и быть милосердными. Спасибо за урок.
7. Дифференцированное задание на дом.
Можно выбрать одно или два задания, по вашему усмотрению.
Вспомните книги, фильмы, мультфильмы, в которых герои проявляли милосердие.
Нарисуйте образ милосердия. Взрослые могут помочь вам в этом.
- Найдите мудрые мысли, высказывания о милосердии.
Напишите мини-сочинение на тему «Почему милосердие мило сердцу?».
Предложите социальную рекламу по нашей теме «Спешите делать добро!», которую можно разместить на улице, в школе.
Физминутка:
Прилетели ангелочки
Становились на носочки!
Вверх руками потянулись
И друг другу улыбнулись.
Крылышки расправили
В стороны направили,
Наклонились до земли,
Словно тяжести несли.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Поскакали в высоту,
Чтобы там поймать звезду.
Глубоко вздохнули,
Плечи развернули,
Повели руками
Чуть над головами.
А теперь им всем пора
Делать добрые дела.