12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Федоткина Галина Юрьевна84
Работаю в школе с 1983 года .Я очень люблю свою работу.
Россия, Тамбовская обл., С.Полетаево
4

Внеурочное занятие по образовательному курсу «Уроки милосердия» «Милосердное отношение к слабым и больным»



Внеурочное занятие

по образовательному курсу

«Уроки милосердия»

«Милосердное отношение к слабым и больным»

 


 


 


 


 


 

Федоткина Г.Ю.,

учитель начальных классов

филиала МБОУ Токарёвской СОШ №1

в с.Полетаево


 


 

2017 г.

Пояснительная записка

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодом поколении. В настоящее время, к великому сожалению, утратили свою силу нравственные ориентиры. Подрастающее поколение можно обвинять в бездушности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания милосердия и сострадания у младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в настоящее время наш маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника, доброты и милосердия в детях. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.


 


 

Пояснительная записка к конспекту занятия

Класс: 2

Образовательный курс «Уроки милосердия»

Тема занятия: «Милосердное отношение к слабым, больным».

Количество часов: 1.

Цель занятия:

воспитание качеств, традиционно отличающих русский характер: доброты, сострадания, милосердия, благородства.

Задачи:

-расширить и углубить представление детей о добре, милосердии, сострадании;

-формировать нравственное отношение к действительности, способность духовно-нравственного осмысления окружающего мира;

-учить оценивать поведение человека с духовно-нравственных позиций;

-содействовать развитию волевой сферы ребёнка - осознанности поведения;

-развивать интерес к чтению православной и художественной литературы;

-способствовать развитию речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений, творческих способностей учащихся.

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично - поисковый.

Используемые технологии обучения: технология проблемного диалога, технология развития критического мышления, обучение в сотрудничестве (групповая работа).

Формы организации познавательной деятельности: беседа, участие в учебном диалоге, комментированное чтение, работа в парах, обучение в сотрудничестве (работа в группах), работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации.

Формы обучения: фронтальная работа; групповая; парная; индивидуальная

Технические средства и наглядность: ноутбук, проектор; презентация «Милосердное отношение к слабым и больным»; раздаточный материал: конверты со словами для работы в группах; памятка для каждого ученика «Как нужно жить»; Уроки милосердия: Учебное пособие для учащихся 2-х классов/Автор-сост.: Г.Д. Зубова. – Тамбов: ОАО «Издательский дом «Мичуринск», 2014г.

Ожидаемые учебные результаты:

Личностные:

- понимание роли норм религиозной морали в обществе;

-способность анализировать и оценивать поведение и поступки людей с нравственных позиций на основе обращения к духовно-нравственным нормам и ценностям православной культуры.

Метапредметные:

РегулятивныеУУД:

-определение, формулирование учебной задачи в диалоге с учителем;

-выполнение учебных действий с учителем по установлению связи операций;

-освоение способа решения проблем творческого и поискового характера.

Познавательные УУД:

-ориентирование в учебном пособии;

-осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;

-понимание информации, представленной в виде текста, рисунков.

Коммуникативные УУД:

-соблюдение правил нравственных взаимоотношений в коллективе;

-построение речевого высказывания;

-умение слушать других.

Ход занятия

I. Оргмомент. Эмоциональный настрой.

-Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада всех вас видеть. Мне очень нравится с вами беседовать на различные темы. Вы у меня очень понятливые и это меня радует.

II. Актуализация знаний.

-И для начала я вам предлагаю послушать рассказ В. Осеевой «Плохо»

«Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

Как вам не стыдно!

А что – стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики.

Вот это и плохо! – гневно ответила женщина.

-Скажите, почему женщина поругала мальчиков? Что ребята сделали не так?

(Они наблюдали за происходящим и не бросились спасать слабого котёнка.)

-Можно ли сказать, что эти мальчики могут проявить милосердие к животным, слабым, больным? (Нет, они равнодушные, жестокие.)

III. Сообщение темы занятия детьми.

-Вы можете сказать, о чём пойдёт речь на сегодняшнем занятии? (Мы сегодня поговорим о милосердном отношении к слабым и больным.) (Слайд № 1)

IV. Работа над новым материалом.

-А что такое милосердие? (Ответы детей)

-Какого человека мы можем назвать милосердным? (Доброго, внимательного, отзывчивого)

-Да, ребята, Доброта и Милосердие всегда идут рядом. Послушайте внимательно стихотворение (Читаю)

Слова эти серьёзные,

Главное – важные.

То, что значат они,

Очень нужно для каждого.

В них забота и ласка,

Тепло и любовь.

В них стремление

На помощь прийти

Вновь и вновь.

Эти качества в сердце

У многих живут

И от боли других

Позабыть не дают.

И они поважней,

Чем лица красота.

Догадались, что это?

Милосердие и доброта.

(Слайд №2)

Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. (По словарю Ожегова)

Милосердие - сострадание, сердечное участие, различного рода помощь, благотворительность по отношению к больным и нуждающимся. (По историческому словарю)

Работа с учебником.

-Откройте учебник на стр. 48.Рассмотрите первую иллюстрацию.

-Почему мальчик загрустил? Как вы думаете? (Предположения)

-Давайте прочитаем стихотворение Т. Дашкевича «Снеговик»

Я наблюдала из окна

Однажды в декабре:

Весь день лепил снеговика

Мальчонка во дворе.

Он весь вспотел, он так устал

Работа нелегка,

Но всё же дела не бросал —

Лепил снеговика.

Морковный нос, весёлый рот,

Глаза из угольков.

Ну, вот уж вечер настаёт,

И снеговик готов.

Ушёл мальчонка отдыхать,

В тепле попить чайку.

Придется одному стоять

Теперь снеговику.

Но чья-то злобная рука

Забавы, скуки ради

Разрушила снеговика,

На красоту не глядя.

О, сколько горя испытал

Тот мальчик поутру! —

Поймите, дети, и всегда

Чужой цените труд.

-Скажите теперь, почему же мальчик загрустил? (Чья - то злобная рука разрушила снеговик.)

-Ребята, к сожалению, в жизни мы часто встречаемся со злом. Зло-это антоним слов добро и милосердие. Но я считаю, что доброты всё-таки больше. А со злом мы будем бороться всегда. Ведь человек рождается и должен жить на земле для того, чтобы делать людям добро.

-Каким качеством обладает герой стихотворения? (Мальчик, трудолюбивый, терпеливый, не бросил начатое дело, хотя его работа была трудной.)

Творческая работа. (Работа в парах)

-Посмотрите на рисунок и придумайте счастливый конец этой истории.

-Что можно сказать о ребятах, которые восстановят сломанного снеговика? (Они милосердные, сострадательные)

-Верно. Милосердный человек – это человек, у которого доброе, отзывчивое на чужую беду сердце, жалеющее и сочувствующее окружающим. Сострадательный человек приходит на помощь, не требуя взамен ничего.

-А теперь раскрасьте этот рисунок. А потом посмотрите друг у друга что получится.

Физкультминутка «Встреча друзей»

Здравствуй друг! (здороваются за руку)

Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)

Где ты был? (теребят друг друга за ушко)

Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)

Ты пришёл? (разводят руки в стороны)

Хорошо! (обнимаются)

До свидания, милый друг! (за руку)

Очень рад я, встрече! (машут)

Может, встретимся ещё? (хлопают по плечу)

Давай же, как-то вечером! (обнимаются)

-Садитесь. Продолжаем работу. Переходим на стр.49 нашего учебника. Работаем со стихотворением М. Лермонтова «Каменное сердце»

-Как вы понимаете выражение «каменное сердце»? (Предположения детей)

У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку;

И кто-то камень положил

В его протянутую руку…

-Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

-Какое место при чтении особенно взволновало? (Ответы детей)

-Ребята, готовясь к нашему занятию, я прочитала это стихотворение и долго плакала. Мне очень жаль стало того бедняка, который просил хлеба. Я пожалела о том, что не ко мне была протянута рука просящего. Я бы ему дала много хлеба, чтобы на всех хватило. Как я возненавидела того, который положил в руку камень! Как он мог сыграть такую злую шутку над человеком? Вот как раз и у него-то в груди - каменное сердце. Он никогда не проявит милосердия. Его за это Бог накажет. Он не будет счастливым на земле. Христос говорил: «Всякому просящему у тебя дай».

Дискуссия

-Сопоставьте детей, разрушивших снеговика из стихотворения «Снеговик» и человека, положившего камень в руку просящему подаяние. (Они жестокие, немилосердные, не сострадательные)

Сейчас прочитаем ещё одно стихотворение.

Я. Полонский «Нищий»

Знавал я нищего: как тень,

С утра, бывало, целый день

Старик под окнами бродил

И подаяния просил;

Но всё, что в день ни собирал,

Бывало, к ночи раздавал

Больным, калекам и слепцам,

Таким же нищим, как и сам.

-В чем главный смысл стихотворения?

-В каких строчках стихотворения выражена главная мысль?

Продолжение дискуссии

-Теперь попробуйте сопоставить детей, восстановивших снеговика из стихотворения «Снеговик», и нищего, делившегося своими подаяниями. (Они милосердные, идут на помощь нуждающимся.)

-Посмотрите на следующий слайд. (Слайд № 3)

«Милосердие – сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия – различного рода помощь, благотворительность и т.п.» (Большой энциклопедический словарь)

«Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или просить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия». (Толковый словарь Ожегова С.И.)

«Милосердие – сердолюбие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердечность». (Толковый словарь Даля В.И.)

«Милосердие – одна из дарованных свыше добродетелей во всех мировых религиях, способствующая преодолению греховности и открывающая путь к личному спасению». (Энциклопедия социологии)

-Значит милосердный человек – это человек, у которого доброе, отзывчивое на чужую беду сердце.

-Ребята, к кому, по-вашему, мы должны относиться с милосердием? (К пожилым людям, к младшим, к больным, к животным, к природе).

(Слайд № 4)

-Сестры милосердия принимали участие во всех войнах второй половины XIX столетия. Они самоотверженно трудились в госпиталях, на перевязочных пунктах, на передовой. У них было огромное сердце, которого хватало на всех больных. Своей заботой о больных и раненых они вселяли веру и надежду в исцеление тяжелобольных бойцов. И выздоровление происходило! Бойцы вновь уходили на фронт.

Дети, всегда проявляйте заботу о больных дедушках и бабушках. Они так нуждаются в вашем внимании: подать воды, принести молока из магазина, вытереть пыль или просто посидеть и почитать им книгу. Им будет так приятно. Смотришь, и болезнь отступит или будет протекать менее заметно. Не оставляйте их наедине с болезнью. Одиночество-это страшная вещь для пожилого человека.

Мы должны быть милосердными своим близким, тем, кто живёт с нами рядом. Главное, чтобы помощь шла от чистого сердца. Все живое нуждается в милосердном отношении. Нельзя проявить его ни умом, ни словом. Оно проявляется только сердцем!

(Слайд № 5)

-Святой Иоанн Златоуст говорил: «Человек всего более, должен учиться милосердию. Кто не имеет милосердия, тот перестаёт быть человеком».

-Ребята, вдумайтесь в эти слова. Это слова, которые нас учат правильно жить. Мы должны быть, в первую очередь, милосердными.

(Слайд № 6)

-Давайте познакомимся с первыми шагами к милосердию:

а) Никогда не бойся улыбнуться человеку и протянуть ему руку помощи.

б) Никогда не бойся понять и простить.

в) Никогда не бойся просить прощения.

V. Обобщение. Систематизация знаний.

-Итак, ребята, милосердие – это поступок, поступок добрый, во благо, за который не ждут вознаграждения. Милосердие - одна из важнейших христианских добродетелей, исполняемая посредством телесных и духовных дел милосердия (милости). Сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку. Помогать нужно всем, кто просит и ждет нашей помощи. Всем тем, кто обделен вниманием. Помогать нужно до тех пор, пока есть такая возможность и силы.

VI. Включение в систему знаний и повторение.

Игра «Найди нужные слова». Самостоятельная работа в группах.

-Ребята, у вас на столах лежат конверты. Там напечатано много разных слов. Вы сейчас из этих слов должны отобрать только те, которые относятся к понятию «милосердие». (в конвертах слова эгоизм, любовь, жестокость, милость, равнодушие, сопереживание, память, сочувствие, доброта, терпимость, жалость, уважение, чуткость, необдуманно произнесённое слово, ласка, отвращение).

-Проверяем слова, которые вы выбрали. Сравниваем правильность выполнения задания. (Слайд № 7)

Работа с пословицами о милосердии

-Читаем пословицы и объясняем их смысл. (Слайд № 8)

Милостивому человеку и Бог подает.

На свете не без добрых людей.

Добро творить — себя веселить.

С добрым жить хорошо.

Доброе слово лучше мягкого пирога.

Каково аукнешь, таково и откликнется.

В поле пшеница годом родится, а добрый человек всегда пригодится.

Доброму добрая память.

В день страшный вся милостыня, тобою сотворенная, соберется в чашу твою.

Кто добро творит, тому Бог отплатит.

-В конце нашего занятия я хочу вам подарить памятку «Как нужно жить». Я надеюсь, что разговор наш прошёл не впустую. Вы ведь у меня такие добрые и умные. Вы знаете, что жить надо по христиански. Ведь каждый человек мечтает, чтобы его окружали хорошие, добрые люди. А для этого и самому нужно быть таким же. Пусть в сердце каждого из вас поселятся доброта, отзывчивость, милосердие, забота о ком-то и другие хорошие качества.

Памятка «Как нужно жить».

1.Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей.

2.Умейте видеть достоинства людей, ценить их.

3.Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды.

4.Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.

5.Не стесняйтесь проявить своё сочувствие, сопереживание окружающим.

6.Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.

7.Милосердно относитесь к слабым и больным.

Отгадывание кроссворда

Ребята, если правильно отгадаете кроссворд, то прочитаете то главное в человеке, что необходимо при отношении к слабым и больным.

1. Самый дорогой человек на земле (Мама)

2. То, что подают нищему (Милостыня)

3. Отношение, полное заботы, теплоты и самоотдачи (Любовь)

4. Проявление искренних чувств по отношению к кому или чему-либо (Доброта)

5.Чувство духовного, эмоционального, почти физического родства и близости (Сердечность)

6.У некоторых людей оно бывает «каменное» (Сердце)

7. Одна из основных положительных эмоций человека, внутреннее чувство удовлетворения, удовольствия и счастья (Радость)

8. Убежденность в чьей-нибудь честности, порядочности; вера в искренность и добросовестность (Доверие)

9. Чуткость и внимательность к окружающим, неподдельное уважение к их интересам и их переживаниям (Сострадание)

10. Ласковость и мягкость по отношению к кому-либо (Нежность)

(Слайд №10)

                 

1м

а

м

а

             
               

2м

и

л

о

с

т

ы

н

я

     
                 

3л

ю

б

о

в

ь

         
               

4д

о

б

р

о

т

а

         
                 

5с

е

р

д

е

ч

н

о

с

т

ь

               

6с

е

р

д

ц

е

           
                 

7р

а

д

о

с

т

ь

       
                 

8д

о

в

е

р

и

е

       

9с

о

с

т

р

а

д

а

н

и

е

                 
               

10н

е

ж

н

о

с

т

ь

     
Презентация "Милосердное отношение к слабым и больным"
PPTX / 2.66 Мб

VII. Итог урока. Рефлексия.

- Над чем заставило задуматься это занятие?

- Что стало самым важным на занятии?

-Продолжите предложение:

-Сегодня я узнал…

-Сегодня я понял…

-Самым важным сегодня мне…

-Молодцы, ребята! Спасибо вам за общение. Как я и думала, вы поработали на славу. С нетерпением вас жду на следующее занятие, которое состоится через неделю. Расскажете, как жилось, как работала ваша памятка. Будьте милосердны!

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (5)

Федоткина Галина Юрьевна, 11.01.18 в 21:03 0Ответить Пожаловаться
Ольга Васильевна,благодарю за комментарий.
Кравченко Лариса Юрьевна, 10.01.18 в 21:29 0Ответить Пожаловаться
Презентации не увидела!
Федоткина Галина Юрьевна, 11.01.18 в 21:01 0Ответить Пожаловаться
Лариса Юрьевна, презентация справа от кроссворда
Кравченко Лариса Юрьевна, 12.01.18 в 21:19 0Ответить Пожаловаться
да,все нашла!
спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.