Внеурочное занятие по образовательному курсу «Уроки милосердия» «Милосердное отношение к слабым и больным»
Пояснительная записка к презентации
Внеурочное занятие
по образовательному курсу
«Уроки милосердия»
«Милосердное отношение к слабым и больным»
Федоткина Г.Ю.,
учитель начальных классов
филиала МБОУ Токарёвской СОШ №1
в с.Полетаево
2017 г.
Пояснительная записка
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодом поколении. В настоящее время, к великому сожалению, утратили свою силу нравственные ориентиры. Подрастающее поколение можно обвинять в бездушности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания милосердия и сострадания у младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в настоящее время наш маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника, доброты и милосердия в детях. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.
Пояснительная записка к конспекту занятия
Класс: 2
Образовательный курс «Уроки милосердия»
Тема занятия: «Милосердное отношение к слабым, больным».
Количество часов: 1.
Цель занятия:
воспитание качеств, традиционно отличающих русский характер: доброты, сострадания, милосердия, благородства.
Задачи:
-расширить и углубить представление детей о добре, милосердии, сострадании;
-формировать нравственное отношение к действительности, способность духовно-нравственного осмысления окружающего мира;
-учить оценивать поведение человека с духовно-нравственных позиций;
-содействовать развитию волевой сферы ребёнка - осознанности поведения;
-развивать интерес к чтению православной и художественной литературы;
-способствовать развитию речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений, творческих способностей учащихся.
Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично - поисковый.
Используемые технологии обучения: технология проблемного диалога, технология развития критического мышления, обучение в сотрудничестве (групповая работа).
Формы организации познавательной деятельности: беседа, участие в учебном диалоге, комментированное чтение, работа в парах, обучение в сотрудничестве (работа в группах), работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации.
Формы обучения: фронтальная работа; групповая; парная; индивидуальная
Технические средства и наглядность: ноутбук, проектор; презентация «Милосердное отношение к слабым и больным»; раздаточный материал: конверты со словами для работы в группах; памятка для каждого ученика «Как нужно жить»; Уроки милосердия: Учебное пособие для учащихся 2-х классов/Автор-сост.: Г.Д. Зубова. – Тамбов: ОАО «Издательский дом «Мичуринск», 2014г.
Ожидаемые учебные результаты:
Личностные:
- понимание роли норм религиозной морали в обществе;
-способность анализировать и оценивать поведение и поступки людей с нравственных позиций на основе обращения к духовно-нравственным нормам и ценностям православной культуры.
Метапредметные:
РегулятивныеУУД:
-определение, формулирование учебной задачи в диалоге с учителем;
-выполнение учебных действий с учителем по установлению связи операций;
-освоение способа решения проблем творческого и поискового характера.
Познавательные УУД:
-ориентирование в учебном пособии;
-осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;
-понимание информации, представленной в виде текста, рисунков.
Коммуникативные УУД:
-соблюдение правил нравственных взаимоотношений в коллективе;
-построение речевого высказывания;
-умение слушать других.
Ход занятия
I. Оргмомент. Эмоциональный настрой.
-Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада всех вас видеть. Мне очень нравится с вами беседовать на различные темы. Вы у меня очень понятливые и это меня радует.
II. Актуализация знаний.
-И для начала я вам предлагаю послушать рассказ В. Осеевой «Плохо»
«Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
– Как вам не стыдно!
– А что – стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики.
– Вот это и плохо! – гневно ответила женщина.
-Скажите, почему женщина поругала мальчиков? Что ребята сделали не так?
(Они наблюдали за происходящим и не бросились спасать слабого котёнка.)
-Можно ли сказать, что эти мальчики могут проявить милосердие к животным, слабым, больным? (Нет, они равнодушные, жестокие.)
III. Сообщение темы занятия детьми.
-Вы можете сказать, о чём пойдёт речь на сегодняшнем занятии? (Мы сегодня поговорим о милосердном отношении к слабым и больным.) (Слайд № 1)
IV. Работа над новым материалом.
-А что такое милосердие? (Ответы детей)
-Какого человека мы можем назвать милосердным? (Доброго, внимательного, отзывчивого)
-Да, ребята, Доброта и Милосердие всегда идут рядом. Послушайте внимательно стихотворение (Читаю)
Слова эти серьёзные,
Главное – важные.
То, что значат они,
Очень нужно для каждого.
В них забота и ласка,
Тепло и любовь.
В них стремление
На помощь прийти
Вновь и вновь.
Эти качества в сердце
У многих живут
И от боли других
Позабыть не дают.
И они поважней,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Милосердие и доброта.
(Слайд №2)
Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. (По словарю Ожегова)
Милосердие - сострадание, сердечное участие, различного рода помощь, благотворительность по отношению к больным и нуждающимся. (По историческому словарю)
Работа с учебником.
-Откройте учебник на стр. 48.Рассмотрите первую иллюстрацию.
-Почему мальчик загрустил? Как вы думаете? (Предположения)
-Давайте прочитаем стихотворение Т. Дашкевича «Снеговик»
Я наблюдала из окна Однажды в декабре: Весь день лепил снеговика Мальчонка во дворе. Он весь вспотел, он так устал Работа нелегка, Но всё же дела не бросал — Лепил снеговика. Морковный нос, весёлый рот, Глаза из угольков. Ну, вот уж вечер настаёт, И снеговик готов. |
Ушёл мальчонка отдыхать, В тепле попить чайку. Придется одному стоять Теперь снеговику. Но чья-то злобная рука Забавы, скуки ради Разрушила снеговика, На красоту не глядя. О, сколько горя испытал Тот мальчик поутру! — Поймите, дети, и всегда Чужой цените труд. |
-Скажите теперь, почему же мальчик загрустил? (Чья - то злобная рука разрушила снеговик.)
-Ребята, к сожалению, в жизни мы часто встречаемся со злом. Зло-это антоним слов добро и милосердие. Но я считаю, что доброты всё-таки больше. А со злом мы будем бороться всегда. Ведь человек рождается и должен жить на земле для того, чтобы делать людям добро.
-Каким качеством обладает герой стихотворения? (Мальчик, трудолюбивый, терпеливый, не бросил начатое дело, хотя его работа была трудной.)
Творческая работа. (Работа в парах)
-Посмотрите на рисунок и придумайте счастливый конец этой истории.
-Что можно сказать о ребятах, которые восстановят сломанного снеговика? (Они милосердные, сострадательные)
-Верно. Милосердный человек – это человек, у которого доброе, отзывчивое на чужую беду сердце, жалеющее и сочувствующее окружающим. Сострадательный человек приходит на помощь, не требуя взамен ничего.
-А теперь раскрасьте этот рисунок. А потом посмотрите друг у друга что получится.
Физкультминутка «Встреча друзей»
Здравствуй друг! (здороваются за руку)
Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)
Где ты был? (теребят друг друга за ушко)
Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)
Ты пришёл? (разводят руки в стороны)
Хорошо! (обнимаются)
До свидания, милый друг! (за руку)
Очень рад я, встрече! (машут)
Может, встретимся ещё? (хлопают по плечу)
Давай же, как-то вечером! (обнимаются)
-Садитесь. Продолжаем работу. Переходим на стр.49 нашего учебника. Работаем со стихотворением М. Лермонтова «Каменное сердце»
-Как вы понимаете выражение «каменное сердце»? (Предположения детей)
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку;
И кто-то камень положил
В его протянутую руку…
-Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
-Какое место при чтении особенно взволновало? (Ответы детей)
-Ребята, готовясь к нашему занятию, я прочитала это стихотворение и долго плакала. Мне очень жаль стало того бедняка, который просил хлеба. Я пожалела о том, что не ко мне была протянута рука просящего. Я бы ему дала много хлеба, чтобы на всех хватило. Как я возненавидела того, который положил в руку камень! Как он мог сыграть такую злую шутку над человеком? Вот как раз и у него-то в груди - каменное сердце. Он никогда не проявит милосердия. Его за это Бог накажет. Он не будет счастливым на земле. Христос говорил: «Всякому просящему у тебя дай».
Дискуссия
-Сопоставьте детей, разрушивших снеговика из стихотворения «Снеговик» и человека, положившего камень в руку просящему подаяние. (Они жестокие, немилосердные, не сострадательные)
Сейчас прочитаем ещё одно стихотворение.
Я. Полонский «Нищий»
Знавал я нищего: как тень,
С утра, бывало, целый день
Старик под окнами бродил
И подаяния просил;
Но всё, что в день ни собирал,
Бывало, к ночи раздавал
Больным, калекам и слепцам,
Таким же нищим, как и сам.
-В чем главный смысл стихотворения?
-В каких строчках стихотворения выражена главная мысль?
Продолжение дискуссии
-Теперь попробуйте сопоставить детей, восстановивших снеговика из стихотворения «Снеговик», и нищего, делившегося своими подаяниями. (Они милосердные, идут на помощь нуждающимся.)
-Посмотрите на следующий слайд. (Слайд № 3)
«Милосердие – сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия – различного рода помощь, благотворительность и т.п.» (Большой энциклопедический словарь)
«Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или просить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия». (Толковый словарь Ожегова С.И.)
«Милосердие – сердолюбие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердечность». (Толковый словарь Даля В.И.)
«Милосердие – одна из дарованных свыше добродетелей во всех мировых религиях, способствующая преодолению греховности и открывающая путь к личному спасению». (Энциклопедия социологии)
-Значит милосердный человек – это человек, у которого доброе, отзывчивое на чужую беду сердце.
-Ребята, к кому, по-вашему, мы должны относиться с милосердием? (К пожилым людям, к младшим, к больным, к животным, к природе).
(Слайд № 4)
-Сестры милосердия принимали участие во всех войнах второй половины XIX столетия. Они самоотверженно трудились в госпиталях, на перевязочных пунктах, на передовой. У них было огромное сердце, которого хватало на всех больных. Своей заботой о больных и раненых они вселяли веру и надежду в исцеление тяжелобольных бойцов. И выздоровление происходило! Бойцы вновь уходили на фронт.
Дети, всегда проявляйте заботу о больных дедушках и бабушках. Они так нуждаются в вашем внимании: подать воды, принести молока из магазина, вытереть пыль или просто посидеть и почитать им книгу. Им будет так приятно. Смотришь, и болезнь отступит или будет протекать менее заметно. Не оставляйте их наедине с болезнью. Одиночество-это страшная вещь для пожилого человека.
Мы должны быть милосердными своим близким, тем, кто живёт с нами рядом. Главное, чтобы помощь шла от чистого сердца. Все живое нуждается в милосердном отношении. Нельзя проявить его ни умом, ни словом. Оно проявляется только сердцем!
(Слайд № 5)
-Святой Иоанн Златоуст говорил: «Человек всего более, должен учиться милосердию. Кто не имеет милосердия, тот перестаёт быть человеком».
-Ребята, вдумайтесь в эти слова. Это слова, которые нас учат правильно жить. Мы должны быть, в первую очередь, милосердными.
(Слайд № 6)
-Давайте познакомимся с первыми шагами к милосердию:
а) Никогда не бойся улыбнуться человеку и протянуть ему руку помощи.
б) Никогда не бойся понять и простить.
в) Никогда не бойся просить прощения.
V. Обобщение. Систематизация знаний.
-Итак, ребята, милосердие – это поступок, поступок добрый, во благо, за который не ждут вознаграждения. Милосердие - одна из важнейших христианских добродетелей, исполняемая посредством телесных и духовных дел милосердия (милости). Сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку. Помогать нужно всем, кто просит и ждет нашей помощи. Всем тем, кто обделен вниманием. Помогать нужно до тех пор, пока есть такая возможность и силы.
VI. Включение в систему знаний и повторение.
Игра «Найди нужные слова». Самостоятельная работа в группах.
-Ребята, у вас на столах лежат конверты. Там напечатано много разных слов. Вы сейчас из этих слов должны отобрать только те, которые относятся к понятию «милосердие». (в конвертах слова эгоизм, любовь, жестокость, милость, равнодушие, сопереживание, память, сочувствие, доброта, терпимость, жалость, уважение, чуткость, необдуманно произнесённое слово, ласка, отвращение).
-Проверяем слова, которые вы выбрали. Сравниваем правильность выполнения задания. (Слайд № 7)
Работа с пословицами о милосердии
-Читаем пословицы и объясняем их смысл. (Слайд № 8)
Милостивому человеку и Бог подает.
На свете не без добрых людей.
Добро творить — себя веселить.
С добрым жить хорошо.
Доброе слово лучше мягкого пирога.
Каково аукнешь, таково и откликнется.
В поле пшеница годом родится, а добрый человек всегда пригодится.
Доброму добрая память.
В день страшный вся милостыня, тобою сотворенная, соберется в чашу твою.
Кто добро творит, тому Бог отплатит.
-В конце нашего занятия я хочу вам подарить памятку «Как нужно жить». Я надеюсь, что разговор наш прошёл не впустую. Вы ведь у меня такие добрые и умные. Вы знаете, что жить надо по христиански. Ведь каждый человек мечтает, чтобы его окружали хорошие, добрые люди. А для этого и самому нужно быть таким же. Пусть в сердце каждого из вас поселятся доброта, отзывчивость, милосердие, забота о ком-то и другие хорошие качества.
Памятка «Как нужно жить».
1.Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей.
2.Умейте видеть достоинства людей, ценить их.
3.Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды.
4.Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.
5.Не стесняйтесь проявить своё сочувствие, сопереживание окружающим.
6.Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.
7.Милосердно относитесь к слабым и больным.
Отгадывание кроссворда
Ребята, если правильно отгадаете кроссворд, то прочитаете то главное в человеке, что необходимо при отношении к слабым и больным.
1. Самый дорогой человек на земле (Мама)
2. То, что подают нищему (Милостыня)
3. Отношение, полное заботы, теплоты и самоотдачи (Любовь)
4. Проявление искренних чувств по отношению к кому или чему-либо (Доброта)
5.Чувство духовного, эмоционального, почти физического родства и близости (Сердечность)
6.У некоторых людей оно бывает «каменное» (Сердце)
7. Одна из основных положительных эмоций человека, внутреннее чувство удовлетворения, удовольствия и счастья (Радость)
8. Убежденность в чьей-нибудь честности, порядочности; вера в искренность и добросовестность (Доверие)
9. Чуткость и внимательность к окружающим, неподдельное уважение к их интересам и их переживаниям (Сострадание)
10. Ласковость и мягкость по отношению к кому-либо (Нежность)
(Слайд №10)
1м |
а |
м |
а |
||||||||||||||||
2м |
и |
л |
о |
с |
т |
ы |
н |
я |
|||||||||||
3л |
ю |
б |
о |
в |
ь |
||||||||||||||
4д |
о |
б |
р |
о |
т |
а |
|||||||||||||
5с |
е |
р |
д |
е |
ч |
н |
о |
с |
т |
ь |
|||||||||
6с |
е |
р |
д |
ц |
е |
||||||||||||||
7р |
а |
д |
о |
с |
т |
ь |
|||||||||||||
8д |
о |
в |
е |
р |
и |
е |
|||||||||||||
9с |
о |
с |
т |
р |
а |
д |
а |
н |
и |
е |
|||||||||
10н |
е |
ж |
н |
о |
с |
т |
ь |
Презентация "Милосердное отношение к слабым и больным" PPTX / 2.66 Мб |
- Над чем заставило задуматься это занятие?
- Что стало самым важным на занятии?
-Продолжите предложение:
-Сегодня я узнал…
-Сегодня я понял…
-Самым важным сегодня мне…
-Молодцы, ребята! Спасибо вам за общение. Как я и думала, вы поработали на славу. С нетерпением вас жду на следующее занятие, которое состоится через неделю. Расскажете, как жилось, как работала ваша памятка. Будьте милосердны!
Панюкова Ольга Васильевна
Федоткина Галина Юрьевна
Кравченко Лариса Юрьевна
Федоткина Галина Юрьевна
Кравченко Лариса Юрьевна