12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Паненкова Ирина Михайловна13655
Россия, Смоленская обл., Вязьма
1

Занятие объединения «Исцеляющий сад»: 1 год обучения, «Семечковые культуры. Груша. Практическая работа: Сбор семян плодово-ягодных культур на учебно - опытном участке станции юных натуралистов»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ

Г. ВЯЗЬМЫ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Методическая разработка

Занятие объединения «Исцеляющий сад»: 1 год обучения,

«Семечковые культуры. Груша. Практическая работа: Сбор семян плодово-ягодных культур на учебно - опытном участке станции юных натуралистов».

 

 

Автор: Паненкова Ирина Михайловна,

педагог дополнительного

образования МБУ ДО "Станция
юннатов"

2017 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Было желание превратить однонаправленную передачу информации в обоюдное взаимодействие с учащимися. Была поставлена цель - взаимодействие учащихся во время обучения, поэтому в ходе занятия избрана работа по парам. В результате учащиеся приобрели умение находить и исправлять ошибки в работе с товарищем, умение взаимопомощи.

Основными ценностными ориентациями учащихся на занятии считаю их умение и стремление к познанию, проявлению и реализации своих творческих способностей.

Приоритетным направлением деятельности учащихся на занятии стало здоровьесбережение. В конкурсе "Чья груша лучше?" учащиеся проявили свои творческие способности и получили положительные эмоции. Во время физкультминутки "Груша" ребята сняли усталость. В ходе заполнения кроссворда с ключевым словом КОМПОТ по переработке груши учащиеся проявили свои умственные способности, включили воображение. В период выполнения практических работ применили двигательную активность, повысили мотивацию здорового образа жизни. Во время дегустации груш учащиеся укрепили своё здоровье витаминами.

 

АННОТАЦИЯ

В данную методическую разработку включены отдельные элементы здоровьесберегающих педагогических технологий. Сохраняющая здоровье среда создаёт определённый психологический комфорт, эмоциональное равновесие.
Данная методическая разработка рассчитана на возраст учащихся 9 - 14 лет.
Предлагаю данную методическую разработку педагогам дополнительного образования, классным руководителям, воспитателям и учителям. Она несомненно принесёт другим учащимся результат оздоровления.

Тема: «Семечковые культуры. Груша. Практическая работа: Сбор семян плодово-ягодных культур на учебно - опытном участке станции юных натуралистов».

Форма: занятие объединения.

Методы: объяснительно – иллюстративный; практический.

Цели: учить биологическим особенностям и целебным свойствам груши, её

использованию в народной и научной медицине; развивать
творческие способности учащихся, инициативу, смекалку,
зрительные и двигательные способности; воспитывать

доброжелательность по отношению друг к другу, коллективизм.

Наглядность: листовки: «Груша»; презентация занятия: "Семечковые

культуры. Груша."; натуральные объекты: груши разных
сортов, рисунки учащихся с пословицами и поговорками о
груше.

Оборудование: указка, декоративные салфетки, одноконцевые булавки,
ручки, бумага, простые и цветные карандаши, фломастеры,
стирашки, семена груш разных сортов, компьютер, DVD- диск
с презентацией: "Семечковые культуры. Груша",
инструктивно - методические карточки"Определение лёжкости
плодов груши".

Литература: 1. Бруннек Н.И. Фруктовая кулинария. – М.: Экономика,
1993 г.

2. Лойко Р. Фрукты и овощи: рецепты оздоровления. – М.:
АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2004 г.

3. Хацкевич Ю.Г. Плоды и ягоды. – М.: Харвест, 2002 г.

4. Янтра Х. Фруктовый сад. - М.: КРИСТИНА - НОВЫЙ ВЕК,

2001 г.

Ход занятия:

I. Оргмомент. Ознакомление с темой занятия. Презентация занятия.

Ребята, отгадайте загадку, которую я для вас сочинила:

Твёрдый, терпкий, недозрелый

Плод на дереве висит,

В тёплом месте он дозреет,

Сладким соком наделит. (Груша)

Отгадали, молодцы, именно о груше сегодня и пойдёт речь. Тема нашего занятия «Семечковые культуры. Груша. Практическая работа: Сбор семян плодово-ягодных культур на учебно - опытном участке станции юных натуралистов». Цели занятия: учиться биологическим особенностям и целебным свойствам груши, её использованию в народной и научной медицине, развивать свои творческие способности и практическую деятельность. Сейчас будем смотреть презентацию, в ходе которой вы должны запомнить биологические особенности, целебные свойства груши, её использование в медицине. 


Презентация "Груша"
PPTX / 1.97 Мб

II. Спасибо за внимание, ребята. 1. Рассказ: Груша долговечна и высокоурожайна, менее морозостойка и более теплолюбива. Лучшие по качеству плоды груши получают в южной зоне плодоводства. Самый старый район разведения груши — Крым. Плоды груши превосходного вкуса, у них сочная, нежная и ароматная мякоть. Груша – особа титулованная. Плавность и изящество форм, утонченность аромата и элегантная бархатистость вкуса делают ее настоящей аристократкой.
Самыми полезными среди груш остаются груши «дички», но и в культурных сортах совместным творчеством человека и природы заложено много полезных свойств. Груши полезны в любом виде – сушеном, свежем, вяленом. Во время сезона сбора урожая груш, специалисты рекомендуют кушать по 2-3 штуки в день, за 1-1,5 часа до еды. В остальное время в целях профилактики стоит употреблять отвары из сушеных груш и компоты, грушевое варенье и цукаты.

1.1. Эпиграф:

Как оливковы листочки груш!

Как призывно плоды их висят!

Выйди в сад

И чуть - чуть поразрушь, -

Это осень простит...

Выйди в сад.

Так когда-то писал Игорь Северянин.

История груши начинается с Востока. В древности китайцы слагали о ней стихи, поэты наделяли её человеческими чувствами и страстями. Груша считалась символом долголетия, при этом плоды её не рекомендовали разрезать и делить друзьям и влюблённым. Грушевый цвет был символом красоты и одновременно - символом непостоянства и печали. Вот такие были суеверия.

На Руси груша долгое время оставалась дикой. Росла чаще всего в лесах. Однако древние славяне почитали грушу не хуже китайцев, у них тоже были свои суеверия. С ней было связано множество обрядов и ритуалов. К примеру, чтобы обеспечить себе благополучие и здоровье на целый год, на праздник Ивана Купалы нужно было пролезть через венок, сплетённый из веток груши. Из плодов изготавливали приворотное зелье. Считалось, что груша может помешать изменам, укрепит супружескую верность.

Садоводы - любители охотно выращивают груши. И неудивительно. Ведь эти деревья долго живут и ежегодно дают урожаи сладких и сочных плодов.

1.2. Конкурс"Чья груша лучше?": Зарисовка груш: А какие они красивые, яркие да румяные вы сейчас покажете в своих рисунках.

"Пища богов", - именно так ещё за тысячу лет до нашей эры Гомер назвал грушу. И,правда, её плоды - богатейший источник биологических веществ, продлевающих молодость.

Груша - не только десертный продукт питания, но и лекарь. Правда, когда - то считалось, что груши в свежем виде есть нельзя.

По - видимому, речь шла о дикорастущих грушах, плоды которых содержат излишнее количество кислот и дубильных веществ. Существовал даже род казни - узника заставляли съесть множество гнилых груш. Однако, к счастью, это осталось в далёком прошлом.

В XIX веке варёные и печёные груши, особенно сочные, сходные по вкусу со сладкими яблоками, давали больным чахоткой, при кашле, удушье.

А отвар и кисель из сушёных груш врачи назначали детям с расстройством кишечника как закрепляющее средство.

В былые времена на Руси плоды лесной груши сушили, мочили, приготавливали из них уксус и весьма знаменитый русский грушевый квас. 

А совсем в далекие времена дикая груша заменяла иногда крестьянам хлеб: из высушенных и размолотых ее плодов получали сладкую, но не очень сытную муку.

  Благодаря присущим груше аромату и нежному оригинальному вкусу, она стала настоящей любимицей мировой высокой кухни. Причем, стоит заметить, что из этого фрукта, как это ни странно, готовят значительно больше несладких блюд, чем сладких. Груша просто царит в фаршированных закусках с творогом или мягким сыром; с ней делают многочисленные изысканные мясные салаты или запекают ее на тостах с паштетами или с мясом. Ее даже просто жарят, например, со свиными отбивными или филе индейки.
В более привычных нам вариантах из нее варят варенье, повидло, компоты, делают сухофрукты, цукаты и грушевый мед, а также грушевый квас, сидр и вино. Даже самые несложные блюда с грушей отличаются изысканностью и оригинальностью вкуса: бутерброд с сыром и грушей; груши, фаршированные креветками; салат с огурцами и грушами. А грушевый пряный соус необыкновенно преобразит вкус любимых блюд из мяса и птицы.

1.3. Конкурс "Кто быстрее работает в паре?": Вам необходимо заполнить кроссворд с ключевым словом КОМПОТ по переработке груши.

С точки зрения свойств почвы груша более капризная, чем неприхотливая яблоня. Труднопереносимыми являются плотные, сырые и холодные, тяжёлые глинистые почвы, мощные пески, торфяники, в то время как суглинистая почва идеально подходит для груш. Лучшая почва для неё и супесчаная. Груша лучше растёт и плодоносит на слабокислых почвах, которые известкуют через 5 - 8 лет. Ей нужно отводить хорошо проветриваемые места, но в то же время эащищённые от преобладающих ветров.

Груша светолюбива, но в молодом возрасте переносит затенение.

Очень важно не заглубить саженец при посадке. Корневая шейка должна быть на уровне почвы. При более глубокой посадке задерживается рост, позже обычного начинается плодоношение, часто дерево гибнет.

Долгое время существовал обычай сажать в честь рождения ребёнка плодовое деревце. Если рождался мальчик, то сажали яблоню, а если девочка - грушу. Посаженные деревья заботливо оберегали, веря в то, что у ребёнка и у дерева будет одна судьба. Вот такое было суеверие.

Мало грушу вырастить, её ещё надо вовремя снять, а потом и вовремя...съесть. Как только у плодоножки начала желтеть кожица, пора приступать к снятию. И не важно, что плоды пока зелёные - они дозреют, пожелтеют, станут сочными и ароматными.

1.4. Физкультминутка "Груша": Ты на лампочку похожа, (Учащиеся поднимают руки вверх и замыкают пальцы рук овалом над головой).

И на Ваньку - встаньку тоже. (Учащиеся качаются из стороны в сторону). У тебя румяный бок, (Учащиеся хлопают себя по боку). А откусишь - брызнет сок. (Учащиеся подносят ладошки к губам и затем руки разводят широко в стороны).

2. Практическая работа: "Определение лёжкости плодов груши ": Работа по парам с помощью инструктивно - методических карточек.

3. Дегустация сортов груш. Ребята, в ходе дегустации давайте дадим определение груше в виде семи прилагательных.( Вкусная, полезная, мягкая, зелёная, сладкая, сочная, аппетитная).

4. Практическая работа: Сбор семян плодово-ягодных культур на учебно - опытном участке станции юных натуралистов.

III. Подведение итогов занятия. Сообщение темы следующего занятия.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

ИНСТРУКТИВНО - МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТОЧКА

"ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЁЖКОСТИ ПЛОДОВ ГРУШИ".

ЦЕЛЬ ЗАДАНИЯ: ОПРЕДЕЛИТЬ СРОК ХРАНЕНИЯ ГРУШИ РАЗНОГО

СОРТА.

1. Посчитать количество семян груши на салфетке.

2. Определить срок хранения груши.

Срок хранения груши рассчитывается так: Х = 23 у - 25. Здесь Х - предполагаемое количество дней, в течение которых плоды заведомо будут храниться; у - количество семян в одной груше в среднем. Допустим, в плодах груши в среднем вы насчитали по два семечка. Значит, Х = 23х2 - 25, то есть эти груши будут храниться лишь 21 день, меньше месяца.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Проявление творческих способностей в конкурсе "Чья груша лучше?"

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.