Занятие педагога-психолога начальных классов «Мой мир эмоций» (1–4 класс)
Конспект занятия «Мой мир эмоций»
(по проекту «В мире эмоций»)
автор: педагог – психолог Е. Н. Мошева
Цель: Развитие эмоциональной сферы школьников.
Задачи:
Познакомить детей с основными положительными и отрицательными эмоциями: интерес, сопереживание, дружба, радость, гордость, любопытство, грусть, страх, гнев, стыд, презрение.
Сформировать у детей понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные.
Развить понятийный аппарат ребенка и обогатить словарный запас.
Методические приемы:
Беседа, направленная на знакомство с различными эмоциями и чувствами
.Подбор определенных эмоций из раздаточного материала.
Вербальная и невербальная демонстрация эмоций.
Рисование эмоций.
Материал для урока: цветные карандаши, лист бумаги А4, карточки с изображением эмоций.
Ожидаемый результат: совершенствование умения понимать собственное эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других людей.
Разминка.
Упражнение "Приветствие”.
Поздоровайтесь друг с другом: грустно, радостно. Как больше понравилось здороваться: грустно или радостно? Отлично, давайте в таком веселом настроении и продолжим.
Вводная часть.
Обсуждение.
Психолог:
-Можете ли вы представить себе человека, который никогда не смеется, не плачет, не удивляется, не сердится, не боится?..
Слово "эмоции” происходит от латинского слова emoveo, и означает " потрясаю, волную”.
Как вы думаете, почему нужно обращать внимание на чувства людей, для чего их нужно изучать? (ответы детей).
Изучать чувства необходимо, чтобы:
– уметь контролировать проявление чувств, то есть сдерживаться в случае необходимости;
– понимать себя;
– понимать окружающих;
– общаться без конфликтов.
Основная часть.
Упражнение "Угадай эмоцию".
Психолог:
- Сегодня я хочу пригласить вас в увлекательную страну эмоций, где нас ждёт много игр и увлекательных заданий. Вы согласны?
Психолог знакомит с правилами упражнения, выдает на каждую парту по карточке с изображением эмоции и предлагает в течении 2 минут придумать и изобразить (без слов) ситуацию, которой будет присуща данная эмоция. Остальные участники пытаются угадать загаданную эмоцию.
В случае, если дети не знает ту или иную эмоцию, психолог предлагает другим детям помочь с объяснением данной эмоции, (в затруднительной ситуации может сам дать пояснение и привести пример выражения данной эмоции.)
Например: радость – получил «5» , страх, - злая собака, веселье - день рождения и так далее.
Побеждает команда, которая дала больше правильных ответов.
Упражнение "Раздели эмоции".
На доске крепятся таблички "положительные" и "отрицательные" эмоции, а участникам, предлагается в двух командах разделить карточки с изображением лиц - эмоций на позитивные и негативные и прикрепить их на доске под нужной табличкой. Количество карточек одинаковое и побеждает та команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание.
Психолог спрашивает детей о том, чем отличаются эти эмоции. После этого он рассказывает детям о том, как влияют на человека положительные и отрицательные эмоции.
Далее каждому ребенку дается раздаточный материал с изображением нескольких эмоций на одном листе. Психолог предлагает детям обвести положительные эмоции красным карандашом, а отрицательные черным.
Упражнение "Нарисуй эмоцию".
Детям предлагается на листе бумаги формата А-4 цветными карандашами нарисовать эмоции наиболее часто им присущие и подписать название каждой эмоции. При написании неправильного названия, психолог помогает выбрать верное. Детям предлагается самим выбрать в рисунке больше каких своих эмоций они нарисовали положительных или отрицательных и почему. После чего можно предложить детям добавить те эмоции, которых не хватает на рисунке.
Заключительная часть:
Психолог спрашивает у детей, что они узнали нового, с чем познакомились на занятии, какие эмоции они будут проявлять в различных ситуациях.
Психолог :
- Пришло время прощаться. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и сыграем в игру «Мы тоже»:
Психолог: Я довольна нашему знакомству с миром эмоций!
Дети: Мы тоже!
Психолог: Я хочу быть доброй и веселой, не обижать и не огорчать других людей.
Дети: Мы тоже!
Психолог: Я дарю вам улыбку!
Дети: Мы тоже!
Психолог: Я желаю вам всего самого доброго!
Дети: Мы тоже!
Звучит весёлая музыка, все хлопают в ладоши и радуются друг другу.
Список использованной литературы.
Крылова Т.А., Сумарокова А.Г., Чувства всякие нужны, чувства всякие нужны. – М.: Сфера, 2011.
ШорыгинаТ.А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
Филлипова Ю.В. Общение. Дети 7-10 лет. - Ярославль: Академия развития, 2002.
Дошколенок. ру. http://dohcolonoc.ru
Мааам. ру. http://www.maaam.ru
https://infourok.ru/