ЭТАЖИ ЛЕСА
ЦЕЛИ:
организовать деятельность детей по изучению ярусного расположения растений в лесу, показать зависимость распределения животных от ярусов леса;
закрепить знания детей о видовом разнообразии леса;
продолжить работу по формированию у детей интеллектуальной готовности к школе: в процессе выполнения заданий рабочей тетради развивать наглядно-образное мышление, речь: умения давать полный рассказ по картине, задавать вопросы и давать на них полные ответы, слышать и понимать речь окружающих;
развивать произвольные память и внимание, умение сосредоточиться на изучаемом предмете, выполнять предлагаемое задание
способствовать развитию познавательного интереса и любви к окружающей природе
ОБОРУДОВАНИЕ
Рабочая тетрадь «Познаем природу – готовимся к школе»
Ножницы
Фломастеры
Клей
Дидактический материал «Животные леса»
Макеты «Этажи леса»
ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ
1.Работа с иллюстрациями книги
2.Составление модели ярусного распределения растений в лесу
3.Выполнение заданий в рабочей тетради
4.Подведение итогов занятия, интеллектуальная игра «Да-нет-ка»
Ребята! Сегодня мы с вами будем путешествовать на необычном лифте, который мы построим в своем воображении в одном из уголков нашей природы. В каком же?
Давайте ответим на этот вопрос позже, а сейчас давайте заглянем в эту книгу, которая появилась у вас в группе. И открылась она неслучайно на этой странице. Даже не умея читать, вы можете многое узнать из иллюстраций. Но узнает много лишь внимательный человек, который может сосредоточиться на изображениях животных и многое заметить.(Дети рассматривают иллюстрацию с изображением различных видов медведей). Затем первый ребенок дает полный рассказ по картине, другие дети внимательно слушают и говорят о том, о чем не было сказано.Педагог запоминает ребенка, который сделал дополнение к рассказу последним
Почему же мы говорим сегодня именно о медведях ? Большинство из них – лесные животные. Я вам уже говорил, что нам нужен будет лифт, чтобы путешествовать.
Зачем же лифт в лесу? Лесным жителям он, конечно, не нужен. А нам потребуется для нашей экскурсии по этажам леса. Нашли кнопки, указывающие этажи, нажимайте на цифру 1 и закрывайте глаза. Как только я досчитаю до четырех, глаза открывайте. 4.3.2.1.
Наш воображаемый лифт поднял нас на вершины деревьев. А на каком мы этаже? А какую нажимали кнопку? Мы на первом этаже, который занимают самые высокие деревья. В лесу не так, как у людей. У нас этажи идут от земли, а у растений первый этаж ближе всех этажей к свету. Итак, 1 этаж у растений – высокие деревья, 2 – образуют деревья пониже, 3 этаж, или ярус, занимают кустарники, а на 4 располагаются травы и грибы. Зачем это надо растениям? Не будем торопиться с ответом
Откройте тетради ни странице 22. Рассмотрите рисунок и расскажите, что на нем изображено. Есть ли этажи, или ярусы, в этом лесу? Конечно, есть. Какие растения занимают первый этаж? – ели, сосны, березы. 2 этаж – это деревья поменьше – клены, липы, рябина. 3 ярус занимают кустарники – малина, орешник, шиповник, жимолость, а на 4 этаже – травы и грибы. Так почему же растения располагаются по этажам? Так они приспосабливаются к совместной жизни, всем хватает света и воды, но все эти растения не занимают много места.
Но наш лес на картине не совсем настоящий, в нем чего-то не хватает. Надо этот лес заселить животными . Познакомимся с ними. Дети называют животных и обводят слова, напечатанные крупным шрифтом. ( По ходу работы детей дается краткая информация по данным животным.)
Динамическая пауза. Давайте попробуем изобразить этих животных. Нашему ежу грозит опасность и он ……сворачивается в клубок, прячет голову. Белка сидит на дереве и вертится в разные стороны. В это время под землей роет ходы крот. А теперь покажем, как сова, сидя на суку, крутит своей головой. У нас по- совиному не получится, она может поворачивать голову и назад. Сова высмотрела добычу и полетела. Хотят ли наши гости услышать, как летают совы? Все равно не услышите, так как летают они бесшумно.
Приступаем к заселению леса животными. Вырезаем полоску и наклеиваем животных - расселяем по этажам. Клеста и сову – на елку, на сосну – белку, дятла – на березу, соловья – в кустарник; ежа, зайца и лося – на 4 этаж, а крота отправляем под землю.
Так почему и животные в лесу не мешают друг другу? Каждый живет на своем месте и кормится своей пищей.
Но некоторые животные живут на одном этаже, но посещают и другие. Какие это животные, куда и зачем они путешествуют? Отметим это стрелочками.
Зачем же нужны этажи в лесу? Чтобы все растения и животные не мешали друг другу, жили вместе. А зачем это надо, вы узнаете на следующем занятии.
За хорошую работу я награждаю вас игрой «Да-нет-ка». Дети отгадывают загаданное животное, задавая вопросы и получая в ответ только «да» или «нет». Игру начинает только тот ребенок, который последним сделал дополнение в беседе по первой картине. Вместе с ребенком выбираем изображение животного ипредлагаем детям угадать его. Напревых занятиях руковожу игрой я, потом ребенок сам спрашивает своих товарищей и отвечает им "Да" или "Нет". Дети учатся правильно задавать вопросы, следить за ходом игры. Отгадавший загаданное животное выбирает новое, и игра продолжается. Берем 3-5 животных.
При отсутствии рабочих тетрадей родители белали цветные ксерокопии
Сидорова Зоя Григорьевна
Евгений Алексеевич