Театрализованное занятие «Музыка волшебного леса»
Театрализованное занятие-игра
МУЗЫКА ВОЛШЕБНОГО ЛЕСА
Разработала музыкальный руководитель,
воспитатель-методист
ГБ ДОУ ЛНР ЯСКТ№8 «Берёзка»
Валентеева Галина Владимировна
Оформление зала: зал оформлен в виде некоего «волшебного» загадочного леса. Из бумаги и ярких лоскутков изготавливаются необычные, невиданные цветы, деревья, кусты, развешиваются бабочки и птицы.
Из кубиков и лавочек изготавливается подобие нотного стана, на котором будут размещаться «девочки-нотки».
Дидактические пособия и атрибуты: дидактическое пособие «Радуга» со звучащими металлическими пластинками, воспроизводящими звучание звукоряда; дидактическое пособие (карточки) «Звуки музыкальные и шумовые», корзинка с нотками и скрипичным ключом.
Действующие лица: дети - семь ноток-девочек, семь сказочных птичек, две Божьих Коровки и Жук, Музыкальный кот;
взрослые: Музыкальная Лесная Фея, Чёрная Пауза,
Ведущая – музыкальный руководитель.
Дети под весёлую музыку заходят
в зал змейкой.
Ведущая: Ребята, мы оказались с вами в «волшебном» лесу. Нас ожидает прекрасная встреча со сказкой.
Сказка, приходи скорее:
Любит сказки детвора,
С музыкальной Лесной Феей
Познакомиться пора.
Она всё знает и умеет,
Она здесь главная в лесу,
Волшебница - Лесная Фея
Ест землянику, пьёт росу.
Проверит – всё везде в порядке,
Проверит каждый стебелёк,
И с птичками сыграет в прятки,
И детками песенку споёт.
Дети исполняют песню «Добрый лес»
с солистами сл. и муз. З.Роот
Песня “ Добрый лес”. Сл. и муз. З.Роот.
Манит лес своей доброй прохладой,
И звенит у пригорка ручей.
Кружат в вальсе и звери, и птицы.
Песнь свою им поет соловей.
Припев.
Милый лес, добрый лес
«Полон» сказок и чудес.
Мы к тебе все спешим,
Подружиться с тобой хотим!
Ты с любовью нам даришь подарки
Сладких ягод и вкусных грибов.
На зеленой лежали мы травке,
В небе плыл хоровод облаков.
Ведущая:
Дети, нежно посмотрите,
Феи рядом, не спугните,
Совсем рядом с нами сказки,
Приоткройте сердца глазки,
В этой леса тишине будет сладко как во сне.
Колыбельку там качает,
Фея песню напевает,
Божьей маленькой коровке,
На листочке ей так ловко
Мягко тихонько лежать
Душою в небо воспарять.
Танец Двух Божьих Коровок и Жука.
(Медленный вальс)
Появляется Лесная Фея
Музыкальная Фея:
Я не бабочка, не мушка,
Я – крылатая девчушка,
Дуну вам сейчас в лицо
Я волшебною пыльцой:
Чтобы все мечты сбывались,
Все желанья исполнялись,
Вот что я, друзья, умею,
Я ведь сказочная Фея.
Дети говорят вместе с Феей с показом движений
Полон мир волшебных духов, широкий жест рукой
Полон сказок и чудес,
Хочешь знать, что воет вьюга, «рулетка» руками
И что шепчет ветру лес. раскачивает поднятыми руками
Что весной щебечут птицы, «крылышки»
И о чём звенят ручьи, волнообразные движения
Я могу тебе присниться,
Тайны рассказать свои сдувает с ладошки блёстки
Только никому не смей
Раскрывать секреты Фей. грозит пальчиком
Ведущая:
Здравствуй, хозяйка прекрасного царства,
Ну-ка, свои покажи нам богатства.
Фея:
Богатства мои, ведь они возле вас,
Те, что ласкают детский ваш глаз,
Сейчас я вам царство своё покажу,
И много чудес про него расскажу.
Звучит музыка леса
Ведущая:
Как прекрасно в волшебном лесу,
Оказывается этот лес наполнен музыкой.
Фея:
Я рисую радугу в целый небосвод,
А идёт по радуге мой волшебный кот. Выходит Музыкальный кот
Семь цветов полосок разные совсем,
Музыкальных ноток нарисую семь.
Дидактическое пособие «Радуга»
Радостно по ноткам ходит котик стук,
Каждая полоска издаёт свой звук.
Кот ударяет музыкальным молоточком
по пластинкам металлофона
Красная полосочка ноткой «ДО» звучала, (Выбегает и представляя себя
Оранжевая весело нотку «РЕ» качала, делает «пружинку» каждая нотка)
Желтая тянула «МИ» тепло и нежно,
Зелёная трубила «ФА» прилежно,
Голубая ласково нотку «СОЛЬ» пропела,
Синяя полосочка с ноткой «ЛЯ» взлетела,
Цветом фиолетовым нотка «СИ» лилась,
Песнка на этом не оборвалась,
Заплясал зеркальный разноцветный свод,
Очень музыкальный у меня есть кот.
ПЕСНЯ- ТАНЕЦ НОТОК
«Весело в танце кружимся»
сл. С.Богомазова, муз. Д. Львова-Компанейца
Весело в танце кружимся Сколько сегодня радости,
Музыка всем слышна, Как ты хорош, денёк!
С песенкой мы подружимся, Знать не хотим усталости,
Песенка всем нужна! Спляшем ещё разок!
Припев: Отлично жить на свете ля-ля-ля-ля
Нам без веселья просто нельзя!
Пусть ярче солнце светит ля-ля-ля-ля!
Все мы танцуем, все мы друзья!
Музыкальный Кот:
Ах, какой чудесный дом,
Много ярких красок в нём,
Если их передружить
Можно радугу сложить.
Вместе с нотами потом
Мы о радуге споём,
Будут радовать ребят
Краскоряд и звукоряд!
Фея:
Сегодня со мной, ребята, случилась необычная история
Задевая лес дремучий, радугу носили тучи,
Над полями, над лугами,
Над большими городами,
Чтобы мог увидеть каждый
В небе радугу однажды.
Вдруг из радуги-дуги на листочки, на травинки,
На цветочки, на тропинки
На волшебных нитях семь бусинок спустились:
Дружных, голосистых звоночков серебристых.
Пролетая по лесу, я собрала их в лукошко,
Чтобы вам показать
Вот танцует солнца луч –
Это мой скрипичный ключ.
С ним изучим без забот
Семь весёлых звонких нот.
Чтоб легко запоминать,
Мы их будем называть:
Села утка на гнездо- Нотки рассказывают про себя
Это будет нотка «ДО»; и показывают карточки. Затем
кладут карточку в корзинку и
Спит лиса в своей норе- прячутся в коробку.
Это будет нотка «РЕ»;
Кошку с дерева сними-
Это будет нотка «МИ»;
Нотка «ФА»- как зелёная фея
ФА-ФА-ФА повтори поскорее;
Нотка «СОЛЬ» – это солнечный зайчик,
Веселится, прыгает, скачет.
У реки поёт «ЛЯ» – лягушка,
Мне вторят в камышах подружки;
В речке блещут караси –
Это будет нотка «СИ»!
Все ноты: ДО,РЕ,МИ,ФА,СОЛЬ,ЛЯ,СИ –
Песни любят на Руси.
Фонограмма «шум»
Ведущая:
Лесная Фея, а почему нотки так громко спорят, пищат, да ещё и на разные голоса?
Фея:
Голоса у них действительно разные, потому что звуки бывают музыкальные и шумовые.
Ведущая:
Ребята, придумайте примеры музыкальных и шумовых звуков, но вы непременно должны помнить, что музыкальные звуки – это те, которые мы можем спеть или сыграть на музыкальном инструменте.
Дидактическая игра «Отгадай
звук»
Детям необходимо рассмотреть карточки
с рисунками, определить музыкальные и
шумовые звуки.
В это время Чёрная Пауза молча
разбрасывает по залу содержимое
корзинки (ноты и скрипичный ключ),
смеётся и исчезает.
Фея:
Ой, друзья, посмотрите, пока мы с вами играли, кто-то рассыпал по траве все нотки.
Выбегают семь ноток, они суетятся,
толкаются, потом проговаривают
«дзынь- ля, ля» и приседают.
Ведущая:
А нотки лежали и печалились, что не слышно уже их музыки и никто теперь не сможет сыграть ни весёлой песенки и ни танца. Вдруг издалека послышалось
Ворона:
Кар, кар,кар!
Ноты:
Кто это так громко и неприятно поёт?
Ворона:
Берегитесь Чёрной паузы, она охотится на звуки, и когда они замолкают, сразу занимает их место. А сейчас она мчится сюда. Прячьтесь скорее!
Нотки по очереди:
Куда же нам прятаться?
Мы же остались без нашего домика, без ключей!
С перепугу мы даже забыли как нас зовут!
А без этого всего мы не вспомним ни одной мелодии, чтобы прогнать песней Чёрную паузу!
А как весело пели дети, которые нас знали!
Ох, бедные мы, бедные, беспризорные!
Настал наш конец!
Фея:
И тут они услышали пение, которое лилось с высоты. Это была такая чудесная песенка, что нотки заслушались и даже забыли про свои беды!
ПЕСНЯ ПТИЦ
«Кто придумал песенку»
сл. Л.Дымовой
муз. Д. Львова-Компанейца
Распевает песенку радостный ручей,
Распевает песенку сразу сто грачей.
Стриж поёт на дереве, солнышком согрет
Что нигде, что нигде лучше песни нет!
За окошком песенка целый день слышна,
Кто придумал песенку? – Солнце и весна,
Подхватили песенку в тот же самый миг
Воробьи, воробьи чик-чирик, чирик!
Птички:
1.Нотки, нотки, мы вас знаем
И поэтому так славно поём!
2. Не беспокойтесь, мы спасём вас от Чёрной паузы,
спрячем и снова научим петь.
3. Вот посмотрите, что это лежит рядом с вам?
Ноты: Это нотная тетрадь!
Птички:
4. Вот тут вы и спрячетесь. Это и есть ваш домик!
В нотной тетради живут ноты!
5. Все они расположены на пяти линейках, как бусы на ниточках,
и между линейками тоже.
6. Эти пять линеек называются нотным станом.
7. А к разгадке, где живут ноты на линейках или между какими-то из них нам нужен ключ! Ну-ка, ищите его в траве!
Нотки ищут ключ.
Нотки:
1. Вот он! Вот! Теперь уже совсем скоро мы будем на своих местах!
2. А поможет нам в этом скрипичный ключ!
3. Дома никакая Чёрная Пауза нас не испугает!
Птицы: А сейчас вспомним, где чьё место, т.к. Скрипичный Ключ или как его ещё называют Ключ Соль, что открывает?
Нота «СОЛЬ»: Я вспомнила! Я вспомнила! Ключ Соль открывает нотный стан и показывает моё место на второй линии. Я –нота «Соль»!
Нота «ДО»: А я очень любила сидеть на маленькой лавочке у нотного стана!
Фея: Это не лавочка, а добавочная линия. А если ты сидела на ней – то твоё название – Нота «ДО»!
Птицы: А теперь, нотки, мы вас расставим по местам и напомним имена.
Игра с нотами. ( Лавочка и кубы
имитируют линии нотного стана).
1 Птичка: Кто сидит как на скамейке
На добавочной линейке?
Знаем ноты мы давно:
Это нота будет «ДО»
Нота «ДО»:У ноты «ДО» забот полно
Мне дело важное дано,
Я – основа звукоряда,
Мне быть всегда на месте надо!
Занимает своё место на
импровизированном нотном стане.
2 Птичка: Кто-то спрыгнул со скамейки,
Очутился под линейкой,
Мы найдём её везде –
Это будет нотка «РЕ».
Нота «РЕ»: Я- «РЕ», я радость всем несу,
И для подруг ромашки рву,
Как ручеек пою всегда,
И всем издалека слышна.
3 Птичка: По линеечкам носилась
И на первой зацепилась,
Нарисуй её, возьми,
Это будет нотка –«МИ».
Нота «МИ»: «МИ» обожает мир, покой,
Волшебный месяц золотой,
О красоте я всё мечтаю
И ей напевы напеваю!
4 Птичка: Так уютно ей одной
Между первой и второй,
Две линейки как софа –
Это будет нота «ФА».
Нота «ФА»: «ФА» - фантазёрка и поэт,
Есть у меня велосипед
Крылатый, с ярким фонарём,
По небу мчу всегда на нём!
5 Птичка: На второй линейке нота,
Нам сыграть её охота!
В поле выросла фасоль –
Это будет нота «СОЛЬ»!
Нота «СОЛЬ»: «СОЛЬ» любит солнца яркий свет,
Светлей и чище нотки нет,
Да, я фасоль в саду ращу,
Вас непременно угощу!
6 Птичка: Между третьей и второй
Нота – песня, ну-ка спой!
В ней слова лишь ля-ля-ля –
Это нота будет «ЛЯ»!
Нота «ЛЯ»: Домик мой из лепестков,
Я большой знаток цветов:
Лесных, садовых, луговых
Сама похожа «ЛЯ» на них.
7 Птичка: На линейке третьей нота,
Вот и вся наша работа,
Больше нот ты не проси,
Это будет нота «СИ»!
Нота «СИ»: Нота «СИ» всегда скромна,
Последняя в ряду она,
Я обожаю сны и сказки,
И голубые деток глазки!
Фея: У каждой нотки жизнь своя,
Но вместе все они семья,
В ней семь волшебных «я» живут
И звонко песенки поют!
Птички и нотки исполняют песню
«Семь дорожек»
сл. М.Танича, муз. В.Шаинского
Над рекой, над городом
Вырос мост, вырос мост.
Это встала радуга
Выше звёзд, выше звёзд.
Семь дорожек светится
В зеркале реки,
Побежим по радуге
Наперегонки.
Улыбнётся солнышко
В рыжие усы,
Каждому достанется
Капелька росы.
Мы подкову-радугу
Разогнём, разогнём.
И в косичку радугу
Заплетём, заплетём.
Семь дорожек светится
В зеркале реки,
Побежим по радуге
Наперегонки.
Улыбнётся солнышко
В рыжие усы,
Каждому достанется
Капелька росы.
Не растает радуга
Насовсем, насовсем.
Мы разделим радугу
Всем, всем, всем.
Всем, всем, всем.
Семь дорожек светится
В зеркале реки,
Побежим по радуге
Наперегонки.
Улыбнётся солнышко
В рыжие усы,
Каждому достанется
Капелька росы.
Появляется Черная Пауза
Черная Пауза: Я –Пауза, я остановка в музыке, кусочек тишины,
Поэтому мне звуки не нужны!
Всем молчать! Сейчас я все ноты проглочу, чтобы на
свете не было музыки!
Фея: Но тут звонко зачирикали Птички
Птички чирикают, а нотки напевают!
Черная Пауза: От вас такой шум, даже уши заложило, ещё заболеешь
тут с вами!
Чёрная Пауза исчезает!
Фея: Все очень обрадовались и запели заключительную
песню о дружбе.
Песня о дружбе.
Все мы вместе собрались,
Друг, вокруг ты оглянись,
Ты поймёшь, когда мы вместе,
Не страшимся злобы, мести,
Радость, дружба, звонкий смех
Собирают вместе всех!
Фея: С помощью дружных нот мы можем исполнить любую музыку,
от которой радуется и поёт душа!
Ведущая: Люди тоже похожи на звуки. Они такие разные, но у каждого есть свой талант, свой дар, полученный от Бога. Самый главный талант – это доброе сердце, спешащее на помощь. И нет на свете ничего дороже доброты, любви и дружбы!
Литература:
«Музыкальные театрализованные сказки» С.Я Школьник, Л.С. Загребельная, Н.Л. Келина, «Ранок», 2008
«Музыкальная сказка» - занятие – проэкт для детей старшего дошк. возраста журнал ДНЗ №9 2011г.