1 занятие в старшей группе
1.Вход
Задачи: 1) Эмоционально настроить детей на занятие.
Методы и приёмы: словесный (указание).
М: Приветствие-попевка «Здравствуйте, дети!»
Д: -Здравствуйте!
М: Дни стали короче,
Длиннее стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Дети: «Осенью!»
М: «Верно! Осенью осыпается листва с деревьев, все деревья наряжаются в разные цвета, а ещё осенью идёт дождь.
Ребята, я сегодня рано утром слышала, как капал дождик за окном, и я записала звук дождя, мне бы хотелось, чтобы вы его послушали его музыку.
Картинка дождя.
2. Музыкально-ритмические движения
Задачи: 1) Разучить новой пальчиковой игры, 2) развивать моторику, мышление.
Методы и приёмы: словесный (беседа, образный рассказ), наглядно-слуховой. .
(звучит фонограмма дождя)
М: «Здорово звучит! Природа любит и умеет писать такую музыку, которой никому не повторить!
А что ещё за окном можно увидеть?
Д:….
М: листья! Давайте отправимся за осенними листьями!
Пальчиковая гимнастика:
«Осенний букет»
Пошли пальчики гулять
Стали листья собирать:
Красный листик, желтый листик…
А потом давай считать:
Один, два, три, четыре, пять!
Сколько листиков собрали?
Пять!
С листьями осенними
Будем мы играть.
Молодцы!
Звучит музыка «Осень постучалась к нам» дети садятся на стульчики.
3.Пение «Листопад» Т. Попатенко.
Задачи: 1) Познакомить с новой песней «Листопад», 2) поговорить о содержании песни, 3) разогреть певческий аппарат детей, 4) развивать чистоту интонирования, 5) расширять диапазон голоса, 6) разучить первые 2 куплета.
Методы и приёмы: указание, показ, объяснение, беседа.
М: Дети, представьте, что у вас, у каждого в руках по осеннему листочку. Сейчас мы будем дуть на листик очень, очень медленно, чтобы он не улетел! … А теперь, дунем сильно, сдуем листик!
Молодцы!
Предлагаю вам выучить одну красивую песню… композитора Тамары Попатенко. Она очень любила детей и для вас она написала много разных композиций, песен. Послушайте одну из них, которая называется «Листопад». Какое настроение выраженно в ней, какой характер музыки?
(исполняю)
Музыка печальная, хмурая. О каком времени года в ней поётся? Слышится грустная мелодия, похожая на капельки дождя..
(исполняю)
Вы внимательно меня слушали, спасибо!
4.Слушание «Музыкальная шкатулка» Петерсен.
Задачи: 1) познакомить с пьесой «Музыкальная шкатулка», 2) учить высказываться о музыке, 3) расширять словарный запас детей, 4) развивать эмоциональную отзывчивость.
Методы и приёмы: указание, показ.
М: Ребята, найдите глазками предмет в котором хранятся вещи, но он умеет играть, там звучит музыка. Взгляните, у меня на пианино утром появилась шкатулка! И под ней ноты.
Я думаю, это музыка шкатулки, послушаем её.
(исполняю)
Какая была музыка по настроению?
Спокойная, убаюкивающая. Что вы представили под эту музыку?
М: Шкатулки бывают разные. Бывают простые, к которых хранятся вещи, а бывают музыкальные, как эта.
Я представила, что эта музыкальная шкатулка принадлежит белочке. И она слушает её мелодию тёплым, осенним вечером перед тем как лечь в спячку.
Дети! К нам кто-то стучится!
Посмотрите! Это же сама белочка!
Белочка: «Здравствуйте, дети! Осень не так давно началась, а дождик уже замочил всё вокруг! С самого утра небо всё хмурилось, хмурилось…ах, не люблю я дождик, и очень тоже – не люблю».
М: «А я люблю осень! Вот бежишь по лесу, а листья шуршат! А ещё, в них кувыркаться можно».
Белочка: «Вообще-то мне тоже нравится листьями шуршать. И когда деревья разные, где-то листики жёлтые, где-то красные».
М: «И оранжевые! А некоторые, зелёные, и до зимы стоят.
Люблю дорожкою лесною,
Не зная сам куда, брести;
Двойной глубокой колеею
Идешь - и нет конца пути...
Кругом пестреет лес зеленый;
Уже румянит осень клены,
А ельник зелен и тенист;-
Осинник желтый бьет тревогу;
Осыпался с березы лист
И, как ковер, устлал дорогу...
Белочка: «Дааа… красиво осенью. Спасибо, что нашли мою шкатулку! Это моя любимая музыка! Мне пора бежать. Надо собирать орешки, шишки и грибочки. До свидания, ребята!»
5.Танец. Импровизация под вальс А. Хачатуряна.
Задачи: 1) учить детей чувствовать музыку, 2) воспитывать эмпатию, 3) развивать творческие способности.
Методы и приёмы: указание, объяснение, пример.
М: «Представьте себя в образе оторвавшихся с дерева листочков; подхваченные осенним ветром, они кружатся над землёй в своём воздушном танце. Какими вы будете листочками? (дубовыми, кленовыми, берёзовыми и т.д.) – танец с ленточками под музыку Хачатуряна «Вальс».
6.Игра, Шуман «О чужих людях и странах»
Задачи: 1) учить детей быть внимательными, 2) развивать организованную ориентацию в пространстве.
М: Дети! Предлагаю вам поиграть! Листочки будут лежать на полу, а вы плясать, а когда музыка закончится, вы быстро возьмёте листочек и спрячете за спину, чтобы никто у вас не смог его забрать! А когда музыка снова зазвучит, положите листочек и продолжите танцевать. Но с каждым разом, листочков будет всё меньше, кому не достанет листика, выходит из игры.
После игры музыкальный руководитель дует на «листочки» (дети), те улетают на свои места.
М: «Спасибо, дети, что были сегодня такими музыкальными и внимательно меня слушали. Я очень рада была с Вами провести время! До новых встреч!».