Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Чудо-зверь Калан»
Конспект по художественно-эстетическому развитию
«Чудо-Зверь Калан».
Воспитатель: Анциферова Наталья Вадимовна
Цель:
Познакомить детей с редким морским млекопитающим, обитающим в акватории Камчатского края – каланом, а также рассказать детям о заповедниках и парках Камчатки, сохраняющих мир дикой природы края.
Задачи:
Обучающие:
- Рассказать о калане, его образе жизни и особенностях.(самый густой мех на планете, ласты)
- Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов со средой обитания (живет в дикой природе; очень пушистый; спит и ест лёжа на воде).
-Расширить представление детей об окружающем нас мире дикой природы.
- Познакомить ребят с природными территориями Камчатского края, сохраняющими калана.
Развивающие:
Развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику.
- Развивать познавательную активность; способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость.
- Воспитывать бережное отношение к природе; аккуратность в работе.
Предварительная работа: рассматривание картинок с изображение калана; чтение стихотворения про калана (автор А. Крейдин), игра «цветные вопросы».
Материал: Картинки с изображением калана, белая бумага формата А4, простые карандаши, стирательная резинка, акварельные краски, баночки для воды, линейка палитра, круглая кисть, белка или синтетика 1й и 2й номер.
Ход ООД:
Перед началом дети приветствуют друг друга. Приветствие сопровождается движениями:
Здравствуй, Небо! (Руки поднять вверх)
Здравствуй, Солнце! (Руками над головой описать большой круг)
Здравствуй, Земля! (Плавно опустить руки на ковёр)
Здравствуй наша большая семья! (Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх).
Воспитатель: Сегодня к нам пришли гости давайте поздороваемся.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас не простое занятие, а заповедное! Давайте посмотрим в окно. Что вы видите? (деревья, небо, птицы). Всё это называется одним словом - природа. Вы ведь знаете что природа очень важна для человека? Как вы думаете, почему? (Без неё мы не можем жить). А что мы можем сделать, чтобы природа оставалась вокруг нас такой же красивой? (правильно, беречь её). Чтобы не исчезали звери, птицы, рыбы, растения и другие живые организмы планеты, их должно охранять государство. Такие места называют особо охраняемыми территориями. Среди них есть заповедники, национальные парки, заказники. И у нас на Камчатке целых три заповедника: «Кроноцкий» - на весь мир он славится Долиной гейзеров и кальдерой вулкана Узон , «Корякский – место пролёта и гнездования множества птиц, заповедник «Командорский» - самый большой морской заповедник нашей страны. Камчатка славится своей дикой, нетронутой природой и охраняемыми территориями, к которым, кроме трёх заповедников, относится Южно – Камчатский заказник с Курильским озером и природный парк «Вулканы Камчатки». Все охраняемые природные территории Камчатки являются домом для огромного количества зверей, птиц, рыб и растений. Об одном из животных, обитающем и охраняющемся в камчатских заповедниках, и пойдёт речь. Это животное калан, или морская выдра (иногда его называют камчатский бобр). Взрослые животные могут достигать размеров школьника - до полутора метров.
Какое тело у калана? (туловище у него вытянутое и очень гибкое, голова сравнительно небольшая, передние лапки у каланов больше похожи на собачьи, а задние видоизменены в ласты)
- Зачем калану такие лапки? (Правильно, чтобы было удобней удерживать пищу и плавать. Калан – это млекопитающее, как и мы с вами. Это такие животные, которые дышат воздухом и кормят своих детёнышей молоком. Каланы большую часть времени проводят в воде, где они добывают пищу, играют, ухаживают за собой и отдыхают).
- Чем питаются каланы? (питаются каланы морскими ежами, крабами, моллюсками и кальмарами). У них под передними лапками есть складка – своего рода кармашек, в котором они держат еду, которую удалось найти в море. Калан ныряет на дно в поисках своего любимого лакомства - морских ежей. Затем зверёк кладёт пищу в складку - карман под левой лапкой, всплывает на поверхность, ложится на спинку и начинает наслаждаться едой. Каланы – животные, занесённые в Красную книгу. Красная книга – это такая книга, куда заносят редкие и исчезающие виды животных и растений.
- Ребята, как вы думаете, вода в Тихом океане у берегов Камчатки холодная или тёплая? (Правильно, холодная). У каланов нет толстого слоя подкожного жира, как у тюленя или кита.
-Что помогает калану не замёрзнуть в холодной воде? Молодцы конечно мех!
(Каланы наряду с речными выдрами , обладают самым густым мехом на планете. Поэтому каланы много времени проводят, чистя свою шкурку. Если мех скатается или станет грязным, они могут замёрзнуть).
- Какого цвета калан? (коричневого).
Сегодня мы будем рисовать калана. Но сначала немного отдохнём.
Физкультминутка
Мы на плечи руки ставим,
Начинаем их вращать. Так осанку мы исправим.
Раз-два-три-четыре-пять! (Руки к плечам, вращение плечами вперёд и назад.)
Руки ставим перед грудью,
В стороны разводим.
Мы разминку делать будем
При любой погоде. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)
Руку правую поднимем,
А другую вниз опустим.
Мы меняем их местами,
Плавно двигаем руками. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, плавным движением одна рука опускается, а другая одновременно — поднимается.)
А теперь давайте вместе
Пошагаем все на месте. (Ходьба на месте.)
Отдохнули? (Да).
А теперь давайте приступим к нашей работе.
Сегодня мы нарисуем калана, лежащим на воде, с морским ежом в лапках.
Давайте ещё раз рассмотрим, какие части тела есть у калана? Правильно, туловище, голова. А на какую фигуру похоже его тело? (круг). Голова у калана не большая похожа на какую фигуру? (круг). Уши маленькие, утопающие в шерсти, зато усы длинные и жёсткие.
Далее воспитатель рисует образец на доске, проговаривая технику рисования. В центре обычного альбомного листа рисуем круг, через центр круга проводим тонкую вертикальную линию по линейке. Рисуем легко, не нажимая на карандаш. На линии, чуть выше центра круга ставим точку. Это нижний край второго, меньшего круга, который рисуем выше первого. Второй круг делаем чуть приплюснутым, во втором круге под мордочкой, дополняем двумя тонкими кружками внутри. От нижнего края головы к центру оси рисуем плавные заовальные линии которые частично заходят на кружок в центре. Вокруг кружка делаем небольшие треугольные лучики .Теперь наш калан держит в лапках морского ежа. На большом нижнем круге, который стал туловищем, справа и слева, рисуем вогнутые овалы (или колбаски) – это будут задние лапы. Ну и в самом низу, аккуратно загибаем хвост. Не забудем нарисовать ушки, глазки и носик калана. Под носом на мордочке тонкими штрихами дорисовываем усы. На морском еже добавляем треугольные лучики внутри круга. Ёжик получится декоративный и весь колючий. Сначала раскрашиваем всего зверька лёгким светло-коричневым оттенком. Края оставляем белыми. Как будто мех переливается на солнце. Далее используем коричневый цвет. Аккуратными короткими штрихами рисуем шёрстку по всей фигуре зверька. Завершаем рисунок. Светло-фиолетовым или светло-синим цветом, раскрашиваем морского ежа. Чёрным, рисуем серединки зрачков в глазах. По всему контуру рисуем шерстинки, чтобы зверёк был пушистым или даже мохнатым. Калан готов! Теперь, можно светло – голубым нарисовать вокруг плавные изогнутые линии произвольной формы. У нас получились круги на воде. Калан поплыл.
Заключительная часть:
В конце занятия оформить выставку, рассмотреть, спросить у детей понравилось ли им занятие, что нового они узнали на занятии.
Потамошнева Наталья Алексеевна
Анциферова Наталья Вадимовна