Занятие по математике в подготовительной группе «В гости к Дюймовочке»
Занятие по математике (подготовительная группа).
Тема:« В гости к Дюймовочке».
Программное содержание:
Закрепить знания детей о геометрических фигурах (название, особенности, сходство и отличия) , знание цветов; умение пользоваться условной меркой ( клетки в тетради)и линейкой для измерения данной длины; состав чисел 5,6,7,8,9 из двух меньших чисел; умение определять время по часам, счёт в прямом и обратном направлении до 20, ориентацию в пространстве и на себе.
Развивать логическое мышление, память, воображение, связную речь, умение давать полный ответ на вопрос.
Воспитывать желание заниматься математику, уважительное отношение к окружающим, любовь к природе.
Материал:
Карточки для решения примеров,цифры в пеналах от 0 до 9, нитки красного цвета, простой и цветные карандаши, линейка, листочки бумаги в клетку и альбомные1/4- всё для каждого ребёнка, печенье, конфеты, игрушки.
Ход занятия:
Дети входят в группу, становятся полукругом лицом к гостям, здороваются и присаживаются на стулья.
Воспитатель. Ребята, вот мы с вами сегодня в детском саду, завра ещё придём, вчера приходили, а вообще, сколько раз в неделю вы- дети, и воспитатели приходят в детский сад? (5 дней).А почему именно 5, а не больше или меньше?( рабочие дни недели).А сколько всего дней недели?
Хорошо, а 5 дней – это вся неделя? (в неделе 7 дней).
А сколько дней мы ещё не назвали, как они называются? ( два выходных).А каких дней больше- рабочих или выходных и на сколько?
Назовите соседей вторника (понедельник и среда), понедельника, пятницы.
Хорошо мы определились с тем сколько раз в неделю мы ходит в детский сад, а вот теперь вопрос- для чего мы сюда ходим? ( играть, узнавать что-то новое, рисовать, лепить из пластилина..., учим буквы, цифры).
А зачем мы всем этим занимаемся? (ответы детей).
Из ваших ответов я поняла , что все знания, полученные в детском саду вам обязательно пригодятся. Я предлагаю попробовать применить ваши знания в жизненных ситуациях. Вы не против?
Давайте представим себя портным, кстати, кто такие портные?
Ну, для работы присядем за свои рабочие столы. Посмотрите, что у вас у каждого лежит на столе. (лист бумаги в клетку, карандаш ,линейка, нитка красного цвета).
И так, вам как портным, необходимо определить, какой длины шарф нужно сшить для Дюймовочки. Но условие таково, что для решения этого вопроса вам даётся только лист бумаги в клетку, нитка и карандаш. Какие будут предложения? (дети размышляют над заданием).
Действительно, зная, что 2 клеточки это 1 сантиметр, мы можем определить длину шарфа в сантиметрах. ( дети определяют длину нитки по клеточкам, фиксируя карандашом начало и конец нитки, как отрезка ).
А теперь с помощью линейки нужно проверить результаты ваших измерений. (дети линейкой измеряют длину получившегося отрезка.
А теперь проверим в другом свои знания.
Дюймовочке нужно сшить ещё и юбочку, но размеры мы определим с помощью решения примеров. Какой формы может быть юбочка? ( прямоугольной, в форме трапеции), (определяемся с формой).
А сколько сторон у трапеции (прямоугольника)? А они все одинаковой длины или разные? Предлагается детям показать (плоскостная трапеция из картона на доске ) левый верхний угол, нижний правый угол… ( противоположные у прямоугольника одинаковой длины, а у трапеции две противоположные стороны одинаковые, а две разные по длине).Так сколько примеров нам нужно решить, чтобы определиться со сторонами юбочки в форме трапеции? ( прямоугольника), ( трапециевидная- 3 примера, прямоугольная- 2примера).
Дети решают примеры по карточкам, каждый индивидуально. Затем, с целью проверки, каждый ребёнок, называет одну из сторон юбочки ( прочитав пример и объяснив его. 9-4=5, потому что 9-это целое, которое можно составить из двух меньших чисел 4 и 5.).
С двумя заданиями вы справились и можем приступить к какому по порядку? Обоснуйте свой ответ( если мы сделали два задания то в порядковом счёте следующее задание будет третье).Действительно третье задание . Заключается оно вот в чём. Мы сделаем узор для юбочки нашей Дюймовочки (на листе бумаги нарисовано начало узора , детям нужно его продолжить соблюдая последовательность-каждому на ¼ альбомного листа).
Нарисован треугольник синего цвета, квадрат красного цвета, ромб синего цвета и прямоугольник зелёного цвета. (дети рисуют цветными карандашами).
Физкультминутка.
Ребята, вы все правильно продолжили узор, а что вы можете рассказать о нём с точки зрения математики? По каким признакам каждая их фигур в этом ряду лишняя? (состоит из геометрических фигур, но у квадрата как и у ромба 4 равных стороны, и 4 угла, но они разного цвета…).
Следующее задание.
Дюймовочка очень любит природу, никогда не приносит ей вреда. Хотите в этом убедиться? Для этого вам нужно решить две задачи, одна про живую природу, а другая про…? ( неживую природу).
На доске поочерёдно вывешиваются рисунки для решения задач, по этим рисункам дети составляют устно задачу и решают её.
Ну, что, ребята, я думаю, что Дюймовочке понравилось бы то, как вы справились со всеми заданиями. И, не исключено, что она может пригласит вас в гости. Но чтобы идти в гости, нужно купить что- то к чаю, а может кто -то купит даже игрушку. И так как мы ещё пока не располагаемся деньгами, то мы можем представить себе это условно.
На столах расположены несколько видов сладостей ( конфеты и печенье), мягкие игрушки на соседнем столе. На всём товаре есть цена в рублях.
(попутно спрашивается почему товар на разных столах; продукты питания продовольственный магазин, а игрушки- магазин игрушек).
Каждый ребенок говорит, что он хочет купить , и назвав состав числа, соответствующий цене товара , условно его покупает.
Воспитатель говорит о результатах покупок, хвалит детей.
Ну, а теперь смело можем идти в гости. А вы знаете, что Дюймовочка живёт в очень красивом доме и чтобы войти в дом, нужно подняться на по 20 ступенькам.( дети шагают по коврику, считая до 20 в прямом порядке.
Ну а как мы будем считать ступеньки, когда будем спускаться? (Дети снова шагают , но в другую сторону и считают от 20 в обратном порядке).
Воспитатель просит детей обратить внимание на часы, спрашивая, в котором часу они пойдут в гости.( часы находятся на столе и дети поочерёдно называют время и, перемещая руками стрелки, говорят во сколько часов пойдут в гости.
Снова детей хвалят, и в награду за труд на протяжении всего занятия, после прощания с гостями, предлагают сладкие угощения из продовольственного магазина.